КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О О О О О ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
А. «Пирамида» Б. «Сеть» Рис. Идеальные модели развития науки
Возможен иной взгляд, иная, постмодернистская, постнеклассическая, культурно-аналитическая парадигма в психологии (как мы предлагаем ее назвать за неимением подходящего термина). Суть ее в том, что если смотреть на историю психологии не как на историю исканий и заблуждений, а как на диалог, в котором реализуется принцип дополнительности знания, то ни один труд не может быть скучен, поскольку он является голосом обшей полифонии (М.М.Бахтин), репликой — в разговоре, абзацем — в гипертексте на предмет эволюции психологического знания. Сделав определенный разворот в исследовательском сознании, можно увидеть мир иначе. В свою очередь, это развивает и такое духовно-смысловое образование в ментальности, как толерантность, позволяющую практиковать «презумпцию ума» (М.К. Мамардашвили), уважать любого участника диалога, тренировать гибкость собственного мышления. При таком подходе культурно-исторической психологии будущего не скучны ни В.Вундт, ни Э.Титченер, ни тем более приверженцы теории деятельности, — ни один голос в психологии! Более того, эта методологическая парадигма несет и определенную этическую нагрузку, позволяя распространить известные слова Дж.Донна2 на нашу науку: культурно-историческая психология — это полифония всех голосов в истории психологии, любой в ее контексте может быть переосмыслен, может засверкать новыми смыслами, она теряет от потери одного единственного голоса. Вся психология теряет, если чей-то голос не услышан. В этой логике нет противников, а есть разные перспективы видения психологических реальностей. М.Г.Ярошевский, введя в историческую психологию науки понятие «оппонентный круг», показал тем самым ценность и даже необходимость противоположных точек зрения для развития той или иной концепции. О практике дополнительности, имевшей место в собственном опыте, вспоминает Л.И.Анцыферова: «Вот, кажется, совсем разные парадигмы — парадигма аналитико-синтетической деятельности и парадигма гештальтпсихологии, но Сергей Леонидович [Рубинштейн] их интегрировал. Учение об аналитико-синтетической деятельности раскрывает самый процесс движения мысли, а гештальтпсихологи правильно фиксируют интересные промежуточные результаты этого процесса: перемещение выявленного свойства в центр новой интеграции» [1; 130]. Сама же Л.И.Анцыферова демонстрирует талантливый пример дополнительности аналитической психологии К.Юнга концепцией Л.С.Выготского; Дж.Верч в междисциплинарном контексте устраивает многообещающий диалог теорий B.C.Выготского и М.М. Бахтина. Иными словами, постмодернистская парадигма в психологии позволяет не быть рабом какой-то одной школы или концепции, не отрицать чьи-то взгляды, а находить им соответствующее место в мозаичной реальности. В сознании исследователя, практикующего постмодернистское видение мира, различные точки зрения вступают в диалог, подвергаются критической рефлексии. Так, например, концепция Л.С.Выготского справедливо названная Д.Б.Эльконнным «неклассической», в том, что касается теории развития высших психических функции и психотехнической практики, должна быть переосмыслена в плане представлений о научности психологии и методологическом разрыве с направлением В.Дильтея. Здесь мы имеем пример влияния социокультурного контекста на творческую биографию ученого. В духе своего времени Л.С.Выготский видел выход из кризиса в создании «общей психологии», понимаемой как монистская методология. По этому пути и пошла советская психологическая наука: из марксизма практически полностью было вычерпнуто все эвристическое содержание немецкой классической философии, и благодаря этому психология обогатилась и действительно вышла из ситуативного, но не «системного кризиса» (который В.П.Зинченко справедливо именует расцветом!), показав, что нельзя исследовать психику, исследовать сознание, не покидая его пределов, как это делали интроспекционисты. Однако отрицание интроспекции как метода вообще сыграло негативную роль, поскольку есть такие области психологии, в которых без интроспекции не обойтись. Нельзя представить себе психологическое знание без «Исповеди» А.Августина, «Размышлений» М.Аврелия, «Истории моих бедствий» П.Абеляра, исповедей Л.Н.Толстого и Ж.-Ж.Руссо, без «Самопознания» Н.А.Бердяева, автобиографии К.Юнга. Более того, самые глубокие вещи вытянуты К. Юнгом из недр своей души. Вот что пишет по этому поводу Л.И.Анцыферова: «Знакомясь с различными теориями личности, я пришла к выводу, что кроме психотерапии и эмпирических исследований есть ещё один источник психологического знания — это глубокая рефлексия, личности над собой, своим внутренним: миром и собственной жизнью» [1; 132]. Близкую позицию занимает и А.В.Юревич, говоря о необходимости легализации «внутрисубъективного опыта как источника познания» [35]. Иными словами, интроспекция — важная часть психологического исследования, ограниченная лишь своим адекватным диапазоном применимости. Среди теоретико-методологических проблем, стоящих перед культурно-исторической психологией, могут быть выделены следующие: 1) междисциплинарное сотрудничество; 2) язык науки и способы описания реальности; 3) предмет и методы исследования; 4) онтология и типология культурно-психологических реальностей. Остановимся подробнее на некоторых из них. В контексте анализа предмета и методов дисциплины В.А.Шкуратов отмечает: «Историческая психология распадается на много задач и научных устремлений. Очень трудно подыскать общий знаменатель для этих устремлений. <...> Историческую психологию можно определить как изучение исторических отношений обыденного сознания со смыслопорождающими механизмами культуры» [29; 111]. B.H. Романов в сходном смысле говорит о «субъективных регуляторах деятельности» [20]. М.Коул понимает культурную психологию как «дисциплину, изучающую роль культуры в психической жизни человека» [10; 16]. Б.Г.Мещеряков и В.П.Зинченко считают, что «логично представить культурно-историческую психологию в виде того раздела культурной психологии, который сфокусирован на глобальной проблеме роли культуры в психическом развитии как в филогенезе (антропогенезе и последующей истории), так и в онтогенезе» [18; 104]. Как мы уже отмечали, культурно-историческая психология пребывает в муках рождения. Есть реализованные в культуре проекты, которые успешно разворачиваются. Речь идет о разнообразных направлениях культурной антропологии, американской психоистории, французской культурно-психологической школы, культурно-исторической концепции Л.С.Выготского, исторической психологии В.А.Шкуратова. Все эти направления интересны, но в чем отличительная особенность культурно-аналитической психологии? — В постнеклассической организации научного знания, в постмодернистском духе методологии. Постнеклассическая наука, согласно B.C.Степину, представляет собой тип научной рациональности, объединивший науки о природе и науки о духе. Такое состояние знания, обязанное своим возникновением, в том числе, и идеям глобального эволюционизма, способствовало построению общенаучной картины мира, где разные типы рациональности не отрицают друг друга, а делят между собою сферы влияния. В зависимости от исследовательских задач одна и та же реальность может быть рассмотрена с разных позиций и выступить предметом освоения в разных типах рациональности. Принципиальным отличием постнеклассической науки от неклассической является ее чувствительность к контекстам, повышенная рефлексивность, учитывающая соотнесенность получаемых знаний о мире не только с особенностями деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. С организационной же стороны постнеклассическая наука характеризуется ростом междисциплинарных исследований, поскольку ее объекты по преимуществу представляют собой сложные саморазвивающиеся системы. Последнее связано с тем, что особую роль в постнеклассической науке играют гуманитарная составляющая и влияния культуры [24]. В свете сказанного предмет культурно-исторической (культурно-аналитической) психологии уточняется как изучение взаимодействий и связей между порождающими мирами культуры — ментальностями — и внутренними мирами человека. Отсюда следуют, по меньшей мере, три особенности предмета культурно-исторической психологии: 1) межведомственность, 2) полисемантичность и принципиальная недоопределенность, 3) некая текучесть. «Тот, кто погружается в сокровенный замысел культурно-исторической психологии, — пишет А.Г.Асмолов, — тот явно и неявно переходит от анализа "сознания вне культуры" и "культуры вне сознания" к постижению взаимопереходов, преобразований социальных связей в мир личности и сотворения личностью из материала этих связей миров человеческой культуры» [3;19]. Если же следовать вышеизложенной логике, то можно пойти дальше и увидеть, что психология многопредметна. В качестве небольшой иллюстрации приведем выдержку из учебника-энциклопедии Р.Фрейджера и Дж.Фейдимена «Личность: теории, эксперименты, упражнения»: «...Работники, получающие почасовую оплату, могут обнаружить, что концепция режимов подкрепления <...> Б.Ф.Скиннера проливает свет на их поведение на работе. Однако сомнительно, что чтение Скиннера поможет людям понять, почему они посещают религиозные службы. Здесь скорее будут полезны сочинения Карла Юнга, посвященные роли символов и значимости "я". Таким образом, различные периоды времени и в различных сферах нашей жизни каждая теория способна стать для нас руководством, просветить нас или внести ясность в какой-то вопрос» [27; 20]. Вот иллюстрация дополнительности, «фасеточности» предмета психологии. Но разнопредметность психологии с неумолимой логикой диктует и соответствующее разнообразие методов исследования. Если признать, что имеется содержание, которое не вычерпывается традиционными, общепринятыми методами психологии (а об этом свидетельствует сам факт изобретения терминов психологами, например, А. Маслоу: «внутренняя природа человека», «эупсихея» [38]), то перед нами встанет проблема поиска методов. Эта задача непрестанно ставилась в контексте развития гуманитарных наук. В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт, П.Рикёр и другие не столько проложили тропы, сколько заострили проблемы. В своем собственном исследовании мы апробируем следующие методические приемы: семантическую рефлексию, биографический метод, моделирование и портретирование реальностей, метафору как эвристику, герменевтический и феноменологический методы. Теоретические и практические перспективы культурно-исторической психологии проистекают из ее постнеклассической и постмодернистской методологии. Безусловно, сюда органично вписывается и опора на деятельностный подход, устанавливающий функциональную связь между культурой и психикой. Деятельность, показывает в своих исследованиях В.Н.Романов, выступает как системообразующее основание культуры, с одной стороны, и психики — с другой [20]. Новая парадигма задает и «место встречи». Так, в социокультурном подходе Дж.Верча возникает эвристичный диалог между Л.С.Выготским и М.М.Бахтиным. Среди перспективных направлений исследований мы отметили бы сдующие: разработка типологии культуры с позиции психологии, типология ментальностей и модели взаимопереходов культурных миров и внутренних миров человека, разработка зон подавления развития личности. Особенно же плодотворной представляется встреча психологии с культурологией. Прежде мы исходили из распространенного в отечественной психолог взгляда, что со времен кроманьонца человек — он везде один и тот же человек будь он «трансцендентальный субъект» в учении И.Канта или абстрактный испытуемый в психологической лаборатории. Но культурология — это та наука, которая совершает в голове психолога поистине коперниканский переворот: есть проблема «переводимости» культурных типов, индивидуальностей различных эпох, в которой выявляется неполная доступность личности для психологического исследования. (Каких только методов психологи не используют, какими процедурами измерения не овладевают, а все же остается неисчерпанность тайны человека.) Есть также проблема «переводимости» из наследственного в социальное, и эту проблему уловил А.Маслоу в термине «внутренняя природа человека» 3. Более того, работы представителей эволюционной теории познания, а также П.Тейяра де Шардена, Н.Н.Моисеева и других позволяют говорить о том, что и биологическая эволюция человека отнюдь не завершена, а лишь уступает в скорости эволюции социальной и потому на этом фоне как бы незаметна Иными словами, сотрудничество с культурологией помогает психологии быстрее изменить парадигму, перестать опасаться «релятивизма» и «субъективизма» и не стремиться стать «строгой наукой». Шарм культурологии в том, что, как свидетельствует В.М.Розин, единой культурологии нет, а теорий культур столько, сколько выдающихся культурологов, и каждое оригинальное направление задает свой предмет и подход к культуре, но это не мешает культурологам доброжелательно и плодотворно общаться [91]. Но как исследовать особенное? Как психологии оставаться наукой, и что в ней может быть научным фактом? И эту не однажды обсуждаемую в философии проблему нам предстоит осмыслить заново. Мы стоим на позиции конвенциализма: научный факт в психологии есть предмет договоренности. Понятие зоны ближайшего развития получило мировое признание, стало рабочим инструментом психологической практики — значит, это научный факт. Но это понятие ничем не лучше и не хуже понятий «когнитивный стиль»,«неадаптивная активность», «сублимация», «архетип», «установка», «социальный характер», «внутренняя природа человека» и пр. Все это суть ловушки, в которые поймана и означена феноменальная реальность. Психология — наука, где так часто не хватает слов, что происходит творчество терминов. Последние фиксируют неназванные реальности, превращая их в реальности зримые и действующие. Психоанализ в этом смысле — пример того, как целый психический драматический мир благодаря таланту 3.Фрейда обрел жизнь в культуре. Концепция Л.С.Выготского, безусловно, обогатила науку, но жить только «школой Выготского» или «деятельностным подходом» в XXI в. нельзя. Так, психология Л.С.Выготского должна быть дополнена психологией К.Юнга, психологией А.Маслоу, психологией Л.М.Веккера ...а деятельностный подход — индивидуальным, биографическим, культурологическим! Пересмотрим в свете сказанного четырехуровневую схему Э.Г.Юдина. Философский уровень методологии для нас теперь будет связан с постмодернизмом, а это значит, что любая методология может стать ведущей в зависимости от задачи и контекста рассматриваемой проблемы. Общенаучный уровень — это системный подход, историко-эволюционный подход, сетевой подход. Конкретно-научный уровень представлен разными психологическими школами и направлениями, вступающими между собой в диалог. На уровне техники и методики исследований вариантов еще больше, так как это наиболее динамичный уровень. Новая методология — это прорыв к качественно иной ментальности. Ведь по большому счету, постмодернизм — симптом того, что изменился мир культуры и духовный мир человека. В прежние века за редким исключением большинство людей чувствовало себя комфортно под защитой авторитета, будь то миф, традиция, отцы церкви или пророки, религия, «научный коммунизм»... Человеческая душа нуждалась в определенности и всеми средствами упорядочивала мир. Но уже в XX в. произошел некий надлом, свидетельствующий об изменении ментальности. Культ хаоса прежде был уделом натуртворческих, теперь же практически все человечество учится обустраиваться в полном неопределенности и неожиданности мире, и постмодернизм — как раз то мироощущение, которое помогает это принять. Культурно-историческая психология же в своем практическом применении способна быть лабораторией духовного преображения, ментальной оснастки. Постмодернизм − хотим мы того или не хотим, но это эпоха, в которой мы все живем. И постмодернистский дух все равно будет просачиваться в психологию, как он проник в литературу, искусство, философию, быт... Однако постмодернизм может быть прочитан по-разному. Есть и в истории культуры различные его интерпретации: от мягких, пограничных вариантов до экстремизма. Для нас постмодернизм — это неадаптивная активность мысли, возникающая на переломах культуры, и согласно историко-эволюционному подходу [4] ее смысл состоит в расчистке завалов цивилизации. Постмодернизм в отечественном варианте, представленном Серебряным веком, исследован в статье В.И.Самохваловой, посвященной «первому постмодернисту» Вяч. Иванову: «...В.Иванов ощущает, угадывает всю опасность притаившегося хаоса, улавливая за мозаикой разнообразия возможность не сложить из нее единую картину мира, отмечая, что чуткая душа пророчества, прозревающая несбывшееся, боится и медлит пробудить уснувшие бури уже шевелящегося хаоса» [21; 73]. «В. Иванов, — продолжает автор, — в своем увлечении дионисийской игрой только лишь заглянул в бездну, по краю которой упорно ходил Ф.Ницше, в конце концов оказавшись не в силах избежать искуса и будучи призван ею. Что же касается современных постмодернистов, то они, заигрывая с бездной, сами как бы зовут ее к себе, но, достаточно твердо стоя на ее краю, предпочитают наблюдать за тем, как в нее устремляются другие: при этом не забывают детально фиксировать нюансы своих переживаний» [21; 74]. Прочтение постмодернизма современной психологией — дело сколь эвристическое, столь и ответсхвенное. К находкам постмодернизма относят метафоричность дискурса, синкретичность мысли, принципиальную недоконцептуализированность понятий, творчество, терминов, эксперименты со стилем. Что же касается отрицания постмодернизмом автора, субъекта, то и в этом можно найти смысл. Постмодернизм демократичен, он стирает грани между вещами, между старым и новым, низом и верхом, отменяет иерархии. Это мироощущение, это жизненный стиль, в котором нет различий между молодым ученым и маститым метром. Важна идея, фраза, а не то, кто ее сказал. В пространстве постмодернизма между собой состязаются тексты и мысли, а не авторы (научный вес которых различен, а, следовательно, определенным образом работают и силы тяготения в науке). Постмодернизм, делая акцент на тексты, протестует против существующего несовершенства мира. Постмодернизм этически чист, поскольку выносит за скобки склоки, дрязги, амбиции, «человеческое, слишком человеческое». Постмодернизм, перефразируя Б.Л.Пастернака, — это скоропись культуры в эпохи ее разрывов. Пафос этой статьи в том, что методологический хаос психологии – не беда, а благо. Надо помнить о том, что, согласно Б.Ливенхуду, кризисы — это шансы жизни [14]. Психологам, как никому известно, что любой кризис является порождающей средой для новообразований. И в нашем случае это новообразование — расширение исследовательского сознания благдаря духу постмодернизма. История культуры, история философии своим путем, своей биографией доказывает, что нет для человека абсолютной истины, а есть лишь путь от одной парадигмы к другой. И все парадигмы в какой-то мере истинны. Так, неклассическая парадигма не отменила классическую, а указала ее место, диапазон применимости. А постнеклассическая организация знания помогает найти место в общенаучной картине мира для любого подхода, любой теории.
1.Анциферова Л.И. Желаю молодым большей научной честности //Психол. журн. 1992.Т. 13. №4. С. 123-138. 2.Асмолов А. Г. XXI век: психология в век психологии // Вопр. психол. 1999. № 1. С. 3-12. 3.Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы обшепсихологического анализа. М.:Изд-во МГУ, 1990. 5. Величковский Б.М. Открытое письмо в редакцию // Вопр. психол. 2001. №2. С. 152-155. 6. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993. 7. Иванов В.В. Классика глазами авангарда //Иностр. литер. 1989. № 11. С. 226-231. 8. Донн Дж. Избранное. М.: Моск. рабочий, 1994. 9. Керимов Т.Х. Постмодернизм // Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург. М.; Минск: ПАНПРИНТ, 1998. С. 668-675. 10. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-Центр, ИПРАН, 1997. 11 Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 12. Круглый стол: Психология XXI века: пророчества и прогнозы //Вопр. психол. 2000.№ 1. С. 3-35; № 2. С. 3-41. 13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1975. 14. Ливенхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга: Духовное познание, 1994. 15. Личность, культура, этнос: современная пси- отологическая антропология / Под общ. ред. А.А. Велика. М.: Смысл, 2001. 16. Лобок А. Узлы культуры и педагогика //Первое сентября. 2002. №6. С. 3. 17. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук;Киев: Ваклер, 1997. 18. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология (Критический анализ книги М Коула)//Вопр. психол. 2000. №2.С. 102-116. 19.Розин В.М. Введение в культурологию: Учебник. М.: ИНФРА; ФОРУМ, 2000. Романов В. Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии, М.: Наука, 1991. 20.Романов В. Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии, М.: Наука, 1991. 21.Самохвалова В.И. Вячеслав Иванов и русский постмодернизм // Вопр философ 2001.№ 8. С. 66-77. 22.Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учебн. пособие. М.: Флинта; Наука, 2001. 23.Степанов С.С. Психология в лицах. М.:Эксмо-Пресс, 2001. 24.Степин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 25.Столович Л.Н. О «системном плюрализме» в философии // Вопр. философ. 2000. №9.С. 46-56. 26.Фейерабенд П. Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэ-на де Куртинэ, 1998. 27.Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. Энциклопедия. СПб.; М.: Олма-пресс, 2001. 28.Чеснокова А.Г. Проблема предмета психологии в трудах Л.С. Выготского: Автореф.канд. дис. М., 2001. 29.Шкуратов В.А. Историческая психология на перекрестках человекознания // Одиссей.Человек в истории. М.: Наука, 1991. С. 103—114. 30.Эльконин Д.Б. Об источниках неклассической психологии // Избр. психол. труды /Отв. ред. С.Я. Козлов, П.И. Пучков. М.: Педагогика, 1989. С. 475-478. 31.Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения. М.: Наука, 1991. 32.Юнг К.Г. Воспоминания, сны, размышления. Главы из книги // Урания. 1991. №3.С. 2-14. 33.Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке.М.: Ренессанс, 1992. 34.Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии //Вопр. психол. 2001. № 5.С.3-18. 35.Юревич А. В. «Онтологический круг» и структура психологического знания // Психол. журн. 1992. Т. 13. №1. С. 6-14. 36.Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопр. психол. 1999. №2. С. 3-11. 37.Ярошевский М.Г. Выготский в поисках новой психологии. СПб.: Изд-во Международн.фонда истории науки, 1993. 38.Maslow A.H. Eupsychia — the good society //J. Hum. Psychol. 1961. V. 2. N 1. P. 1-11
Поступила в редакцию 28.11. 2001 г. [1][1][1] Понятие постмодернизма, как и большинство культурологических понятий, отличается принципиальной неопределенностью избыточностью смыслов. Под постмодернизмом, взятым в предельно широком контексте, принято понимать «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий», совокупность «культурных настроений и философских тенденций», связанных с переживанием завершенности определенного культурологического этапа развития, изжитости «современности», «вступления в полосу эволюционного кризиса» [22; 8]. В узком смысле постмодернизм трактуется как образ и стиль жизни, особый духовный настрой, который присущ обществам, завершившим стадию модернизации (postmodern society).
2 Нет человека вне человечества, говорил английский пил и философ, современник В. Шекспира Дж. Донн, и поэтому не спрашивай, по кому звонит колокол. Он звонит по тебе. Вес человечество теряет от потери одного единственого человека [8]. 3Есть внутренняя природа человека, утверждает А.Маслоу, к которой надо прислушиваться. Она связана с индивидуальностью, призванием судьбой. Игнорирование этой природы ведет человека к болезням, поскольку только эта глубинная природа знает, чего человек на самом деле хочет, на что он способен. «Сердцевина» человека должна быть в какой-то мере наследственной, иначе во всех остальных аспектах возникает слишком много путаницы <...>. Мы не можем одновременно стоять на позиции биологов и на позиции социологов. Мы не можем утверждать, что цивилизация все определяет и за все отвечает, и в то же мое время говорить о том, что человек обладает врожденной природой» [17; 200—201].
|