КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮКнига “Мир дома твоего” была написана задолго до составления нового варианта программы “Этика и психология семейной жизни”. Поэтому не следует искать полного соответствия содержания публикуемой части этой книги последовательности и содержанию разделов программы. Данная публикация может послужить пособием к преподаванию курса в целом, раскрывая, аргументируя и научно обосновывая необходимость следования традиционным духовно-нравственным ориентирам для полноценного развития личности, для создания и сохранения семьи, воспитания детей. Отдельные разделы книги могут быть использованы при подготовке занятий по темам: “Нравственные нормы брака в христианской культуре” (см. “Символы супружеского союза”, “Продолжение рода”, “Венчание”); “Психология личности” (см. “Тело, душа и дух”, “Человек в человеке ”); “Психология межличностных отношений” (см. “Психология внутреннего мира”; “Я против “я”, “Я тебя слушаю...” и др.); “Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек” (см. “Союз священный”, “Я тебя слушаю...”); “Любовь как высшее человеческое чувство” (см. “Мудрость любви”, “Любовь или влечение?”); “Культура воздержания” (см. “Дом души и храм духа”, “Любовь или влечение?”, “Человек в человеке”); “Семья и ее функции” и “Особенности молодой семьи” (см. “Продолжение рода”, “Не сошлись характерами”); “Нравственный климат семьи” (см. “Не сошлись характерами”, “Власть женщины в семье”, “Диалогический вопросник межличностных отношений супругов”); “Причины и последствия разлада семейных отношений” (см. “Не сошлись характерами”, “Внутренний мир ребенка”); “Семья и дети” (см. “Педагогика доверия”); “Эгоизм детей” и “Типичные недостатки семейного воспитания” (см. “Разумен ли эгоизм?”, “Мера наказания”, “Праздник непослушания”, “Внутренний мир ребенка”). Указанные соответствия приблизительны, они не дают пунктуального раскрытия перечисленных тем, но могут дать учителю необходимые смысловые ориентиры для подготовки к урокам. Методики преподавания предмета могут быть различными в зависимости от уровня задач, которые ставит перед собой учитель. Прямой задачей обучения является передача и закрепление знаний. “Сверхзадачей” может стать пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует от учителя живого, творческого отношения к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания. Такой учитель найдет путь к сердцу ученика, даже если вопросы нравственности, духовности, чистоты совести и целомудрия непривычны и чужды ему. В глубине души каждый человек стремится к полноте духовной и творческой жизни, верной любви и семейному счастью. В подростковом и юношеском возрастах голос совести еще не заглушен, даже вопреки усвоенной извне циничной морали (см. “Открытие, сделанное подростками”). В книге учитель может найти рекомендации к характеру ведения занятий (см. “От урока к симпозиуму”). Поскольку традиционные нравственные нормы брака и семьи в наше время утрачивают свой неоспоримый авторитет, необходимо их принципиальное и научное обоснование. “Доказательством от противного” послужит выявление последствий нравственных нарушений— от мучений совести до распада личности и неизлечимых болезней души и тела. Предлагаемый учителю проблемно-диалогический метод способствует и лучшему запоминанию учебного материала, и перерастанию знаний в убеждения: в диалоге, споре знания закрепляются прочнее, а со временем даже отвергаемые ранее знания могут перерасти в убеждения. Так решаются и задача обучения, и “сверхзадача” духовно-нравственного воспитания ученика.
|