КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Драматургический текст
Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика Драма, в основе своей, оперирует и опирается на произносимые слова. Постоянная связь слова со сценической практикой, его звучание, сопровождение мимикой, жестом, действием создали определенную форму построения пьесы: речь персонажей в сочетании с ремаркой. Кроме этого выработаны довольно устойчивые формы организации речевого ряда: монолог, диалог, полиалог, реплика. Именно их мы и определяем как приемы построения речи персонажей. Диалог Диалог - обычно обмен репликами между персонажами, является наиболее распространенной формой драматургического письма или построения речи персонажей. С одной стороны, он служит для коммуникации, с другой, выражает конфликт (словесное действие). Его словесный ряд состоит из: · темы - носителя образов, мыслей, стимулов поведения и т.д.; · конструкции; · экспрессии (эмоции); Диалог наиболее драматическая форма выражения. Но в классических пьесах, например, диалог представляет собой скорее последовательность монологов, чем обмен репликами. Поэтому иногда трудно провести границу между диалогом и монологом. Но в том и в другом случае диалог непосредственно связан с действием и является его главным выразителем. Рассмотрим эту связь.
Связь между диалогом и действием: В классицистской драматургии, диалогсимволизировал начало действия, он его причина и следствие. В натурализме - диалог лишь видимая и вторичная причина действия, само же действие движется благодаря изменениям ситуации; диалог является «проявителем», барометром действия. В театре абсурда/парадокса диалог - примета, знак, часто алогичный и противопоставленный действию. Диалог, во многом приближающийся по своему характеру к разговорному языку реальной жизни, можно назвать натуралистическим. В основе же языка в театре (речи персонажей) лежит принцип приподнятости над реальной жизнью. Не всякий диалог драматичен (например «бытовое общение»). Драматический диалог - это речь / речи, раскрывающие драматизм поведения, эмоций или ситуации. В диалог вплетаются паузы - моменты безмолвного действия. Паузы в диалоге выступают как: · признак перемены темы; · признак затруднительного положения; · затрудненность речи (смущение); · признак размышления, раздумий; · признак протекания скрытой эмоции; · признак сдерживания скрытой эмоции;
Существуют сцены открытого и косвенного диалога. К первым (когда текст и действие совпадают) относятся шекспировские пьесы и подобные им. Ко вторым - психологическая драма Ибсена, Гауптмана, Чехова и т.д. Но кроме этого есть в рамках диалога и некоторые другие виды общения, например, прием тейхоскопии. Тейхоскопия(«взгляд сквозь стену) является приемом, снимающим необходимость в показе некоторых сцен, например: · изображает то, что происходит за сценой; · общение между видимым и невидимым персонажем (например, телефонный разговор); · общение между человеком и богом, призраком и т.д.; · между одушевленными и неодушевленными предметами.
Механизм диалога: * смена темы - когда одна тема вызывает другую (часто ассоциативно); * подхват темы - тема, начатая одним лицом, раскрывается другим; * перебой темы - тема смещается другими темами, но остается единой в течение всего диалога; * разрыв темы - тема прерывается в какой-то момент и завершается в конце диалога; * возвращение темы - когда перебиваемая тема всплывает в другом месте (иногда неоднократно) и завершается; * срыв темы - тема прерывается без завершения; (Обычна форматемоведения: вопросно-ответная и подхватная) Приемы построения речей лиц в диалоге (по С. Балухатому): 1. Тема раскрывается моноложно при отсутствии других лиц. 2. Тема раскрывается моноложно в присутствии других лиц. (Частота употребление этой формы придает энергичный, напряженно-эмоциональный, как бы взрывной характер, повышает активный драматический фон) 3. Толчок движению темы дается обычно в предшествующем диалоге и поэтому возможен тип монолога в форме мнимого диалога. Возможны случаи ложного разрыва монолога, реплики как бы перебивают его, но также и содействуют его расширению. 4. Тема раскрывается в диалоге, в речеведении двух лиц. (Обычный прием - система подхватов; частная форма - вопросы и ответы в плане полемики). а) смена речевых тем при смене лиц вступающих в разговор; б) смена речевых тем при единстве лиц по признакам ассоциаций; в) диалог трактует одну общую тему, но ее раскрытию предшествует ввод малых речевых тем, как вступление к данной теме или переход от предыдущей; г) малая речевая форма, как повод для раскрытия следующей темы; д) диалог трактует одну тему, но за ней, как переход, к теме следующего явления следует малая речевая форма; е) диаложная форма раскрывается вставкой малой речевой темы или перебивается темами бытовыми; ж) начальные реплики развивают не диаложную, но бытовую тему; 5. Диалог и речь отдельных лиц наличием пауз получает признаки эмоционального протекания или лирического охвата.
|