КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этруски ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Цивилизация этрусков была высочайшей цивилизацией на территории современной Италии до подъема Рима. Центр земель этрусков был известен у латинов под именем Этрурия. Находилась она к северо-западу от реки Тибр, современная Тоскана и часть Умбрии. Латины называли называли тех людей этруски или туски, а греки – тирренои (от Тирренейского моря). Сами себя они величали расенна.
Невзирая на то, что их происхождение так и остается неизведанным, этруски заявили о своей культуре около восьмого века до нашей эры. После этого она набрала оборотов и к седьмому столетию уже могла считаться развитой, достигнув пика и расцвета в шестом веке до нашей эры. Этрусская культура исчезла с лица земли в пятом-четвертом веке до н.э. В Этрурии не было централизированного правительства, но существовала конфедерация городов-государств. Среди важных центров были Клузиум (современный Кьюзи), Тарквинии (современная Тарквиния), Каере (Черверети), Веии (Вейо), Вольтера, Ветулония, Перусия (Перуджа) и Вольсинии (Орвьето). Политическое доминирование этрусков находилось на высоте в пятом столетии до нашей эры, в то время, когда они впитали умбрийские города и заняли большую часть Лациума. Во время этого периода этруски обладали огромной морской мощью, результатом которой стали колонии на Корсике, Эльбе, Сардинии, побережье Испании и Болеарских островах. В конце шестого века Этрурия и Карфаген заключили обоюдное соглашение, согласно которому Этрурия выступила против Греции в 535 году, что существенно ограничило возможности торговли, а уже к пятому веку морская мощь державы пришла в упадок. Римляне, на чью культуру очень повлияли этруски (Тарувинии в Риме были этрусками) подозрительно отнеслись к их правлению. Этруски сами заняли Рим в 616 году до н.э., но в 510 году римляне изгнали их. В начале IV века, после того, как Этрурию ослабили галльские набеги, римляне захотели подчинить себе эту цивилизацию. Начиная с Веии (396 год до н.э.), один этрусский город за другим сдавался римлянам, а гражданская война существенно ослабила мощь. Во время военных действий в третьем веке, когда Рим победил Карфаген, этруски направили свои усилия против бывших союзников. Во время Общественной войны (90–88 гг. до н.э.) в Сулле, оставшиеся семьи этрусков присягнули на верность Мариусу и в 88 году Сулла утратила последние следы этрусской независимости.
Под цивилизацией Майя подразумевается региональная культурная общность, объединенная материальной культурой и языком, занимающая восточную часть Центральной Америки, начиная от стадии формирования и до сегодняшних дней. Во время стадии классического развития с 300 по 900 год нашей эры майя являли собой самую сложную цивилизацию в Америке до появления Колумба. Происхождение майя это предмет, привлекавший множество исследователей, но от этого большей ясности в нем не появилось. Их родовыми землями были, вероятно, горные области Гватемала-Чапа. Во время ранней формационной стадии, когда в обществе распространились навыки сева маиса, группы людей начали перемещаться на запад в более плодовитые нижние земли Юкатана. Среди самых ранних поселений в низовьях – Куэлло, Белиз, основанное около 1200 года нашей эры. По прошествие трех-четырех веков сеть маленьких государств образовалась вдоль территории современных Гватемалы, Белиза, юго-востока Мексики, а также западной части Гондураса и Сальвадора. Учеными предлагались разные модели того, что же случилось дальше, и как эти отдельные поселения стали городами, а затем и государствами. Единой идеей, которая объединяет все эти модели, является проблема давления населения. На некоторых территориях, таких как Усумачинта и бассейн реки Белиз, сельское хозяйство процветало и населения постоянно росло. В результате этого плодовитая земля стала причиной конфликтов между поселениями. Необходимость в военных лидерах и авторитетных правителях привела, в конце концов, к появлению элиты. Важным аспектом жизни также была торговля (существуют свидетельства контакта с ольмеками) на севере. После 800 года деревни майя стали более тесно связаны друг с другом посредством внутренней торговли и системы обмена, что очень ярко иллюстрирует гончарный стиль Мамом. В это же время начали развиваться церемониальные центры, ведущие к появлению иерархии между городами. В Накбе, Гватемала, церемониальный центр был построен на месте бывшей деревни, что может служить свидетельством централизации местных властей. К 400 году существовало уже несколько церемониальных центров как низинах, так и в горных районах. В каждом из них присутствовали пирамиды, храмы, платформы и стелы. В позднем протоклассическом периоде (конец формации) население продолжало расти. Переход от поселений к государствам произошел в низинах еще в 250 году. Двух уровневую иерархию в поселениях заменила четырехуровневая, сочетавшая в себе деревеньки, малые церемониальные центры, большие церемониальные центры и региональные центры. Расстояние между большими и малыми религиозными центрами обычно составляло 13-26 километров. Была введена ежедневная календарная система, которая не только определяла конкретные дни под ритуалы и церемониальные обряды: этот объемный календарь помог позднее воссоздать главные вехи в жизни майя.
Невзирая на то, что ирригация уже была известна, она не использовалась в широких масштабах. Экономика майя была интенсивной, построенной в основном на сельском хозяйстве. Фактически главная деятельность заключалась в том, чтобы использовать плодородные поля для выращивания маиса, бобовых, перца Чили и корнеплодов. Поселения были разбросаны, и состояли из хижин (обычно, до пяти), сгруппированных вокруг главного двора. Некоторые большие и региональные церемониальные центры тоже играли роль поселений, и недавние исследования в районе Тикал, показали, что здешний церемониальный центр был религиозным и административным центром города, где проживало около семидесяти тысяч обитателей. Элита майя занималась обменом, построенным на базе сетей, возникших в поздний период формации. Среди предметов обмена были соль и драгоценные камни, равно как и такие материалы, как обсидиан, раковины и кремнистый известняк, из которых производились предметы искусства. Нефрит был одним из самых драгоценных материалов, известных майя, и являлся предметом оживленной торговли в некоторых районах долины Монтагуа.
|