КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания. 1. от имени его первого английского хозяина - сэра Аскью; не забудем, что Англия тогда была колониальной державой и славилась еще и не такими трофеями
1. от имени его первого английского хозяина - сэра Аскью; не забудем, что Англия тогда была колониальной державой и славилась еще и не такими трофеями, как Pistis Sophia 2. как это справедливо подметили Г. Йонас в своей книге Гностицизм (СПб., 1998) и Ю. Николаев в книге В поисках Божества (Киев, 1995). 3. во многих других гностических текстах такого рода ограничений не было вовсе 4. позже в тексте сам Иисус полностью отождествлен с этой Первой Тайной, подобно тому, как в Конце Апокрифа Иоанна он отождествляется с Совершенной Пронойей, или Предмыслью, Всего. 5. видимо, то же самое, что Дух+Барбело Апокрифа Иоанна 6. в нашем тексте - не Архангела, как в Библии, но Ангела Эонов 7. т.е. здесь, очевидно, - в вышних областях падших миров 8. а) Е.П. Блаватская. Пистис София (с предисл. Б. Зиркова) // Скрижали Кармы. Пер. с англ. - К.Ю. Бурмистров. М., Сфера, 1995, стр. 114-218. Другие (русскоязычные, т.к. перечисление всех прочих заняло бы здесь несколько страниц) источники, проливающие свет на наиболее трудные места в тексте, мы можем указать следующие: б) М.К. Трофимова (здесь и далее): Из истории ключевой темы гностических текстов. Пистис София. // Палеобалканистика и античность. М., 1989. в) Пистис София [гл. 1-31 (pp. 1-47 of Codex Askewianus)]. // РАН, Институт Славяноведения и Балканистики. Знаки Балкан. Балканские чтения. М., 1994. г) IV книга Pistis Sophia // "Вестник древней истории", #4, 1999; #1, 2000 д) Первый Покаянный Гимн Софии. // "Вестник древней истории", №4, 1990. е) "Милость и Истина встретили друг друга..." (Гностическая экзегеза 84-го псалма). // "Вестник древней истории", №2, 1995. ж) О свободе выбора в коптском гностическом тексте (Pistis Sophia, 247,19 - 253,15) // ПО????????: к 70-летию В.Н. Топорова. М., 1998. 9. в гл. 15, где по приказу Первой Тайны Блюститель Света Иеу, т.е., видимо, уже не Малый, а Великий Иеу, стал устанавливать для этих Эонов некие астрологические рамки их деятельности, чтобы резко ограничить тот вред, который от них исходил 10. библейского, как мы знаем, персонажа, многократно встречающегося и в текстах из Наг Хаммади, где есть даже отдельный посвященный ему текст (IX,1) 11. что впоследствии стало причиной ее многочисленных покаяний, о которых см. ниже в тексте нашей статьи 12. жаль, неясно, в какой именно: вероятно, всё же не валентинианской, т.к. в ней София была бы ответственна за сотворение Низших Миров, как и в прочих традициях 13. вот только когда это происходит, а не "сразу", как, к примеру, в Апокрифе Иоанна из Наг Хаммади (II,1; III,1; IV,1) или из "Берлинского папируса 8502" 14. самостоятельно, а не в результате сознательных действий Пистис Софии, как в Апокрифе Иоанна 15. как сказано в тексте устами самой Пистис Софии, согласно числу Эонов, под которыми она теперь пребывала 16. заметим, что в данной гностической традиции, т.о., никакого презрения к "иудейской Библии" не наблюдается, наоборот 17. см. об этом подробно в ВДИ, №4, 1990; здесь - в прим. 6. 18. входящих в число т.н. "новозаветных апокрифов", перевод их на коптский авторами дошедшей до нас версии "Пистис Софии" также был выполнен очень добросовестно; см. об этих Одах подробнее, а также их перевод на английский в оксфордском сборнике The Apocryphal New Testament 19. как, собственно, и сами Гимны, но только не толкующие их Псалмы Давида и не Оды Соломона 20. 4-я начинается со 136-й главы и заканчивается 148-й, т.о., эта Книга самая короткая в этом грандиозном тексте, и, как полагает ряд исследователей, вообще была какое-то время отдельным текстом 21. см. о ней подробнее в Палеобалканистике и античности, здесь - прим. 6 22. позволим себе категорически не согласиться с М.К. Трофимовой, утверждавшей в Палеобалканистике..., что в Апокрифе Иоанна якобы "отвергается идея переселения душ": там она очень четко отвергается только для постигших "истинный гнозис" и вообще потому безгрешных 23. которые у души как будто заранее "с собой", т.е. она не получает от Девы Света что-то инородное своей собственной сути 24. без всяких опосредований, в отличие от многих других космологических по преимуществу текстов 25. учитывая, что наш трактат, скорее всего, является самым поздним из всех написанных когда-либо гностиками 26. в древности большинство астрономов отстаивало не только геоцеонтрическую модель мироздания, но и полагали, что в году именно 360 дней 27. "Первый залп" был, как мы помним, дан Плотиным в его Эннеадах, часть которых носит название "Против гностиков..."; см. пер. и комм. к ней в "Вопросах философии", №10, 2002. В отличие от представителей "среднего платонизма", соблюдавших, видимо, что-то вроде нейтралитета, неоплатоники, действительно, не жаловали гностические "метафизические пирамиды", т.к. сами выстраивали не столь многоэтажную космологическую модель. Образно говоря, где у неоплатоников была российская жилая "многоэтажка", там у гностиков был нью-йоркский небоскрёб. 28. явно содержащие шифр "истинных" сроков, т.к. в античные, как и в индийские, представления о метемпсихозе (реинкарнациях) не входили столь малые периоды промежуточных состояний души, если речь не шла о детях, умерших в очень раннем возрасте и потому, кстати, еще безгрешных 29. нельзя не вспомнить слова Христа в Евангелиях Нового Завета, что "не простится только хула на Духа Святого" 30. не забудем о том паническом страхе, который вызывали эти Парады у людей в течение всего европейского Средневековья, а у многих вызывают и по сей день
|