КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кондак, глас 5Уподобился еси древним отцем и подвигом добрым подвизался еси, благодатию Христовою просветився, от Негоже прием дарование чудес, недугующих исцеляти, печальных и скорбящих утешати, обидимых и гонимых защищати и всем в нуждах сущим ограду и скорое избавление подавати. Сего ради, яко великого чудотворца чтуще, молим тя, чада твоя, преподобне Серафиме, от всех бед избави нас молитвами твоими.
Старец Сампсон
По милости Божией двенадцатилетний подросток, интересовавшийся всеми вероисповеданиями, выбрал православие. Он тайно посещал Православный Храм, дабы не огорчить свою мать. В 1917 году при крещении в Православной Церкви Эдуард получил по жребию имя Сергий. Любовь к уединению, к Богообщению привели Сергия в монастырь. В 1919 году большевики арестовали Сергия, ошибочно думая, что он из царского рода. Старец вспоминал: “Стреляли из ружья с 10-15 шагов. Попали в руку. Мне стало жарко, я потерял сознание. Кто-то ковырнул меня носком сапога: “Готов”. Раненного Сергия подобрали монахи, переодели в красноармейскую шинель, и под видом раненого красноармейца привезли на лечение в Петроград. Чудом хирургии называл старец сохранение правой руки, ведь после ранения началась газовая гангрена. Постриг в мантию Сергий принял от владыки Николая (Ярушевича) 25 марта 1921 года с именем Симеон. В 1928 году послушник Александро-Невской Лавры был арестован. Удивительно, что за несколько часов до ареста, во сне Симеону явился преподобный Серафим Саровский, и начал читать молитву: “Всемилостивая, Владычица моя. Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дева, Богородица Марие, Мати Божия, Несумненная и единственная моя Надежда. Не гнушайся меня, не отвергай меня, Не остави меня, не отступи от меня. Заступись, попроси, услыши, виждь Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая”. Проснувшись, старец тут же записал молитву, а через три часа его арестовали. Эта молитва, по словам старца, оберегала его до последних дней. Старец Сампсон рассказывал, как в Соловках его вместе с другими заключёнными бросали в ледяной подвал, в котором жили притравленные на человека крысы. Чтобы люди не сопротивлялись, их прикручивали так, чтобы они не могли пошевелиться. Крысы съедали людей заживо. Из воспоминаний старца Сампсона: “Холод был жесточайший и всюду крысы. Я молился: “Всемилостивая, Владычица моя...”. Читал и слышал, как плакали люди, когда их съедали крысы. Мне же они погрызли только пятки”. Когда утром подняли клетку и обнаружили, что старец остался невредим, то испугались его веры и освободили старца от принудительных работ. Старец так же рассказывал, как однажды зимой, когда уголовники проиграли его в карты, он несколько часов раздетый простоял на морозе. Благодаря молитвам он остался цел. Мученик за веру вышел на свободу в 1934 году, а в 1936 году он был вновь арестован. Ему предстояло ещё несколько лет провести в тюрьме на Дальнем Востоке. В заключении безвинно осуждённый монах поражал всех своей прозорливостью. Во время войны, когда японцы вели наступательные бои, тюремное начальство готовилось в случае оккупации района расстрелять всех заключённых. Все готовились к смерти, многие плакали, каялись, молились. Ночью старцу было открыто, что он доживёт до глубокой старости. Монах увидел себя седым старцем, окружённым духовными детьми. Утром он объявил всем, что они останутся живы. В 1945 году вышел указ об освобождении церковнослужителей. В Ставрополе в 1947 старец получил приход в большой казачьей станице Кольгута. Появление в станице старца заставило местные власти обеспокоиться, так как тысячи людей приезжали к прозорливому монаху. Он не только был духовным наставником верующих, но и помощником, советником, умело отвечал на житейские вопросы, связанные с ведением хозяйства, с сельскохозяйственными работами. Постепенно опустели танцевальные площадки, клубы - молодёжь шла в церковь. Близился новый арест... В Бакинской тюрьме старцу пришлось провести целый год в одиночной камере. В 1948 году тяжелобольной старец вернулся в Борисоглебск, а спустя некоторое время стал настоятелем молитвенного дома в д. Рузаевке. О своей первой встрече со старцем Симеоном вспоминает его духовная дочь: - Я подала записочку о здравии, и отошла к задним дверям церкви. Вдруг батюшка вышел из алтаря, оглядел всех, и остановился на мне. Подозвал к себе, спросил моя ли записка. - Да, моя, - ответила я. - Вот это имя не пиши, за него подавай нищим. Он много ругается и пьёт. Прозорливость батюшки повергла меня в трепет. С этого момента вся наша семья неотлучно находилась рядом с батюшкой. Вскоре старцу Симеону был дан огромный приход в д. Макаровке, находящейся рядом с Саранском. Последним местом служения старца в Мордовии стало село Спасское. Весть о прозорливом старце молниеносно разнеслась по окрестным деревням. К нему приезжали больные со всей Мордовии. Даже врачи психиатрических больниц направляли своих пациентов в Спасское. Были ложные обвинения, гонения - приходы в Полтаве, Волгограде. Наконец - Псково-Печерская обитель. 16 сентября 1966 года старец Симеон принял Святую схиму с именем Сампсон. Говорят, что после пострига от старца исходила такая благодать, что многие люди, у которых была не чиста совесть, не могли на него смотреть. 24 августа 1979 года здоровье старца резко ухудшилось. По счастью в тот день среди посетителей был священник, он при врачах скорой помощи начал читать Акафист Божией Матери, а после акафиста причастил умирающего. После этого священник начал читать канон на исход души, на восьмой песне канона старец три раза вздохнул и затих... Так закончилась сложная земная жизнь старца Сампсона. Он не был ни суровым монахом-отшельником, ни жестким обличителем человеческих недостатков, он был любящим врачевателем скорбящих душ. Господи, упокой душу старца Сампсона, со святыми упокой, и его молитвами спаси души наши! “Не нужно уставать каяться. И надо каяться не только сознанием, а выпрашиванием прощения и помощи, чтобы не повторить грех. Нужно бояться кого-то огорчить. Значит, следить за своим языком, не только за своим поведением...” (ст. Сампсон)
Cтарец Феодор Родился старец Феодор 6 января 1917 года в деревне Ожигановы Яранского района Вятской губернии. В семье без отца росли четверо детей. Мама ст. Феодора, Анастасия, была глубоко верующим человеком, она с детства прививала детям любовь к Богу, приучала детей с молитвой приниматься за всякое дело. Провожая сыновей на войну, Анастасия благословила детей крестиком и Евангелием. Всю войну Анна каждый день молилась за сыновей: читала акафист Святителю Николаю Чудотворцу и Псалтирь Божией Матери. Все трое братьев, возвратились домой после войны без единой царапины. Феодор домой вернулся только через семь лет. Демобилизованный из армии, Феодор переступил порог родительского дома в день Покрова Божией Матери. Покров Божией Матери чудесным образом защищал воина Феодора на всем протяжении войны. До начала войны ст. Феодор служил на Дальнем Востоке, там закончил ускоренные курсы фельдшеров. Во время войны он служил санинструктором, выносил с поля боя раненых. Старец Феодор рассказывал: - Один раз наша часть передвигалась с обозом по дороге. Вдруг откуда ни возьмись - немецкий самолет-разведчик. Пролетает низко над колонной и обстреливает из пулемета. Все бросились врассыпную. Самолет снова заходит над колонной, а я бегу по трассе и читаю молитву “Отче наш”. В стороне от дороги сидят солдаты и кричат: “Ожиганов, Ожиганов, к нам!” Продолжая бежать, слышу позади себя взрыв. Оглянулся и вижу: на месте звавших меня солдат дымится черная воронка. Самолет улетел так же быстро, как появился... Однажды ранним утром над большим лугом расстилался густой туман. Пользуясь этой завесой, мы собирали раненых бойцов. Вижу: недалеко от меня стоит высокая величавая Жена в черном одеянии. Она взмахивает рукой в сторону мертвого солдата. И два красивых мужа забирают его и несут к лестнице, спускающейся с неба. Я заинтересовался, куда они его поднимают, подошел поближе, только занес ногу, чтобы поставить на первую ступеньку лестницы, как слышу голос: “Тебе туда еще рано”. Видение исчезло. Потрясенный дивным видением, воин Феодор дал обет, что если вернется живым с войны, то посвятит свою жизнь Богу и уйдет в монастырь. Но обещание исполнить ему сразу не удалось. После войны он закончил в Кирове медицинское училище, устроился работать сельским фельдшером около Кирова, вскоре женился на учительнице начальных классов Александре Владимировне. В 1962 году в семье Ожигановых случилось несчастье: во время половодья утонул десятилетний сын, Валера. Когда Господь дал другого сына, его назвали Валерой в память о первом. Но и второй Валера в младенческом возрасте умер от острого лейкоза. Из детей в семье остался только средний сын Виктор. За смертью второго сына последовало увольнение с работы. На работе у Феодора нашли Евангелие. Главный врач вызвал его в кабинет и предложил выбор: “Или Евангелие - или работа!” В этих событиях он увидел знак Божий, три дня и три ночи молился в храме и по согласию с женой решил оставить семью. Путь его лежал в Псково-Печерский монастырь, куда он прибыл на праздник - день Архангела Михаила. Была осень 1965 года. Здесь он поведал всю свою жизнь благочинному игумену Александру, и его приняли в обитель. Так Феодор исполнил свой обет, данный Богу во время войны. Послушника Феодора постригли в монашество с именем Феодорит и рукоположили во иеродиакона. По совершении диаконского сорокоуста его сразу посвятили в иеромонахи и оставили на второй сорокоуст. Так он служил литургию 80 дней подряд. В те времена Псково-Печерский монастырь славился многими известными старцами. Там были тогда схиигумен Савва, старец Симеон (будущий иеросхимонах Сампсон). С отцом Иоанном Крестьянкиным отец Феодорит жил в одной келье. Под влиянием опытных старцев молодой иеромонах быстро стал осваивать премудрости монастырского жития, нес послушание монастырского лекаря, звонаря, пчеловода и столяра. Когда отец Феодорит нес послушание в монастырском лазарете, его как опытного специалиста приглашали на вызовы городские врачи из г. Печеры. Вместе с врачебным талантом он стал известен и своими духовными дарованиями. Люди приходили к нему в лазарет не только ради лечения телесных болезней, но и за советом и утешением. В Псково-Печерском монастыре отец Феодорит подвизался 13 лет. Затем был назначен в Эстонскую епархию настоятелем Князь-Владимирского собора в г. Усть-Нарве. Там иеромонах Феодорит собрал вокруг себя немало духовных чад. В 1988 году он был переведен на покой в Пюхтицкий монастырь Митрополитом Эстонским Алексием, будущим Патриархом. Молодая незамужняя девушка любила проводить отпуск на послушании в Пюхтицкой обители и исповедоваться у игумена Феодорита. Однажды девушка подумала: “Годы проходят, а нет человека по сердцу”. Подошла ее очередь исповедоваться: старец выслушал девушку, накрыл епитрахилью, прочитал разрешительную молитву, а затем, наклонившись к ее уху, спросил, хочет ли она выйти замуж. Девушка ответила утвердительно. - А ты поезжай в Сергиев Посад, там есть семинарист Володя, это твой будущий супруг. При посещении Лавры она познакомилась с Володей, потом стала матушкой Однажды отцу Феодориту было видение. Преподобный Серафим Саровский явился ему и сказал: “Будешь у меня в Дивееве духовником”. И действительно, в 1992 году игумен Феодорит был переведен из Эстонии в Россию, в Дивеевский монастырь. 21 декабря 1993 года в Серафимо-Дивеевском монастыре игумен Феодорит принял схиму с именем Феодор (в честь преподобного Феодора Начертанного исповедника). Пострижение в великий ангельский чин совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Схиигумен Феодор скрывал от людей свои духовные дарования. В последние годы он исповедовал людей, сидя в инвалидной коляске. Подолгу, иногда до 30-40 минут, держал епитрахиль на голове кающегося и внимательно смотрел в даль. Были случаи, когда он отворачивался от собеседника и рассматривал что-то в окошке. Человек приходил к нему как к прозорливцу, ожидая пророчеств, а возле него сидел молчаливый батюшка, который иногда кивал головой, говорил одну-две фразы, и всё. Его ответы на вопросы были очень просты, и некоторых это вводило в смущение. Один будущий духовный сын схиигумена Феодора усомнился в его прозорливости, думая, что он глухой и многого не слышит. Во время своего отпуска он решил посетить протоиерея Николая Гурьянова. Когда он приехал и спросил старца Николая: “Слышит ли схиигумен Феодор, прозорливый ли он?”, то получил от него твердый ответ: “Да”. Схиигумен Феодор имел дар исцеления. Духовная дочь Татьяна из Осиновки как-то пожаловалась батюшке, что часто болеет ангиной. Он сказал ей: “После Пасхи пройдет”. Так и получилось: после Пасхи она уже никогда не вспоминала об ангине. Другая верующая женщина привела в келью к батюшке недавно повенчавшуюся пару. У молодой жены руки были покрыты как бы экземой. Пояснили, что это появилось после свадьбы. Перепробовали все лекарства, которые выписывали врачи - не помогли. Батюшка побеседовал с ними, а руки молодой женщины держал в своих руках. После посещения батюшки руки очистились. Умер схиигумен Феодор ранним утром 30 июня 1995 года. Чин погребения совершал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Владыка при погребении сказал такие слова: “Схиигумен Феодор был невидимым дивеевским духовником”. В течение сорока дней на его могиле ежедневно совершались панихиды. Сороковой день после смерти схиигумена Феодора совпал с памятью блаженной дивеевской старицы схимонахини Параскевы (Паши Саровской), могила которой находится напротив батюшкиной. Господи, упокой душу старца Феодора, со святыми упокой, и его молитвами спаси души наши!
Блаженный Иоанн (Максимович)
В 1934 г. Владыка был возведен в сан епископа, и назначен Синодом Русской Зарубежной Церкви в Шанхайскую епархию. Где он организовал строительство собора, больницы, приюта и других общественных заведений. Совершая все суточные богослужения ежедневно, находил время всегда посещать больных со святыми дарами, в любую погоду, бывало в полночь, или в три часа ночи часами мог молиться у постели безнадёжно больных. Лично собирал с улиц города бездомных детей. В созданном им приюте св. Тихона Задонского, нашли убежище 3500 детей. В 1949 г. со своей паствой, около 5000 беженцев из Китая, находился в лагере на Филиппинском острове, Тубабао. Владыка лично добился от Американского Конгресса изменения эмиграционного закона, и переселения всей паствы в США. В 1951 г. Синод назначил архиепископа Иоанна главой Западно-Европейской Епархии. Архиепископ Иоанн служил литургию в своей епархии на французском, голландском, греческом, китайском, английском языках. 2 июля 1966г., сопровождал чудотворную Курско-Коренную икону Знамения Божией Матери в г. Сиэтл, после литургии архиепископ скончался. В июне 1994 г. Архиерейский собор Русской зарубежной церкви прославил Владыку Иоанна в лике святых. Из воспоминаний духовных детей блаженного Иоанна: “Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв, что создавалось впечатление, будто он беседует с Богом, Пресвятой Богородицей, ангелами...” “В 1939 году моя вера стала колебаться, решила больше не ходить в церковь, а пойти к знакомым. Мой путь лежал мимо собора, и вот я услышала в храме пение. Зашла в храм. Служил владыка Иоанн. Алтарь был открытым. Владыка произнёс молитву: “Придите, ядите, сия есть Кровь Моя... во оставление грехов”, после этого опустился на колени и сделал глубокий поклон. Я увидела Чашу со Святыми Дарами не покрытой, и в это время, после слов Владыки, сверху спустился огонёк в Чашу. Форма огонька была похожа на цветок тюльпана, но большего размера. Никогда в жизни своей не думала, что увижу действительно огнём освящение Даров. Загорелась снова у меня вера. Показал Господь мне веру Владыки, стыдно стало мне за моё малодушие”. (Мать Августа) “Я видел, как лицо его иногда буквально преображалось во время Литургии, особенно в дни Великого поста, сияя неземным светом, а глаза всегда полные божественной любви, излучали невыразимую радость, недоступную грешникам, - и то было знаком присутствия Святого Духа. Но что было самое удивительное, так это его дар видеть человеческое сердце и привлечь его ко Христу. В конце концов, если бы не этот праведник, я никогда бы и не помыслил о возможности для меня пастырского служения Церкви”. (Отец Георгий Ларин) “Однажды в Шанхае владыку Иоанна позвали к постели умирающего ребёнка, чьё состояние, по определению врачей, было безнадёжным. Войдя в дом, владыка Иоанн прямо направился в комнату, где лежал больной мальчик, хотя никто ещё не успел ему показать, куда идти. Не став даже осматривать ребёнка, Владыка повергся перед иконой в углу комнаты и долгое время молился. Затем, заверив родственников, что ребёнок поправится, быстро вышел. И действительно, к утру ребёнку стало лучше, а вскоре он выздоровел – без врачебной помощи”. (Доктор А.Ф. Баранов, Эри, Пенсильвания). “Я был руководителем церковного округа на Филиппинах, иногда сопровождал Владыку в больницу в город Гюан, где лежали тяжелобольные русские. Владыка навещал их, давал им карманные Евангелия и маленькие иконки. Как-то, войдя в русское больничное отделение, мы услышали страшные крики, доносившиеся издалека. На вопрос Владыки сестра сказала, что это безнадёжно больная, которую поместили в бывший американский военный госпиталь, прилегающем к этому зданию. Владыка немедленно решил идти к больной. Я последовал за ним... Подойдя к больной женщине, Владыка положил на голову ей крест и начал молиться. Я вышел. Владыка молился долго, затем исповедовал её и причастил. Когда мы уходили, она уже больше не кричала, только тихо стонала. Через некоторое время мы снова приехали в госпиталь, и едва успели въехать на нашем джипе во двор, как из госпиталя выбежала женщина и бросилась к ногам Владыки. Это была, та “безнадёжная” больная, за которую он молился”. (Г. Ларин) Архиепископ Иоанн Сан-Францисский о молитве. “Что такое молитва? Это - разговор с Богом. Достойна всякого почитания высокая, не материальная цель молитвы. Самая же высокая молитва это та, когда человек забывает все цели свои, даже самые высокие, горя одним желанием - как можно ближе придвинуться к Господу, положить к ногам Его голову свою, отдать все сердце свое. Это есть совершенная любовь и совершенная молитва. Когда хочется лишь Господом дышать, только Им жить, Его любить, укрываться в Его близости, в Его неизреченной любви... Господь принимает все прошения человеческие, как бы малы и ничтожны они ни были, если сердце человеческое радуется и трепещет, предстоя перед лицом Владыки. Все малое делается великим в этом предстоянии. Все несовершенное делается совершенным. Не смущайтесь величиной или ничтожеством ваших прошений, но ищите, прежде всего, не то, что вы хотите просить, а Того, Кого вы хотите просить. Недостойны просьбы лишь тех, которые Господа любят меньше, что ту вещь или дело, о которых они просят. Если же вы любите Господа больше всего, то благословенно всякое прошение ваше, и великое и малое, и всякая просьба ваша исполнится, а та, которая по Божией воле не исполнится, принесет вам большее благо, чем та, которая исполнится. И всегда плод великий остается в нашей душе от молитвы, - мы восходим на небо, к Творцу светов, и падает на наше сердце божественный угль серафимовой благодати...”
|