Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Культура первобытности




 

История происхождения человека начинается в далёком прошлом. Современная антропология не даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному.

Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Продолжительность этого периода – сотни тысяч лет.

Самые древние орудия человека датируются около 2,5 млн. лет назад. На основе материалов, из которых люди изготавливали орудия труда, археологи делят историю первобытного мира на три века: каменный, бронзовый и железный.

В каменном веке условно выделяют несколько эпох:

палеолит – примерно от 2,6 млн. до 12 тыс. лет до н.э.;

мезолит – примерно от 12 до 7 тыс. лет до н.э.;

неолит – примерно от 7 до 4 тыс. лет до н.э.;

энеолит (меднокаменный) – примерно 3 – начало 2 тыс. до н.э.

Бронзовый век продолжался со 2 до начала 1 тыс. до н.э., железный век – примерно с середины 1тыс. лет до н.э.

Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм(от греч. Synkretismos – соединение) – сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию самого человека разумного. На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе (от греческого arche – начало и typos – образ) – прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно XXXIII – XXXVIII тыс. до н.э.). Ориньякская культура – культура периода позднего палеолита, получившая названия по пещере Ориньяк (Франция).

Это женские статуэтки высотой 10—15 см из камня и кости, обычно подчеркнуто массивных форм, с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами – так называемые «палеолетические Венеры», по-видимому связанные с культом матери-прородительницы. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

Н. Дмитриева: "...в этих произведениях... бросается в глаза одновременно и мастерство, и примитивность... Мастерство – в том, как цельно и сильно прочувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и... даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения.

"Палеолитическая Венера"... – сосуд плодородия, и ничего сверх этого.". Н. Дмитриева приходит к выводу, что изображения венер более животны, чем сами животные на стенах пещер! Ведь животных человек изображал с чувством восторга перед их силой, их образы одухотворены.

Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы:

натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет;

искусственная изобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

верхнепалеолитическое изобразительное творчество – роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы – звукоподражательные мотивы. Искусственная интонационная форма – мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Появилось декоративное искусство – резьба по камню и кости, рельефы.

В эпоху неолита и бронзового века появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы, глиняная посуда.

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5–2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э.

По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры – «Зале животных» – найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают, высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.

В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» – 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение.

Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

Верования в древнем человеческом обществе являли собой реакцию совокупной личности на её восприятие совокупной Вселенной. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме (от латинского: Anima – дух, душа) – наделении природных явлений человеческими качествами.

Можно просто зафиксировать тот факт, что миф стоит в начале человеческой истории, но гораздо плодотворнее будет объяснить этот факт, исходя из основных смысловых потребностей человека, без которых немыслимо его существование. К числу таких потребностей относится стремление к переживанию своего смыслового единства с миром.

Существуют два крайних полюса, два ценностных отношения к миру – как к «чужому» и как к «своему». Современный человек уже не боится «чужого», объективного, внечеловеческого, он научился покорять его. Поэтому ощущение внутреннего родства с миром сегодня воспринимается как одно из возможных отношений к бытию. Но для первобытного человека это отношение было единственно возможным.

Способом выживания первобытного человека стало чувство его породнённости с грозными природными стихиями. Он чувствовал их родственными себе, одушевлёнными существами, которых можно как-то умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать.

Связи, устанавливаемые мифом, французский этнограф Леви-Брюль называет мистическими связями, или мистической сопричастностью вещей и явлений. Мистическая сопричастность – это ассоциативно-психологическая, смысловая связь, воспринимаемая и переживаемая как способ реальной взаимной обусловленности вещей и явлений.

Миф является царством всеобщего оборотничества, в котором вещь выступает не только как вещь, но одновременно и как одушевлённое существо: животное – и животное (добыча) и священный дух; солнце – это и тот огненный шар, который мы каждый день видим на небе, но одновременно это и грозный бог, дающий и плодородие и засуху. Для первобытного человека эти представления есть нечто изначальное, а вовсе не результат соединения (ассоциации) двух образов.

Исходя из этого, мифможно определить как способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевлённые существа.

Иными словами, миф можно охарактеризовать как проекцию человеческой души вовне, в космическое целое. Космос – это древний образ мироздания, в котором человек не «царь природы» (это понимание возникает лишь в христианскую эпоху), а всего лишь её часть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себе могучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду. В роли таких богов оказываются наиболее значимыедля конкретного племени силы и явления природы, одушевлённые мифологическим воображением.

Каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторым животным. Такая система верований получила название тотемизма.Тотем – это не просто животное, а божественное животное.Реальные животные не являются богами, однако в них мистически присутствует тотем, точно также, как тотем мыслится в виде конкретного животного.

Ещё одним характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм –это обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относятся подобным образом, и есть фетиш.

Конечно, можно оценивать миф, сравнивая его с современной системой знаний, однако это не отражает его действительного назначения. Миф и не призван давать объективную картину мира, он призван придавать миру смысл. В тоже время надо помнить, что смысловая полнота жизни достигалась при полном отрицании самостоятельного достоинства человека. Человек видел в себе лишь продолжение жизни природы и готов был обрекать на смерть тех, кто уже не мог воплощать в себе расцвет обожествляемых природных сил.

В мифе не только человек зависит от мироздания, но и мироздание зависит от человека. Мистическая сопричастность носит двусторонний характер, и если две вещи или два существа мистически причастны друг другу, то судьба каждого из них действенным образом связана с судьбой другого. Если смысловая связь неотличима от причинной, то можно влиять на вещи, обращаясь не к ним самим, а к их смысловым двойникам, к их символам. В этом и состоит сущность и основная идея магии.

Магия –это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли. Исходя из этого понятно, почему в мифе (а миф, напомним, не рассказ, а сама жизнь) такое значение обретает жест, ритуал, слово. Ведь и жест, и ритуал, и слово были магически связаны с миром грозных божественных сил, они могли или вызвать их гнев, или усмирить их. Да и само слово несло совсем другую смысловую нагрузку, отличную от его современного понимания. Слово мистически связано с обозначаемым предметом или явлением, это слово – магический символ, слово-заклинание и неосторожное обращение со словом может грозить мировыми катастрофами.

Древний человек особенно опасался, что не только его вещи, но и его имя может быть магически использовано против него, так как имя мистически причастно своему владельцу. Поэтому, зная настоящее имя бога или колдуна, можно обрести над ними магическую власть. По этой причине герои древних сказаний стремились скрыть своё подлинное имя. Простому человеку надо было опасаться произносить имя священных существ и демонов, ибо само произнесение имени могло вызвать их.

Таким образом, магическое управление природой подменяло собой реальное, практическое овладение её силами. Однако этот факт вовсе не свидетельствует о никчемности первобытной магии, как это может показаться современному человеку. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в полной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и обряды воздействовали на человека – и не на его разум, который был ещё слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физически вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплочённость, оптимизм, «программировала» их бессознательное на успех в трудном и опасном деле.

В мифе человек магически овладевал миром, но не следует думать, будто это приносило ему свободу. В мифе и магии человек выступает не как самоценное существо, а как часть целого, вписанная в его незыблемый порядок. Даже в глазах своих последователей магия не всесильна, ибо она основана на мистических связях мирового целого, космоса, в котором Судьба одинаково всесильна и над людьми и над богами. Но древний человек и не стремился к свободе.

Миф и магия выражают стремление не к свободе, а к выживанию, но выживание здесь осуществляется за счёт подавления любых проявлений свободы. Миф есть исторически первое и потому очень ограниченное осуществление творческого человеческого духа, когда этот дух ещё не развит и не готов совладать с собственной свободой. Мифологические ритуалы сплачивали общину и образовывали магический мост, оживляющий в душах связь между миром обыденного и миром священного. Социальные правила и запреты, освящённые именем богов, внедрялись не только в сознание, но и в бессознательные глубины души.

Внутри самого мифа его истина никогда не становится предметом для обсуждения, она просто принимается как священная данность, как выраженная в церемониях и ритуалах мистическая связь бытия. Любой шаг за пределы, предписанные священным обычаем, рассматривался как нарушение священной гармонии, подрыв союза людей и богов. Например, в первобытных коллективах приняты церемонии инициации,т.е. посвящения в полноправные члены общины, где юношей подвергали испытаниям на смелость и выносливость. Однако с теми, кто хотя и был храбр, но проявлял излишний скептицизм или самостоятельность суждений, во время этих церемоний, как правило, случались непоправимые несчастья. Миф руками вождей и старейшин избавлялся от тех, кто не вписывался в его тоталитарную структуру; стабильность общества достигалась за счёт консервации сложившихся в прошлом порядков.

Таким образом, миф является страшно консервативной и устойчивой системой. И если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной этого является вовсе не накопление знаний (ибо миф сам программирует, как интерпретировать мир и какие знания накапливать). Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу. Миф не может, не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и потому реализация свободы, с одной стороны, подрывает устои мифа, а с другой стороны, становится источником новой формы культуры.Человек по-прежнему сохраняет потребность в смысловом породнении с миром и отождествляет себя с природой, но он перестаёт обожествлять непосредственную жизнь природы, слепую игру её стихийных сил.

Так возникает первая форма религии.Теперь наблюдаемое солнце уже не есть бог, хотя и сохраняется представление о боге солнца как об управляющем начале природы. Боги теперь переносятся в сферу сущностей и олицетворяют не только силу стихий, но и новый космический порядок, в котором есть место гражданской свободе человека. Сам космос становится более «разумным», «рациональным», символизируя переход от порядка первобытной общины к порядку античного полиса.

Искусство также выделяется из мифа, одновременно преодолевая его. Корни искусства лежат в мифологических церемониях и ритуалах, где человек переживал смысл и красоту, вдохновлялся жизнью как воплощением божественных сил и сам становился таким воплощением. Однако подобные ритуалы ещё не были искусством в подлинном смысле этого слова, ибо они носили прежде всего магический характер и были направлены не на эстетические, а на мистические и одновременно сугубо практические цели. Например, соединиться с богами, чтобы попросить у них удачи на охоте.

Однако миф не уходит бесследно из культуры. Во-первых, миф и его образы сохраняются в человеческой душе, так как главное назначение мифа – придавать смысл, и символические образы мифа выступают для человека универсальными (архетипическими по выражению К.Г.Юнга) формами придания и выражения смысла. Во-вторых, в культуре ещё очень долго сохраняются пережитки мифа, которые проявляются в виде суеверий, гаданий и т.д.

Говоря о чудесах первобытной культуры нельзя обойти вниманием памятники материального свойства. Наиболее грандиозным и, пожалуй, наиболее известным является шотландский Стоунхендж.

Стоунхендж – всемирно известное каменное мегалитическое сооружение-кромлех на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир в Англии, расположенное примерно в 130 км к юго-западу от Лондона. По самой распространённой версии, название произошло от англ. Stопehеngе – каменное ограждение. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эти сооружения представляли собой два концентрических круга. Английский Стоунхендж состоял из 38 пар вертикально стоявших камней, его конструкция включала также и третье сооружение из врытых в землю тесаных камней, перекрытых каменными плитами.

Шотландский Стоунхендж состоял из 13 монолитов. В центре таких сооружений стоял один огромный камень-монолит, а на северо-восток от него вне сооружения другой. Исследователи обратили внимание на то, что оси каждого из этих загадочных сооружений, проведённые от центрального монолита к внешнему, направлены к той точке горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит солнце.

По преданиям, перед такими алтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную службу 21 июня, начинавшуюся при первых лучах солнца. В последние годы в Англии приверженцами кельтской старины был организован современный орден друидов, члены которого пытаются реконструировать старые друидские ритуалы и церемонии. По инициативе ордена стала вновь совершаться ежегодная служба летнего солнцестояния в Стоунхендже, и совершается она в том же самом месте и в тот же час, что и в древние времена.

Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это самый ближний каменный карьер.

30 сарсеновых камней образуют круг диаметром 33 м. Эти камни имеют 4,1 м высоты, 2,1 м в ширину и весят около 25 тонн. Сверху на них положены камни-перемычки длиной около 3,2 м и шириной 1 м и толщиной 0,8 м так, что вершины перемычек находятся на 4,9 м над уровнем земли. Камни закреплялись при помощи системы паз и шип. Дуга внешнего кольца из 13 камней сохранилась вместе с перекрытиями.

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами, раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам.

Современная датировка элементов Стоунхенджа, основана на радиоуглеродном методе. Материал для датировки валунов сарсена, имеющийся в весьма ограниченном количестве, указывает на 2440–2100 до н. э.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества, глава 1, схема трансформации типа семьи, а также глава 3 в той же книге. | 
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты