Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


личности музыканта-исполнителя




Л. Г. Игнатова

Хабаровский краевой колледж искусств

Педагогическая деятельность по формированию

личности музыканта-исполнителя

«Помочь человеку стать тем, кем он способен стать»

А. Маслоу

 

Успешность реализации творческого потенциала личности, в социуме, целиком зависит от правильного целеполагания. Осознанный выбор профессии студентами колледжа искусств, в большинстве своем является потребностью в развитии профессиональных исполнительских навыков, так как основная часть студентов имеет до сузовскую подготовку в детских музыкальных школах и школах искусств. Профессиональный подход к дальнейшему совершенствованию навыков студента заключается в постижении высших законов музыкально-исполнительского мастерства. За годы обучения личность студента претерпевает изменение и переживает «второе рождение», через «воспитание профессией».

Учебный процесс в колледже основан на сочетании групповых и индивидуальных форм обучения. Формирование личности музыканта-исполнителя происходит, прежде всего, в межличностных отношениях с педагогом по выбранной специальности на индивидуальных занятиях. Поэтому от профессиональной компетентности педагога,его психолого-педагогической оснащенности зависит и компетентность будущего специалиста. Для создания комфортной среды сотрудничества преподавателю, прежде всего, необходимы знания в области психологии общения, особенностей группового и межличностного общения, психологии творческих способностей, психофизиологических особенностей личности. Большое значение имеет и владение профессиональным мастерством, умением вдохновить студента собственным показом на уроке того или иного исполнительского приема, наглядность живого примера в собственной концертно-исполнительской практике.

Развитие музыкально-исполнительских способностей происходит через развитие личности студента. Структура личности трехмерна и включает в себя: физическую, социальную и духовную стороны. Задача преподавателя правильно распределить приоритеты развития личности музыканта-исполнителя.

Развитие студента как социальной личности в образовательном процессе проходит как акт сотрудничества, сотворчества с преподавателями и учащимися. Эта деятельность может приводить к изменению интересов, мотивов и даже целеполагания студента. Например, отсутствие ясной цели и перспектив в будущей профессии. Определение правильных ориентиров, создание благоприятной среды для творческого развития и самореализации личности студента в период образовательной деятельности делает процесс обучения продуктивным, повышает качество подготовки практико-ориентированного специалиста.

Проблемы, с которыми приходиться сталкиваться преподавателю в первую очередь носят социально-психологический характер. Имея определенный психологический тип личности, предрасположенной к музыкальной деятельности, а так же в силу приобретенного жизненного опыта, возможно и негативного, некоторые студенты плохо включаются в работу, не стремятся погрузиться в профессию, сомневаются в правильности выбранного пути. От педагогического такта преподавателя по специальности зависит, насколько эффективно пройдет этап знакомства с профессией. На этом уровне адаптации важны человеческие качества преподавателя. Его заинтересованность не только в успехах ученика по своей дисциплине, но и в межличностных отношениях в группе, в семье.

Выявление индивидуальных свойств обучаемого и правильная организация его жизненного пространства должны стать заботой преподавателя с первых дней пребывания студента в учебном заведении. Наблюдение и беседа в этот период являются основными психолого-педагогическими приемами.

Следующий уровень – это формирование профессиональных навыков музыканта исполнителя. Здесь центр внимания преподавателя смещается на физическую и духовную составляющую личности, выраженную одним из педагогических принципов музыкальной педагогики – единство технического и художественного развития. Инструмент любого музыканта-исполнителя это его тело – физическая материя. На начальном этапе профессионального обучения во главу угла ставиться задача овладения исполнительским инструментом, мышечной динамикой той или иной специальности (пианист, вокалист, дирижер и т. д.). Прорабатывается физика исполнительского аппарата, закладываются основы профессионального мастерства. Особое внимание здесь уделяется регуляции нервно-мышечных процессов, так как, например, у студентов экстравертированного типа наблюдается эффект «эмоционального забегания» сопровождающейся поверхностным восприятием, а интровертированный тип – соблюдает спокойствие и идет в «глубину».

Профессиональные специфические свойства музыканта-исполнителя, в наибольшей степени проявляют и изменяют масштаб индивидуальных свойств человека. При этом резко меняются все привычные, такие прежде удобные и знакомые механизмы психической активности. Адаптировать студента к новым действиям и ощущениям помогают знания и опыт преподавателя.

Искусство, как продукт культурной деятельности человека, направлено на духовное взаимодействие людей в процессе слушания или созерцания и оперирует такими понятиями как эмоции, чувство, сознание, подсознание, ментальность. Развить духовную сторону личности ученика помочь ему войти во всеобъемлющий мир культуры, научить трансформации физической формы в духовное содержание и трансляции этого духовного содержания слушателю главная цель педагогического процесса. Все это требует предельного напряжения психических и высших духовных сил, как студента, так и преподавателя.

Побуждая студента в процессе всего периода обучения к саморефлексии, самоанализу и саморегуляции преподаватель формирует у студента представление о личности музыканта-исполнителя, помогает преодолевать «негативные» черты характера творческой личности: впечатлительность, непрактичность, повышенную эмоциональную возбудимость, импульсивность, высокую требовательность к себе, завышенную или заниженную самооценку, стремление с самонаказанию, и как результат повышенную тревожность. В результате педагогического воздействия на личность, студент должен научиться извлекать из деструктивных особенностей характера творческой личности конструктивный смысл.

С первого курса неотъемлемой частью жизни студента музыканта становятся концертные выступления. Предконцертное состояние студента имеет специфические особенности и характеризуется определенными признаками. Например, развивается некритическое восприятие своего исполнения, недооцениваются замечания педагога. Увеличиваются «сбои» навыков, особенно недавно приобретенных и потому неустойчивых. Обостряются отношение с окружающими, появляется отрицательная оценка собственных достижений и возможностей. Снижается концентрация внимания при занятиях, уменьшается работоспособность. Сознание излишне сосредотачивается на будущих событиях. Возникает эффект «самозапугивания». Вместе с тем на концертной эстраде студент испытывает сильнейшее волнение, непосредственно связанное с огромной сложностью и ответственностью решения художественно-исполнительских задач. Перед ним возникает непростая психологическая проблема преодоления: нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность. У исполнителя возникают все физиологические признаки стрессового состояния организма: психическое, эмоциональное, физиологическое напряжение, повышение или понижение кровяного давления, температуры тела, учащается сердцебиение, наблюдается некоторое нарушение кровообращения, возникает гормональный дисбаланс, повышение уровня сахара в крови, и т. п.

Таким образом, овладевая профессией музыканта-исполнителя, студенты сталкиваются с известными трудностями, связанными с психо-эмоциональным напряжением. Стрессовое волнение является неотъемлемой частью исполнительского процесса, следовательно, выработка навыка стрессоустойчивости одна из основополагающих задач в формировании личности музыканта-исполнителя. Для этого необходим целый комплекс мероприятий. Первичные знания и опыт управления своим психическим состоянием студент получает на индивидуальных занятиях в процессе работы над художественным образом произведения и музыкальностью, а так же в концертно-исполнительской практике.

Психо-эмоциональная подготовка концертного выступления может быть реализована при помощи психологического приема «проживания события». Например, мысленное проигрывание произведений, в определенном тонусе «как бы на концерте», метод занятий без инструмента, мысленное пропевание, проживание и т. п.

Немаловажное значение для стрессоустойчивости психического состояния имеет состояние физического здоровья студента. Как известно, хорошее состояние тонуса мышечного корсета – залог надежной устойчивости от стресса. К сожалению, широко распространенное явление «гиподинамии» ослабляет стрессоустойчивость музыканта. Поэтому соблюдение общих психогигиенических норм, систематические занятия физической культурой способствуют поддержанию мышечного тонуса и хорошей нервно-мышечной регуляции.

Особенность мышечной динамики разных музыкальных специальностей требуют дифференцированного и индивидуального подхода к нагрузкам на занятиях по физической подготовке, в форме и дозировании. Например, для студентов, обучение которых связано с пением (вокальное, дирижерско-хоровое отделение) желательно выполнять комплекс, развивающий координацию и укрепляющий дыхательную мускулатуру, плаванье, гимнастика и т.п. и избегать комплекса силового троеборья, бега на длинные дистанции. Для студентов отделения дирижерских специальностей комплекс для развития дирижерского аппарата, раскрепощения плечевого пояса, шеи, укрепление опорных мышц спины и т.д. Для развития реакции, и с целью улучшения нервно-мышечной регуляции в состав оздоровительного комплекса включать элементы аутотренинга и дыхательной гимнастики. Кроме того, по желанию студенты могут посещать секции волейбола, баскетбола, футбола, настольного тенниса, танца. Подвижные командные игры способствуют развитию внутреннего и внешнего контроля, раздвоению внимания, что крайне необходимо для саморегуляции музыканта-исполнителя.

Повышенный стрессовый фон обучения студентов музыкальных специальностей, необходимо компенсировать и созданием комфортной образовательной среды, которая сочетает в себе физическую и психическую комфортность. Среди общих требований физической комфортности: безопасность, уют, температурный режим, естественное освещение, гигиеничное расписания занятий музыканту необходимы специальные условия. Оптимальная акустическая характеристика аудитории, повышенная шумовая изоляция, культура пользования сотовой связью, микроклимат (достаточно увлажненная воздушная среда), цветовое оформление, стимулирующее творческую активность, доступность инструментов и классов для самостоятельной работы студента, зона рекреации (холл, буфет, читальный зал, обустроенная прилегающая территория для отдыха).

Педагогическая этика: чувство такта, манера речи, позитивная мимика, внешний вид создают доброжелательную атмосферу на уроке. Психологическая поддержка со стороны преподавателя, его умение уменьшить стресс, стимулировать студента новизной, побуждать чувства, воспитывать эмоции, использовать, разные методы закрепления обучения, развивать художественный интеллект, воображение студента создают необходимые условия для психической комфортности.

Масштаб творческой личности преподавателя в этом процессе имеет основополагающее значение. Толерантность, аутентичность и идентичность преподавателя своей профессиональной деятельности, а так же возможность его собственной самореализации как музыканта-исполнителя, позволяют делиться со студентом не только знаниями, но опытом исполнителя, поддерживать высокий творческий тонус педагогической деятельности, по формированию личности музыканта-исполнителя.

Литература:

1. Григорьев В. Ю. Исполнитель и эстрада. // Мастер-класс. – М.: Классика-XXI, 2006. – 156 с.

2. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – 2-е изд. переаб. и доп. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», – 1997. – 384 с.

3. Психология личности. Тексты. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Издательство московского университета. – 1982. –288 с.

4. Психология эмоций. Тексты. // Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Издательство московского университета. – 1984. – 288 с.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сетчатый фильтр | ВВЕДЕНИЕ. ã Игнатов Сергей Борисович, 2011
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты