КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Преподобный Владимир БелопесоцкийРодился будущий подвижник около 1450 года в Ржеве и в мирской жизни носил имя Василий. Ситуация в Ржеве XV века была неспокойной. Этот город в верховьях Волги занимал видное стратегическое положение и привлекал к себе внимание главных политических игроков региона того времени: князей Московского княжеского дома, литовских правителей, великих князей Тверских, правящей боярской верхушки Новгорода Великого — знаменитых «золотых поясов». Ржев неоднократно менял владетелей, будучи хорошей «разменной монетой» в политических играх. Находившийся с 1390 года во владении князя Владимира Андреевича Серпуховского, героя Куликовской битвы, Ржев в начале XV века перешел к великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу. Волей нового правителя в городе были возведены улучшенные укрепления. Чуть позже Ржев, а также Владимир, Переяславль- Залесский, Юрьев-Польский и Волоколамск оказались переданы «в кормление» литовскому князю Свидригайлу Ольгердовичу, перешедшему на сторону Москвы в качестве ее вассала. Огромный размер пожалования не должен нас удивлять — Свидригайло, сын знаменитого литовского правителя и брат короля Польши, родоначальника династии видных польских правителей, являлся очень крупной фигурой на международной арене Восточной Европы. Однако тот, кто однажды погнался за лучшим куском, как правило, не останавливается на достигнутом, он снова и снова будет искать более выгодной доли: Свидригайло Ольгердович не надолго задержался на Руси. Вернувшись в Литву, он продолжил собственную политическую карьеру — и небезуспешно. В середине 1440-х годов Ржев принадлежал галичскому князю Дмитрию Шемяке. Это было горячее время так называемой «феодальной войны второй четверти XV века в великом княжестве Московском», когда потомки Дмитрия Донского боролись между собой за престол. Одну группировку возглавлял сын Василия I Дмитриевича Василий II, другую — ржевский владелец Дмитрий Шемяка. В начале 1446 года Василий II был ослеплен своим соперником, за что, как традиционно считается, впоследствии получил прозвище «Темный», а после ослепления — сослан в Вологду. Однако целеустремленный Василий, несмотря на слепоту, которая в ту эпоху обычно выводила человека из политики, возобновил борьбу за московский престол. Он заручился поддержкой великого князя Тверского Бориса Александровича, но помощь последнего не была бескорыстной. Василий II обещал властелину Твери Ржев. А город этот требовалось еще завоевать — он подчинялся Дмитрию Шемяке и не собирался добровольно переходить под тверскую власть. Началось противостояние местных жителей и войск великого князя Бориса. После многодневной осады Ржев был взят. Через два года город захватила Литва, но не смогла удержать в своих руках: по мирному литовско-тверскому договору 1449 года он возвращался в состав владений Бориса Александровича. Как видим, Василий, будущий преподобный Владимир Белопесоцкий, появился на свет в многострадальную для Ржева пору. Родился ли он при литовской власти или в период правления Дмитрия Шемяки, а может быть, — уже Бориса Александровича, неизвестно. Характерно, что его монашеское имя начинается на ту же букву, что и мирское. Это вполне соответствует традиции, распространившейся на Руси с конца XIV века и довольно долго господствовавшей впоследствии. Согласно преданию, преподобный происходил из детей боярских (в «Летописи 1868 года» — «меньших славных бояр») и сперва посвятил себя мирскому служению воеводы. В синодике Белопесоцкого монастыря, составленном в 1645 году, переписан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен. Знатное происхождение в эпоху Средневековья не только обеспечивало особое положение на иерархической лестнице разделенного социальными ступенями общества, но и обуславливало воспитание, образование, взгляды человека. Стоит учесть, что рожденному в тереме иноческий путь давался заметно тяжелее, чем человеку, первый крик которого раздался в крестьянской избе. Вот что пишет по этому по, историк Н. С. Борисов в книге «Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света»: «Выходцам» среды знати всегда было гораздо труднее вступить на «путь совершенства» нежели простолюдинам. Во-первых они сталкивались с дружным сопротивлением родственников, для которых такое решение было ударом по престижу всего рода, по его “карьерному потенциалу”. Во-вторых, за монастырской стеной юный аристократ попадал в чуждую ему социально-культурную среду. В лесных монастырях “общего жития” преобладали люди малограмотные и простодушные. Их культурные интересы и бытовые потребности были минимальны. “Старец”, которому должен был подчиняться знатный послушник, вполне мог оказаться вчерашним крестьянином или отпущеным на волю холопом... Известно, что послужив некоторое время солдатом в гвардейском полку, молодой дворянин уходил оттуда в линейный полк уже с офицерским чином. Примерно так же складывалась и судьба многих выдающихся представителей русского монашества XV века, чье происхождение связано с московским правящим классом. Конечно, «сын боярский» Василий (будущий преподобный Владимир Белопесоцкий) не принадлежал к числу самых сливок древнерусской аристократии, и его мирская карьера воеводы не обязательно была связана со служением московскому княжескому дому — даже, скорее всего, наоборот, он находился на службе у тверских князей. Но происхождение приближало его к выдающимся представителям русского монашества, выходцам из аристократической среды, гораздо больше, чем к черни, и общая закономерность монашеского пути знатного человека XV века вполне прослеживается на его примере. Преподобный Владимир принял монашеский постриг в Варлаамо-Хутынском в честь Преображения Господня монастыре под Новгородом, который впоследствии покинул, чтобы основать собственную обитель под Каширой. Шло время, и святой Владимир Белопесоцкий все больше склонялся к мысли основать собственный монастырь. Когда он оставил пределы Новгорода Великого, как долго скитался в поисках места для учреждения новой обители, неизвестно. В любом издании, где речь заходит об основании Белопесоцкого монастыря, говорится, что возник он в конце XV века. Действительно, обитель преподобного Владимира и сам ее основатель впервые упоминаются в жалованной грамоте служилого татарского князя Мухаммед-Эмина, датированной 16 ноября 1498 года. Затем святой Владимир Белопесоцкий еще несколько раз упомянут в ряде жалованных грамот. Вот перечень всех этих случаев, составленный современным церковным историком архимандритом Макарием (Веретенниковым). В феврале 1507 г. великий князь Московский Василий Иванович дал преподобному Владимиру тарханную и несудимую грамоту починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовское в Туровской волости, а также деревню Мальцово в Растовской волости Каширского уезда. В июле 1511 года он же пожаловал несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского уезда. 28 февраля 1512 года датируется жалованная несудимая грамота со стороны Абдул-Латифа, бывшего казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому, во второй полови 1511 года. 7 января 1515 года великий князь Московский Василий III даровал обители еще несколько починков в Каширском уезде. 20 января 1516 года князем П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого монастыря были пожалованы деревни в Каширском уезде. Последняя жалованная грамота, выданная преподобному Владимиру, датируется январем 1522 года. Очевидно, эти земельные вклады предоставляли достаточно средств для безбедного существования иноческой общины. При жизни преподобного Владимира в Белопесоцкой обители появились деревянная церковь во имя Святой Троицы и кельи. Каменных построек, насколько известно, не имелось. Строительство здания из камня на Руси в эпоху Средневековья являлось значительным событием, которое повышало престиж того места, где оно велось. Средств и сил на возведение каменных построек в лесной стране требовалось гораздо больше, чем на строительство деревянных сооружений. Русские монастыри, имевшие каменные храмы, уже этим выделялись на общем фоне и, как правило, были богатыми. Поэтому отсутствие зданий из камня в Белопесоцком монастыре в эпоху игуменства его основателя все же косвенно свидетельствует о том, что, несмотря на все пожалования и вклады, каких-то особенных средств в распоряжении монастырской администрации не было. Год, день и час смерти преподобного Владимира Белопесоцкого неизвестны. «Летопись 1868 года» Белопесоцкого монастыря сообщает, что жития ему «было 72 года». Писцовая книга Каширского уезда 1578—1579 годов добавляет к этим сведениям, что «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». Если от даты последнего прижизненного упоминания преподобного (1522 год) отнять семьдесят два, то и получится приблизительная дата его рождения — 1450 год. Однако последнее прижизненное упоминание не говорит о том, что человек умер тогда же или вскоре после того. Впрочем, никаких других зацепок у нас все равно нет, поэтомуи приходится опираться на приблизительные расчеты. Местное почитание преподобного Владимира существовало в Белопесоцком монастыре не позднее середины XVII века. Об этом говорит вклад протоиерея каширского собора Митрофана, относящийся к 1645 году: он дал тогда в обитель пелену на гробницу у начальника преподобного игумена Владимира» («средина камкова- личневая, крест бархатный черный, опушка у пелены тафта алая»). За пределами монастыря, тем не менее, почитание угодника Божьего особенно не распространилось. Так, в писцовыхх книгах Каширского уезда 1664 года Владимир Белопесоцкий преподобным не назван, а упоминается как почивший игумен. В 1998 году, когда, праздновалось 500-летие Белопесоцкого монастыря, по благословению митрополита Крутицкого и Коломеноского Ювеналия совершилось причисление святого к местному почитанию, была написана икона, составлены тропарь и кондак. Память преподобного Владимира Белопесоцкого празднуется 15 июля в связи с его тезоименитством по отношению к равноапостольному князю Владимиру Крестителю. Мощипреподобного ныне покоятся под спудом в Троицком храме Белопесоцкого монастыря. Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом на хорах в честь Обновления храма Воскресения Христова выстроен в годы управления обителью иеромонаха Афанасия (1824—1842) на средства дворян Михаила Ивановича и Ивана Ивановича Раевских. Впоследствии М. И. Раевского похоронили возле отстроенной им церкви. На стене находилась деревянная д(эска с надписью: «Здесь покоится тело основателя храма секунд-ротмистра Михаила Ивановича Раевского, дяди моего и благодетеля. Родился в 1767 году 14 апреля. Скончался в 1833 году 29 мая. От благодарной племянницы княгини Наталии Горчаковой». Рядом была еще одна надпись: «Здесь покоится тело полковничьей дочери девицы Прасковии Дмитриевны Червиной. Родилась 1805 г. 2 декабря. Скончалась 1828 г. 7 апреля. Пожертвовала 100 рублей ассигнациями». 5 декабря 1865 года Иоанновский храм после проведенного в нем ремонта был освящен игуменом Давидовой пустыни Иосифом, он же пожертвовал из казны Давидовой пустыни 1000 рублей серебром на возобновление церкви. Крестьянин села Озеры Василий Щербаков пожертвовал в алтарь храма позолоченный киот с иконой Спасителя. Иоанновская церковь, как и другие здания Белопесоцкого монастыря, сильно пострадала в наводнение 1908 года. После окончательного закрытия монастыря в 1933 году в здании храма разместилась стекольная фабрика. Согласно решению 1989 года о преобразовании территории Белопесоцкой обители в историко-культурный центр, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи предназначался под концертный зал. В настоящее время Иоанновская церковь восстановлена. В ней хранится чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница».
Предположительно, строительство монастырской крепости началось еще при преподобном Владимире Бе-лопесоцком, основателе обители. По крайней мере, уже XVI веком датируется возведение самой мощной части монастырских укреплений — восточной стены и надвратной Никольской церкви, служившей дозорной башней. В ней обнаружены фортификационные элементы: ниши для сбрасывания защитных решеток-герсов, бойницы подошвенного боя, единственный проезд, имеющий коленчатую форму. Именно о Никольской церкви над проездными воротами Павел Алеппский, сопровождавший в середине XVII века Патриарха Антиохийского Макария в его поездке по России и составивший заметки об этом путешествии, писал, что она напоминает башню «с высоким куполом и навесами вокруг». Согласно описи обители 1627—1629 годов, в монастыре было пять башен с бойницами, каменная колокольня и стена, на которой стояли одиннадцать пушек и двадцать пищалей. Древние каменные стены с течением времени ветшали и разрушались. Их восстановление было предпринято И. И. и М. И. Раевскими в начале XIX века. Время не пощадило и саму надвратную церковь, подвергшуюся перестройке. Ныне существующий Никольский храм с колокольней над ним — памятник 1794 года, лишь основание относится к более раннему периоду. Во время переделки ворота под Никольской церковью были упразднены, постройка перестала быть проездной. Новые ворота, увенчанные фронтоном, возведены с правой стороны от Никольского храма, вплотную к нему. Наводнение 1931 года подмыло стены, и значительная их часть тогда же рухнула. Ныне монастырские стены и башни восстановлены. Помимо указанных, в Белопесоцком монастыре сохраняются и некоторые иные постройки. Особого внимания среди них заслуживают двухэтажный сестринский (прежний — братский) корпус, примыкающий к западной стороне Сергиевской церкви, бывший келейный корпус, расположенный у северо-западного угла монастырской стены, а также бывший каретный сарай, находящийся по соседству с келейным корпусом. До середины XX века сохранялась перед сестринским корпусом каменная купольная сень над святым Сергиевым колодцем, сооруженная братьями Раевскими. Воду из него не использовали в бытовых или технических нуждах. В настоящее время сам колодец восстановлен, из него снова берут воду, сень же утрачена.
Главным храмом Белопесоцкого монастыря является собор во имя Святой Троицы.Время его возведения определяется точно. Из Каширских приказных книг, хранившихся в Поместном приказе, известно следующее: «В Каширском уезде, в Туровом стану, монастырь Троицкий возле Оки на Белых Песках, а в монастыре церковь Живоначальной Троицы каменная, сооружения ее новоначатие 1569 года, сооружали при игумене Варлаамии, а сооружают ее на подклети, двери по верхние пороги, а в стенах окна, да у Троицы же придел собора Пресвятой Богородицы, да у Троицы под папертью придел, что лежит печальник и строитель старец Володимир». До настоящего времени неоднократно перестраивавшийся Троицкий собор дошел в сильно измененном виде. Первые значительны новшества были внесены в его apxитектуру еще в XVII веке. Обновлялся он и в самом начале XVIII столетия: «1702 году мая в 5 день обновлена и освещена Соборная церковь Св. Tpoицы при Царе и Великом Государе Петре Алексеевиче... тщанием и попечительством Троицы Сергиевской Лавры властей архимандрита Иллариона, келаря старца Мисаила и казначея старца Пахомия, прибывших на послушание в Белопесоцкий монастырь, строитель иеромонаха Варлаама Мехирева, он же и на колокол собирал и сам дал». Через семьдесят лет тщанием архимандрита Гедеона были обновлены иконы местного ряда иконостаса Троицкого собора. Реставрация главного храма Белопесоцкой обители, относящаяся к середине XIX века, очень любопытна тем, что велась на средства всего лишь одного крестьянина. Им был житель села Озеры Коломенского уезда Максим Петрович Щербаков, в 1867 году давший деньги на новую штукатурку и фресковые росписи с позолотой. Кроме того, его же иждивением вместо ветхого иконостаса воздвигли новый пятиярусный резной, позолоченный червонным золотом. Иконы для верхних четырех ярусов писались «греческим письмом» с позолотой, а за клиросами поставили большие киоты, также позолоченные. Обновилось и убранство самого алтаря: новые престол и жертвенник сделали из дуба, обшив их кипарисовыми досками. Освящение отремонтированного собора по благословению митрополита Филарета совершил 9 июля 1867 года преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московской епархии. Тем же крестьянином Щербаковым на украшение храма были пожертвованы: две бронзовые позолоченные хоругви с иконами, запрестольный семисвечник, семь подсвечников больших, два подсвечника малых, паникадило о 36 шандалах (подсвечниках), ковчег серебряный позолоченный, две серебряные позолоченные лампадки для масла, две лампадки под паникадило и Евангелие. Всего на возобновление собора М. П. Щербаков истратил больше 20000 рублей серебром. Троицкий собор сильно пострадал во время апрельского наводнения 1908 года, когда разлившаяся Ока затопила Белопесоцкий монастырь. Кромка воды доходила тогда практически до уровня каменной ограды. Только в 1914 году, при игумене Митрофане монастырь смог произвести необходимые восстановительные работы. В Троицком соборе сделали новый пол из немецкой плитки, всю живопись промыли, а иконостас и главный купол собора вызолотили. Одновременно из Белокаменных плит устроили дорожки между храмами, к фруктовому саду и конному двору. В 1932 году от монастыря началось строительство железнодорожного моста. Возводившие его заключенные до окончания строительства в 1934 году жили в Троицком и Сергиевском храмах, между которыми находилась гауптвахта. Выводили заключенных на работы под конвоем. В длинных телегах с откидными боковыми бортами, именовавшихся «грабарками», они возили песок для насыпи. Народ эту стройку прозвал «Донбассом». Троицкий собор внутри при этом перегородили, поместили внутри печки-«буржуйки», в окна вывели дымоходы, установили нары. Тут же в храме кололи и хранили дрова, даже порой жгли костры. Заключенные жили на нескольких ярусах, расположенных по стенам, середина собора была пустая. Устроили жилье и под галереей. Чуть позднее Троицкий собор превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в храме располагался и пионерский лагерь. Во второй половине XX века вдоль монастырской стены напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта. С течением времени соборный храм утонул в горах строительного и бытового мусора. Отходы не вывозились много лет, в связи с чем эти места оккупировали полчища крыс. 11 августа 1989 года было принято решение о создании в Троицком Бело-песоцком монастыре городского историко-культурного центра с гостиничным комплексом (ИКЦ ГК). Разработали обширную проектно-техническую документацию. Технико-экономические предложения использования обители в качестве ИКЦ ГК предусматривали, в частности, устроение «в главном зале Троицкого собора и в его алтарной части» концертно-выставочного зала. Три крытые галереи собора, на каждую из которых должно было вести отдельное крыльцо, предназначались для разнообразных выставок. В подклете храма предполагалось открыть видеосалон (в алтарной части), игровой зал (кегельбан, бильярд, игровые автоматы и др.), торговые киоски, кафе. В документации отмечалось, между прочим что Троицкой собор Белопесоцкого монастыря обладает самыми лучший акустическими характеристиками среди храмов Московской области. После возобновления иноческой жизни в Белопесоцком монастыре начались восстановительные работы. Уже к маю 2002 года внешне отреставрированный Троицкий собор предстал во всем своем великолепии.
По преданию, на месте остановки русского войска на Белых Песках благоверный князь Дмитрий Донской поставил обетный храм в честь победы на Куликовом поле. Народная молва из поколения в поколение связывает это событие с благословением преподобного Сергия Радонежского, который, как считается, и сам не раз проходил по этой земле. Данные предания, являющиеся очень поздними — зафиксированы они в XIX веке, — крайне сомнительны. Не находят они подтверждения и в материалах археологии. Представления о том, что существование храма на месте будущего монастыря доказывается наличием древнего фундамента, обнаруженного там, где сейчас стоит монастырский храм преподобного Сергия Радонежского, на самом деле ошибочны. Фундаменты под церковью во имя святого Сергия относятся к рубежу XVI—XVII веков. Но обо всем по порядку. Согласно писцовым книгам, к XVII веку в Белопесоцком монастыре существовала теплая каменная Сергиевская церковь с трапезной. Историки предполагают, что она могла являться одним из древнейших храмов Руси освященных во имя преподобного Сергия. Когда и кем именно она была возведена, неизвестно. Однако, учитывая особенное благоволение Ивана Грозного к Белопесоцкой обители, заметно укрепившей свое материальное положение именно в эпоху его правления, и принимая во внимание строительство первого каменного (неотапливаемого) монастырского храма в 1569 году, можно предположить, что строительство теплого трапезного храма состоялось тогда же и соответствовало единой архитектурной программе. В описи 1753 года каменная Сергиевская церковь упоминается как крытая тесом. К началу XIX века этот храм совершенно обветшал. В 1802 году, по благословению митрополита Московского Платона (Левшина), старая церковь была разобрана, а на ее месте, с сохранением древних белокаменных подвалов, в 1804 году построена новая, о чем свидетельствует дошедший до наших дней мемориальным знак — каменная доска с выбитым памятным текстом. Новый храм, спроектированный стиле классицизма, с купольной ротондой, как и старый, являлся теплым. В 1833 году к нему добавили два новых придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая Чудотворца. При строителе иеромонахе Гедеоне (впоследствии ставшем архимандритом Иосифо-Волоколамской обители) по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) церковь преподобного Сергия Радонежского отреставрировали и заново освятили (в 1852 году). В пору освящения храма строителем монастыря уже являлся иеромонах Максим. Сергиевский храм, как и Троицкий собор, сильно пострадал во время наводнения 1908 года. Вода залила его, поднявшись выше престола на 70 сантиметров! Но наводнение — явление чрезвычайное, в повседневной монастырской жизни радостные события, связанные с церковью во имя преподобного Сергия, случались куда как чаще. Например, день преставления преподобного Сергия Радонежского был для Белопесоцкого монастыря престольным и отмечался с особой торжественностью. Тогда Сергиевская церковь преображалась. Вспоминает очевидец: «В слободе 8 октября отмечается престольный праздник Сергиев день. После богослужения в монастыре священник со служителями храма и иконой Божией Матери обходили каждый дом слободы с молебном и водосвятием, а дети в это время с радостью сообщали о торжественной встрече этого шествия». В годы советской власти Сергиевский храм использовался для разных нужд, не связанных с богослужебной практикой. Апофеозом его хозяйственного применения должно было стать воплощение в жизнь решения 1989 года о создании на базе Белопесоцкого монастыря историко-культурного центра с гостиничным комплексом. В церкви преподобного Сергия Радонежского задумывалась гостиная с экспресс-баром (буфет-бар, телевизор, настольные игры, газеты и журналы). Но выполнить это постановление не успели. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и благодаря многим трудам благочинного храмов Ступинского района протоиерея Михаила Редькина 18 июля 1992 года, в престольный праздник — день обретения святых мощей преподобного Сергия Радонежского, — в Сергиевском храме Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря состоялось первое богослужение. Тогда же была пожертвована первая икона — большой образ преподобного Сергия. С этого времени храм начал действовать как приходской. По воскресным и праздничным дням в нем служил иерей Рафаил Яганов. Богослужения проходили там и зимой, но церковь не отапливалась. С помощью ревностных прихожан храм содержится в чистоте и порядке. В настоящее время церковь восстановлена.
|