Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


КОММЕНТАРИИ. зовутся фесценнинами. — Фесценнинские стихи (фесценнины) — стихи и песни обсценного содержания




…зовутся фесценнинами. — Фесценнинские стихи (фесценнины) — стихи и песни обсценного содержания. По свидетельству Сервия (Комментарий к «Энеиде», VII, 695), их название связано с городом Фесценний, располагавшимся в Южной Этрурии. Как сообщают Сенека Старший (Контроверсии, VII, 6) и Плиний (Естественная история, XV, 86), фесценнины изначально являлись элементом свадебного обряда, для которого непристойные песни были одним из атрибутов в различных культурах. Поскольку в широком фольклорно-мифологичес-ком контексте свадьба связывалась с культом плодородия, то фесценнины присутствовали и в традиционных сельских ритуалах (в частности, в форме ритуальной перебранки). Обязательный для таких ритуалов культ фаллоса дал повод сблизить название песни и соответствующего фольклорного жанра со словом fascinus (так, например, объяснял этимологию фесценнин римский ученый II–III вв. Юлий Павел), и именно это сближение постоянно подчеркивает П.Киньяр.

(обратно)

…римского романа — «satura». — «Сатура» в римской литературе название особого жанра, причем жанра типично римского, недаром Квинтилиан гордо писал, что «сатура целиком наша» (Воспитание оратора, X, 1,93). Первоначально этим словом (производным от лат. satur — «полный») назывались представления, состоявшие из отдельных, не соединенных друг с другом песен и сценок, в известной мере продолжавших традицию фесценнинских стихов. Впоследствии под влиянием различных заимствованных жанров (прежде всего новоаттической комедии и философского диалога-мениппеи) сатура все больше «литературизировалась»; основным показателем жанра являлось смешение различных стихотворных размеров, а также прозы и стиха на уровне формы, и подобная же тематическая «пестрота» содержания. В жанре сатуры писали Энний, Луцилий, Варрон, Гораций, этим же словом обозначились «сатиры» Персия и Ювенала. Традиционно называемое «романом» произведение Петрония «Сатирикон» самим своим заглавием обнаруживает принадлежность к той же жанровой традиции.

(обратно)

…что звалось ludibrium. — П.Киньяр объединяет первичное и производное значения латинского слова. Ludibrium (производное от ludus — «игра»), означая насмешку, употреблялось и в значении оскорбления, насилия, в том числе и сексуального.

(обратно)

Паррасий Эфесский — знаменитый греческий художник, жизнь которого датируется V–IV вв. до н. э. Был известен своим резким нравом и вызывющими манерами (так, он носил пурпурные одежды и золотой венок). Среди его картин наиболее замечательными считались изображения Тезея, Филоктета, сцен исцеления Телефа и мнимого безумия Одиссея, а его стиль был отмечен любовью к изображению сильных переживаний и богатством красок. По свидетельству древних, он был автором и нескольких сочинений по теории живописи.

(обратно)

…«изображение проститутки». — Следует заметить, что слово pornographos в античных памятниках вовсе не зафиксировано, а единственное его употребление у Афинея (Пир софистов, 13, 567b) подразумевает не художника, но «пишущего о проститутках».

(обратно)

Светоний рассказывает… — Светоний. Тиберий, 43–44; см. издание: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1990, с. 95.

(обратно)

Spintrias (сфинктеры) — проституирующие мужчины.

(обратно)

… книги Элефантиды… — Под названием, производным или от названия древнеегипетского города Элефантины, или от имени малоизвестного божества, античные авторы упоминали либо трактаты, посвященные различным косметическим средствам, либо (как в данном случае) собрание «фигур Венеры» (см.: Марциал, XII, 43,4) — некий античный аналог «Камасутры».

(обратно)

Греческий глагол, означающий процесс содомии — eispein… — Греческий глагол исходно имел вполне нейтральное значение «вдыхать» и применительно к любовной связи употреблялся метафорически. По свидетельству Элиана (Пестрые истории, 3, 12), в таком значении его использовали спартанцы, и это позволило Киньяру «сделать» его обозначением гомосексуальной любви.

(обратно)

Квинт Атерий (Quintus Haterius, умер в 24 г.н. э.) — знаменитый чтец и оратор, известный своей способностью к импровизации. Упоминается также у Сенеки Младшего (Письма к Луцилию, 40, 10) и у Тацита (Анналы, IV, 61).

(обратно)

Officium — ключевое понятие римской этики, подразумевавшее гражданский, социальный и моральный долг. Цицерон посвятил ему специальный трактат «Об обязанностях».

(обратно)

Я ненавижу объятия, в коих один или другой не отдается полностью. — Овидий. Наука любви, 2, 683

(обратно)

Я не желаю услуги от женщины. — Там же, 2, 688.

(обратно)

Эту норму ясно определяет одна из эпиграмм Марциала. — Марциал. Эпиграммы, 9, 32.

(обратно)

.убил педагога, который поцеловал его двенадцатилетнюю дочь. — Валерий Максим. Достопримечательные деяния и высказывания, 6, 1,4. Под педагогом подразумевается раб-воспитатель; при этом Валерий Максим именует Мения «суровым хранителем стыдливости».

(обратно)

Артемидор из Эфеса (втор. пол. II в.) — автор знаменитого сонника.

(обратно)

… ее самоубийство с помощью бронзового кинжала явилось основой создания «римской» республики. — Имеется в виду знаменитая история о матроне Лукреции, обесчещенной сыном последнего римского царя Тарквиния (род Тарквиниев происходил из Этрурии). Ее самоубийство послужило поводом к уничтожению царской власти и установлению республики. С нескрываемым восхищением о деянии Лукреции рассказывает Тит Ливии в своей «Истории» (1, 58); эту же историю подробно описывает Овидий в «Фастах» (2, 721–852).

(обратно)

…республика Отцов. — Словом patres, «отцы», в Риме обозначалось, в частности, патрицианское и сенаторское сословие. Для Киньяра важно соотношение «родового» и «социального» значений слова, поэтому в переводе практически всюду выбран наиболее общий вариант.

(обратно)

Отцы убили Ромула… — Имеется в виду версия мифа, согласно которой Ромул был убит в результате заговора сенаторов («отцов», patres). В первой книге своей «Истории» Тит Ливии рассказывает, как во время бури облако накрыло Ромула и с тех пор его никто не видел. Его провозгласили божеством, унесенным на небо (историю божественного апофеоза Ромула, ставшего богом Квирином — покровителем римского народа, излагают и Цицерон, и Овидий). Однако сразу же, как сообщает Ливии (I, 16), пошли разговоры о том, что на самом деле Ромула убили стоявшие подле него сенаторы. Дабы успокоить народ, один из них, Прокул Юлий, поведал, что ему-де явился спустившийся с небес Ромул. «Удивительно, — заключает Ливии, — насколько люди уверовали в этот рассказ и как горе армии и народа умерилось уверенностью в божественности Ромула».

(обратно)

Stuprum — срам, позор, в особенности, прелюбодеяние (все равно, вольное или невольное).

(обратно)

… поразительному сходству трех сыновей Юлии Старшей с их отцом Агриппой. — Юлия Старшая — дочь императора Августа, известная своим распутством. Марк Випсаний Агриппа (род. ок. 63 г. до н. э., умер в 12 г. до н. э.), ее второй муж, один из ближайших соратников Августа. От их брака родилось три сына и две дочери.

(обратно)

Myтун — одно из латинских слов, служивших для обозначения мужского полового органа; происходит от имени божества италийского происхождения Mutunus Tutunus, отождествлявшегося с Приапом (а иногда с Меркурием-Гермесом) и игравшего роль защитника-охранителя (genius). Его святилище в Риме считалось одним из древнейших (по свидетельству ученого IV в. Руфия Феста, оно стояло там «от основания города»); в отправлении культа участвовали в основном женщины, которые во время ритуала, как сообщает нам юрист и историк II–III вв. Юлий Павел, должны были быть «в тогах с пурпурной каймой и с покрытыми головами».

(обратно)

Либер Патер — Liber Pater, букв. «Отец Освобождающий», или просто Liber — одно из древнейших италийских божеств, почитавшееся вместе с парным женским божеством по имени Либера. Впоследствии Либер был отождествлен с греческим Дионисом. По всей видимости, культ Либера был изначально сельским, и поэтому бог не имел собственного храма в Риме. Тем не менее пара архаических божеств плодородия почиталась на Авентине вместе с Церерой, детьми которой считались Либер и Либера; Либер был центральным божеством празднеств Liberalia (17 марта), во время которых, по свидетельству Овидия (Фасты, 3, 771), было принято, чтобы достиппие совершеннолетия мальчики надевали «взрослую тогу», toga virilis, становясь тем самым мужчинами.

(обратно)

Ромул и Рем произошли от насилия Марса над Реей Сильвией. — Рея Сильвия, девственная весталка, дочь царя Нумитора, которой, согласно мифу, овладел Марс, в результате чего родились близнецы Ромул и Рем.

(обратно)

«Патронаж» римской матроны осуществлялся богиней Юноной Югой. — Iuga — культовый эпитет Юноны «Соединяющая» (от лат. iungere) — осмыслялся как знак Юноны — покровительницы брака (Юлий Павел: «Юнона, как полагают, именуется Югой, ибо соединяет в браке»); наряду с этим эпитет сближался и с другим словом: iugum — «ярмо, плуг, бремя».

(обратно)

Там, где ты будешь Гаем, я буду Гайей. — Эту формулу, древность которой подчеркнута архаической формой имени Gaiai, упоминают, например, Квинтилиан (Воспитание оратора, 1, 7, 28) и Авл Геллий (Аттические ночи, 7, 7, 1).

(обратно)

…закона Оппия. — Гай Оппий, трибун 215 г. до н. э., провел закон, запрещавший женщинам носить пестрые платья, ездить в повозках и владеть мало-мальски значительными средствами. Закон был отменен в 195 г. до н. э.

(обратно)

Жена есть маленький Эней, чью руку держит Pater. Каждый супруг — это старый Анхиз, которого его будущие сыновья понесут на своих плечах и чье изображение они будут хранить в доме. — П.Киньяр одновременно подразумевает две вещи: историю «благочестивого» Энея, вынесшего на своих плечах из горящей Трои отца Анхиза вместе с изображением домашних богов, и тот факт, что в римских домах маски умерших предков хранились в специальном помещении (атриуме) в качестве символов домашних божеств.

(обратно)

В пьесе Теренция… — Имеется в виду комедия Теренция «Свекровь».

(обратно)

Lex Julia de adulteriis coercendis. — Изданный Августом Юлиев закон о запрете прелюбодейства (связи замужней женщины с посторонним мужчиной, не мужем).

(обратно)

История изложена по Светонию (Тиберий, 45).

(обратно)

Веллий Патеркул. Римская история, II 124.

(обратно)

Дион Кассий. Римская история, 57, 2.

(обратно)

…подобно новому Ромулу. — См. примеч. 19.

(обратно)

Тем же словом — Lupa — называли и блудниц. — Здесь намек на объяснение мифа о волчице, вскормившей Ромула и Рема, которое приводит Тит Ливии (История, 1, 4, 7), полагавший, что жену нашедшего близнецов пастуха прозвали «волчицей» (т. е. шлюхой) за ее «доступность».

(обратно)

Латинское Vixit на могилах — это перевод этрусского Lupu. — Имеется в виду формула, сохранившаяся на этрусских могилах, которая считается формой причастия прошедшего времени, означающей «умерший». По смыслу она аналогична латинскому «прожил». Для Киньяра важно подобие этой формы латинскому слову lupus — «волк».

(обратно)

Светоний пишет… — Светоний. Тиберий, 68, 2.

(обратно)

Плиний Старший… написал… — Плиний. Естественная история, 11, 143.

(обратно)

Светоний рассказывает… — Светоний. Тиберий, 72–73.

(обратно)

Там же. 73, 2.

(обратно)

По свидетельству Тацита… — Корнелий Тацит. Анналы, 6, 50.

(обратно)

Невий Серторий Макрон — с 31 г. начальник преторианской гвардии Тиберия, его ближайший советник. Активно способствовал приходу к власти Гая Калигулы, но новый император сначала велел ему удалиться из Рима, а затем, в 38 г., вынудил покончить жизнь самоубийством.

(обратно)

Светоний. Тиберий, 73, 2.

(обратно)

Древние римляне переняли у этрусков игру Phersu. — Phersu — это надпись на т. н. «гробнице авгуров» (датируемой приблизительно 550 г. до н. э.) в Тарквиниях, в Этрурии, рядом с изображением фигур в масках, участвующих в схватке волка с человеком, похожим на гладиатора. Происхождение самого слова остается весьма загадочным. Его сопоставляли с латинским persona — «лицо, маска», полагая, что речь идет о ритуальной маске участника некоего культового действа. Существует также версия, что Phersu — имя некоего божества-тотема (отсюда изображение волка). Иногда это слово соотносят с именем греческой богини подземного царства Персефоны.

(обратно)

Аристотель в своей «Поэтике» пишет… — Далее следует весьма «вольный пересказ» Аристотеля. В «Поэтике» «характер», ethos, определяется как важнейшая составляющая трагедии, объединяющая ее с живописью (гл. 6, 1450а); но проявляется характер прежде всего в «выборе» героя (последствия поступка здесь вторичны). «Души в Аиде» упоминаются как предмет т. н. «трагедий зрелища» (греческое opsis действительно может означать «зрение, взгляд», но в этом месте «Поэтики» (гл. 18, 1456а1)оно представляет собой конъектуру, т. е. исправление рукописного текста). «Трагедии зрелища» упоминаются сразу после трагедий «характеров». Интересно, что в этом же месте упоминается и сюжет о Прометее, который, похоже, дает Киньяру возможность здесь же упомянуть и о страданиях Христа.

(обратно)

Эвфранор — знаменитый скульптор и живописец V в. до н. э. Среди его скульптур наиболее известны изображения Париса, Александра и Филиппа Македонского, среди картин — изображение битвы при Мантинее, двенадцати олимпийских богов, Тезея (картина, написанная «в ответ» на знаменитую картину Паррасия). Он был также автором трактатов о пропорциях и колорите.

(обратно)

Собрание амфиктионий… — Амфиктионии — союзы греческих племен, объединенных вокруг какого-либо крупного святилища, обладавшие достаточным политическим авторитетом, издававшие свои законы и даже чеканившие собственную монету. Крупнейшей амфиктионией в Греции был Дельфийский союз.

(обратно)

Полигнот — афинский художник V в. до н. э., знаменитый, в частности, своими картинами «Падение Трои», «Ахилл на Скиросе», «Навсикая» и др. Он прославился как мастер изображения «характеров», в этом качестве его упоминает, например, Аристотель в «Поэтике».

(обратно)

Апеллес из Колофона — знаменитый художник IV в. до н. э. Самой прославленной его работой бьшо изображение выходящей из моря Афродиты; кроме того, считался мастером портрета (написал Филиппа и Александра Македонских, а также свой автопортрет).

(обратно)

Зевксид из Гераклеи — художник V–IV вв. до н. э. Изображенный им Эрот упоминается Аристофаном, Лукиан превозносит нарисованную им женскую фигуру кентавра. Ему также принадлежали изображения Пенелопы и Елены, но Аристотель считал, что ему не хватало мастерства в обрисовке характеров, чем был так славен Полигнот.

(обратно)

Паррасий.простер вперед правую руку и возгласил: ‹‹Вот эта рука нашла суть искусства» (technes termata). — Эта история описана Афинееем. Пир софистов, 12, 62.

(обратно)

Клеарх рассказывал.… — Имеется в виду Клеарх из Сол, философ-перипатетик, ученик Аристотеля. Среди его многочисленных сочинений были «Жизни», сочетавшие, по всей видимости, описание жизненного уклада различных народов с элементами биографий разных исторических лиц (философов, политических деятелей и т. д.). Один из сохранившихся фрагментов и содержит упоминаемый анекдот о Паррасий.

(обратно)

…старался облегчить свой тяжкий труд. — Феофраст, фр. 79.

(обратно)

Плиний. Естественная история, XXXV, 68.

(обратно)

Афиней. Пир софистов, 12, 62.

(обратно)

Аристид Фиванский — художник IV в. до н. э., известный в основном со слов Плиния, по мнению которого Аристид «прежде всего изображал душу и человеческие чувства, которые греки именовали это-сами» (Естественная история, XXXV, 98).

(обратно)

Аристотель в «Поэтике» объясняет, что трагедия состоит из трех различных элементов: рассказ, характер, развязка (muihos, ethos, telos). — П.Киньяр контаминирует различные утверждения Аристотеля, у которого «миф» (рассказ, сюжет) и «характер» действительно две из шести составляющих трагедии (наряду с музыкальным сопровождением, мыслью, словесным выражением и зрелищем), а развязка (обозначаемая не как telos, но как lusis) противостоит «завязке» внутри структуры трагического действия. Telos — это, в свою очередь, «цель», «сердцевина» трагедии, которую составляют события и миф (Поэтика, 1450а, 22).

(обратно)

…Кинегир с отсеченными руками… — Брат Эсхила, прославившейся своей геройской гибелью в Марафонской битве, когда враги смогли справиться с ним, только после того как отсекли ему руки. Картина, запечатлевшая его подвиг, была выставлена в Пестром портике в Афинах (ок. 460 г. до н. э.), а для позднейших историков Кинегир служил примером самоотверженности и героизма (Диоген Лаэртский, 1, 56; Плутарх. О славе афинян, 347-d).

(обратно)

См. Плиний. Естественная история, XXV, 142.

(обратно)

«и pictura poesis» Горация… — «Поэзия как живопись» — фраза Горация из «Послания к Писонам», (361); сравнение литературы с искусством живописи было весьма распространено в античности — к нему прибегали Платон, Аристотель, Дионисий Галикарнасский и др.

(обратно)

…говорит, сохраняя люлчание… — Знаменитое изречение Симонида, которое повторяли и автор трактата «К Гереннию» (IV, 39), и Плутарх (например, «О слушании поэтов», 17f), и многие другие античные авторы, выглядело следующим образом: «Поэзия — звучащая живопись, живопись — молчащая поэзия». П.Киньяр слегка меняет контекст и смысл сравнения.

(обратно)

Лукреций. О природе вещей, V, 9-12.

(обратно)

Вергилий. Энеида, IV, 653–654.

(обратно)

Ср.: Аристотель. Риторика, 1414а; О небе, 396Ь.

(обратно)

…азианисты — александрийские живописцы. — Эпитет «азианский» применялся в античности прежде всего к риторике, где «азианским» стилем именовалось стремление к вычурности и необычности выражения (ему противостоял «аттицизм», возрождавший в римской стилистике I в. образцы классических греческих авторов). П.Киньяр распространяет это определение и на изобразительное искусство.

(обратно)

Лукреций. О природе вещей, 4, 426–431.

(обратно)

Там же, 4, 353–391.

(обратно)

Это высказывание Анаксагора приводит, в частности, Секст Эмпирик (Против ученых, VII, 140).

(обратно)

…первое значение слова orthograpliia. — «Орфография» в качестве архитектурного термина, обозначающего подъем здания, действительно зафиксирована (например, у Витрувия 1, 2, 2), но все же в античности наиболее распространенным бьшо употребление этого понятия в значении «правописание» или «правильное произношение» (например, у Секста Эмпирика, грамматиков Аполлония Дискола и Геродиана).

(обратно)

Цицерон. Письма к Аттику, II, 3.

(обратно)

Греческое слово paradeisos означает «парк». — Слово рагаdeisos — «парадиз», заимствованное с Востока и впервые употребленное Ксенофонтом (Анабасис, 1, 2, 7), изначально обозначало ухоженные сады персидских царей и вельмож.

(обратно)

Одна из философских школ называла себя Академией, другая — Ликеем, третья — Портиком. — Академия — школа Платона, Ликей — Аристотеля, Портик (греч. Stoa) — название школы стоиков, собиравшихся в Пестром Портике Афин.

(обратно)

… звалась Садом. — Имеется в виду школа Эпикура, ученики которого встречались с учителем в саду перед его домом в Афинах.

(обратно)

См.: Платон. Государство, 401а, 598Ь; Политик, 288с и др.

(обратно)

Лудий — римский живописец, мастер фресок (его имя также иногда читается как Студий), живший во времена Августа; известен только по Плинию.

(обратно)

Посидоний (135-50 гг. до н. э.) — знаменитый философ, представитель т. н. Средней Стой, чье учение оказало большое влияние на римскую философию. О красоте и «выстроенности» космоса см., например, фр. 364 из корпуса его фрагментов.

(обратно)

…который греки называли Приапом. — Приап — божество плодородия, первоначально почитавшееся в Лампсаке (греческая колония в Малой Азии). В греческой мифологии считался сыном Диониса и Афродиты (Страбон. География, 13, 1, 12; Павсаний. Описание Эллады, 9, 31,2). В жертву ему приносили осла (животное, символизировавшее безудержную похоть. — См.: Овидий. Фасты, 1, 391). Постепенно культ его распространился на всю Грецию, а затем перешел в Италию, где он почитался еще и как покровитель садов (изображался в виде небольшой фигурки с огромным членом и заодно служил еще и пугалом). Существовал специальный жанр приапеи, обсценных стихов в честь божества, среди авторов которых значились Катулл, Тибулл, Овидий и Вергилий.

(обратно)

Верцингеторикс — галльский вождь, предводитель восстания против Рима и Цезаря в 52 г. до н. э.

(обратно)

Арсиноя — царица Египта, противница Цезаря.

(обратно)

Юба — нумидийский царь, союзник Помпея в войне против Цезаря. После поражения покончил с собой. Его сын, тоже Юба, был воспитан в Риме, получил римское гражданство; Октавиан Август возвратил ему престол.

(обратно)

Во время Луперкалий… — Луперкалии — римское празднество, происходившее 15 февраля, когда римские юноши приносили жертвы (козла или козла и собаку) в честь бога Фавна в пещере Луперкал на склоне Палатинского холма, а затем бегали в округе Палатина и хлестали прохожих (прежде всего женщин) ремнями из шкур жертвы. В празднике очевидны черты древней магии плодородия и очистительного ритуала; само его название и имя юношей-луперков связано с «волком» (lupus). Праздник подробно описан у Овидия (Фасты, 2, 19–36, 267–452) и Дионисия Галикарнасского (Римские древности, 1, 80,1). По свидетельству Светония, Август специально упорядочил проведение этого праздника (Август, 31).

(обратно)

Во время Квинкватрий… — Квинкватрии — праздник в честь богини Минервы, справлявшийся 19–23 марта и 13 июня.

(обратно)

На Матроналии… — Матроналии — праздник, отмечавшийся 1 марта в честь богини Юноны.

(обратно)

На Сатурналии… — Сатурналии — праздник в честь бога Сатурна, отмечавшийся 17 декабря; по словам Катулла (14, 15), «самый веселый день в году», когда рабам давалась временная свобода, избирался потешный царь, люди обменивались подарками.

(обратно)

…почести Венере Дикой… — Имеется в виду культ Венеры Эрицины, храм которой был воздвигнут у Коллинских ворот в 181 г. до н. э. Эпитет богини происходит от названия горы Эрике на Сицилии, где был знаменитый храм Афродиты, оттуда культ и был перенесен в Рим. Упомянутый ритуал происходил в «Винный праздник» (Vinalia), начинавшийся 23 апреля, третий день которого в римских календарях именовался «днем проституток».

(обратно)

…празднества, называемые Floralia. — Праздник в честь богини произрастания Флоры, происходивший 28 апреля и сопровождавшийся, в частности, разыгрыванием сценок-фарсов весьма непристойного содержания (Овидий. Фасты, 5, 331).

(обратно)

…logos spermaticos является для тестикулов тем же, что слух для ушей и взгляд для глаз. — Гален. О мнениях Гиппократа и Платона, III, 1, 11. Logos spermaticos — это одновременно и обозначение способности к деторождению, и, метафорически, «порождающий принцип», например в терминологии Стой.

(обратно)

Фемий — певец, изображенный Гомером в «Одиссее».

(обратно)

Фамир — мифический певец, которого Музы лишили зрения за то, что он отважился состязаться в пении с богами (Илиада, 2, 599–600).

(обратно)

Овидий. Любовные элегии, III, 7.

(обратно)

Лукреций. О природе вещей, 4, 1084–1120.

(обратно)

Вергилий. Энеида, 4, 1–2.

(обратно)

Fascinum (искусственный фасцинус) есть baskanion (оберег против дурного глаза). Плутарх говорит, что подобный талисман… — Плутарх говорит об амулетах вообще, не обязательно в форме фаллоса (Застольные беседы, 682а).

(обратно)

Тацит… описывает Эпихарис, вовлеченную в заговор Писона… — Имеется в виду история о заговоре 65 г. против Нерона, во главе которого стоял Гай Кальпурний Писон. После доноса Писон по приказанию Нерона покончил с собой.

(обратно)

Петроний. Сатирикон, 17.

(обратно)

"Бей в живот!" — чисто римское требование. — Речь идет об убийстве в 59 г. по приказанию Нерона его матери Агриппины Младшей, описанном Тацитом в «Анналах», 14, 8.

(обратно)

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел, 2, 17.

(обратно)

История Мария изложена по Плутарху. Марий, 36 и далее.

(обратно)

Плутарх. Сулла, 36.

(обратно)

…покорно отдал себя железу и смерти. — Сцена убийства Цезаря описана по Плутарху. Цезарь, 66.

(обратно)

Jacere amorem, jacere umorem. — Букв, «извергать любовь, извергать [семенную] жидкость». Намек на описание любовного соития Лукрецием (О природе вещей, 4, 1054–1065).

(обратно)

Лукреций. О природе вещей, 4, 1038–1120.

(обратно)

См.: Павсаний. Описание Эллады, 3, 15, 10–11.

(обратно)

…Октавиан становится Августом… — Термин augustus в латинском языке применялся исключительно к божествам (см.: Овидий. Фасты, 1, 609) и был специально предложен Октавиану сенатом в качестве почетного титула, перешедшего впоследствии ко всем римским императорам.

(обратно)

Плутарх передает нам следующее высказывание Ламприя… — Ламприй — брат Плутарха, персонаж несольких его диалогов. В данном случае имеется в виду пассаж из диалога «О лике, видимом на Луне» (928Ь), где Луна уподобляется печени, поскольку расположена между Солнцем — «сердцем» и Землей — «чревом» мира. О «меланхолии» речи нет, впрочем, печень, по представлению греков, являлась причиной этой болезни, вызываемой разлитием желчи.

(обратно)

Лукреций. О природе вещей, 1, 1-27.

(обратно)

…Капитолийскую Венеру… — На Капитолии стоял храм Венеры Эрицины (см. примеч. 9).

(обратно)

…Венеру-Покорную (Obsequens) Большого Цирка… — Имеется в виду храм, воздвигнутый на площади Большого Цирка в начале III в. до н. э.

(обратно)

…Венера Дикая… стала богиней для Суллы… — Подле храма Венеры Эрицины проводились «Игры победы Суллы» в память о выигранном им сражении у Коллинских ворот; сам Сулла называл себя Эпафродитом, т. е. «любимцем Венеры».

(обратно)

…Венера Дикая… стала… Венерой Победоносной (Victrix) для Помпея… — Имеется в виду воздвигнутьш Гнеем Помпеем в 55 г. до н. э. мраморный театр со святилищем Венеры-Победительницы.

(обратно)

Венера Дикая… стала… Венерой-Прародительницей, Genetrix (матерью Энея и всех Юлиев) для Цезаря… — Подразумевается рассказанная Аппианом (II, 102–104) история о том, что Юлий Цезарь пообещал перед Фарсальской битвой воздвигнуть храм Аресу и Афродите, что он и сделал, построив храм Венере-Прародительнице на forum Caesaris; эпитет божества напоминал о божественном происхождении рода Юлиев и одновременно утверждал величие богини как бы «в противовес» Венере-Победительнице побежденного Цезарем Помпея.

(обратно)

…Веспасиан уподобил ее самому Риму, называя Roma. — Скорее всего, намек на знаменитый храм Венеры и Рима (Roma) в Велиях у начала Священной дороги, построенный в 135 г., но не Веспасианом, а Антонином Пием.

(обратно)

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел, XI, 3–5.

(обратно)

Эпикур использовал это слово, чтобы назвать тело человека и единственное место возможного счастья. — См.: Эпикур. Главные мысли, 4,5; 18,1.

(обратно)

Существует также высказывание Платона об отказе различать красоту и испуг. — Вероятно, П.Киньяр имеет в виду рассуждения о красоте и опасности, свойственной Эросу. — См., например, «Пир», 197Ь.

(обратно)

…звание «повелителя страха» (mestor phoboio). — Выражение взято П.Киньяром из «Илиады», 5, 272.

(обратно)

У западной окраины мира он повстречался с Граями.… — В греческой мифологии Граи — две или три старухи, сестры Горгон, живущие на западном крае земли.

(обратно)

Желание (pothos), которое обессиливает все члены (lusimeles), делает взгляд женщины еще более изнуряющим (takeros), нежели Гипнос и Танатос. — Алкман, фр. 3, 61–62. Следует заметить, что в сохранившемся тексте нет «взгляда женщины»; букв, перевод: «Пристально глядит, расслабляющим желанием изнуряя больше, чем сон или смерть».

(обратно)

Апулей. Метаморфозы, III, 9.

(обратно)

Тиресий — человек, увидевший сцену первого соития, ставший одновременно и мужчиной и женщиной… — Фиванский прорицатель Тиресий убил двух змей в момент совокупления и был превращен в женщину. Потом он убил двух змей еще раз, и он вновь стал мужчиной. Этот сюжет был весьма популярен в античности (см.: Овидий. Метаморфозы, III,323 и далее).

(обратно)

Баубо — женское божество, почитавшееся на острове Парос и в Малой Азии. В орфических гимнах является персонажем мифа о странствиях Деметры, замещающим служанку Ямбу, которая в принятых версиях мифа смешит Деметру непристойными шутками.

(обратно)

Метанира — в мифе жена царя Элевсина Келея (в его доме Деметра нашла приют во время своих странствий) и мать Триптолема, которому Деметра дала зерно, чтобы тот засеял пересохшие поля.

(обратно)

Лисса — в греческой мифологии божество безумия, рожденное Ночью из крови Урана. В трагедии Еврипида она выступает как посланница Геры, лишающая Геракла рассудка.

(обратно)

Ср.: Илиада, 5, 741; 11, 36–37.

(обратно)

…Ликург приказывал юношам… — Ксенофонт. Лакедемонское государство, 11, 3.

(обратно)

Светоний. Тиберий, 73, 2.

(обратно)

Речь идет о храме Зевса Ликейского, основанном, по мифу, Ликаоном, сыном Пеласга (Павсаний. Описание Эллады, 8, 2), который принес богу в жертву ребенка и за это был обращен в волка.

(обратно)

Lycosoura переводится с греческого как «святилище волков». — Точнее — «хранилище волков».

(обратно)

Марциал. Эпиграммы, 9, 37, 9-10.

(обратно)

Апулей. Метаморфозы, 10, 32

(обратно)

Овидий. Наука любви, II, 676–691 (с некоторыми перестановками).

(обратно)

Апулей. Метаморфозы, 2, 10; 3, 2.

(обратно)

Тацит. Германия, 8, 1.

(обратно)

…задрав свои пеплосы (peplos). — Плутарх именует одеяние женщин не пеплосом, а хитоном (О доблестях женских, 248Ь).

(обратно)

Плутарх говорил, что Metheia — это световой хаос. — Ср.: Плутарх. Пир семи мудрецов, 153Ь; О вреде оракулов 433 de. Тема «истины-света» воспринята Плутархом у Платона (см.: Государство, 508 а-е).

(обратно)

Плутарх. Amatorius, 750d.

(обратно)

Апулей. Метаморфозы, 6, 8.

(обратно)

Девочка… получит имя Voluptas. — Т. е. Вожделение; см.: Апулей. Метаморфозы, 6, 24.

(обратно)

Ср. с описанием смерти Петрония у Тацита. Анналы, 16, 19.

(обратно)

Паулин из Нолы (род. ок 353 г.) — ученик Авзония, римский консул, впоследствии принявший христианство и ставший монахом. Сохранились его стихи и переписка с Авзонием.

(обратно)

Цицерон. Об ораторе, 2, 351 и далее.

(обратно)

Квинтилиан. Воспитание оратора, 11, 2,11 и далее.

(обратно)

Демокрит. Фр. 32, 3 по собранию Дильса-Кранца.

(обратно)

Имеется в виду знаменитая история о Солоне и Крезе. — Плутарх. Солон, 27.

(обратно)

См., напр., Письмо к Пифоклу, 116, 3; Письмо к Менекею, 122, 10.

(обратно)

Сенека. Письма к Луцилию, 77, 6.

(обратно)

Плиний Младший. Письма, 1,9.

(обратно)

…римляне… перевели как temperantia — максимальное наслаждение… — Temperantia — букв, означает «умеренность, сдержанность».

(обратно)

Плиний Младший. Письма, 9, 7.

(обратно)

Ср. Анналы, 4, 38.

(обратно)

«Наука любви», 1, 342.

(обратно)

Так оно было с Тибуллом и Делией. Так же — с Проперцием и Цинтией. — Делил — адресат любовных элегий Тибулла; Цинтия (Кинфия) — имя возлюбленной Проперция. Согласно античным свидетельствам, под этими «псевдонимами» скрывались имена реальных женщин (Апулей в своей «Апологии» говорит, что Делию звали Планией, а Цинтию — Гостией), хотя, естественно, жанр любовной элегии предполагал и некую условную «маску» возлюбленной поэта.

(обратно)

Хрисипп (280–207 гг. до н. э.) — один из наиболее известных философов Стой. Теория «душевных порывов» (hormai) составляла фундамент стоической этики.

(обратно)

Апулей. Апология, 80–84.

(обратно)

Но мой thymos (жизненная сила, libido) сильнее, чем мои bouleumata (вещи, которых я хочу). — П.Киньяр чуть меняет смысл фразы: у Еврипида Медея говорит не о том, чего «хочет», но что «знает»: «Я знаю, что намереваюсь сделать дурное, но мой дух сильнее моих мыслей».

(обратно)

Еврипид. Медея, 108–110.

(обратно)

Агава, убивающая собственного сына, видит перед собою не его, а льва. — Подразумевается миф о гибели фиванского царя Пенфея, прогневавшего Диониса, от рук собственной обезумевшей матери. Этот миф послужил сюжетом для трагедии Еврипида «Вакханки».

(обратно)

Там она… рождает… сына Меда, которого любит так горячо, что помогает ему убить Перса, чтобы завладеть его царством. — П.Киньяр не совсем точен: говоря о возвращении Медеи в Колхиду и убийстве ее дяди Перса, он контаминирует две версии. По первой Перса убил сын Медеи Мед (Страбон. География, 11, 13), по второй его убила сама Медея, чтобы вернуть трон своему отцу Ээту (Аполлодор. Мифологическая библиотека, I, 9,28).

(обратно)

Посидоний. — Ср. фр.423, 59; 254, 14.

(обратно)

Тимомах — художник времен Цезаря. По свидетельству Плиния (Естественная история, 35, 136), Цезарь поместил две его картины, изображавшие Медею и Аякса, в храме Венеры-Прародительницы.

(обратно)

П.Киньяр соединяет пифагорейскую идею «неразумия» человека с темой рождения; пифагорейцы осуждали беспорядочное и «неподготовленное» соитие, говоря, что следует заботиться о том, чтобы появление новорожденных было «обдуманным» и потому счастливым (см.: Ямвлих. О пифагорейской жизни, 209–213).

(обратно)

Ср.: Сенека. Письма к Луцилию, 22, 15; Об утешении, 10, 5.

(обратно)

…легенды и имена, рассказывающие о древнем мире первых римлян — волчица-тотем, названия римских холмов — Виминал, Кверкветал, Фагутал… — Виминал — букв, «ивовый», Кверкветал (иначе Целиев холм) — «дубовый», Фагутал — «буковый».

(обратно)

…«Mentiri поп didicere ferae* (Дикие звери лгать не умеют). — Марциал. Эпиграммы, 1, 22; правда, в каноническом тексте о диких зверях говорится, что они не научены «смиряться» (frangere).

(обратно)

…совсем коротенького романа о греке Лукие… — Имеется в виду сочинение «Лукий, или Осел», приписываемое Лукиану.

(обратно)

Овидий. Метаморфозы, 5, 629–630.

(обратно)

Лукреций. О природе вещей, 4, 988 и далее.

(обратно)

Светоний. Август, 43.

(обратно)

Граттий «Фалиск» — римский поэт, современник Овидия, который упоминает о нем в «Письмах с Понта» (4, 16, 34); автор поэмы об охоте.

(обратно)

Светоний. Нерон, 29, 1

(обратно)

Светоний. Тиберий, 67, 1.

(обратно)

Светоний. Нерон, 10, 2.

(обратно)

Нерон-актер играл рожающую Канаку. — Согласно мифу, Канака, дочь Эола, внука Девкалиона, влюбилась в собственного брата и родила от него сьша, которого убил ее отец; сама Канака покончила с собой (Овидий. Героиды, 11, 1-128).

(обратно)

…к пребыванию в Риме Тиридата… — Тиридат — царь Армении, торжественно коронованный в 66 г. Нероном в Риме.

(обратно)

Атаргата — сирийское божество плодородия («сирийская богиня»), чей культ описьшается Лукианом и Апулеем. Он был более распространен в Греции, чем в Италии. См.: Светоний. Нерон, 56.

(обратно)

Тацит. История, 1, 18, 17.

(обратно)

Гомер… пользуется словом oarystus (любовное свидание). — Греческое слово oarystus может означать «встреча, беседа», но Киньяр подчеркивает его связь с oar «супруга».

(обратно)

Пиндар. Олимп, 3, 44; Нем, 3, 21.

(обратно)

Симонид. — Фр. 37.

(обратно)

Феогнид. Элегии, 425–428.

(обратно)

…фраза Ахилла в аду… — См.: Илиада, 9, 411–415; правда, Ахилл произносит эту фразу еще живым.

(обратно)

Эсхил. Умоляющие (Просительницы), 407–409.

(обратно)

Муса-вольноотпущенник — римский ритор, вольноотпущенник Сенеки Старшего (Контроверсии, 10, 9-10).

(обратно)

…Петроний писал: — «Наслаждение (vohiptas), достигаемое в коитусе, мерзко и недолговечно; за любовным (Венериным) актом следует отвращение (taedium)››. — Интересно, что в «Сатириконе» герой постоянно испытывает «желание», которое он не в силах удовлетворить, ибо страдает импотенцией; а «отвращение» (taedium) охватывает его лишь однажды от сетований старухи на то, что он убил гуся — птицу Приапа (Сатирикон, 137, 6).

(обратно)

Сенека. О кротости, 1, 17,1.

(обратно)

Сенека. Письма к Луцилию, 89, 13.

(обратно)

Смерть вырывает тебя из родимого чрева, отвратительного и зловонного. — Точный источник установить не удалось. Для Сенеки, с его идеей избавления от страха смерти, гораздо более характерно следующее описание соотношения смерти и рождения: «Смерть есть избавление от всех горестей и тот конечный предел, за который не проникают беды наши. Она возвращает нас в тот покой, в котором пребывали мы прежде рождения. Если кто горюет об умерших, то должен он горевать и о не родившихся» (Диалоги, 6, 19, 5). «Отвратительным» материнское чрево именуется в трагедии «Эдип» (напр., 637, 1039), где главный герой ассоциируется со смертью (652). Может быть, здесь мы имеем дело со своеобразным смешением философских идей и трагического образа.

(обратно)

Луций Афраний — римский поэт и комедиограф (род. ок 150 г. до н. э.). Приведенная строчка — фрагмент 300 из его собрания.

(обратно)

…изображению отбросов и прочих «гадостей», чем особенно прославился Сос Пергамский. — Сос Пергамский — эллинистический художник, упоминаемый Плинием (Естественная история, 36, 184). Нам известны описания двух его картин: изображение зала после попойки и фреска с птичками, пьющими вино из чаши.

(обратно)

…Галатон изобразил на одной из своих картин Гомера, извергающего рвоту… — Эта картина описана Элианом (Пестрые истории, 13, 22).

(обратно)

Проперций. Элегии, 1, 19

(обратно)

Сенека Старший. Рассуждения (Suasoria), 2, 12-13

(обратно)

Гораций. Искусство поэзии, 390; впрочем, в послании Горация речь идет всего лишь об опубликованных стихах — «вылетят, не поймаешь».

(обратно)

Сенека. Письма к Луцилию, 83, 20.

(обратно)

Артемидор свидетельствует, что женщины часто называли мужской член to anagkaion (истязатель). — Артемидор. О сновидениях, 1, 45; эвфемизм можно перевести и как «принуждающий», и как «необходимый».

(обратно)

…непререкаемость слов Фульвии, обращенных к Августу: «Autfutue out pugnemus» (Или ты спишь со мною, или война!)… — Имеется в виду жена Марка Антония, активная противница Октавиана. Фраза Фульвии (весьма грубая, П.Киньяр ее смягчает — «Или засунь мне, или будем биться») приведена в эпиграмме Марциала (И,20), причем он ссылается на эпиграмму, написанную самим Октавианом Августом (фр. 4).

(обратно)

…маленькие затворницы изображали медведицу (богиню) и «приручали себя» в ее святилище. — Об этом обряде упоминает Аристофан в «Лисистрате» (645). См. также схолии к этому месту.

(обратно)

Плиний Младший. Письма, 7, 21.

(обратно)

Там же, 9, 36.

(обратно)

Там же, 1,6.

(обратно)

Павсаний. Описание Эллады, 9, 31 и далее.

(обратно)

Овидий. Метаморфозы, 3, 346 и далее.

(обратно)

Овидий. Метаморфозы, 3, 433.

(обратно)

Эрот-Фанес — божество орфического культа, «перворожденный», чье имя буквально означает «явившийся, блистающий»; отождествлялся с Эротом.

(обратно)

…был изрезан на куски Титанами. — Имеется в виду орфический миф о Дионисе-Загрее, которого Титаны ребенком приманили блестящим зеркальцем, убили и растерзали.

(обратно)

Овидий. Скорбные элегии, 1, 207–208.

(обратно)

Ср. Сенека Старший. Контроверсии, 7, 3, 1.

(обратно)

Плиний. Письма, 6, 16.

(обратно)

Там же, 6, 20.

(обратно)

«ImmortaUa ne speres» (He жди ничего от бессмертных вещей)… — П.Киньяр несколько усложняет фразу Горация. У Горация: «Не надейся на бессмертие». Гораций. Оды, 4, 7.

(обратно)

Там же, 4, 7, 16.

(обратно)

во время осады Рима Тотилой… — Тотила — король остготов, бравший Рим в 546 и 550 гг.

(обратно)

Имеется в виду Аполлоний Тианский, странствующий философ, герой книги Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского».

(обратно)

Стимула — римская богиня, иногда отождествлявшаяся с матерью Диониса Семелой (см.: Овидий. Фасты, 6, 503; Тит Ливии, XXXIX, 12, 4). Ее имя понималось как «побуждающая».

(обратно)

Ювенал. Сатиры, 6, 118–132.

(обратно)

Тацит. Анналы, 11, 12.

(обратно)

Когда центурионы, во главе с Нарциссом, прибыли в Рим, императрица уже покинула празднество. — См.: Тацит. Анналы, 11, 36–37. Нарцисс — доверенный секретарь императора Клавдия, награжденный за раскрытие заговора жены императора Мессалины. Сразу после смерти Клавдия в 54 г. был схвачен и покончил жизнь самоубийством.

(обратно)

Сенека. Федра, 99-111.

(обратно)

Авл Геллий. Аттические ночи, 14, 4, 2.

(обратно)

Сенека Старший. Контроверсии, 2, 1.

(обратно)

Плиний. Естественная история, 35, 84.

(обратно)

Традиционное обозначение для сцены, происходящей в подземном мире; исходно употреблялось применительно к двум песням «Одиссеи» (11 и 24), имеющим соответствующий сюжет.

(обратно)


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты