КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Московская школа живописи. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Известнейшим мастером в Москве был русский художник Андрей Рублёв, монах Троице-Сергиева монастыря. Произведения Рублёва отличают глубокая человечность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Созданный им метод росписи получил название метода плавей.
Плави – это наслаивающиеся друг на друга слои краски, что позволяло лепить объём мягко и нежно. Он участвовал в создании росписей и икон соборов Благовещенского в Московском Кремле, Успенского во Владимире, Троицкого в Троице-Сергиевой лавре, Спасского в Андрониковом монастыре.
Сюжеты.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе; праздник христианской церкви, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас.
Благовещение:
Троица
Эта икона была написана для иконостаса Троицкого собора в Сергиевом монастыре. Образ Бога в трёх лицах представлен в изображении трёх ангелов. Все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Сюжет таков. Бог и два ангела в облике юных путников являются к праведной чете Аврааму и Саре. Догмат о троичной природе Божества – Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух - был одним из самых сложных для восприятия. Церковь учит, что все ипостаси Бога единосущны, но в то же время неслиянны. Для изобразительного искусства это представляется практически неразрешимую задачу. Однако Рублёв разрешил её, он освободил композицию от всех подробностей и заключил трёх ангелов в мысленный круг, то есть извечный символ Божества. Обычно живописцы подробно изображали и самих путников, и стол с угощениями, и хозяев, и их слугу, хлопочущих об угощении. Рублёв сохранил только главные персонажи, изобразив их за столом, на котором стоит чаша с головой жертвенного тельца. Фигуры их расположены по кругу, крылья почти смыкаются воедино. Печально сидят они вокруг стола с жертвенной чашей, хотя лишь один из них обречён на смерть и муки, остальные страдают за него, как за самих себя. На иконе нет надписей, поэтому до сих пор нет единого мнения о том, который же из ангелов являет собой Христа. Между силуэтами крайних ангелов образуется просвет в форме чаши, и в эту чашу попадает средний ангел – будущая жертва. Средний ангел плавно указывает на чашу и вопросительно смотрит на ангела, сидящего слева от нас. Тот подымает кисть правой руки, как бы подтверждая неизбежность жертвы. Сидящий справа тихо опускает руку. Головы всех троих изображены в лёгком наклоне, линии их тел плавны. При всём этом икона не оставляет тягостного впечатления. Её краски нежные и яркие – знаменитый голубец и золотистая охра говорят не о смерти, а о вечной жизни. Как семя умирает в земле, чтобы воскреснуть колосом, так и Сын Божий сойдёт в гроб, чтобы вознестись не небо и продолжить дела отца своего. Недаром Троицын день в народе называется зелёными святками – это праздник воскресения и надежды на будущую жизнь в небесных селениях.
Де́исус— икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа, а справа и слева от него — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, святых отцов, мучеников. Основной догматический смысл деисусной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии.
Апостол Павел
Архангел Михаил
Григорий Богослов
Спас
1. Предмет, источники изучения, периодизация древнерусской культуры и искусства. 2. Икона – уникальное явление древнерусской культуры и искусства. Образы и сюжеты древнерусской иконы. 3. Иконография Спаса: типы изображений. 4. Иконография Богородицы: типы изображений. 5. Творчество Феофана Грека. 6. Творчество Андрея Рублёва. 7. Творчество Дионисия и его сыновей Владимира и Феодосия. 8. Типы архитектурной композиции древнерусских храмов.
|