КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция III. Парменид ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Парменид Элейский с его учением о бытии — грандиозная веха «на полпути» к Платону — вершине античной философии. Неплохо сохранившаяся поэма Парменида «О природе» — точка отсчета всей античной и европейской метафизики. Если задаться вопросом, кто из досократиков первый по глубине и многозначительности своего умозрения, ответом, пожалуй, будет — Гераклит, но сочетать философскую глубину с ясностью и отчетливостью, включающей кропотливый анализ, критику понятий, культуру мышления из предпосылок под силу было только Пармениду. Здесь, безусловно, первый он, ведь и по части поэтических метафор он ни в чем не уступает «темному» эфесцу. Другая важная располагающая к Пармениду деталь состоит в том, что если за плечами «пророка Логоса» Гераклита нет сколько бы то ни было выдающихся преемников, то Парменид — основатель школы, оказавшей примечательное влияние на последующую мысль (системы Эмпедокла и Демокрита определенно учитывают выводы Парменида). Платон свой, пожалуй, самый глубокомысленный диалог совсем не случайно назвал его именем. К заслугам элейского мыслителя нужно отнести и то, что он первым ясно сформулировал как критерии познания: познаваемо только бытие, так и критерии самого бытия, каким оно должно быть для того, чтобы мы могли его познавать в его истинном смысле. Обратимся к фрагментам «О природе», сохраненным у Секста Эмпирика. «Кони, которые меня несут, — доставляя [меня] так далеко, как только может достичь дух [~мысль], (Парменид, 1:1-32. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. М., 1989. С. 286-287). Перед нами достаточно живописная, еще малопонятная картина путешествия некоего юноши в небесную область «высоко в эфире», где посвященный в философскую мистерию становится собеседником богов. В этом описании, казалось бы, мало собственно философской проблематики, и действительно — это очень характерный и глубокий мифологический текст, восходящий к мистериальному ритуалу. Однако многое в нем уже предвещает философскую проблематику Парменида. Отметим основные вехи. Герой — посвященный перемещается от земного, профанного к небесному, божественному, ему предстоит путь — путешествие. Средством перемещения является конь, чрезвычайно концентрированный образ, связанный с загробными превращениями (первобытность) или переходом из мира людей в мир богов (крылатые кони, например, Пегас, колесницы богов, как знак их власти не только в сакральном, но и в профаном мире, колесницей подчеркивается божественное достоинство царей). У Гомера нет езды верхом — только на колеснице. Загробный конь — частый мотив на саркофагах — посредник, перевозчик, житель зараз двух миров, координирующий профанное и сакральное. У Парменида кони «сверхпроницательные» — речь идет об их божественной природе, сходный мотив совершенно неслучайно находим у Платона в «Федре» — там колесница — метафора души — сущности двумирно-двусоставной, сочетающей функции посредника, проводника сакрального в профаном, умопостигаемого в чувственном. Упомянув этот образ, Парменид, безусловно, знал, о чем пишет, другой вопрос — что он хотел этим сказать. Ответом может быть следующее соображение: миф, рассказанный Парменидом, носит здесь не собственно религиозный, а философско-пропедевтический характер, так в последствии будет использовать мифологический язык Платон. Образы и символы мифа нужны для того, чтобы подтолкнуть читателя или слушателя к размышлениям. Вывести его за пределы обыденного в своего рода область «изумления» (буквально «выхода из ума», из обыденного рассудка). Недаром Аристотель писал, что философия начинается с удивления. Удивиться, изумиться — значит еще посмотреть на себя и на мир со стороны. Благодаря мифологеме мы можем увидеть мир в целом, заглянуть в его исток. Ведь миф, как правило, повествует о прошлом, а прошлое есть полнота бытия, вечное во временном — это прошлое, ретроспекция указывает на начало, исток, а, значит, на предельную реальность происходящего. И именно у Парменида мы увидим различие мифологии, которой дозволено нечто проиллюстрировать в рамках философии, и самой философии, не являющейся уже ни для чего иллюстрацией. Подчеркнем, что здесь сохраняется тот же двоякий ритм, что и в мифологической описании выше: юноша возносится от дольнего к горнему, преодолевает каменный порог и ворота и ведет его не иррациональная участь (судьба), а закон — Фемида и справедливость — Дикэ. Знание, преподанное ему богиней, двусоставно: истинное и непреложное, мнимое и недостоверное. Богиня сообщает о двух путях: один «что есть и что невозможно не быть» — это путь истины, и другой: «что не есть и что по необходимости должно не быть». Эта тропа, пишет Парменид «совершенно неведома», т.к. то, чего нет, нельзя ни познать, ни поведать. Что же за странная мудрость открывается посвященному? Не ломится ли здесь Парменид в открытую дверь, ведь, казалось бы, нет никакого сомнения в том, что то, что есть — есть, а того, чего нет — нет. Однако здесь, конечно, не так все просто. «Нет» и «есть» — два важных термина, которыми оперирует Парменид, они позволяют задуматься над важнейшими философскими темами. Прежде всего, легко сделать шаг к их интерпретации в свете тех образов, с которыми мы встретились в мифологическом вступлении. Герой, возносясь, оставляет область явно малозначимую, как бы вынося ей приговор «нет» в перспективе сказать «да» высшему и подлинному, которое он обретает в общении с богами. Профанное и сакральное как раз и разносятся здесь по принципу «нет» и «есть»: профанная «нетость» требует постоянного восполнения через приобщение (путь юноши) к сакральному «есть» (содержание ритуала — мистерии как путь обожествления слишком ущербного для самобытности человеческого). «Нет» здесь ущербность, недостаток, а не полное отсутствие. «Остается только один мысленный путь, (Парменид, 8:1-5). О рождении мы уже говорили и еще скажем ниже, возьмем целокупность. Тема целого очень актуальна для античной философской традиции, у Парменида мы видим ее уверенное развитие. Целое есть ни что иное, как многообразное все, возведенное к единому архэ, осмысленное и собранное в нем и через него. Понять многообразие становящегося космоса как целое и является задачей философа. Целое законченное, свершившись как целое, оно совершенно, хотя и не поглощает многообразия частей, входящих в целое, но очищает их от неопределенной хаотичности. Целое не слагается или суммируется из частей, как можно подумать, а задает, порождает части обретающие смысл только в границах целого, в целом они становятся чем-то упорядоченным и строгим, подобным воинскому строю, готовому к битве. «Так непрестанно, толпа за толпою, Данаев фаланги (Илиада, IV, 427-432) Обратную иллюстрацию беспредельного и необузданного началом «всего», неспособного состояться как целое, вместе и частей сумма которых не дает целое а значит и не способных состоятся как части, мы видим в описании войска троянцев. «Но трояне, как овцы, богатого мужа в овчарне (Илиада, IV, 432-438) Шум и разноязычные крики азиатов троян — нечто от беспредельного хаоса, отчетливо противопоставлены властным приказаниям ахейских царей и сосредоточенному, слушающему молчанию воинов. Казалось бы, трояне индивидуалистичней в своем поведении — каждому удается «поблеять», да еще и на родном языке, но такое положение как раз и делает невозможным целое — то универсальное общее, которое составляет суть ахейского молчания, только в молчании можно услышать слово — являющееся предметом любого общения, а только общение и откроет то, кто ты есть «сам по себе». Троянское войско пример самоизживания как принципа целого, так и принципа части. Все это говорит о том, что древний грек еще в эпосе тонко ощущал тему целого, и борьба Парменида за целое — своеобразный вызов, брошенный хищному хаосу и бессмыслице уже в рамках философии. «Есть» — «единородное», т.е. единственное, одно не рядопоставлено никаким «двум» или «трем», не сопоставимо, уникально. «Есть» «бездрожно», т.е. неподвижно, всякое движение связано с изменением, переменой места, а значит и с переменой отношений предмета и его окружения, неминуемо меняющих и сам предмет. Оно неподвижно в отношении себя, не имея частей, внесших бы момент движения в само единое. «Есть» законченно, совершенное и совершённое, оно завершилось в своем бытии не больше и не меньше самого себя. К «есть» не приложимы категории времени, «было» и «будет», оно есть сейчас «все вместе», ведь «было» и «будет» ни что иное как части, признание которых повлечет за собой соотношение, а значит и становление, ведущее к утверждению существования «ничто». Парменид много раз подчеркивает тему нерожденности «есть», т.к. рождение предполагает происхождение иного от иного, а иным «есть» может быть только «не есть», а из небытия ничего не происходит, в этом согласна вся античная философская традиция. Здесь, правда, есть одна тонкость, требующая внимания: для Парменида «не есть» не равно нерожденности и, вместе с тем, и «не есть», и нерожденность не тождественны небытию как полному отсутствию чего бы-то ни было. Если обратиться к мифологеме, близкой к философским рассуждениям элейца, выраженной в максиме: «для человека лучшее — не родиться» (т.е. не быть, но в определенном значении), — открывается важный дополнительный смысл. Плюсы нерожденности для мифа в отсутствии индивидуализации, а значит частичности, подверженной участи, т.е. судьбе, в ее иррациональной и всегда губительной власти над всем родившимся, оформленным, выделившимся из слитной неразличимости природного космоса или, точнее, из неразличимости первозданного хаоса как истока самого космического устроения, также некогда рожденного и также обреченного на исчезновение в «миротворящей бездне». Нерожденность определенно атрибут хаоса для мифа, а хаос видится все-таки не только существующим, но в чем-то более интенсивным по бытию, чем космос — разматывание, артикуляция спутанного и непроясненного. У Парменида нерожденность — атрибут космически устроенного «есть», а рожденность — хаотичного и становящегося «не есть», в котором только и остается место иррациональной судьбе, тогда как мир «есть» всецело разумен и осмыслен. Значение столь радикального изменения знаков во всем его объеме на материале Парменида еще сложно оценить, но одно можно сказать определенно: в лице Парменида философия оказалась в состоянии исходя из своих задач переосмыслять основные категории мифо-эпического мышления. Однако здесь же Парменид проясняет свою мысль образами мифа, ссылаясь на Мойр и богиню Ананкэ, содержащую «единое — есть» в «оковах предела». По логике Парменида, оковы — скорее внутренняя необходимость бытия быть исключительно собой, а не внешнее принуждение и рабствование, т.е. оковы — показатель своеобразной свободы бытия беспрепятственно быть собой. Если для «есть» и существует судьба, то только в качестве обреченности бытия на самотождество и самососредоточение, тогда как судьба в ее традиционном внефилософском смысле пресуществляется до полной отмены. Самотождественность «есть» из чистой мысли становясь образом, представлением, является Пармениду «глыбой совершенно круглого шара», шар — иллюстрация «есть», геометрическая проекция шара — круг — образ вечности, самозамкнутости, себедовлеющего совершенства. То, что бытие не прямится, а именно круглится — очень характерно для античной как мифологической, так и философской традиции. Круг – шар соответствует единому и целому, круговое движение (свойственное небесным телам) непрерывно и максимально близко к покою, бесконечное движение по прямой, в рамках античной рациональности, невозможно вовсе. Когда античные мыслители говорят о прямой — речь скорее идет об отрезке с началом – серединой и концом (здесь возникает и тема времени как разомкнутой вечности), а значит и движение по прямой когда-то началось и когда-то прекратится, для него необходима инстанция, инициирующая и направляющая движение, что является признаком вторичности, неизначальности и такого движения, и реальности, которой такой тип движения присущ. Характерно, что композиционно парменидова поэма «О природе» имеет круговой ритм: юноша возносится, достигая мира «есть», и возвращается обратно, путь вверх и путь вниз равно замкнуты и обращены к цели — созерцанию вечной и неподвижной истины. Тема круга выводит нас еще к одной важной идее, высказанной Парменидом. Круг — еще и метафора мышления: «Одно и то же — мышление и то, о чем мысль, (Парменид, 8:34-36) Почему Парменид выдвинул такой тезис, вполне понятно: мыслить можно только то, что есть, истинное знание возможно только об истинном же бытии, в котором мышление обретает свое подлинное содержание. В каком-то смысле мыслить истинно и значит быть истинным бытием. Однако утверждение, что мыслить и быть — одно и то же, содержит в себе некоторое противоречие: утверждение об их тождестве отменяет границу между мыслящим и мыслимым, активной и пассивной стороной в познании. Мышление всегда двойственно: оно не может быть монадичным «одним и тем же», мышление — иное предмету, только так возможна реализация его познавательного импульса. Однако если мышление — иное бытию, это отрицает исходный парменидов тезис: «бытие есть, а небытия нет». Мышление будет тем «небытием», которое парадоксальным образом есть, мало того, бытие, поскольку оно познаваемо (и даже «одно и то же» с мышлением»), помимо того, что оно есть, необходимо окажется, в силу своей мыслимости, чем-то «не сущим». В противном случае мышление окажется одновременно и неотличным (одно и то же) и нетождественным бытию (само отождествление предполагает исходное различие), перестав, таким образом, быть самим собой. Круг сжимается до точки. Бытие перестанет быть предицируемым и именуемым. Ведь любое именование возможно только в ситуации сопоставления, проведения границ и взаимоопределения разграниченного (интуиция гераклитовского Логоса), а «есть» Парменида уникально и несопоставимо. Во многом незаметно для себя сформулировав это противоречие, Парменид предопределил основную проблематику софистики, деятельность Сократа, и положил камень в фундамент грандиозного здания платоновской философии. [1] Из книги: П.П. Гайденко «ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ»
|