КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иконографический тип и некоторые аспекты его эволюции ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Основные черты иконографического типа Умиление: в центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижавшимся к ее щеке. Изображение Марии - по-гречески называлось Елеуса, а по русски обозначалось как Умиление. Как и всегда, с ранне христианских времен, Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ - мафорий - одежду замужних палестинских женщин, а на мафории - звезды, знаки ее детства. Древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии соответствуют здесь черты Богоматери. Но благородные, всегда узнаваемые черты под кистью мастера обретают какую - то невиданную, одухотворенную, захватывающую красоту. И красота эта неотделима от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которым исполнен лик и которую изливает обращенный к нам взгляд. Печали, почти не передаваемой словом, поистине печали Матери, у которой пронзенное великим сыновним страданием сердце навек отозвалось всем бедам и горестям людским. Немаловажными представляются факты исторической эволюции образа Богоматери Елеусы и всей богородичной иконографии. Одна из тем византийского искусства 11-12 веков - тема божественной любви, выражаемой в формах человеческой...В культуре конца 11-12 вв. страстная тема, тема любви приобрели особое значение в связи с новой литургией, богословской и философской полемикой, ересями, а также разногласиями с латинским западом. Этот тип, как никакой другой, отразил переосмысление роли Богоматери в контексте новой драматической литургии и человечески эмоциональную интерпретацию ее образа. Мы касаемся также и других композиций с близкими иконографическими элементами прежде всего с изображением лобзания - Сретение и Оплакивание. На примере икон из монастыря св. Екатерины на Синае Богоматерь и пророки, Богоматерь Влахернская, а также на примере Владимирской Богоматери мы прослеживаем различные иконографические прототипы из античного арсенала. Это естественно Эрот или юный Дионис из вакхической иконографии для образа Христа-младенца, трагическая театральная маска для лика Марии и схема изображения Афродиты, целующей Эрота. Представляется весьма плодотворным проследить параллелизм между литературной экзегезой и изобразительным искусством не только в плане соотносимости содержания, но и потому, что механизм переосмысления древних мотивов, в том числе и мифологических, обнаруживает общие качества в этих двух сферах. В 12 веке возрождается жанр эллинистического греческого любовного романа, который воспевает земную любовь и красоту. Однако средневековый роман предусматривал и символическое восприятие. Византийский роман - это аллегория любви. Тема любви смыкается и с содержанием этой сферы литературы. Единый символический способ мышления, универсальный для средневековья соединяет нити, тянущиеся к столь разным областям культуры. Тема божественной любви, получившая воплощение в образах ласкающей Богоматери и Оплакивания как ни парадоксально имеет точки соприкосновения с темой любви, не только в теологической экзегезе, но и в византийском романе. В произведениях изобразительного искусства 11-12 вв. древние прототипы становятся основой не только для антикварного усвоения и заимствования, как в искусстве 10 века, но и для глубокого переосмысления. Древние прототипы вовлекаются даже в христологическую иконографию. Иконография Богоматери. По преданию, евангелист Лука, умевший рисовать, нарисовал с натуры несколько икон Богоматери.На всех она изображалась с младенцем. Одежда Богоматери по цвету повторяют одежды Христа, только у Марии вишневой изображается верхняя одежда покрывало-мафорий, а синим - нижний китон. Иногда из под накинутого на голову мафория виднеется чапец - головной убор замужних женщин. По сторонам лика Богоматери пишутся греческие буквы "МРОУ" -сокращение слов "Мать Бога". Довольно часто фигура Марии служит как бы троном для торжественно восседающего младенца. Одна рука Богоматери поддерживает его, другой она указывает на сына,будто показывая молящемуся,к кому он должен обращать свои просьбы. Младенец Христос обычно одет во взрослые одежды, напоминающие царские - густо покрытые золотом хитон и плащ. Чаще всего Богоматерь видна по пояс; иногда она представлена сидящей на престоле,изредка - стоящей. Такой тип самый распространенный в Древней Руси,называется Богоматерь Одигитрия ( по-гречески - путеводительница). Согласно византийскому сказанию, первая подобная икона привела двух слепцов в храм Богоматери и там исцелила их от слепоты. Этот тип существует во множестве вариантов - изводов. Один из самых известных русских изводов Одигитрии – Богоматерь Одигитрия Смоленская, или просто Смоленская. Младенец сидит на левой руке Богоматери (справа от нас ),обращенный лицом к молящимся; он больше похож на взрослого правителя, властелина, чем на маленького ребенка. Это впечатление усиливается высоким лбом и царственным жестом, которым Христос благословляет стоящего перед иконой. В левой руке ребенок держит свиток Священного Писания, опираясь им о колено. Фигура маленького Христа полна энергии. Он может и помогать, и наказывать - в зависимости от благочестия или грехов престоящего ему человека. Согласно древнему сказанию, Одигитрия Смоленская была одной из икон, написанных евангелистом Лукой. В 10-11вв ее привезла на Русь какая-то византийская принцесса - невеста князя Владимира, крестителя Руси. Русский князь Владимир, построил в Смоленске большой собор и отдал в него материнскую икону. Когда к Смоленску подошли войска Батыя, служивший смоленскому князю, римский воин Меркурий услышал от иконы голос, который повелел ему идти на бой с татарским богатырем-исполином. Голос предсказал ему победу в поединке, но и венец мученика. Меркурий одолел противника и перебил еще множество татар, но когда он лег отдохнуть и уснул, уцелевший татарин подкрался и отрубил ему голову. Сказание повествует, что по воле Божьей Муркурий встал, взял отрубленную голову и пришел в храм, где стояла икона. Смоляне благодарные ему за спасение города, похоронили его в храме и причислили к лику святых. В конце 16в икона оказалась в Москве. Возможно ее принес туда последний смоленский князь, изгнанный литовцами из своего княжества. В Москве ее приняли с большим почетом и поместили в Благовещенский собор Кремля - домовый храм московских великих князей. Однако спустя пол века за иконой явилось целое посольство: жители Смоленска не хотели расставаться со своей святыней. Князь Василий II Темный посочувствовал горожанам и отдал им икону, хотя Смоленск в то время входил в состав Литовского княжества. Чудотворную святыню торжественно проводили за город, а на месте расставания с ней в последствии основали Новодевичий монастырь с главным собором Богоматери Смоленской. Туда была передана копия - список с подлинной иконы. Еще раз икона посетила Москву в 1812 году, во время нашествия Наполеона. В день Бородинской битвы крестный поход с иконой Одигитрии Смоленской обошел вокруг Кремля и Белого города, а русские воины, прежде, чем вступить в сражение, молились перед списком чудотворного образа, также вывезенным из Смоленска. По свидетельству очевидцев, во время молебна в небе появился орел. Это истолковали как предсказание благополучного исхода войны. Икона Одигитрии Смоленской пропала из собора в 1941 году. Ее древняя живопись находилась под многочисленными поздними слоями записей, но судя по строгости иконографического типа, по благородным очертаниям головы младенца, эта икона действительно могла иметь греческое происхождение и принадлежать кисти выдающегося мастера. К типу Одигитрии принадлежит также Икона Богоматери Тихвинской. При этом она заметно отличается он Смоленской: младенец повернут в профиль, левая ножка согнута и подвернута, обогословящий жест обращен не к молящимся, а к Богоматери. Мать немного склонилась к сыну, в то время, как Богоматерь Смоленская сидит выпрямившись. Легенда гласит, что эта икона явилась в воздухе близ города Тихвина, испуская яркое сияние. По молитве жителей она спустилась вниз, и на месте чудесного явления тут же начали строить церковь. Однако на утро Тихвинцы не нашли ни сруба, ни иконы: они перенеслись на две версты в сторону. Там и отстроили храм. Совсем не обычным вариантом Одигитрии является знаменитая Троеручица - икона, где у Богоматери нарисовано 3 руки. Третья рука располагается справа; иногда она повторяет жест второй руки, указывающей на младенца, а иногда поддерживает складки одежд Христа. И легенд об этом образе также существует три. Согласно первой из них, придворный халифа Багдада - грек - христианин Иоан Дамаскин был оклеветан своими врагами. Они донесли халифу, что Иоанн будто бы служит соглядатаям (шпионам) византийского императора. Халиф поверил наветам и велел отрубить ему правую руку. Но христианин, всю жизнь почитавший Богородицу взмолился ей об исцелении. Он приложил отрубленную руку к ране и ночь напролет читал молитвы. На утро рука приросла, остался только след. Тогда Иоанн заказал написать икону Богоматери и приложил к ней серебряное изображение руки. Таким образом, рука не принадлежит самой Богоматери – это дар, преподнесенный ей в благодарность за исцеление. Сходный обычай был широко распостранен в Западной Европе, где иконы увешивали золотыми и серебряными изображениями излеченных частей тела - руками, ногами, сердцами. Другая легенда гласит, что в одном греческом монастыре иконописец начал писать икону Богоматери. Он обвел и контур будущего изображения и отлучился. Вернувшись, иконописец обнаружил, что у образа появилась третья рука. Подумав, что это чья-то шалость мастер старательно стер лишнюю руку, но она появилась снова. На третий раз иконописец понял, что этого хочет сама Богородица, и написал икону Троеручицы. Третья легенда напоминает народную сказку, она не входит в признанный церковью список чудотворений. Рассказывают, что однажды, когда у Богоматери были заныты обе руки, на ее глазах в колодец упал ребенок тогда у нее выросла третья рука, которую она протянула утопающему. На Руси почитание икон Троеручицы распространилось в 17 век. Богоматерь Казанская(также Одигитрия) изображена не по пояс, а по грудь. Младенец виден до колен, но не сидит, а стоит, благословляя правой рукой: Левая рука сжимает цветок. Казанская икона явилась в 1579 году в Казане, не задолго до этого присоединенной к Руси. Богоматерь указала в видении девятилетней девочке Матрене, дочери стрельца, где находится зарытый в земле ее образ. Но рассказу девочки никто не поверил. Тогда она сама стала копать с матерью и нашла икону в подвале сгоревшего дома. Образ торжественно перенесли в городской собор, причем во время шествия исцелились два слепца. Историю Казанской иконы описал казанский митрополит Гермоген обычно принимавший участие в обретении святынь. Казанскую икону очень почитал Петр I, молившийся перед списком с чудотворного образа накануне Полтавской битвы. Она стала воинской святыней, и это ее значение особенно укрепилось после того, как русские войска в 1812г нанесли первое поражение французам в праздник Казанской иконы Богоматери 22-ого октября. Но сама чудотворная икона была 1904 году украдена и сожжена вором-святотатцем в печи. Если образ Одигитриии выглядит торжественным и парадным, но несколько холодноватым, то другой тип не зря получил на Руси название "Умиление". По-гречески оно звучит как "Елеуса" - милостивая, милующая. Смысл его вполне понятен: он опять-таки связан с милосердием Богоматери. В этом типе она изображается нежно обнимающей младенца. Ребенок же прижимается щечкой к щеке матери, обвивая руками шею Марии, ласково касаясь ее лица. Богоматерь Одигитрия представляет сына людям, как бы демонстрирует его; Богоматерь Елеуса общается с ним, а на людей смотрит настороженно и печально - ведь ради них Сын Божий примет мучительную смерть на кресте. Взаимная нежность матери и младенца, их трогательные обьятия так умиляли наших предков, что они изменили названные иконы - не милующая, а умиляющая,трогающая людские сердца.Среди икон этого типа немало величайших российских святынь. И, конечно, первой надо назвать Богоматерь Владимирскую - так же,как и Смоленская приписываемую Луке Евангелисту и проделавшую тот же путь на Русь. Но, в отличие от Смоленской, здесь Богоматерь поддерживает младенца правой рукой,а левой прижимает к себе его тельце. Ребенок же тянется вверх, чтобы припасть личиком к щеке Богоматери и покрепче обнять ее за шею. Левая ножка его подвернулась пяточкой наружу, и эта почти жизненная подробность стала отличительной чертой именно извода Владимирской иконы. Достоверно известно,что в 12в. эта икона находилась в Вышгороде, недалеко от Киева.Сын Юрия Долгорукого князь Андрей был посажен отцом править в Вышгороде,но ослушался отцовской воли и ушел в родные Владимиро-Суздальские земли. С собой он увез икону Богоматери, которая уже тогда славилась как чудотворная. Андрей собирался везти икону в Ростов,который был главным городом княжества.Однако, по преданию,за Владимиром кони, впряженные в повозку с иконой,встали, и их невозможно было тронуть с места. С тех пор и сам князь получил прозвище Боголюбского.В трудных случаях жизни Андрей молился перед иконой и ее помощью обьяснил,например,свою победу над волжскими болгарами - народом,жившим на Волге и нападавшим на купеческие корабли. С 1328 г.фактической столицей Владимирского княжества стала Москва. Икона продолжала оставаться во Владимирском городском соборе,и хотя о ней помнили,новых списков с нее, вероятно не делали. Но вот в 1395 г. в Москву пришла страшная весть о грядущем набеге Тамерлана. Новый враг, пришедший из Средней азии, покорил татар Золотой Орды и уже перешел Волгу. Великий князь выступил с войсками ему навстречу, а митрополита попросил перенести из Владимира чудотворную икону Богоматери. Летопись свидетельствует, что в день торжественной встречи иконы в Москве Тамерлан повернул свои полчища обратно. С иконы написали копии, а саму ее все же вернули во Владимир. Но примерно через сто лет Москва оказалась перед лицом новой опасности.Иван III отказался платить дань татарскому хану, и тот направил свои полки на Москву. Опять спешно послали за чудотворной. Московское воинство встретило татар под Калугой, на берегу реки Угры. Наконец, русские решили сменить позицию, и татары, исугавшись этого, отступили без боя. Так бесславно пало двухсотсороколетнее монголо-татарское иго, за что христиане благодарили Богоматерь Владимирскую. С тех пор икона оставалась в московском Успенском соборе. К типу "Умиления" относится и другая воинская святыня – Богоматерь Донская. Свое название она получила потому, что во время Куликовской битвы будто бы находилась в войске князя Дмитрия Донского. Во всяком случае, Иван Грозный был уверен, что в соборе города Коломны,откуда выступал на Мамая его предок, стоит та самая икона, которая была на Дону. Богоматерь на ней прижимает к себе младенца, высоко приподняв его на согнутой правой руке. Ребенок прильнул к ее щеке, сильно запрокинув головку; правой ручкой он держит свиток за верхний его конец, а нижний свисает отвесно,как будто вот вот выскользнет из пальчиков забывшего о нем маленького Иисуса. И еще одна деталь, бросающаяся в глаза: одежды младенца завернулись, и его ножки обнажились до колен. Хотя Иван Грозный усмирил казанских и астраханских ханов, остались еще крымские, которых также влекли обильные и богатые русские земли. В 1591 г. к Москве подошло войско хана Казы - Гирея. Оказывается он задумал военную хитрость. Он заслал в стан врага своих лазутчиков, которые сообщили хану, что на помощь царю пришло несметное войско из Новгорода и других русских земель. В русском лагере в это время поднялся ужасный шум, и Казы - Гирей решил, что это начало атаки. Крымчане бежали в страхе и растерянности. А на месте, где стояло под Москвой русское войско, основали Донской монастырь и отдали туда копию с иконы Донской Богоматери. Сама чудотворная икона сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее. Русские цари особенно чтили икону Богоматери Федоровской. Ее также легко отличить от других вариантов "Умиления ", потому что младенец на ней не сидит, а стоит на правом колене Богоматери. По сказанию об этой иконе, она была найдена на сосне костромским князем Василием Ярославечем, братом Александра Невского, во время охоты, вскоре после разорения Русской земли Батыем. Несомненно лишь,что икона появилась в Костроме и очень там почиталась. Древний образ, вероятно, и сейчас находится в Костроме, в церкви Воскресения. Его перенесли туда после разрушения большевиками главного городского Успенского собора. А множество копий этого образа разошлось по разным русским храмам, особенно построенным при участии царского семейства. Пятым и самостоятельным типом богородичных икон считается разновидность "Умиления" - "Взиграние Младенца". Еще более редок шестой тип - "Богоматерь Млекопитательница", т.е. кормящая грудью младенца. Уже к концу древнерусской эпохи люди молились перед иконами с красивыми названиями: "Богоматерь Всех Скорбящих Радость", "Неопалимая Купина", "Неувядаемый Цвет"... Некоторые исследователи называют подобные иконы акафистными, потому что их названия брались из церковного песнопения (акафиста) в честь Богоматери. Мария там сравнивалась с неувядаемым цветком, и с живоностным источником, и с горой, к которой не прикасалась рука человека ("Гора нерукосечная"). Художники как бы разворачивали эти метафоры. Здесь надо вспомнить, что христиане почитали Деву Марию именно как мать Сына Божьего, только благодаря его чудесному рождению она заняла такое важное место среди христианских святых. В ранние века христианства некоторые сторонники новой религии даже отказывались почитать Марию, говоря, что она лишь родила Христа-человека и поэтому может называться не Богородицей, а Христородицей. Бог существовал вечно и не мог родиться от смертной женщины. Эта точка зрения была отвергнута церковью, но в учениях христианства место занимаемое Пресвятой Девой было второстепенным по сравнению с положением его сына. Однако в народе Деву Марию чтили как заступницу, которая просит бога за род человеческий. На руси существовало сочинение, называвшееся "Хождение Богоматери по мукам". В нем рассказывалось, как Богоматерь спускается в ад и видит там мучения грешников. Жалея их, она умоляет сына уменьшить их страдания; Христос долго не соглашался, но в конце концов, тронутый просьбами матери, запрещает мучить грешников на пятьдесят три дня в году - от Великого четверга на страстной неделе до Троици. Душевность образа Марии, ее близость к грешному и страдающему человеку стали причиной широкого распространения икон Богоматери - их встречается гораздо больше, чем икон с изображением Христа. Наверно не случайно первый самостоятельный праздник русской церкви был праздником Богоматери. Вместе с христанской верой Русь получила от Византии всех греческих и иных святых и все их праздники. Однако в 12в в Киеве по предложению князя установили особый Богородичный праздник. В народе считали, что Богоматерь покровительствует невестам; на Покров играли свадьбу. Говорили: "Прийдет Покров, девке голову покроет", - замужняя должна была надевать головной убор. С Покрова снег покрывал землю, пора было утеплять избу, начинались осенние ярмарки. иконопись живопись икона древнерусский
Заключение
Икона – выражение света неба – сейчас выходит из забвения. Следует ли воспринимать это как проявление возрождения культуры? Возможно. Нужно только помнить, что главное “возрождение культуры” происходит в каждом из нас, внутри, а не вне. На протяжении веков иконы были настоящей помощью для русского народа. В трудные моменты истории (а они всегда трудные!) именно иконы не давали людям упасть духом, так как являли собой воплощение истинно русского, напоминали о нашем единстве, о том, что наше дело – правое, за нами – большая сила. А разве не самое главное – помнить об этом? Разве не от этого зависит успех? Так пусть же икона как явление возрождается, чтобы снова показывать свою великую силу. Чудотворную силу!
Список литературы 1. httр://nеsusvеt.nаrоd.ru Раздел: Библиотека. Трубецкой Евгений. Умозрение в красках 2. www.iсоn.оrthоdоxу.ru Раздел: Статьи. Православноая икона. Статья монахини Иулиании, иконописицы Троице-Сергиевой Лавры 3. httр://vоskrеs.оrthоdоxу.ru/ Иконы Андрея Рублева 4. www.liturgу.ru Изобразительные средства православной иконы и их символика 5. httр://www.iсоns.sрb.ru Коллекция православных икон 6. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А. И. - М., Культура и спорт, 1998. 7. Малюга Ю.Я Культурология. - М., Инфра-М, 1998. Размещено на Allbest.ru
|