Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ПОСТСКРИПТУМ




СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Дзэн и Япония

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Дзэнский опыт и духовная дисциплина .......

Даосское начало в дзэн........................

Буддийское начало ............................

Дзэнский наставник ...........................

Дзэнский метод: коан..........................

Смысл дзэнского пробуждения .................

ГЛАВА ВТОРАЯ

Японский воин принимает дзэн .

Эйсай — «основатель» дзэн......

Дзэн как религия воина .........

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Японские самураи

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Воин в истории Японии

Ямато ..................

Буддизм в эпоху Хэйан (900-1200). Начало эпохи самураев............

Японский воин ....................

Феодальная Япония ...............

Государство самураев .............

Крах сёгуната ....................

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Самурайский меч ............................

Боевое оружие и мастерство. .................

Создание меча. Историко-культурный контекст. Типы мечей..................................

Как делался меч.............................

Вторичные процессы .........................

Подъем и упадок огнестрельного оружия в Японии

ГЛАВА ПЯТАЯ

Искусство владения мечом. ......................

Подготовка самурая ..............................

Возникновение школ фехтования..................

Миямото Мусаси.................................

Постскриптум: Путь меча — величие мудрости Мусаси .

9 11 14 16 18 22

29 29 32

43 43 47 52 55 61 65 71

75 81 93 96 106 108

118 132 137 144

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Бусидо: ценности самурая...................................

Самурайский идеал и реалии эпохи Токугава.................

Верность господину и клану .................................

Честь и гордость самурая ...................................

Культура мирной эпохи: манеры и внешний вид самурая .....

Сексуальные нравы .........................................

Сэппуку (харакири): почетное ритуальное самоубийство .......

Обязанность и право на месть во имя сохранения чести семьи

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Дзэн самураев

ГЛАВА СЕДЬМАЯ



Самоконтроль и духовная дисциплина. ......................

Дзэн: буддизм воина ........................................

Коан для воина .............................................

Воин, практикующий дзэн ...................................

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Дзэнский меч: современная интерпретация ..................

Прошлое и будущее. ........................................

Боевые искусства или смертельный поединок? ................

Внутренняя правота против внешней правильности. ...........

«Святая святых» дзэн-буддизма: космическое подсознательное

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Наследие самураев

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Самураи двадцатого века ..................................

Воины-самураи «нового типа» ...............................

Всегда атакуй! Никогда не обороняйся и не отступай!........

Смерть во имя императора и страны величественна! .........

Никогда не сдаваться в плен!...............................

Самурайское гражданство?..................................

Развязка ..................................................

Самурайские организации и «самурайские вкусы»



в послевоенный период.....................................

Суровый авторитаризм .....................................

Положение женщин ........................................

ГЛАВА ДЕСЯТАЯДарующийжизнь «меч» боевых искусств

Боевые искусства ........................

Фехтование как боевое искусство .........

Дзэн и современные боевые искусства. ....

Облик будущего. .........................

ПОСТСКРИПТУМ

 

Дзэнский опыт и духовная дисциплина

Медитация всегда являлась составной частью буддийской доктрины, хотя те или иные направления буддизма практиковали ее в неодинаковой степени и в различных формах. В странах, где доминирует традиция Тхеравады (Хинаяна), медитация называется дхьяной и считается исключительной прерогативой монахов, отказавшихся от мирской жизни и земных благ. Без нее невозможно достичь окончательного освобождения (обрести нирвану). Мирянин, если он следует нравственным заповедям, помогает монахам и почитает их, может рассчитывать лишь на то, что исправит свою карму и в следующем перерождении станет монахом и тем самым получит шанс обрести освобождение.

Однако буддизм не ограничивается Тхеравадой, которая получила распространение в Индии и Юго-Восточной Азии. Махаяна (Большая Колесница, Великий Путь к пробуждению) дала рождение новым текстам, школам и формам самовыражения. Буддизм Махаяны сначала обогнул с запада Гималаи и проник в Центральную Азию, а оттуда по Великому Шелковому Пути пришел в первом веке нашей эры на восток, в Китай. Здесь, под воздействием традиционных конфуцианства и даосизма, он видоизменился и предстал, в конечном счете, в новых, китайских школах, а уже затем проделал свой путь еще дальше — в Корею и Японию. Из всего многообразия буддийских школ и направлений для нас в первую очередь представляет интерес чань, в японском произношении — дзэн.



В становлении чань (дзэн) можно выделить два главных момента. Одним из его источников являются сочинения Нагарджуны (ок. 150-250), крупнейшего буддийского ученого и философа. Нагарджуна говорил о «пустоте», пустот-ности всех феноменов и интеллектуальных различений. То есть все существующие вещи по определению зависят в своем существовании и значении от других вещей и значений. Собственное бытие личности представляет собой набор постоянно меняющихся рядов событий, органично переплетенных с другими «внешними» событиями и обстоятельствами. Поэтому мы «пусты» независимой реальности и существования.

Точно так же «пусты» подлинной реальности и создаваемые разумом разграничения. Ведь «большое» не имеет смысла без «малого», «движение» бессмысленно без «покоя», а «я» бессмысленно без «ты». В равной степени это касается и таких различений, как «подлинное—неподлинное», «правильное—неправильное», «добродетель—порок». Данная философия стала краеугольным камнем учения чань (дзэн).

Но был и еще один элемент, который, пожалуй, оказал гораздо большее, в сравнении с доктринальной установкой, влияние на развитие традиции, религиозной жизни и практики чань (дзэн) — медитативная дисциплина. Об этом свидетельствует само название, ведь чань (дзэн) является китайским (японским) произношением изначального индийского термина дхьяна, обозначающего тот самый медитативный путь, пройдя который, принц Гаутама стал Буддой, высшим пробужденным, способным пробуждать других.

Чаньское пробуждение было не интеллектуальным, а опытным и экзистенциальным. Надлежит устранить «пустые» установки сознания, дабы через медитацию обрести глубокую всетрансформирующую мудрость, мудрость поистине бесценную. Именно в этой центральной медитативной установке соединились буддийская и даосская традиция. Мы считаем необходимым сказать о даосизме несколько слов.


Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 5; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты