КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Франс Мазерель (1889-1972)Стр 1 из 14Следующая ⇒ “Я очень люблю жизнь и человека, такого, какой он есть, и ещё больше такого, каким он должен быть”,-это высказывание принадлежит бельгийскому художнику Ф.Мазерелю, искусство которого вобрало в себя и экспрессию немецкой графики, и тонкую иронию французского памфлета, и краткость плаката “Окон Роста”. Мазерель пережил две войны , две бойни, прошедшие кровоточащей раной через сердце художника. Сквозная тема творчества – непримиримость , мужество, воля к победе и борьба с силами зла, готовящими войну в тиши кабинетов. Первые же графические работы передавали бедствия и муки, которые война несёт людям. Не случайно Р.Роллан назвал художника “человеком большого сердца и непоколебимого духа”. Произведения Мазереля лучше любых монографий говорят о том, на чью сторону встал художник, какими болями страдал и какими идеями воодушевлялся. Публицистический дар бельгийца блестяще раскрылся в таких рисунка, как “Церковь”, “Тыл” и “Тень”(1917-20 гг). Два-три штриха обрисовывают фигуру, одно движение раскрывает характер, ритм чёрных и белых пятен передаёт напряженность чувства и мысли. Тема человека, его судьбы стала основной в послевоенном творчестве Мазереля. Он создаёт особый жанр для раскрытия этой темы – роман в гравюрах. Как в кино, художник усиливает напряжённость повествования, убыстряет его темп, расчленяет эпизоды, иногда количество гравюр в сериях доходит до ста. Несмотря на тесную тематическую и сюжетную связь, каждая гравюра может существовать как самостоятельное произведение. 1918 г. - первый роман в гравюрах “Страдания человека” . “Библией пролетариата” назвал это произведение Ст.Цвейг. Герой – человек ХХ века, активный, ищущий, борющийся. Шаг за шагом, с рождения до смерти прослеживается путь сына обманутой служанки,мальчика, выкинутого на улицу пинком хозяйского сапога. Юноша пережил унижение, тюрьму за украденный кусок хлеба, изнуряющий труд и моральное опустошение. Тяга к знаниям приводит молодого человека к борьбе против войны, за истину. Осуждённый за революционную деятельность герой расстрелян вместе с товарищами. Он светлое пятно в окружающем мраке. “Солнце”, “Идея” – последующие серии, в которых развивается тема человека, прославляется сила творческого гения. Метафоры Мазереля зримы, символы многозначны. Роман в гравюрах “Город” – документ эпохи, раскрывающий тему современного города и человека в нём. Лихорадочный ритм жизни, бесконечное движение, шумные улицы, переплетение жизни и смерти, хозяева жизни и страдальцы. Город подавляет и привлекает, отталкивает и притягивает, приводит в ужас и восхищает. “Дым” – станковая гравюра, показывающая город как безымянное чудовище, губящее человека. “Ребёнок”ХХ века - на обочине дороги жизни. Впереди у него непосильный труд, осмеянные мечты, одиночество и гибель на одной из бесконечных войн. 26 рисунков тушью, созданных в годы второй мировой войны, объединены в серию “Апокалипсис нашего времени”. В военное время созданы циклы “Судьбы” и “Помни!”, работа “Пляска смерти”. Обессиленные беженцы, груды трупов на полях войны, пленные за колючей проволокой, пытки и расстрелы в концлагерях, страдания миллионов замученных людей. После войны появляются “Юность” и “Возрасты жизни”(35 гравюр). Какая жажда счастья! Какая надежда на достойный человеческий путь! ”Новая армия” – работа 1954 года. Молодёжь вооружена цветами подсолнуха – символом света, солнца, жизни. А перед этой новой армией – безголовые существа на коленях, вместо голов – жерла пушек, в руках ружья. И всё же свет наступает, теснит мрак. Не для богатых работал Мазерель - для Человека. “Я всегда считал, что настоящее произведение искусства отвечает двум основным условиям : во-первых, оно должно иметь содержание, достойное Человека, во-вторых, содержание это должно быть выражено в формах, достойных Искусства” - этим законам Мазерель был верен всю свою жизнь.
По вертикали: 1.Человек, ушедший от общества людей. 2.Славянская богиня весны. 3.Приносят Богу 4.Христианин осеняет себя таким знамением. 5.Монах, инок. 8.Вестник Бога. 10.Ветхозаветный герой, чья сила сравнивается с силой Александра Невского 12.Оттенок цвета. 16.Раскаты, которые слышат от Ильи-пророка. 17. Духовные стихи о Богоматери. 18.Сопоставление в житийной литературе с великими людьми. 19. Человек, прославивший себя подвигами на общее благо, канонизируется церковью как … 21. Место для хранения реликвий в католической церкви. 22. Образец. По горизонтали:
|