Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Приёмы сатирического изображения.




 

 

Показывая градоначальников, Щедрин мастерски использует гротеск, изображая совмещение несовместимого. Так, характеризуя Брудастого, писатель рассказывает о том, что у градоначальника вместо головы был установлен примитивный механизм, который выкрикивал только два слова: «не потерплю!» и «разорю!». Прозванный Органчиком, он приводит свои угрозы в исполнение: порет ямщиков, приводит в порядок недоимки, сечёт мужиков. Иной гротеск создаёт Щедрин, рисуя градоначальника Прыща: наделяет его «фаршированной головой», которую съедает предводитель дворянства с весьма развитым желудком. В отличие от Брудастого, Прыщ не пугает глуповцев, а прекращает все дела вовсе, заменив их хождением по гостям. И этого было достаточно, чтобы город вступил в полосу благоденствия. Другого рода гротеск применен в случае с Бакланом: мы помним, что этот правитель происходил от колокольни.

Щедро использует писатель и фантастику. Упомянутый выше маркиз де Санглот «летал по воздуху в городском саду». У иных градоначальников ступни обращены назад. Они окружают себя оловянными солдатиками и ведут войны за внедрение ромашки, превращаясь в подобие кукол или автоматов. Дуньку-толстопятую в период смуты заедают клопы. А чего стоит лицо Ираиды Палеологовой темно-коричневого цвета, напоминавшее старопечатные изобра-жения. Эта градоначальница, истязавшая «четырех своих крепостных девок», напоив для храбрости троих солдат, со шпагой в руке «вторглась в казна-чейство». А потом «бессовестно обокрав казну», «взлетела на воздух вместе с казначеем и бухгалтером». Рисуя градоначальниц, Щедрин применяет приём дублирования, передавая одинаковость этих женщин с пухлыми вишневыми губами и высокой грудью.

Но градоначальники Салтыкова-Щедрина не только смешны и нелепы, но и страшны. Таков Угрюм-Бурчеев, «бывалый прохвост», соединивший в себе черты Аракчеева и Николая I. Изображая его, писатель использует приёмы гиперболы и шаржа, обогащая их прямой авторской характеристикой и называя его «мрачным идиотом» с «деревянным лицом» и «коническим черепом». Этот правитель завершил дело предшественников и превратил город Глупов в пустыню с острогом посредине. Все эти щедринские градоначальники уходят в небытие по причинам нелепым, курьёзным или постыдным. Одного заели клопы, другой скончался от обжорства, третий – от любострастия, четвертый от натуги, с которой пытался одолеть сенатский указ, пятый – от растерзания собаками. И Щедрин громким смехом сопровождает их закономерную кончину. Печальное повествование о глуповцах. В книге сатирика есть ещё один групповой образ – глуповцы. Писатель проявляет сочувствие к народу, сострадание к нему, защищает его от душителей-деспотов. Это особенно ощущается в главах «Голодный год» и «Соломенный город». Автор «Истории...» с глубокой симпатией рисует народного ходока Евсеича, ищущего правды и справедливости. Но Щедрин отказывается от сентиментальной идеализации народа. Свою сатиру он направляет в адрес глуповцев, изображая их опутанными предрассудками, пребывающими в страхе и покорности, живущими под «игом безумия». По словам А.С.Бушмина, сатира у Щедрина двусторонняя: на самодержавие и на политическую пассивность народных масс, живущих в «ярме глупости» и отсталости, темноты и забитости, в рабской покорности Угрюм-Бурчеевым.

Писатель наделяет некоторых глуповцев чертами кукол, подчёркивая, что они «машинально» кланяются на все стороны, что они напоминают «деревянного дела» «людишек». Щедрин намерен разбудить самосознание людей из народа, напомнить им об их человеческом достоинстве. Используя приём стилизации, писатель «одевает» образы и события современности в одежды прошлого. Другое средство сатиры Щедрина – пародирование. Д.С.Лихачёв отмечал наличие в этой книге пародированного летописца, пародированного издателя (здесь автор язвительно пародирует официозных историографов) и единственно подлинного сознания – сознания самого Салтыкова-Щедрина. Любопытно пародирует автор ожесточенные дискуссии середины XIX века о происхождении Руси. Мастерски использует писатель манеру наивного летописца-обывателя, благодаря чему важные идеи он передаёт в наивно-сказочной форме.

Символ реки и загадочное «оно». Сатирически раскрытым образам градона-чальников и глуповцев автор противопоставляет символический образ реки, которая воплощает стихию самой жизни, которую упразднить и покорить никто не может. Река не только не покоряется дикому взгляду василиска Угрюм-Бурчеева, но и сносит плотину из мусора и навоза. Есть в книге Щедрина и символическое грозное «Оно», образ, рождённый эзоповым языком сатирика. Это нечто, напоминающее смерч, в гневе проносящийся над Глуповым, стихия, сметающая нелепость общественного жизнеустройства и рабскую покорность глуповцев. Передавая движение этой стихии, Щедрин использует экспрессию описания, приём нагнетания глаголов и глагольных форм, образующих сложный ритмический рисунок. Писатель создает великолепно продуманное построение, композиционно и стилистически напоминающее пушкинскую «Историю села Горюхина». Вопреки несправедливым суждениям либеральных критиков – А.Суворина и К.Арсеньева, - обвинявшим Щедрина в искажении русской истории и оскорблении народа, вопреки гневным высказываниям цензора Н.С.Лебедева о том, что «автор уже положительно глумится над властью», И.С.Тургенев определил мировое значение «Истории одного города».


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты