КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Содержательная специфика обучения в психологическом вузе. Проблема «хаоса» и «неразберихи» в преподавании психологии!Сама профессия «психолог» относится к так называемой «о циономической» группе профессий (ориентированной на оби ственные проблемы, проблемы социализации личности) и пр полагает общение с самыми разными людьми. Следователь» психологу требуется формировать в себе готовность «понима^ самых разных людей, ориентироваться в разных способах их: недеятельности, включая и умение ориентироваться в разных 1 дах профессионального труда. Это важно хотя бы потому, что з| чительная часть людей реализует себя именно в трудовой дея ности, а задачей психолога часто и является помощь в полно! ной личностной самореализации в главном деле жизни. Поз узкая специализация, ограничивающая его понимание и возмоэ сти взаимодействия с разными людьми, в подготовке психолога это не самый лучший вариант. Но реально стать широкообразованным специалистом-пс1 логом очень непросто. На каких-то этапах своего профессиона ного развития, например при обучении в психологическом будущий психолог вынужден осваивать конкретные направле*| работы, конкретные методики, в чем-то специализироваться, блема заключается в том, чтобы через освоение конкретных ф методов исследовательской или практической деятельности вать и всю психологию в целом, а также приобщаться ко многообразию культуры. Здесь не возникает никакого парадокса.| ально любая важная социально-психологическая, психолог дагогическая или иная проблема как бы аккумулирует в се пько почти всю психологию, но и связана многочисленными Тцтями с проблемами всей культуры. Настоящая психологическая поблема — это своеобразная «линза», через которую преломля-тся многие силовые линии бытия. Важно при этом найти такую поблему и суметь соотнести ее с важнейшими проблемами об-пественной жизни. Именно это позволит студенту-психологу, а в пальнемшем и психологу-специалисту находить достойные смыслы в своей учебно-профессиональной или собственно профессиональной деятельности. Как писал М. Мамардашвили, «в пространстве мира есть какая-то точка, попав в которую мы просто вынуждены обратить себя, свое движение и остановиться», и именно «в этой точке как раз и пересекаются определяющие бытие "силовые линии", попав в перекрестье которых мы и замираем, пораженные открывшейся вдруг мудростью, мудростью устройства мира» [18, с. 29]. В каком-то смысле студент-психолог, по сути, уже превращается в «мудреца», который должен стремиться не воспринимать окружающий мир (и мир психологии) как нагромождение всяких фактов, теорий, авторитетов и т. п., а как некую по-своему даже гармоничную систему, особенностью которой являются и внутреннее противоречие, и многие нерешенные, но уже обозначенные (осмысленные) проблемы и др. Научиться видеть некоторую гармонию в меняющемся хаосе — это и есть мудрость. Если же студенту-психологу так и не удается выработать в себе эту готовность быть «мудрецом», то его обучение в вузе может серьезно осложниться. Для кого-то к сожалению, а для кого-то — к счастью, в психологии и в преподавании психологии существует некоторый неизбежный «хаос» (хотя, конечно, администраторы от психологии стремятся навести порядок в учебных программах, за что им низкий поклон). Речь идет о «хаосе» в самой психологии, во многом определяемом не только сложностью рассматриваемых проблем, но и разнообразием школ и подходов к данным проблемам. Однако выделив для себя существенную психологическую проблему, можно с ее помощью (или через «призму» этой проблемы) взглянуть на Всю психологию, а через нее на весь окружающий мир и на свое Место в этом мире. Еще С. И. Гессен, рассуждая об особенностях университетского Разования, указывал на то, что главная цель университетского «и а ~~ сФ°РмиР°вать «научный метод познания», а не просто лагать факты», и писал в этой связи: «Настоящая универси-Ван°КаЯ лекция никогда не излагает просто результаты исследо-р Ия> Нет, она показывает, как ученый лектор пришел к этим д0 Татам... Хорошие лекции и научно поставленные занятия ПобуЛНЯЮТ И взаимно требуют друг друга. Задача тех и других — Та ^Ить Учащихся к самостоятельному исследованию предме-°Штечь их в исследовательскую работу научной мысли; если
в лекциях профессор, развивая свой взгляд, вызывает учен* на критику, то в семинарских занятиях он в свою очередь вые пает в роли критика произведенного учеником исследования» [| с. 318—319]. Таким образом, студент должен побуждаться самост ятельно исследовать научную проблему (в психологии — и блему некоторой «неразберихи» и «путаницы» в научных зна* и представлениях), а результаты своих исследований творчес^ обсуждать с преподавателем. Примечательно, что проблему «неразберихи» и «разнообр зия» в психологии гораздо чаще и гораздо глубже (больнее) п реживают именно студенты, чем уже «состоявшиеся» психолов и преподаватели психологии. Для уже «разобравшегося» с псих| логией специалиста все намного проще. Он уже выбрал наибол сильную, с его точки зрения, концепцию, теоретический пс ход или даже отдельную группу методов и всю психологию дит теперь через «призму» своего подхода. Например, убеждеЦ ный гештальтпсихолог все видит с позиций своей родной штальтпсихологии и т. п. Это позволяет ему решать и определе| ные исследовательские, и практические задачи. Хотя другой пс холог (придерживающийся иной концепции, например б* виористской или психоаналитической) готов с ним до хрипе спорить и убеждать его в том, что он в корне не прав. Наблюдая! такими спорами, студент-психолог может еще больше дезориеЦ тироваться и даже в очередной раз «разочароваться» в люби* психологии или в любимом психологе (например, в одном из сп| рящих). Правда в последнее время наметились тенденции к сближен! и «взаимопониманию» разных психологических направлений. Аэ| фективные психологи-практики и психотерапевты часто вообс трудом определяют, к какому теоретическому направлению о принадлежат, или же соотносят себя с теми или иными напр лениями очень условно [см., например, 13]. Вероятно, в качестве «призмы», с помощью которой мол было бы взглянуть на всю психологию, может выступать уже 1 ющийся подход, но более перспективным нам представляй ориентироваться на существенную психологическую пробле Именно осознанная проблема позволяет интегрировать все лучи что накоплено в разных психологических направлениях. Поэтс|целесообразнее спорить не о том, какое направление «лучше|| «правильнее», а о существе самой проблемы и о том, чем помочь в ее разрешении те или иные концептуальные подхс теории или методы. Именно в проблеме интегрируются и ненные до этого знания психологии, и житейские представле об окружающем мире. Заметим, что в теории систем именнои щая задача, общая цель или общая проблема являются глав системообразующим признаком, так как «именно цель, общая Щ Строит систему», а без нее все превращается лишь в набор хаотичных и бессмысленных элементов. Все это очень актуально для того, чтобы помочь студенту-психологу в наведении порядка Б получаемых знаниях, в придании своей теоретико-методологической подготовке системности. Таким образом, студент-психолог должен не только «возмущаться» неразберихой в преподавании (хотя такие «возмущения» бывают иногда и полезными), но и с благодарностью «принимать» эту неразбериху. Как ни парадоксально, но именно возможность самому навести порядок в усваиваемых психологических знаниях создает основу для настоящего творчества и превращает студента-психолога в подлинного «субъекта учебно-профессиональной деятельности», поскольку он фактически проделывает ту работу, которую не смогли успешно завершить многие его преподаватели. В противном случае студент-психолог просто «усваивает» уже готовые системы знаний с уже «разжеванным» знанием, и степень его «субьектности» при этом заметно понижается. К сожалению, учебные перегрузки как студентов, так и их преподавателей часто не позволяют «остановиться, замереть и поразиться открывшейся мудрости бытия». Поэтому красивые рассуждения о возможности понимания гармонии в психологии часто перечеркиваются «психологической суетой» (особенно отвратительной в эпоху постоянной «беготни» и вынужденной «продажи себя на рынке личностей» — по Э. Фромму). Но потенциальная возможность такого «понимания» мира в психологии все-таки остается и, как это ни удивительно, у студентов (пока еще не «испорченных» этой суетой) возможностей, пожалуй, больше, чем у «солидных» специалистов. В общем, вся надежда на студентов!. . Естественно, с формальной точки зрения есть определенные образовательные программы, по которым должны готовить психологов. Реализация этих программ контролируется соответствующими органами управления образованием, и именно благодаря этому в подготовке психологов все-таки прослеживается определенная система и даже «отсутствие хаоса». Поэтому с организационной, педагогической и дидактической точек зрения «хаоса» как ы и нет. Но мы говорим немного о другом — о фактическом содержательном «хаосе» в самой психологии. А ведь, как извест-°. образовательные программы неизбежно отражают либо име-^Щийся в науке порядок, либо имеющийся содержательный «хаос». е ЭТо неизбежно ставит студента-психолога в творческую пози-ю «обучающегося мудреца». Но все ли студенты-психологи смогут и Сггользоваться такой счастливой возможностью, не овладеет ли езг <<с°^лазн>> вину за свою неспособность «мудро» и «спокойно» 1Тс/1янУть на проблемы психологической науки сваливать на саму ходогию и ее преподавателей.
|