КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причины появления нововведений в Исламе. 391. Оставление Сунны.. 39 2. Отсутствие знаний. 40 3. Вводящие в заблуждения идеологи и слепое подражание (такълид) 40 4. Дружба, общение и споры с приверженцами нововведений. 41 5. Крайность и излишество в вопросах религии. 41 6. Следование за прихотью и своими страстями. 42 7. Следование за сомнительными доводами. 43 8. Отказ от обращения к обладающим знанием в случае незнания. 44 9. Использование слабых и выдуманных хадисов. 45 10. Оправдание необходимостью и пользой для Ислама (масляха) 46
Заключение. 47
Литература. 48
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Введение
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его! А затем: Каждому мусульманину, который хоть немного знаком с пречистой Сунной пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), хорошо известен тот факт, что после важнейшего призыва к единобожию и поклонению Одному Аллаху, он уделял особое внимание призыву неуклонно следовать его Сунне и борьбе с нововведениями. И доводом этому является то, что пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) каждую пятницу во время своей проповеди повелевал следовать Корану и Сунне и строго предостерегал от нововведений, как об этом передается в хадисе от Джабира, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время своих увещеваний говорил: «Самые лучшие слова – это Книга Аллаха Всевышнего, а лучший путь – это путь Мухаммада. Худшие же деяния – это новоизобретенные, а каждое такое деяние – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне!» Муслим 2/592, ан-Насаи 3/188. По этой причине имамы из числа первых и последующих поклонений всегда уделяли огромное значение важности следования Сунне и опасности нововведений в религии, составляя об этом отдельные труды и посвящая этой теме целые главы в сборниках хадисов. Да и как может быть иначе, если этой теме придавали большое значение Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), предостерегая от нововведений в религии строжайшим образом еще до того, как они распространились в исламской общине! Многие мусульмане не понимают опасности нововведений в религии, тогда как оно является одной из самых больших причин, ведущих к неверию. А некоторые мусульмане, по своему неведению, даже полагают, что в религии существует хорошее нововведение (бид’а хасана). Изучение темы «нововведения» является важным в Исламе, поскольку с этим знанием связано спасение от заблуждений в мире этом и от наказания в мире ином. Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: “Обычно люди спрашивали посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о хорошем, я же спрашивал его о плохом, ибо я боялся, что оно постигнет меня”. аль-Бухари 3606, Муслим 5/20. Яхья ибн Му’аз говорил: “Все разногласия людей возвращаются к трем основам, и у каждой из этих основ есть противоположность. И если человек сошел с одной из этих основ, он обязательно впадет в ее противоположность! Эти три основы: Единобожие, противоположностью чего является многобожие; Сунна, противоположностью которой является нововведение; и повиновение Аллаху, противоположностью чего являются грехи!” См. “аль-И’тисам” 1/91. Что же касается изучения положений нововведения, особенно в наше время, то это является весьма актуальным, поскольку, к великому сожалению, нововведения распространились в исламской общине, и дело даже дошло до того, что некоторые несведущие мусульмане начали считать то или иное нововведение Сунной! Свят Аллах, словно мы воочию видим то, о чем говорил славный сподвижник Хузайфа (да будет доволен им Аллах): “Клянусь Аллахом, нововведения так распространятся, что когда кто-то оставит что-либо из нововведений, будут говорить: «Оставили Сунну!»” Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 162. В данной работе с дозволения Всевышнего Аллаха пойдет речь о том, что такое нововведение, на какие виды делится, насколько строго шариат запрещает любые виды нововведений в религии, и есть ли в Исламе хорошее нововведение? Просим Всевышнего и Великого Аллаха сделать этот небольшой труд благословенным и полезным для каждого мусульманина, прочитавшего его!
Языковое и шариатское определения термина “нововведение” (аль-бид’а)
Языковое определение термина «аль-бид’а» Ибн Фарис сказал: “Говорится: «Я совершил некое бид’а будь то словами или делами, если я сделал что-либо, чего не было до этого»”. См. “Му’джам аль-макъаиис” 119. Имам ат-Туртуши сказал: “Слово «аль-бид’а» – это новоизобретенная вещь, которая не имела до нее ничего подобного”. См. «аль-Хауадис уаль-бида’» 40. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Что касается «аль-бида’» (нововведения), множественное число от слова «аль-бид’а», то это все то, что не имело примера до этого. И в языковом значении это слово включает в себя и то, что похвально, и то, что порицаемо”. См. “Фатхуль-Бари” 13/340. В языковом значении слово «бид’а» упоминается и в Коране, как например, аят: «Первосоздатель небес и земли» (аль-Бакъара 2: 117). Т.е. Аллах создал небеса и землю, подобно чему до этого не было. Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи (Мухаммад): “Я не являюсь новоявленным из посланников и не знаю, что произойдет со мной и с вами”» (аль-Ахкъаф 46: 9). Т.е. скажи: Я не первый посланник, посланный к людям.
Шариатское определение термина «аль-бид’а» Что же касается определения термина «аль-бид’а» в шариате, то это все, что внесли в религию, но что не узаконили Аллах или Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Имам аль-Джаухари сказал: “«аль-Бади’» и «аль-мубтади’», а также слово «аль-бид’а» – это внедрение в религию чего-либо, после ее завершения”. См. “ан-Нихая” 1/107. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Нововведение (бид’а) в религии – это то, что не узаконили Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), и это то, на что нет никакого веления, ни обязательного, ни желательного”. См. “Маджму’уль-фатауа” 4/107. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Нововведение (бид’а) – это все, что внесли в религию, и что не имело никакой основы в шариате. А что касается того, что имеет основу в шариате, на которое есть указание, то это не является нововведением в шариате, даже если это будет именоваться нововведением в языковом значении”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 265. Имам аш-Шатыби сказал: “Нововведение – это путь в религии, который был придуман и изобретен, подражая узаконенному пути, проложенный с целью наибольшего поклонения Аллаху”. См. “аль-И’тисам” 1/51. Путь – некое направление, предназначенное для движения по нему. Сказано: «путь в религии», потому что изобретатель этого пути приписывает его к Исламу и выдает за истинно религиозный путь. «придуман и изобретен» - то есть, не имеет основания в религии, неизвестен в Исламе. «подражая узаконенному пути» - так как изобретенный путь походит на узаконенный, но не является им. «проложенный с целью наибольшего поклонения Аллаху» - то есть, мотив у изобретателя этого пути и тех, кто следует по нему, – это лучше и больше поклоняться Аллаху. Шейх аль-Альбани сказал: “Поистине, нововведение (аль-бид’а), которое шариат объявил заблуждением, это все, что не соответствует Сунне, из поступков, слов или убеждений, даже если это является следствием иджтихада”. См. “Ахкамуль-джанаиз” 242. Таким образом, религиозное нововведение (аль-бид’а) – это любые слова, дела или убеждения, посредством которых ищут приближения к Аллаху, но что не имеет никакого достоверного основания, и что не было известно во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. См. “аль-И’тисам” 1/64, 1/227.
|