КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как работать над сочинениемСтр 1 из 68Следующая ⇒ Чумакевич Э.В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы. »: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Аннотация
С этой книгой учиться в 9–11 классах станет совсем просто, а сочинения по литературе всегда будут только на пять баллов. Мы подготовили уникальную коллекцию сочинений, которые нельзя скачать в Интернете или найти в других книгах. Школьное сочинение – это не просто фантазии и размышления о прочитанном. Преподаватели ждут от вас обоснованной точки зрения, знания текста произведения, знакомства с литературной критикой и теорией литературы. Все это мы учли при написании сборника. Читайте, выбирайте то, что нравится, успевайте в школе и готовьтесь к вступительным экзаменам!
Содержание
Предисловие Как работать над сочинением Древнерусская литература Древняя Русь в «Слове о полку Игореве» Литература первой половины XIX века Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского Тема любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина Жанр и композиция романа в стихах «Евгений Онегин» Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Тема Петербурга в творчестве Н. В. Гоголя Литература второй половины XIX века Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины Кабановой (По пьесе А. Н. Островского «Гроза») Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева Тема родины в поэзии Ф. И. Тютчева Тема любви в лирике А. А. Фета «Вечные» темы (любовь, смерть, природа, поэзия) в лирике А. А. Фета Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов» Роль Базарова в развитии основного конфликта романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Поколение «отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы органчика и Угрюм-Бурчеева в повести «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина Гражданский пафос поэзии Н. А. Некрасова, ее основные темы, идеи и образы Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ музы в лирике Н. А. Некрасова Русская жизнь в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого Образ княжны Марьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских Темы, сюжеты и проблематика рассказов Чехова Тема пошлости и неизменности жизни в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» Проблема ответственности человека за свою судьбу в рассказах А. П. Чехова «Ионыч» и «Попрыгунья» Тема любви в рассказе А. П. Чехова «о любви». Психологизм прозы Чехова Русская литература ХХ века Художественное своеобразие поэзии И. А. Бунина Философская лирика И. А. Бунина Тема любви и смерти в рассказе И. А. Бунина «Легкое дыхание» Тема смысла жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» Психологизм бунинской прозы в рассказе «Чистый понедельник» «Вечные» темы в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи» (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы) Художественные особенности повести И. А. Бунина «Деревня» Трагизм решения любовной темы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Проблема любви и предательства в повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот» Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе М. Горького «Челкаш» Соотношение романтического идеала и действительности в ранних рассказах М. Горького Романтизм ранних рассказов М. Горького Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького «На дне» Серебряный век русской поэзии Основные темы и мотивы поэзии В. Я. Брюсова Основные темы и мотивы лирики К. Д. Бальмонта Романтическая традиция в лирике Н. С. Гумилева Игорь Северянин – поэт серебряного века Поэтическое творчество В. Хлебникова Лирический герой поэзии А. А. Блока, его эволюция Образ прекрасной дамы в романтическом мире раннего А. А. Блока Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике А. А. Блока Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы» А. А. Блока Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений в творчестве А. А. Блока Тема города в творчестве А. А. Блока Сюжет поэмы А. А. Блока «Двенадцать», ее герои, своеобразие композиции Особенности любовной лирики В. В. Маяковского Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике В. В. Маяковского Новаторство В. В. Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры) Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в лирике В. В. Маяковского Сатирические образы в творчестве В. В. Маяковского Мотивы трагического одиночества поэта. темы любви, искусства, религии в поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» Тема родины в поэзии С. А. Есенина Тема любви в лирике С. А. Есенина Предреволюционная и послереволюционная Россия в поэме С. А. Есенина «Анна Снегина» Тема творчества и судьбы поэта в лирике М. И. Цветаевой Художественные особенности лирики О. Э. Мандельштама Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний, темы любви и искусства Тема Родины, патриотизм и гражданственность поэзии А. А. Ахматовой Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием», отражение в ней личной трагедии и народного горя Тема человека и природы в лирике Б. Л. Пастернака Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» Иешуа и Понтий Пилат. Синтез библейской, конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Образы Иешуа и Мастера в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Критическое изображение московской действительности 20–30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Функции образа Воланда. Изображение реального и фантастического в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Советская Москва и «новый человек» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Изображение событий гражданской войны в книге рассказов И. Э. Бабеля «Конармия» Центральный конфликт романа Е. И. Замятина «Мы», проблематика и система образов Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован» Изображение гражданской войны как общенародной трагедии в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» «Вечные» темы: человек и история, война и мир, личность и масса в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Правда о войне в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» Тема родины в романе В. В. Набокова «Машенька» Утверждение нравственных ценностей и философский смысл лирики Н. А. Заболоцкого Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе Эволюция жанров военной прозы в русской литературе Нравственная проблематика, образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести В. В. Быкова «Сотников» «Лагерная» тема в русской литературе Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи в повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына Деревенская проза Тема нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина Тема преемственности поколений в повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутина Городская проза. Творчество Ю. В. Трифонова Возвращенная литература Служение народу, тема памяти в лирике А. Т. Твардовского Лирика Николая Рубцова Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота» Виктор Пелевин и русский постмодернизм Роман Л. Е. Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» Зарубежная литература «Вечные» вопросы в трагедии У. Шекспира «Гамлет» Сонеты У. Шекспира Иллюзии и реальность в комедии Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Губительная сила денег в повести О. де Бальзака «Гобсек» Человек и природа в рассказе Э. Хемингуэя «Старик и море» Трагедия войны в творчестве Г. Белля Американская действительность в произведениях Дж. Апдайка Власть и народ в романах Дж. Стейнбека Курт Воннегут – писатель и мыслитель Человек и научно-технический прогресс в романах К. Воннегута
Предисловие
Предлагаемое вашему вниманию пособие поможет начать подготовку задолго до экзамена. Можно без спешки осваивать одну тему за другой, внимательно вникая в текст. Данное пособие сориентировано на действующую школьную программу по русской литературе. Темы сочинений расположены в хронологическом порядке: от древнерусской литературы и романтизма В. Жуковского до творчества современных авторов. Тексты предлагаемых сочинений не перегружены специальной терминологией, но нет в них и упрощенного подхода к теме. Они подойдут всем желающим подготовиться к экзамену, в том числе и тем, кто учится на отлично. В каждом сочинении даются примеры конкретных событий и фактов, знание которых должно быть продемонстрировано на экзамене. В пособии учтены требования к написанию сочинений, остающиеся неизменными по сей день. Школьникам и абитуриентам предлагаются новое понимание общественных взглядов писателей и современные трактовки их произведений. Рассматриваемые темы полностью лишены идеологической окраски, принятой в литературоведении прошлых веков. При написании сочинений автор делала упор на выявление общечеловеческих ценностей при анализе художественных текстов. В книгу намеренно не включены сочинения на свободную тему. Исходя из большого опыта работы, автор уверена, что высокую оценку за сочинение на свободную тему получают лишь единицы из числа сдающих экзамен. Пособие призвано помочь преодолеть барьер неприятия предмета, помочь понять, почему в разное историческое время писатели обращались к тем или другим актуальным вопросам своей эпохи, и то, к каким выводам приходили лучшие умы человечества. Книга «Сочинения на отлично» пригодится абитуриентам, школьникам в течение многих лет учебы, учителям (в качестве справочного пособия) и самому широкому кругу читателей, если потребуется быстро вспомнить писателя, произведения или их героев.
Как работать над сочинением
Успешная сдача экзамена во многом зависит от информированности абитуриента и школьника об особенностях написания сочинения. Следует помнить, что вы сдаете учебный предмет – «Русскую литературу», а не свое мнениео том или другом писателе и его романе. Предмет предполагает умение учащегося пользоваться литературоведческой терминологией. Оценку вам будут ставить за ответ на поставленный вопрос, а не за отвлеченные рассуждения. На экзамене по литературе проверяются знание текста и умение его анализировать. Излишне напоминать, что наличие ошибок в тексте способно свести на нет самое талантливое в литературном плане сочинение. Черновик – основной помощник в работе. Он не проверяется, поэтому можно писать все, что удалось быстро вспомнить. Сначала нужно составить примерный план: с чего начну? что скажу дальше? чем закончу? В эти пункты кратко вписываются сведения, цитаты, соображения. Получается схема ответа, которая затем расширяется и дополняется уже в чистовике. Сочинение – это своего рода научная работа, поэтому стиль изложения должен приближаться к научному. Излишняя эмоциональность в речи, обилие восклицаний («Разве можно так поступать!», «Ну неужели он не понимает, что ранит душу человека!» и т. п.) выглядят смешно и приведут к снижению оценки. Текст сочинения должен быть разбит на абзацы согласно высказываемым мыслям и приводимым аргументам. Постарайтесь, чтобы написанное вами можно было без напряжения прочесть. Это в ваших интересах. Преподаватель – не шифровальщик, чтобы разгадывать таинственные письмена или пересчитывать «забор из палочек», чтобы определить, сколько в нем букв «и», «е», «ш». Каждая буква русского алфавита имеет четкое графическое изображение, зафиксированное в прописях. Придется вспомнить первый класс. Что касается темы, советую отвечать прямо на поставленный вопрос. Например, если тема сочинения «Образ Татьяны Лариной», не нужно на страницу распространяться, какой замечательный поэт Александр Сергеевич Пушкин. Главная опасность – это фактические ошибки. Если в чем-то сомневаетесь, лучше не пишите. Проверьте себя, помните ли вы, чем заканчиваются произведения. Что стало с героями? На чем автор обрывает повествование о них? А ведь финал книги – это итог, то, зачем автор создал свой труд, выводы, которые он стремился сообщить читателям. Приступая к работе, успокойтесь, сосредоточьтесь, перестаньте наблюдать за окружающими. Сейчас решается ваша судьба!Важно правильно распределить время, чтобы потом не впадать в панику. Неизбежно возникнут проблемы со временем, если вы будете отвечать на вопросы соседей. Печально, но их интерес к вам продиктован исключительно желанием спасти себя. И последнее. На экзамен нужно идти в полной уверенности, что у вас все получится, что вы непременно справитесь с заданием. Не тратьте энергию на страхи и неуверенность. Желаю успехов!
Древнерусская литература
Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»
Величайший памятник древнерусской литературы, «Слово о полку Игореве», был создан талантливым анонимным автором в конце ХII века, между 1185 и 1188 годами. «Слово…» дошло до нас в единственном позднем списке, который был обнаружен любителем древнерусской письменности Мусиным-Пушкиным в Ярославле в конце ХVIII века. Тогда же с него была сделана копия для императрицы Екатерины II. Во время пожара в Москве в 1812 году рукопись «Слова…» сгорела вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина. «Слово о полку Игореве» было создано под впечатлением неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича, предпринятого им вместе с братом Всеволодом и племянником Святославом против половцев в 1185 году. В летописях рассказ ведется в строго хронологической последовательности. Князь Игорь не заботился о подготовке похода, не подумал о судьбе своей дружины. Когда он узнал, что половцы собрали против него большое войско, княжеская гордыня помешала ему принять разумное решение. Он заявляет: «Если мы возвратимся не бившись, то срам нам будет хуже смерти». Поняв, что половцы заманивают его дружину в ловушку, Игорь хотел отступить, но было уже поздно. Битва продолжалась весь день и всю ночь. Большая часть дружины Игоря погибла, только немногие воины вместе с князем были взяты в плен. Около года Игорь находился в плену. Половцы, по законам того времени, не очень притесняли его. Автор бессмертной поэмы стремился не только последовательно изложить события похода, но и понять, почему в двухвековой борьбе со степью прежде побеждала русская земля, а теперь побеждают «поганые». Поэт понимал, что причина неудач кроется в феодальной раздробленности Руси. Он стремится передать тревогу за судьбу родной земли. Для стиля поэмы характерна лирическая страстность, события описаны живым, образным языком. Строки поэмы захватывают читателя и сегодня. Поэт начинает свое произведение вступлением, в котором задается вопросом, как ему описать трудный поход Игоря: рассказывать ли, как в былинах, или петь подобно певцу Бояну. Древний певец и сочинитель Боян характеризуется в «Слове…» как «вещий, проницательный и мудрый». Раскрывая художественные приемы и восхваляя этого певца, автор, по сути, говорит об уже существовавшей в то время древней литературе, подготовившей появление «Слова…». После вступления автор описывает ужас, охвативший воинов, которые стали свидетелями солнечного затмения. Но грозное явление природы не охладило воинственный пыл князя. Несмотря на знамение, он решает идти в поход. Первая битва с половцами завершается победой русских, но впереди воинов ждет новый страшный бой. Природа полна зловещих предзнаменований: «синие молнии сверкают в черных тучах», «мутно текут реки», «гудит земля». Героизм русских воинов раскрывается в поэме в образе смелого Всеволода. Описывая кровавую битву, поэт вспоминает прошлые времена, когда дед Игоря первым начал сеять раздоры между князьями, ослабляя русскую землю и губя людей. Тем временем жестокая битва подходит к своему трагическому концу. Поэт объясняет поражение Игоря отсутствием согласия между русскими князьями. Автор «Слова…» – великий патриот, он скорбит о своей несчастной земле. Все осуждают самовольный поход Игоря. Князь не только потерпел поражение, но и сам превратился в пленника. Картиной уныния и печали заканчивается первая часть поэмы. Чувствуется огромная любовь автора к родине. Следующая часть поэмы начинается с описания вещего сна великого князя Святослава. По замыслу автора он является центральной фигурой, способной объединить всю русскую землю. Святослав пытается призвать князей к объединению. Далее в «Слове…» даются характеристики тех русских князей, которые должны были в первую очередь откликнуться на «золотое слово» Святослава и вступиться за землю русскую, за раны Игоревы. Но нет ответа от князей, нет среди них единомыслия. На этой скорбной ноте заканчивает автор вторую часть своей поэмы. Третья часть «Слова…» начинается с плача Ярославны, жены князя Игоря, замечательной русской женщины. С городской стены старого Путивля слышится ее голос. Обращается она не к людям, которые не в силах ей помочь, а к ветру, Днепру, солнцу. Ее слова наполнены тревогой и любовью. Ярославна заклинает силы природы помочь ее мужу и его дружине, вернуть их домой. Женщина думает не только о своем муже, она беспокоится обо всех защитниках русской земли. Плач Ярославны написан с такой глубиной и художественной выразительностью, что ему нет равных во всей мировой литературе. Достойно уважения то, что автор «Слова…» выдвигает на первый план женский образ. Ярославна символизирует собой саму жизнь. Природа, будто услышав призыв Ярославны, приходит на помощь Игорю во время его бегства из плена. Заключительные строки поэмы переходят в торжественный гимн в честь возвращения Игоря. Русская земля ликует, встречая своего князя. Автор осуждает Игоря за своенравный поступок, но в то же время отдает дань его мужеству, его любви к родине. Автор «Слова о полку Игореве» был не только великим поэтом, но и замечательным мыслителем своего времени. Свобода и счастье родины были для него высшим критерием, по которому он судил дела всех князей, упоминаемых в поэме. Автор «Слова…» выражал не княжескую, а народную точку зрения на междоусобные раздоры, а его поэма несла передовые идеи древнерусской литературы. Этот памятник свидетельствует о том, какой высоты достигло культурное развитие русского народа. Великая поэма до сих пор не теряет актуальности, в ней много поучительного для последующих поколений. Текст «Слова о полку Игореве» переводили величайшие русские ученые и поэты: Д. Лихачев, Н. Заболоцкий, Л. Н. Гумилев и другие.
Литература первой половины XIX века
|