КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
КАРТИНЫ МИРАЕстественно-научная картина мира (ЕНКМ) как часть его научной картины является формой систематизации объективных знаний о природе и включает в себя частнонаучные картины - те ее модели, которые построили естественные науки. В процессе их развития, дифференциации и систематизации были выработаны общие основания, концептуальные идеи и принципы, отражающие закономерности развития той стороны природы, которую изучает конкретная естественно-научная дисциплина. Сформировалась определенная система понятий, научный язык, методы исследования, специфичные для этих областей, были построены научные теории, на базе которых созданы физическая, химическая, биологическая, космологическая, геологическая, экологическая и другие картины мира (рис. 10). Естественно-научная картина мира
космолог. физич. химич. биол. геол. экологич.
Рис. 10. Естественно-научная картина мира
Сравнительно продолжительное время ЕНКМ остается неизменной, но открытие новых фактов и закономерностей, появление новых методов исследования, расширение понятийного аппарата, углубление и расширение сферы познания существенно изменяют ее. Как показывает социально-культурная практика, каждый новый этап развития ЕНКМ начинается со смены физических представлений. Именно они создают предпосылки для появления нового в других областях познания, позволяют дать более глубокое и полное на данном этапе развития естествознания описание накопленных ими эмпирических фактов. Те глубокие диалектические связи, которые вскрывает и обосновывает физика, в дальнейшем получают отражение в других науках и философии. Например, только благодаря достижениям физики стало возможным теоретически обосновать периодический закон химических элементов, открыть строение молекулы ДНК, поставить на более высокий уровень исследования в геологии и метеорологии, развивать космонавтику и т.д. Вместе с тем даже в рамках отдельной науки одновременно сосуществует множество научных концепций, теорий и картин. Как правило, смена ЕНКМ происходит на фоне глубоких социальных преобразований общества. С одной стороны потребности общества мотивируют развитие естественных наук, а с другой - развивающееся естествознание создает условия для перехода общества на более высокий уровень развития социальной жизни, который в свою очередь обеспечивает развитие экспериментальной базы науки и подготавливает ее к переходу на новую ступень. В единой и непрерывной цепи эволюции общества их взаимное влияние выступает как благоприятный фактор, роль которого в эволюции научного познания трудно переоценить. Исторически самым первым началось построение физической картины мира. И это было закономерно. Физика как основа научно-технического прогресса была востребована обществом значительно раньше других естественных наук. С XYII по ХХ век она занимала лидирующую позицию и последовательно прошла через этапы становления механической, тепловой, электромагнитной и квантово-релятивистской картин мира. Другие естественные науки только в XX веке смогли поставить перед собой задачу построения научной картины. Поэтому в методологии науки наиболее детально изучены закономерности процесса смены физических картин мира (ФКМ). Смена научных картин влечет за собой и изменение представлений о научной рациональности. Выделение естественных наук в самостоятельную область, бурное их развитие накануне промышленной революции XYIII века и становление техносферы способствовали формированию классического рационализма. Классический рационализм - это относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, алгоритмов и эталонов материальной и духовной деятельности, базирующихся на жестких логических и причинно-следственных связях и отношениях.
Категория истины в этом подходе единственна и однозначна, ее относительность обусловлена лишь динамикой развития самой науки, сменой аксиоматического аппарата, теоретических моделей и картин мира. Исследователь в этой системе является как бы наблюдателем со стороны. Он выделяет исследуемый объект, отсекая, на его взгляд, «несущественные» связи объекта с окружающим миром и самим исследователем, строит такое его «усеченное» подобие в своем воображении и изучает его внутреннюю структуру. Эти представления были заложены в фундамент классического детерминизма в виде учения о жесткой причинной обусловленности всех явлений, в основе которой лежат линейность и однозначность. Классический тип научной рациональности, сформированный в условиях механической картины мира, базируется на идеях механики И. Ньютона. В наиболее ярком виде научный рационализм и классический детерминизм проявились в осмыслении законов механики и стали основой механицизма, который в XYIII веке проник во все сферы жизни общества, стал мировоззрением эпохи и почти триста лет господствовал в умах человечества. Классический рационализм как образец мышления и все его проявления, несмотря на успехи естественных и технических наук, с самого начала подвергались жесткой критике и в теории познания, и в философии. В процессе развития науки представления о научной рациональности видоизменялись, появлялись новые течения, пытавшиеся выявить новые качества рационализма, обосновать его важнейшие признаки, увязать их с природой мышления человека. В конце XIX века классическая физика оказалась в состоянии кризиса, суть которого заключалась в том, что классическая наука не смогла обосновать и построить непротиворечивую теорию таких явлений, как излучение нагретых тел, фотоэффект, радиоактивный распад и другие. Его исходом стало рождение квантово-релятивистской картины мира, разработанной в трудах А. Эйнштейна, М. Планка, Н. Бора и др. в начале ХХ в. Она стала основой теории строения вещества и ядерной энергетики, космологии и космонавтики, стимулировала развитие молекулярной биологии и генетики. Именно ее концепции стали основой неклассического типа научной рациональности. В нем познающий субъект и познаваемый объект представляются как единая система, при этом результаты исследования зависят и от исследователя, и от характера используемых средств, и совершаемых операций. Происходят принципиальные изменения взглядов на причинно-следственные отношения. Благодаря исследованиям в квантовой механике обосновывается их вероятностный характер. Этот тип рациональности лежит в основе неклассической науки. К ним относятся такие разделы физики, как теория относительности и квантовая механика. Однако неклассическая физика, несмотря на колоссальные открытия, на пороге XXI века оказалась в состоянии кризиса, связанного с пределом делимости материи и поиском первокирпичиков Мироздания (атомы, элементарные частицы, кварки) и пределами познаваемости мира. Сегодня в науке вызревает новый подход, связанный с переходом от изучения строения объектов к изучению их взаимосвязей и взаимодействий, ибо различные формы собираются не только из частей, но и из их отношений. Истоки его лежат в идеях синергетики. Становление новых познавательных моделей в ХХ веке, главным образом квантово-релятивистской и синергетической, привело к переосмыслению идей и постулатов классического рационализма, и прежде всего, к пониманию неоднозначности, многовариантности, нелинейности и стохастичности развития мира и всех его подсистем. Современная синергетическая картина мира основывается на идеях универсального эволюционизма и рисует мир как иерархию взаимосвязанных развивающихся систем. В рамках этой картины возможно описать механизмы развития природных, социальных, культурных, научных, абстрактных и других систем, исходя из единых позиций.
|