Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


РОД, БЛАГОСЛОВИ! 50 страница




ния. Отсюда выражение: «Бери и властвуй!». Когда правитель осуществля-

ет эти планы, осколок Чинтомани у него изымается и, по мере надобности,

передаётся другому человеку («чин» – чин, порядок, «то» – то, этот,

«мани» – ум, человек; т.е. то, что наводит порядок в человечестве).

ЧИСТИЛИЩЕ – миры Тёмной Нави. Здесь Навьи и Жарьи тела, загряз-

нённые неправедными действиями, очищаются перед тем, как попасть в

миры Светлой Нави и вновь обрести воплощение в Яви.

ЧУВСТВО – способность восприятия информации из окружающего

мира. В мире Яви информация воспринимается через обоняние, осяза-

ние, вкус, зрение и слух. На энергетическом уровне – через эмоции. На

духовном – через Совесть.

ЧУР – родовой дух-хранитель (щур).

ШАБЕСГОЙ – слуга иудеев (т.е. лишённый силы и чести).

ШАМБАЛА – обитель махатм – Учителей человечества. Создана древ-

ними Ариями в горах Гималаев.

ШАСТРЫ – раздел Ведических писаний Индостана.

ШЕСТЬ СВЕЩЕННЫХ СЛОГОВ – «ОМ Мани Падме Хум» – «О, сокро-

вище, находящееся в лотосе, я славлю Тебя!» («ОМ» – звуковое воплоще-

ние Всевышнего, «мани» – сокровище, драгоценность, «падме» – лотос,

«хум» – почитание, восславление).

Человек, находящийся в неведении, считает, что «Сокровище» – это ка-

мень Чинтомани, находящийся в центральной, имеющей форму лотоса,

башне Шамбалы.

Человек, находящийся под влиянием страсти, думает, что «Сокровище» –

это стоящий в цветке лотоса Кришна, который играет на флейте.

Человек, находящийся в добродетели, знает, что истинное Сокровище –

Всевышний, и путь к нему лежит через открытие Светоча – тысячеле-

песткового лотоса (Светоча, сахасрары-чакры) и обретение Светьего тела.

ШУТКА – доброжелательное высмеивание недостатков (частушки, при-

баутки, потешки, розыгрыши и т.д.).

ЭВОЛЮЦИЯ – обучение Живы упорядочиванию окружающего про-

странства, которое она проходит в минеральном, растительном, животном

и человеческом царствах. Конечной целью эволюции Живы в материаль-

ном мире является обретение качеств Личности: Вечности, Знания и

Блаженства. Конца эволюции в духовном мире быть не может, ибо Духов-

ное вне времени и пространства.

ЭГО – осознание Живой своей индивидуальности.

ЭГОИЗМ – своекорыстие, достижение своих индивидуальных интересов

действиями, приносящими страдания другим существам.

ЭГРЕГОР – информационно-энергетическое поле, создаваемое мысля-

ми, чаяниями, желаниями и устремлениями живых существ. Эгрегоры

бывают: у минералов, растений, животных, людей, существ Нави и Слави.

Эгрегоры людей бывают: семейные, групповые, политические, нацио-

нальные и религиозные.

ЭКОЛОГИЯ – наука взаимосвязей стихий природы:

Эфир – мыслесфера, главенствующая стихия. Правильное использова-

ние эфира даёт правильное использование следующей, подчинённой ему

стихии – огня.

Огонь – правильное использование огня обеспечивает чистоту следую-

щей, подчинённой ему стихии – воздуха.

Воздух – если воздух будет чистым, то будет чиста и следующая, подчи-

нённая ему стихия – вода.

Вода – если вода будет чистой, то будет чиста и следующая, подчинён-

ная ей стихия – земля.

Если не соблюдать этот Закон взаимосвязей стихий природы, то любая

борьба за чистоту природы будет безсмысленной.

ЭЛЕМЕНТАЛЫ – одна из разновидностей лярв-навей. Способны под-

селяться в Навье тело и паразитировать на нём, влияя на психоэмоцио-

нальное состояние хозяина (человека или другого существа).

ЭМАНАЦИИ – тонкие светящиеся излучения, идущие от человека, жи-

вотных, растений и предметов Явьего мира. Современная наука регистри-

рует эманации посредством приборов (например – эффект Кирлиана).

ЭМАНСИПАЦИЯ ЖЕНЩИН – демоническая идея уравнения мужчин и

женщин в правах и обязанностях. Природа наделила мужчин и женщин раз-

личными телесными особенностями и способностями, ибо их природное

предназначение различно. Поэтому их права и обязанности равными быть

не могут, любое уравнивание мужчин и женщин противоестественно.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ШНУР – тонкоматериальный канал, соединяющий

Плотье и Навье тела человека. С увеличением расстояния между этими

телами толщина шнура уменьшается: если расстояние равно нескольким

метрам, то он с палец толщиной; если расстояние – несколько десятков

метров и более, то шнур утончается до толщины волоса. При надрыве

шнура существами Тёмной Нави, они могут подселяться в человеческое

тело через надорванное место. Если шнур полностью обрывается, насту-

пает смерть Плотского тела.

ЭНЕРГИЯ – природная сила; одно из основных проявлений воли Все-

вышнего и свойств живатмы.

ЭТРУСКИ – русско-язычные Славяно-Арии, в I тысячелетии до н.э. на-

селявшие северо-западные земли современной Италии. Имели высокую

культуру, которая стала основой Крито-Микенской, Греко-Римской и про-

чих античных культур.

ЭФИР – стихия мысли; мыслесфера, ноосфера. Создаётся совокупнос-

тью мыслей, эмоций, чаяний, желаний, страстей и устремлений всех су-

ществ Слави, Яви и Нави.

ЮГА – временной промежуток; циклично повторяющиеся эпохи, кото-

рые проходит в своём развитии Вселенная. Один цикл из четырёх юг на-

зывается «Дивья-юга» (Божественная юга, т.е. жизнь Брахмы – Рода).

Существуют четыре юги:

Сатья-юга – золотой век; характеризуется праведностью, мудростью,

одухотворённостью и отсутствием невежества, порока, насилия. Длится

1 728 000 лет.

Трета-юга – серебряный век; характеризуется появлением порочности.

Длится 1 296 000 лет.

Двапара-юга – бронзовый век; характеризуется ещё большим упадком

добродетели и праведности. Длится 864 000 лет.

Кали-юга – железный, злосчастный век, характеризуется изобилием ссор,

невежества, безбожия и почти полным отсутствием добродетели. Длится

432 000 лет.

Мы живём во время Кали-юги, которая началась около 5 тыс. лет назад.

Во время «злосчастного века» настолько разрастается порок, что в конце

Кали-юги появляется Калка-аватара, который уничтожает демонов и начи-

нает новую Сатья-югу. После этого весь цикл повторяется вновь. Эти че-

тыре юги, повторённые 10 00 раз, составляют один день Брахмы.

ЮДОЛЯ – несчастная судьба; нищета, болезни, унижения и т.д. След-

ствие греховных деяний в предыдущем воплощении – викарма («ю» – ты,

твоя, «доля» – судьба; т.е. сделавший себя несчастным).

ЮМОР – насмешливо-недоброжелательное отношение к чему-нибудь,

переходящее в сатиру – злое высмеивание («ю» – ты, твоя, «мор» – смерть,

т.е. твоя смерть. Отсюда «юморист» – тот, кто морит, умертвляет; «са-

тир» – демон, существо Тёмной Нави; «комедия» – деяние, вызывающее

кому, т.е. предсмертное состояние). Именно поэтому юмористы, сатири-

ки, комедианты – в основном, жиды.

ЮРОДИВЫЙ – блаженный, прозорливый, просветлённый человек, об-

ладающий способностью прорицать (предсказывать, предвещать); облича-

ющий несправедливость, говорящий правду в глаза «сильным мира сего»

(«ю» – ты, твой, «юр» – ур, свет, «род» – род, народ, «дивый» – дивный,

божественный; т.е. человек, обладающий светом знания и делящийся им

со своим народом).

Я – Жива, то есть истинное «Я» человека.

ЯВЬ – проявленный, видимый мир четырёх царств природы: минераль-

ного, растительного, животного, человеческого.

ЯВЬЕ ТЕЛО – Плотское, явное тело человека.

ЯГЬЯ – обряд жертвоприношения (отсюда – Баба Яга, т.е. выполняю-

щая обряд).

ЯЗЫЧНИК – отступник от Веры (Ведения Ра – Изначального Света) и

Ведической культуры Славяно-Ариев. В «Велесовой книге» (с.59, 61)

говорится: «Мы ...были богами хранимы от многих, называемых язы-

цами»; «Мы враждовали с злыми язычниками».

ЯЙЦЕХОРЕ – оплодотворённая живатмой агга – частица праха; «семя

дьявола» в каждом существе. Является источником саморазрушения и стра-

даний. Яйцехоре, одухотворённое Живой, преобразуется в Светье тело

Живы. При этом Жива становится Параматмой. Если этого не происхо-

дит, то яйцехоре преобразуется в каррох – демоническую материальность,

т.е. таким образом увеличивает прах («яйце» – яйцо, сфера, «хоре» – центр,

основа).

ЯН – сила (энергия) мужской сути Всевышнего: расширения, эволю-

ции, созидания, света, огня, солнечного влияния и т.д. Способствует уве-

личению Изначального Света.

ЯСНОВИДЕНИЕ – способность созерцать и прозревать миры Прави, Сла-

ви и Нави, запечатлённое в Небесной Скрижали (Акаше Хронике) про-

шлое и будущее.

ЯСНОСЛЫШАНИЕ – способность слышать звуки миров Прави,

Слави и Нави, а также – голоса существ этих миров.

ÈÌÅÍÍÎÉ ÓÊÀÇÀÒÅËÜ

АГАФИОС СХОЛАСТИК (Агафий Миринейский, 536-582) – византийс-

кий учёный, адвокат, поэт. Описал походы против Готов, Вандалов, Фран-

ков и Персов. Его труд – единственный источник сведений о событиях тех

времён (552-558).

АДАМ БРЕМЕНСКИЙ (после 1 081) – северогерманский летописец.

Сочинение «Деяния епископов Гамбургской церкви» – ценный источ-

ник по славяно-германским отношениям. Описал храм Радегаста в

древнеславянском городе Ретра.

АНЖУ Петр Федорович (1796 – 1869) – исследователь Арктики, адми-

рал Русского флота. Описал северное побережье Сибири, сев.-вост. берег

Каспийского и берега Аральского морей. Составил карту Новосибирских

островов.

АНКЕТИЛЬ ДЮ ПЕРРОН (1731-1805) – французский востоковед. Изу-

чал в Индии Зенд-Авесту и учение Зороастра. Привёз 180 восточных руко-

писей. Осн. труды и переводы: «Зенд-Авеста», «Упанишады» и др.

АРИСТИЙ (Аристей, VII в. до н.э.) – древнегреческий писатель, поэт из

Проконнеса. Написал повествовательную поэму об одноглазых Скифах-

Аримаспах. Сохранились отрывки, содержащие ценные сведения о жизни

северопричерноморских народов.

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (384-322 до н.э.) – древнегреческий мысли-

тель и учёный-энциклопедист. Ученик Платона, воспитатель Александра

Македонского. Его трактаты и сочинения охватывают почти все доступные

для своего времени науки.

АРРИАН ФЛАВИЙ (между 95-175) – древнегреческий писатель, офицер.

Автор дошедших до нас сочинений «Анабасис Александра» (походы Алек-

сандра Македонского, в 7-ми кн.) и «Индия» (научный труд). Оба произведе-

ния – важный источник сведений времён Александра Македонского.

АРЦИХОВСКИЙ Артемий Владимирович (190 2-1978) – советский ар-

хеолог. Член-коррепондент АН СССР, профессор и зав. кафедрой Москов-

ского университета. Крупный знаток древнерусской археологии. Более 30

лет руководил раскопками в Новгороде, где были открыты берестяные гра-

моты. Осн. труды посвящены новгородским и московским древностям:

«Курганы вятичей» (1930), «Основы археологии» (1955), «Новгородские гра-

моты на бересте» (195 3-63) и др. Впервые в СССР ввёл университетское

преподавание общего курса археологии.

АСОВ (Барашков) Александр Игоревич – закончил отделение геофизи-

ки и аспирантуру Московского университета. Член редколлегии журнала

«Наука и религия». Осн. труды: «Русские веды» (1992), «Велесова книга»

(1994), «Звёздная книга Коляды» (1996), «Мифы и легенды древних славян»

(1998).

АТТАР ФАРИД-АД-ДИН (ок. 1119) – персидский и таджикский поэт-

суфий. Поэмы «Беседа птиц» (ок. 1175), «Мухтар-наме», «Книга назида-

ния», «Книга восхождения»; лирические стихи; сборник «Жизнеописание

шейхов».

АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич (1826-1871) – знаменитый издатель

русских народных сказок, исследователь русской народной культуры. Осн.

труды: «Народные русские сказки» (1865), «Поэтические воззрения Славян

на природу» в 3-х тт. (1868).

БОДЯНСКИЙ Осип Максимович (1808-18 77) – русский языковед. Один

из основателей славяноведения в России. Профессор Московского универ-

ситета. Осн. труды: «О мнениях касательно происхождения Руси» (1835),

«О народной поэзии славянских племён» (один из первых трудов, посве-

щённых изучению славянской народной поэзии, 1837), «О времени про-

исхождения славянских племён» (1 855). Перевел книгу Шафарика «Сла-

вянские древности» и труды польских славистов. Издал ряд письменных

памятников славянского наследия.

БОРИЧЕВСКИЙ Иван Петрович (1810-1870) – исследователь культуры

Русского народа. Ныне незаслуженно забыт. Издал сборник «Повести и

предания народов славянского племени» (1840).

БРАФМАН Яков Александрович (1825-1 879) – еврейский писатель. В

1858 г. передал записку по еврейскому вопросу Александру II. В 1869 году

напечатал статью «Взгляд еврея, принявшего православие, на реформу быта

еврейского народа в России», где доказывал вред еврейского самоуправле-

ния. В 1869 г. издал книгу «Еврейское братство» и затем «Книгу Кагала».

БРЮСОВ Александр Яковлевич (1885-1966) – русский археолог, доктор

исторических наук. Занимался археологией эпохи неолита и бронзы. Осн.

труд: «История древней Карелии».

ВАВИЛОВ Николай Иванович (1887-1943) – биолог, генетик. Академик

АН СССР. Основоположник учений о биологических основах селекции и о

центрах происхождения культурных растений. В годы Великой Отечествен-

ной войны сохранил семенной запас лучших сортов злаков. Репрессиро-

ван, восстановлен в правах посмертно.

ВЕЛЬТМАН Александр Фомич (1800-1870) – русский писатель. Член-

корреспондент Петербургской АН. Занимался вопросами археологии и

древнерусского наследия. Был директором Оружейной палаты. Осн. труды:

«Индо-Германе, или Сайване» (1856), «Атилла и Русь IV-V вв.» (1858), «Пер-

вобытное верование и буддизм» (1864), роман-путешествие «Странник»

(1831-32), романы «Кощей Бессмертный» (1833) и «Былина старого време-

ни» (1833).

ВЕНЕЛИН (наст. фамилия – Хуца) Юрий Иванович (1802-1839) – рус-

ский языковед и исследователь-славист. Осн. труды: «Древние и нынешние

бомаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их

отношении к Россиянам» в 2-х тт. (1829-41), «Влахо-болгарские или дако-

славянские исследования об истории Болгар» (1 849 ).

ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (Нарендранатх Датта, 1863-1902) – индийский

мыслитель-гуманист, религиозный преобразователь и общественный дея-

тель. Последователь Рамакришны. В 1893 г. выступал на Всемирном конг-

рессе религий, затем совершил поездки с лекциями по Америке (1 894).

Позднее эти выступления были изданы: «Карма-йога», «Бхакти-йога»,

«Раджа-йога», «Джняна-йога». В 1897 г., после возвращения в Индию, со-

здал Миссию Рамакришны. Осн. труды: «Разум и религия», «Дух и влия-

ние Веданты», «Мой учитель».

ГАККЕЛЬ Яков Яковлевич (1901-1965) – советский океанограф, поляр-

ник, доктор географич. наук, профессор, руководитель Отдела географии

Арктич. и Антарктич. НИИ. Принимал участие в различных географичес-

ких путешествиях. Один из крупнейших знатоков Арктики и очертаний дна

Ледовитого океана. Открыл хребет Ломоносова, составил первую батимет-

рическую карту Арктического бассейна.

ГЕЛЛАНИК (V в. до н.э.) – греческий писатель из Митилены. Пытался

упорядочить собрание и описание греческих мифов и сказаний по родос-

ловным, летописным и этнографическим изысканиям.

ГЕЛЬМОЛЬД (ок. 1125 – после 1177) – немецкий миссионер. Описал

захват германскими феодалами земель Славян и их христианизацию в «Сла-

вянской хронике». Это один из важнейших источников по наследию По-

лабских Славян. Описал древнеславянский город Винету.

ГЕОРГИЙ АРМАТОЛ – Грешник (сер. IX в.) – византийский монах.

Автор Хроники в 4-х кн., в которой изложил события от «сотворения мира»

до 842 г. Она была переведена в X-XI вв. на славянский язык и использова-

на русскими летописцами в качестве источника по мировым событиям.

ГЕРОДОТ (ок. 484-425 до н.э.) – древнегреческий исследователь, про-

званный иудохристианами «отцом истории». Стремился к достоверному

изложению событий, много путешествовал. Автор «Истории» в 9-ти кн.,

посвящённой описанию греко-персидской войны (50 0-449 до н.э.). В 4-й

книге – первое в древней литературе упорядоченное описание жизни и

быта Скифов.

ГЕСИОД (VIII-VII вв. до н.э.) – древнегреческий поэт. Его сочинения:

«Теогония» («Происхождение богов» – попытка упорядочить мифологи-

ческие представления Греков), «Труды и дни» (земледельческая поэма –

источник сведений о календаре и технике сельского хозяйства в Древней

Греции), «Щит Геракла», «Эойя» (сведения о женщинах-прародительницах

знатных родов).

ГИЛЬФЕРДИНГ Александр Федорович (1831-1872) – русский славяно-

вед, фольклорист. Председатель Отделения этнографии императорского гео-

графического общества, член-корреспондент Петербургской АН. Крупней-

ший собиратель былин в Онежской губернии (записал 3 18 текстов с боль-

шой точностью). Осн. труды: «О сродстве языков славянского с санскритс-

ким» (1853), «Об отношениях языков славянских к языкам родственным»

(1853), «История Прибалтийских Славян» (1855).

ГИППОКРАТ (ок. 460 – 37 7 до н.э.) – выдающийся врач Древней Гре-

ции, основоположник античного врачевания. Его труды объединены в «Гип-

пократов сборник».

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин (ок. 329-3 90) – арианин, деятель

восточно-римской церкви, патриарх Константинополя. Один из «отцов

церкви».

ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ (538-594) – франкский писатель из галло-римской

знати. С 573 года епископ г. Тура. Составитель «Истории франков» (до 591) –

важнейшего источника сведений о политической жизни Франкского госу-

дарства V-VI вв.

ГРИГОРЬЕВ Александр Дмитриевич (1874-194 0) – русский исследова-

тель народной культуры, собиратель древнерусских писаний. Записал бо-

лее 4 00 былин, народных песен, духовных стихов на побережье Белого

моря – «Архангельские былины и исторические песни, собранные в 1899 -

1901 гг.» (1904). Исследование «Повесть об Акире Премудром» (1913) охва-

тывает временной отрезок в 2 тысячи лет. С 1922 г. был вынужден жить в

Польше и Чехословакии.

ГРИНЕВИЧ Геннадий Станиславович – русский языковед-исследователь.

Старший научный сотрудник Отдела всемирной истории Русского Физи-

ческого Общества. Занимался упорядочиванием и расшифровкой руни-

ческих знаков и надписей Западных Славян, о. Крита, Этрусков, Древней

Индии. Составил свод знаков славянской руницы. Осн. труды: «Праславян-

ская письменность. Результаты дешифровки», т.1 (1993), «Праславянская

письменность. Результаты дешифровки», т.2 (1999), «В начале было слово»

(1997).

ГУМИЛЁВ Лев Николаевич (1912-1989) – русский историк, географ, эт-

нолог. Главная тема его исследований – история этногенеза. Осн. труды:

«Древняя Русь и великая степь» (1992), «Древние тюрки» (1993), «Этноге-

нез и биосфера Земли» (1993), «Этносфера. История людей и история при-

роды» (1993).

ГУСЕВА Наталья Романовна – крупнейший знаток культуры Ин-

дии. Доктор исторических наук, лауреат международной премии имени

Дж. Неру, член СП СССР. Автор более 150 трудов, среди которых: «Ин-

дуизм» (1 977), «Художественные ремёсла Индии» (1987 ), «Раджастхан-

цы» (1 988 ), «Русские сквозь тысячелетия» (19 98).

ДАЛЬ Владимир Иванович (1801-1872) – русский писатель, исследова-

тель культуры Русского народа. Член-корреспондент Петербургской АН.

За труд «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х тт. (1863-

66) удостоен звания почётного академика. Другие книги: «Повести. Расска-

зы. Очерки. Сказки» (1 861), «Пословицы русского народа» (1861-62).

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ (ок. 90-21 до н.э.) – древнегреческий учёный

времён эллинизма. Сочинение «Историческая библиотека» в 40 тт., вклю-

чает наследие Египта, Ассирии, Индии, Мидии, островов Зап. и Вост. Сре-

диземноморья. До наших дней сохранилось 15 томов (события с древней-

ших времён до сер. I в. до н.э.), остальные – в отрывках.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (V или нач. VI в.) – христианский мысли-

тель, первый епископ Афин, член Ареопага. Ему приписывают появивши-

еся в V в. в Сирии трактаты и послания с проповедью мистицизма, в кото-

рых была попытка соединить христианство с неоплатонизмом Плотина,

Прокла, Ямвлиха. Впервые в подлинности авторства усомнился итальян-

ский гуманист сер. XV в. Лоренцо Валла. По мнению Ш. Нуцубидзе («Тайна

Дионисия Ареопагита», 1942) и Э. Хонигмана («Пётр Ивер и сочинения

псевдо-Дионисия Ареопагита, 1952»), автором книг, приписываемых Д.А.,

является Петре Ивер (412-488) – грузинский мыслитель, деятельность кото-

рого проходила главным образом в городе Газа в Палестине.

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ (2-я пол. I века до н.э.) – древнегре-

ческий оратор. Автор «Римских древностей» в 20-ти кн. (жизнь Рима с

мифических времён до 264 до н.э.), где сохранены для потомков ранние

римские сказания. Написал ряд сочинений по красноречию.

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ, Памфил (ок. 260-339) – римский церковный

учёный и писатель, приверженец Оригена. Епископ Кесарии (Палестина).

Труды: «Церковная история» (краткий обзор всемирной жизни, Римской

империи и христианства до 324 г.), «Житие императора Константина».

ЕМЕЛЬЯНОВ Валерий Николаевич (1928-199 9) – русский писатель, об-

щественный и политический деятель, кандидат экономических наук. Осно-

ватель ВАСАМФ «Память». Одним из первых выступил против Солжени-

цына А. в 1971 г., обвиняя того в сионизме и русофобии. Его труды: «Де-

сионизация», «Кто стоит за Джимми Картером» и др.

ЗУБОВ Николай Николаевич (1885-1960) – советский океанолог, исследо-

ватель Арктики, доктор географич. наук. Окончил морской корпус и Морс-

кую академию (1910), участник Цусимского сражения. Инженер-контрадми-

рал. Создатель и руководитель кафедры океанологии в Моск. гидрометеоро-

логическом институте, руководитель нескольких научных походов. Выдвинул

и разработал способ ледовых прогнозов в арктических морях. Осн. труды:

«Льды Арктики» (1945), «Избранные труды по океанологии» (1955).

ИБН АЛЬ-ФАРИД Абу Хафс Омар ибн Али ас-Сади (1182-1235) – Егип-

тянин. Крупнейший арабский поэт-мистик. Наиболее известны произведе-

ния: «Винная песня» и «Большая таийя».

ИВАНОВ Вячеслав Всеволодович (р. 1929) – российский языковед, фи-

лолог, переводчик. Доктор филологических наук. Исследования по индоев-

ропейскому, славянскому, общему языкознанию, по народной культуре

Славян. Крупнейшее исследование (совместно с Т.В. Гамкрелидзе) –

«Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-ти-

пологический анализ праязыка и протокультуры» в 2-х тт. (1984). Осн. тру-

ды: Иванов В.В., Топоров В.Н. «Славянские языковые моделирующие се-

миотические системы (древний период)» (19 65), «Мифологические геогра-

фические названия как источник для реконструкции этногенеза и этничес-

кой истории славян и восточных романцев» (1976), ст. «Славянская мифо-

логия» в энциклопедии «Мифы народов мира» (1988).

ИЕРОНИМ Блаженный (340-420) – богослов. Перевёл Библию с гречес-

кого на латинский язык, за это был причислен к лику святых.

ИННОКЕНТИЙ IV (1195-1254) – римский папа. Боролся за верховенство

над светской властью. Идейно возглавил наступление католицизма и не-

мецких феодалов на Прибалтику («Дранг нах Остен»). Поддерживал Тев-

тонский орден в походах в Вост. Европу. Пытался толкнуть Александра

Невского на поход против Злотой Орды в 1252 г., когда Киевская Русь была

ослаблена. Одновременно посылал представительство в Орду для сотруд-

ничества против Киевской Руси.

ИОАНН БОГОСЛОВ (I в.) – один из 12 апостолов, любимый ученик

Иисуса Христа. Ему приписываются составление Евангелия от Иоанна,

Апокалипсиса и трёх посланий (в действительности являющихся сочинени-

ями различных авторов).

ИОАНН ЗЛАТОУСТ, Хризостом (ок. 350-407) – византийский церков-

ный деятель, константинопольский патриарх. Видный представитель вост.-

христ. церкви. Прозвище Златоуст получил за своё красноречие. Состави-

тель многих проповедей, псалмов, пояснений к Библии. Ошибочно счита-

ют его автором литургий. Его труды интересны в культурно-историческом

смысле. Причислен к лику святых.

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иван Ильич, 1829-1908) – прото-

ирей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Имел при жизни сла-

ву «народного святого». Канонизирован Русской православной церковью.

ИОАНН МАЛАЛА – Ритор (491-578) – сириец, византийский хронист.

Автор Хроники в 18-ти тт. (всемирная летопись от Египтян до 563), которая

была известна русским летописцам и входила в Ипатьевскую летопись 1114 г.

Содержит интересный материал о жизни Византии VI века.

ИОРДАН (VI в.) – Алан или Гот из знатного рода в Мезии. Имел духов-

ный сан и выступал посредником между Готами и Византией. Главное

сочинение – «О происхождении и деяниях Готов» («Гетика») доведено до

551 г. Дополнил преданиями германских племён. Источник о жизни Готов

времён их переселения и основания государств Вестготов и Остготов, со-

держащий важные сведения по наследию Славяно-Ариев, доказывающие

их родовую связь с Венедами. Отмечает важную роль Славян в жизни

Византии.

КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826) – русский писатель. По-

чётный член Петербургской АН. Много сделал для становления русского

книжного языка. С 1803 г. занимался российским наследием, получил от царя

звание правительственного историографа. В 1811 году подал Александру I

«Записки о древней и новой России». С 1816 г. начали выходить первые

тома «Истории государства российского», 12-й том вышел в 1821 году.

КИННАМ (ок. 1143 – неизв.) – византийский секретарь императора Ма-

нуила I Комнина. Сохранился в отрывках его труд о Византии (1118 – 1176).

КИРЕЕВСКИЙ Пётр Васильевич (1808-1856) – русский собиратель фоль-

клора, археограф, издатель. Привлёк к этому многих видных деятелей (А.С.

Пушкина, В.И. Даля, Н.М. Языкова и др.). В 1838 г. были подготовлены к

печати 800 свадебных песен, но не изданы. В 184 8 г. изданы 55 духовных

стихов под названием «Русские народные лирические и духовные пес-

ни». Народные песни и былины из его собрания напечатаны только пос-

ле смерти и включают несколько тысяч текстов («Песни, собранные Ки-

реевским», 1860).

КИРША ДАНИЛОВ (Кирилл Данилович, XVIII в.) – составитель и ис-

полнитель первого сборника русских былин, духовных и душевных песен,

стихов, записанных после 1742 г. Сборник представляет большую научную

ценность. Его составитель, по-видимому, уральский казак, выполнил этот

труд для заводчика П.А. Демидова. Письмо Демидова к Г.Ф. Миллеру сви-

детельствует, что былины записаны в приуральских западно-сибирских зем-

лях. 26 текстов сборника впервые напечатал А.Ф. Якубович в книге «Древ-

ние русские стихотворения» (1804). Наиболее полное и научное издание

(7 1 текст с нотами) – «Сборник Кирши Данилова» (1901).

КЛАССЕН Егор Иванович (1795-1862) – русский учёный-энциклопедист,

доктор философии. Статский советник, секретарь Московской Коммерчес-

кой Академии, где преподавал с 1 825 по 184 7 год математику, механику,

технологию и каллиграфию. Автор книг, учебных пособий. Написал ряд

трудов по естественным и гуманитарным наукам: «Физика в приложении

к зодчеству» (1835), «Руководство к устройству артезианских или водомёт-

ных колодцев», «Речь об основании истинного просвещения и о ходе оно-

го в России». Наиболее известный труд – «Новые материалы для древней-

шей истории Славян вообще и Славяно-Русов до рюриковского времени в

особенности» (1854).

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Тит Флавий, ок. 150 – ок. 215) – хри-

стианский богослов и писатель. Большой знаток греческой философии, в

своих трактатах приводит более 360 древних авторов. Осн. труды: «Увеще-

вание к эллинам», «Педагог», «Строматы».

КЛЮЧЕВСКИЙ Василий Осипович (1841-1911) – крупнейший предста-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты