Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Размышления о славянстве, или, Чьих же богов мы внуки?: религиозно-философские воззрения древних славянDocument Transcript




  • 1. ББК 83 3(0)3я2Г56Юлия и Валентин ГнатюкРазмышление о славянстве или чьих же богов мы внуки?Религиозно-философские воззрения древних славян. - М.: Белыеальвы. 2002. - 64 с, илл.ISBN 5-7916-0163-3Вопрос о религиозно-философских воззрениях древних славян чрез­вычайно сложен и прежде всего из-за скудости дошедших до нас сведе­ний. Ведь со времени крещения Руси все древние святилища, боголесья,ведические книги, славянская философия и её носители - волхвы - то­тально уничтожались. От древних знаний остались лишь отголоски, зачас­тую вырождающиеся в суеверия. Вторая сложность состоит в удивитель­ной ёмкости понятий и образов, существовавших у древних славян. По­скольку наши предки были неразрывно связаны с природой, являлись еёчастью и познавали естественные законы изнутри, через себя, то и миро­восприятие их было живым, динамичным и многомерным, как сама При­рода, Наиболее верным термином, отражающим суть мировоззрения на­ших пращуров, является Славянский ведизм. Пантеон славянских боговоказался не только перечнем божеств, по и славянским земледельческимкалендарём! Это в очередной раз доказывает, что в мировоззрении нашихпредков гармонично сочетало тогдашнюю науку, культуру, философию, ре­лигию, людей, богов и весь мир, перетекающий из одного состояния вдругое. Аналогичных систем мировоззрения в древнем периоде большенет Ближе всех к данной концепции стоит ранний буддизм, который, оче­видно, является отголоском ведизма славяно-ариев, привнесённого ими вИндию. Мы должны извлечь живую сущность данного учения и, не впа­дая в догматизм и формализм каких-то внешних культовых действ и обря­дов, влить в него силу своего разума, чистоты и любви к окружающемумиру и нести пылающий факел Прави - этот бесценный дар, переданныйпредками - грядущим поколениям во имя сохранения своей, а значит ипланетарной Души, Богам нашим и Пращурам -слава!ISBN 5-7916-0163-3 (С) Юлия и Валентин Гнатюк, 2002.(С) Белые альвы, 2002.Юлия и Валентин ГнатюкРазмышление о славянстве или чьих же богов мы внуки?Религиозно-философские воззрения древних славянРедактор С.Н. УдаловаКомпьютерная верстка С. УдалоеЛицензия ЛР №064741Подписано в печать 07,07,02 Формат 84x108/32Печать офсетная Печ.л. 2 Тираж 1000 экз. Заказ 77Издательство «Белые альвы»109542 Москва а/я 82, С.Н. УдаловойТел,"факс (095) 235-8797. 377-7453. E-mail: lebedy@online ruОтпечатано с готовых диапозитивовв типографии «ЕВСТИ»
  • 2. РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЛАВЯНСТВЕилиЧЬИХ ЖЕ БОГОВ МЫ ВНУКИ?РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯДРЕВНИХ СЛАВЯНИз докладов на Первом Международном Конгресс-фестивалеВсемирной Культуры «ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» - Истоки, Пути, Итогиразвития и прогресса Мировой Культуры и её будущее.14-15 сентября 2000г. Никополь и 13-14 сентября 2001 г. Днепропетровск, УкраинаРабота, которая предлагается Вашему внима-нию, касается вопросов сколь удивительных,столь и малоизвестных, хотя тема эта отно­сится к нашему с вами прошлому -- историидревних славян, живших тысячу и более лет тому назад. Дан­ный период - неизведанная TERRA INKOGNITA, открытиекоторой мы предлагаем вам, поскольку именно в прошломзаложены те краеугольные камни, на которых строился, стро­ится и будет возводиться в дальнейшем фундамент нашегомировосприятия, мироощущения, нашего, говоря современ­ным языком, национального менталитета.Каждый из нас ещё со школьной скамьи хотя бы беглознаком с пантеоном греческих, римских, скандинавских,индоиранских, египетских и прочих богов. Мифологию этихнародов мы можем свободно найти в учебниках и книгах поистории Древнего мира. Но в этих книгах нет раздела о Древ­ней Руси. Отчего-то принято считать, что славяне, какцивилизованный народ, сложились только после принятияхристианства. Хотя исторические, а особенно археологичес­кие данные свидетельствуют о том, что наши предки на про­тяжении многих тысяч лет сохраняли себя как нацию, берег­ли свой язык, культуру, обычаи, отстаивали территориаль­ную и духовную независимость, когда вокруг рождались и
  • 3. умирали великие государства и империи, порою навсегдаисчезали с лица земли многие племена и народы.Сколько бесчисленных войн вели наши предки с перса­ми, греками, готами. Тысячу лет, то откатываясь, то сновапритекая, подобно морским волнам, бились о скальную твёр­дость духа наших пращуров железные римские легионы.Приходили полчища могучих авар-обров, надвигались ратибеспощадных гуннов, языгов, хазар, печенегов, многих дру­гих народов. Где они сейчас? Где непобедимый тысячелет­ний Рим. чьи вымуштрованные до совершенства легионытоптали своими сандалиями землю Африки и Евразии? Гденекогда непобедимый Вавилон? А обры, могучие, высокорос­лые богатыри, прирождённые воины, о нашествии которыхславянские летописцы говорят, что «их было, как песка мор­ского», где этот народ? Сгинули все до единого, осталасьлишь поговорка «погибоша, яко обры». Где гунны, армиякоторых насчитывала около миллиона воинов? Все они ис­чезли, растворились среди других племён и народов, А славян­ские племена, которые сражались со всеми ними тысячи лет,как жили на своих землях, так, в основном, живут и сейчас.Что же за стержень такой имели древние славяне, какуюверу, мораль, убеждения, которые помогли им выстоять ипобедить? Как жили наши предки, о чём мечтали, какиммолились богам?Вопрос о религиозно-философских воззрениях древнихславян, как уже отмечалось, чрезвычайно сложен, и преждевсего из-за скудости дошедших до нас сведений. Ведь современи крещения Руси все древние святилища, боголесья,ведические книги, славянская философия и её носители -волхвы - тотально уничтожались. От древних знаний остава­лись лишь отголоски, зачастую вырождающиеся в суеверия.Вторая сложность состоит в удивительной ёмкости по­нятий и образов, существовавших у древних славян. Посколь­ку наши предки были неразрывно связаны с природой, явля­лись её частью и познавали естественные законы изнутри,через себя, то и мировосприятие их было живым, динамич­ным и многомерным, как сама Природа.Прежде всего следует сказать, что наши предки не былизаурядными политеистами и язычниками, как это принято
  • 4. считать. Мы намеренно не станем дальше употреблять оп­ределение «язычество», потому что славяне не считали себятаковыми. А поскольку изначальное название «православие»(прославление Прави) перешло в стан христианства и стало,по сути, антиподом своего значения (как и свастика - чис­тый древнеарийский знак движущегося солнца - восприни­мается сегодня как символ фашизма), то наиболее вернымтермином, по нашему мнению, отражающим суть мировоз­зрения наших пращуров, является СЛАВЯНСКИЙ ВЕДИЗМ.Также созвучны смыслу древнеславянской веры названия«родновера» (родная вера), «родоверие» (вера в Род, како­вым именуется Сварог, а также следование родовым тради­циям), «родославие» (прославление Рода), «родолюбие» и имподобные, но только не «язычество».Как свидетельствует древнейший летописный памятникдохристианского периода «Велесова книга», «язычниками»славян называли персы, угнавшие наших предков в еги­петское рабство к Набсуру-царю (Навуходоносору),«Язычниками и варварами» презрительно именовали ихримляне и греки. Последние особо преуспели в этом, стре­мясь опорочить славян перед христианским миром и дажеприписав им человеческие жертвоприношения, чего небыло в обычаях наших предков. «БОГИ РУССКИЕ НЕ ПРИ­ЕМЛЮТ НИ ЛЮДСКОЙ ЖЕРТВЫ, НИ ЖИВОТНОЙ, АТОЛЬКО ПЛОДЫ, ОВОЩИ, ЦВЕТЫ И ЗЕРНО, МОЛОКО,ПИТЬЕВУЮ СУРЬЮ, СБРОЖЕННУЮ НА ТРАВАХ, И МЁД- И НИКОГДА ЖИВУЮ ПТИЦУ ИЛИ РЫБУ. ЭТО ВАРЯГИИ ЭЛЛИНЫ ДАЮТ БОГАМ ЖЕРТВУ ИНУЮ И СТРАШ­НУЮ - ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ, НО МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ТАКДЕЛАТЬ, ПОСКОЛЬКУ МЫ - ДАЖДЬБОГОВЫ ВНУКИ,И НЕ ДОЛЖНЫ ИДТИ ЧУЖИМИ СТОПАМИ» («Велесовакнига» (ВК), дощ. 24-Б).Один из первых исследователей «Велесовой книги» Сер­гей Лесной установил, что человеческие жертвоприношениядействительно были привнесены на Русь от варягов при князеВладимире и просуществовали не более десяти лет.Именно Сергей Лесной дал название памятнику «Веле­сова книга» исходя из упоминания в древнем тексте о том,что книга посвящается богу Велесу. «ВЛЕС-КНИГУ СИЮ
  • 5. ПОСВЯЩАЕМ БОГУ НАШЕМУ. КОТОРЫЙ ЕСТЬ ПРИБЕ­ЖИЩЕ И СИЛА» (ВК, дощ. 16). В славянском пантеонеВелес исполнял не только функции «скотьего» бога, храни­теля земных и небесных стад, но и покровителя искусств,преумножителя богатств, знаний и мудрости.Каких ещё богов почитали древние славяне и сколькоих было? «Велесова книга» даёт следующий ответ: «ЕСЛИНАЙДЁТСЯ ТАКОЙ ЗАБЛУЖДАЮЩИЙСЯ. КОТОРЫЙНАЧНЁТ ПЕРЕСЧИЫВАТЬ БОГОВ, РАЗДЕЛЯЯ ИХ В СВАР-ГЕ, ОН ИЗГНАН БУДЕТ ИЗ РОДА., ПОСКОЛЬКУ МЫ НЕИМЕЕМ БОГОВ РАЗНЫХ, ВЫШЕНЬ, СВАРОГ И ИНЫЕСУТЬ - МНОЖЕСТВО, ПОСКОЛЬКУ БОГ И ЕДИН, ИМНОЖЕСТВЕН. И ПУСТЬ НИКТО НЕ РАЗДЕЛЯЕТ ТОГОМНОЖЕСТВА И НЕ ГОВОРИТ, ЧТО МЫ ИМЕЕМ МНО­ГИХ БОГОВ» (ВК, дощ. 30),Как видим, данная философская концепция о богах от­личается глубиной и ёмкостью. Понятие Единого бога, кото­рый лишь проявляется во всевозможных ликах, то есть «мно­гообразие единого» противопоставляется понятию «многоразного» как категории разрозненных элементов, не связанныхв единое целое. Поэтому обвинение славян в многобожии ос­корбительно для них, ибо в их космогоническом мире нет мес­та ничему случайному, отрывочном) - там всё подчиняетсянезыблемым законам Сварога, законам Прави, Яви и Нави, ко­торые тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.Обширнейший пантеон славянских богов, впервые пред­ставленный в «Велесовой книге», является всеобщей закон­ченной системой, действующей на основе реальных законовБытия. Во главе этой системы, а вернее, в центре её нахо­дится поразительный образ- ВЕЛИКИЙ ТРИГЛАВ, состоя­щий из Сварога-Перуна-Свентовида.СВАРОГ - это Дед богов, Начальник всего Рода божье­го. Род-Рожанич, дающий всему сущему Жизнь.( До сих порбытовало широко распространённое мнение, что РДРЗАНIЕЦ - это Род и Рожаницы. «Велесова книга» не остав­ляет сомнений, что Род-Рожанич (Род Рождающий) - одноиз имён Сварога. «И Род-Рожанич держал нас в сердце от­чем и охранял от врагов» (ВК. дощ. 28)). Сварог - бог Пра­ви. Яви и Нави - основополагающих принципов древней
  • 6. ведической философии, исходящей из триединства мира. (Ср.в китайской философии мир двуедин, он состоит из Инь иЯн). У славян же помимо НАВИ -- потустороннего мира, вкотором обитают боги и души умерших пращуров и ЯВИ -мира реального бытия, существовала также ПРАВЬ, - систе­ма законов, по которой существуют и развиваются осталь­ные миры. Сварог же является владыкой всего мироздания.Он - Источник Вечной Жизни, Начало-Начал, Вселенная-Осознающая-Сама-Себя.В Риг-Веде говорится о Творце Савитри (аналогия Сва-рога), у египтян бог Татенен является Праотцом всех богов.Понятие Деда Богов у славян доказывает древнейшее про­исхождение как этого образа, так и философии славянскоговедизма в целом.Второй лик Великого Триглава - ПЕРУН-ГРОМОВЕР­ЖЕЦ, бог Битв и Борьбы, который ведёт верных по стезеПрави и вращает Сварожьи колёса Яви, колёса Жизни. Он -бог Действия, Вечного Движения, та сила, что преобразуетВселенную.Третий лик Великого Триглава - СВЕНТОВИД, бог Пра­ви и Яви, бог Света, посредством которого люди приобща­ются к миру явскому.Между тем все три лика - «ЭТО ВЕЛИКАЯ ТАЙНА,ПОСКОЛЬКУ СВАРОГ ЕСТЬ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПЕРУН ИСВЕНТОВИД» (дощ. 11 -А). Таким образом, неразрывное един­ство и взаимоперетекание - вот сущность Великого Триглава.Божественное начало у славян пронизывает весь Кос­мос, начиная от воплощения в Великом Триглаве, через Триг-лавы прочие до самых Малых (Стеблич, Листвич, Травич),каждый из которых, тем не менее, занимал своё определён­ное место в божественной иерархии, являясь составляющи­ми Единого и Неделимого.Подобно образу Великого Триглава, так же объёмен имногогранен образ Матери-Сва, Матери-Славы - прекрас­ной Птицы, Матери всех русов и Покровительницы сла­вянских воинов.На некоторых образах древнеславянской философии -Великом Триглаве и Матери-Сва-Славе- мы ещё остановим­ся позднее и постараемся раскрыть их полнее.
  • 7. К слову сказать, пантеон славянских богов оказался нетолько перечнем божеств, но и славянским земледельческимкалендарём! Это в очередной раз доказывает, что в мировоз­зрении наших предков не было ничего случайного и лишне­го - оно синкретично, т.е. гармонично сочетало тогдашнююнауку, культуру, философию, религию, людей, богов и весьмир, перетекающий из одного состояния в другое.Такая стройная, сложная и в то же время по-своему ла­коничная и ясная система, пронизывающая всю ткань ми­роздания, могла сложиться и выкристаллизоваться только заочень долгий период и только в свободном обществе, в кото­ром и жили наши предки, имея демократическое вечевоеправление. Это указывает на тот факт, что славянскомуведизму, идущему ещё от ариев, многие тысячи лет — недве, и не три, а по меньшей мерс тысяч семь-десять, по­скольку известно,"что уже в IV тыс, до н.э. арии рассели­лись от Дуная до Урала.Аналогичных систем мировоззрения в древнем периодебольше нет. Ближе всех к данной концепции стоит раннийбуддизм, который, очевидно, является отголоском ведизмаславяно-ариев, привнесённого ими в Индию.Примечательно, что в славянском ведизме бог и его ипо­стаси не стеснены рамками конкретного облика, не наделе­ны, скажем, как в греческой мифологии, человеческими стра­хами и пороками. Они не женятся бесконечное число раз, невраждуют, не мстят, не злорадствуют. Они действительнобоги, а не жалкая людская пародия. Перефразируя извест­ную пословицу, можно заключить: «Скажи, кто твой бог, и яотвечу, кто ты!» Поскольку именно представление о богахявляется отражением той степени кульурно-духовного уров­ня развития народа, по которой можно судить о его цивили­зованности.Ещё одной важнейшей составляющей философии нашихпредков был культ чистоты, чистоты духовной и телесной,потому что «СВАРОГ УСТАНОВИЛ ТЕ ОМОВЕНИЯ ИКУПАЛЕЦ НА НИХ УКАЗАЛ». Ежедневно утром и вече­ром славяне «творили мовь», то есть одновременно совер­шали молитву и омовение. В праздники, прыгая через кос-тёр, очищались также огнём.
  • 8. Наши предки считали, что с богами их соединяет разум- ОУМ. и не случайно, по их понятиям, душа славянина на­ходится в голове. Не просто верить, а знать и понимать бо­жественный замысел, изучать Сварожьи законы и следоватьпути Прави. чтобы после смерти обрести вечную жизнь впрекрасном Рае-Ирии с Богами и Пращурами и продолжатьтрудиться так же, как и на земле, только без врагов и болез­ней - вот устремления славянина.Сама жизнь - суровая и опасная - требовала от волхвови старейшин истинных знаний Сварожьих законов, а не ил­люзорных видений или пустых фантазий. Принять ложнуюпосылку за истинную - значит обречь свой Род на голод, ли­шения, а порой и гибель. Поэтому так ценились мудрость изнания, накапливались, передавались из поколения в поко­ление и назывались Ведами.Можно только догадываться, сколько многотысячелет­него опыта и наблюдений было сосредоточено в славянскихВедах и волховских книгах. Лишь некоторые из дошедшихдо нас названий таких трудов, как ЗВЕЗДОЧТЕЦ, ВОЛХОВ-НИК, КОЛЕДНИК, ГРОМОВНИК, ТРАВНИК, МОЛНИЯЛЬ-НИК, ПОТОЧНИК, ПУТНИК, ТРЕБНИК, СНОСУДЕЦ, ЧА­РОВНИК, МЫСЛЕННИК, ТРЕПЕТНИК, ПТИЧНИК, такжеупоминаемые в Стоглаве XVI века «отречённые» книги РАФ-ЛИ, ШЕСТОКРЫЛ, ВОРОНОЕРАЙ, ОСТРОМИЙ, ЗОДЕЙ,АЛЬМАНАХ, АРИСТОТЕЛЕВЫ ВРАТА и другие, говорят ошироком спектре древних наук, соответствующих нынеш­ним астрономии, агрономии, ботанике, географии, медици­не и прочим.Наши пращуры считали себя детьми и внуками богов, ане рабами их. Силы, правящие мирозданием у славян, небыли антагонистическими: Чернобог и Белобог-две сторо­ны Бытия, как День и Ночь, - они противодействуют, «сра­жаются по обе стороны Сварги», но в то же время являютсясилами, уравновешивающими мир. Так же и с образамиМОРА/МОРОКА/ и МАРЫ - богов Мрака, Зимы и Смерти:угасание, холод - одно из состояний вечного круговоротаВселенной, без распада нет возрождения, без Смерти нетЖизни. Все проявления в Природе -разновидности её есте­ственного состояния. И это глубочайшее понимание боже-
  • 9. ственных закономерностей было свойственно древним сла­вянам гораздо более ясно, чем нам, оторванным от Приро­ды, изнеженным «благами цивилизации», часто забывающимсвою связь с единым организмом Земли и Космоса.Ежедневная конкретная забота о пище, семье, безопас­ности Рода, частые войны, переселения, всяческие тяготы,тем не менее, не убавляли оптимистичного, жизнеутвержда­ющего мироощущения наших предков. Напротив, в испыта­ниях и лишениях тысячелетиями отсеивались «ложные сущ­ности», оставляя только краеугольные камни Истины, из ко­торых строился фундамент действительных ВЕД.Сегодня мы, как цивилизованные люди, а тем более пря­мые потомки древних славяно-ариев, просто обязаны знать,помнить и сохранять, как величайшее наследие человечества,подобно египетским пирамидам и храмам древних ацтекови майя, сокровищницу многотысячелетнего опыта нашихПращуров, для которых весь мир являлся ВСЕЛЕНСКИМХРАМОМ ГАРМОНИИ!СИМВОЛ ВЕЛИКОГО ТРИГЛАВАПриведённый здесь символ древнего ведизма, символТРИЕВЕДИЯ, ТРИСУТЬЯ, ТРИМУРТИ является универ­сальным, как и вся ведическая философия, - он одновременновсеохватывающ и конкретен.Великая тайна Триглава Сварог-Перун-Свентовид состо­ит в том, что «бог и един, и множествен», что Сварог можетодновременно проявляться и как Перун, и как Свентовид, икак прочие Триглавы Великие и Малые.Великий Триглав взаимодействует и управляет субстан­циями Яви, Прави и Нави (на схеме они обозначены кружоч­ками-колами).Обращаясь к цветовому исполнению знака, следует от­метить, что Великий Триглав является отображением трёхвремён года, трёх сезонов, существовавших у славяно-ариевв древности, - это пора земледельческих работ (весна), порасозревания и сбора урожая (охватывала лето и осень) и пораотдыха земли (зима). Подробнее об этом - в разделе «Панте-он богов - славянский календарь!»
  • 10. Владыкой Весныздесь является Свен-товид, в эту пору всё Iпробуждается, появля­ется первая зелёнаятрава — символ жизни.Поэтому цвет Свснто-вида - зелёный.Перун - знакОгня, солнечный бог,его стихия - Лето, цвет- жёлтый. Сварог -бог Неба, имеющего голубой., «модрый», /«мондрый» цвет.Это и цвет Нави, из которой Сварог сотворил Явь по за­кону Прави. В сфере времен года Нави соответствует Зима.Таким образом, в знаке Великого Триглава нашёл ото­бражение славянский земледельческий цикл ВЕСНА-ЛЕТО-ЗИМА.Однако, как уже отмечалось ранее, образы древнеела-вянской философии отличаются многомерностью, и об­раз Великого Триглава не исчерпывается только указан­ными функциями. В его символе запечатлены также триосновных стихии, почитаемые нашими предками - ВОЗ­ДУХ-ОГОНЬ-ЗЕМЛЯ, обозначенные тем же сине-жёлто-зелёным трицветьем..Сварог, как мы установили, соответствует голубому илисинему цвету, цвету Неба и цвету Нави, где обитают богии души умерших пращуров, ставших Перуничами и Сва-рожичами. Прдолжая поддерживать связь с оставшимисяна земле сородичами, они в трудную минуту приходят напомощь, давая мудрые советы во снах либо «материали­зуясь» в образах птиц, животных, людей. А в часы войныони нисходят целыми ратями с облаков на землю и помо­гают одолевать врагов. Зная об этом, живущие всегда чтятсвоих «навьих» сородичей и в молитвах обращаются к нимсо словами просьб и благодарности. Разве это не связь,как мы сейчас говорим, с Ноосферой?
  • 11. Таким образом Сварга - - это Воздух, ото атмосфера иноосфера, воздух физический, которым дышат, и воздух ду­ховный, которым питаются души и помыслы.В знак почтения Сварога, а также умерших родичей,пребывающих в Нави, славяне носили в левом ухе серьгу ссиним камешком. Такая серьга была у князя Святослава, чтив­шего заветы ведической Руси.Перун - стихия Огня. Он мечет огненные стрелыи разит недругов огненным мечом-молнией, ослепляетих искрами и нестерпимо ярким светом. В этот миг онпринимает лик Индры - грозного беспощадного Бога-Воина. Однако для своих детей славян он является За­щитником и зачастую выступает как Псрун-Вергунец,покровитель урожая. Рассекая своим мечом тучи, онпроливает на поля благодатный дождь. Первая утрен­няя молитва, которую творили славяне, была посвяще­на Заре, поднимающемуся Солнцу-Сурье и Перуну, ог­нище которого хозяйки разжигали поутру.Цвет Перуна от жёлтого до оранжевого., соответствен­но цвету огня. И. подобно огню, Перун может быть неукро­тимым и ласковым, испепеляющим пожаром и домашнимогоньком, на котором готовят еду. Самим пламенем веда­ет Огнебог, но возжигает его Перун. Он - Небесный Куз­нец, Мастер, кующий мечи и раздувающий горнило. Этоего небесный огонь принесла славянам на своих крыльяхПтица-Слава.Перун - солнечный бог, бог Лета, Тепла, Света,Огня, всего, что связано с активным жёлто-оранжевымспектром.Свентовид - стихия Земли. Это возрождение, весна, зе­лёная трава, пробуждение всего живого. Зелёный цвет- цветжизни. Именно весной славяне справляют свадьбу Отца-Сва-рога и Матери-Земли, детьми которых они являются, поютпесни, радуются, подбрасывают к Сварге венки, сплетённыеиз цветущих трав. И Земля, оплодотворённая СварожьимНебесным Быком, пролившим в её лоно серебряные дожди,зачинает новую жизнь, вынашивая её в чреве, чтобы к осениразродиться тучными плодами, злаками и прочими щедры­ми земными дарами
  • 12. Стихия Земли неразрывно связана со стихией Воды иявляется её неотъемлемой составляющей, поскольку рекипротекают по ней. озёра простираются на ней. моря-океаныпримыкают к ней и дожди проливаются на неё.Сварог и Земля глядятся в воду, чтобы быть многоплод­ными, и рождают сына Всргунца-Перунца. соединяющегоНебо и Землю, поскольку он является владыкой Огня и Воды.И когда приходит Жара и Сушь. Мать-Земля вздымает рукик небесным хлябям и молит сына послать дождь. И Вергунецпроливает благодатные потоки на иссохшую землю, и онанасыщается влагой и даёт урожай. Либо сам Сварог оглажи­вает белую бороду и таким образом посылает дождь на ог-нищанские нивы.В индоевропейской мифологии также Дьяус (бог Неба)и Притхиви (Земля) имеют сына Нараджанью (Перуна).Земля-Мать - Кормилица и Роженица, она - священна.За неё славяне-русы проливали кровь на полях сражений,отстаивали её, берегли и славили.Славяне почитали себя детьми Солнца, детьми и внука­ми богов Света: Сварога, Даждьбога, Перуна, Хорса, Яра,Купалы, Свентовида. А «для того, кто является детьми Сол­нца, трава зелёная - знак божеский. И мы должны собиратьеё в сосуды и осуривать на Солнце нашем, чтобы пить её вославу богов, пребывающих в синей Сварге» (ВК).Подобный обряд сотворения и питья сурицы соеди­няет в себе почитание всех трёх вышеуказанных сти­хий как воплощение Великого Триглава. Зелёная трава(знак Земли-Свентовида) собирается в сосуды, залива­ется мёдом с водой и ставится на три дня для броже­ния на Солнце (знак Огня-Перуна). Готовую сурью сла­вяне пьют, восславляя богов, пребывающих в синейСварге (знак Воздуха-Сварога).Этот же смысл вкладывается и в обряд возжигания свя­щенного Живого Огня, когда кострище (стихия Огня) раз­жигается и поддерживается ветками и брёвнами (стихия Зем­ли), чтобы пламя его вздымалось аж до небес (стихия Воз­духа). Разделение пламени вверху на три огненных языка сим­волизировало единение всех трёх стихий и считалось доб­рым знаком -- ответом самих богов.
  • 13. Триединство Сварог-Перун-Свентовид иногда заме­нялось троицей Сварог-Перун-Даждьбог. которая в зем­ном воплощении именовалась Дид-Дуб-Сноп. Дид(Сварог) обозначал голубой цвет. Дуб (Перун) - зелё­ный и Сноп (Даждьбог) - жёлтый. Видимо, это болеедревняя Троица, и хотя здесь Дуб (Перун) перемеща­ется в зелёный спектр, а жёлтый занимает Сноп(Даждьбог), общая цветовая гамма триединства оста­ётся прежней: голубой-зелёный-жёлтый.Три кружочка-кола в знаке Великого Триглава такжеимеют свои цвета: белый, красный, синий. Это символы Яви,Правы и Нави.Явь - это «белый свет», окужающий мир, стихия, в ко­торой царствуют Свентовид и Белобог. Поэтому она имеетбелый цвет - цвет чистоты, радости, мира.Правь - основной закон мироздания, на которомзиждется Явь. Правь - это моральные, качественные имировоззренческие принципы, которыми руководство­вались наши предки. Правь - это Истина, знание кото­рой даёт возможность «одолевать силы тёмные и ведётко благу». По стезе Прави славян ведут Перун, Даждь­бог, Сварог и иные боги и пращуры, и стезя эта - Млеч­ный Путь, который сияет в небе россыпью звёзд. ЗаПравь приходилось порой сражаться и проливать кровь.Но проливший кровь обретает вечную жизнь в Ирии ивечную славу, и слава эта прекрасна! Вот почему Правьимеет красный цвет - цвет священной крови, цвет ге­ройства, доблести н красоты.Навь - символ Зимы и Мрака, то, что существует до ипосле Яви. Это ТОТ СВЕТ, куда уходят после смерти и ста­новятся «навьими» людьми.Цвет Нави синий (до фиолетового) - цвет волшебства-тайны, сна, цвет грядущего и ушедшего.Обычно мрак ассоциируется с чёрным цветом, ноу славян он синий, поскольку их религиозно-философ­ское воззрение было жизнеутверждающим. Они знали,что Явь естественно проистекает из Нави и опять ухо-
  • 14. дит в Навь, подобно тому, как после зимы приходитвесна, а потом опять наступает осень.Этому солнечному жизнеутверждающему принципу со­ответствует золотой фон. на котором изображён ВеликийТриглав. И все вместе составляет «семицветье, завещанноеот наших богов» - БЕЛЫЙ (Явь). КРАСНЫЙ (Правь), СИ­НИЙ (Навь), ГОЛУБОЙ (Сварог), ЖЁЛТЫЙ (Перун). ЗЕЛЁ­НЫЙ (Свентовид) на ЗОЛОТОМ фоне.Семь цветов перечисляет «Велесова книга» в описаниисияния Птицы-Славы: «И каждое перо Её чудесно перелива­ется КРАСНЫМ, СИНИМ. ГОЛУБЫМ, ЖЁЛТЫМ, СЕРЕБ­РЯНЫМ, ЗОЛОТЫМ И БЕЛЫМ...»В данном перечне отсутствует зелёный цвет, который,как уже отмечалось, имел большое значение у славян. ВВК он упоминается в других местах: «любите свет зелё­ный», «трава зелёная - знак божеский». Поэтому мы вве­ли зелёный цвет вместо серебряного. По нашему мнению,серебряный цвет - цвет Луны-Макоши - это воспомина­ние о древнейших временах, когда летоисчисление велосьещё по лунному календарю. В новом же, солнечном ка­лендаре, серебряный цвет уступил место золотому (сменалунных календарей на солнечные произошла, как отмеча­ет академик Ю.А. Шилов, в 2300-1700 г. до н.э.). Началомэтого календаря стал земледельческий сезон - весна, ко­торой соответствует зелёный цвет.Если пристально вглядеться в древний символ, тов нём можно увидеть и фигуру сидящего в позе «Ло­тос» человека: и голову Тельца-Быка, особо почитае­мого у древних славян; и птицу в полёте, посколькуславяне гадали по полёту Вещих птиц, называя это «ко-бью»; и лепестки цветка; и три языка пламени, обо­значающих ответный знак богов.В этом символе, который является идеальным объектомдля медитации, можно увидеть даже схематическое изобра­жение атома с движущимися по орбитам электронами, имногое другое, ибо это - знак Вечности, Бесконечности иВселенского Единения всего сущего!
  • 15. ПАНТЕОН БОГОВ - СЛАВЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ!Представленная здесь графическая схема наглядно по­казывает, как перечисленный в «Велесовой книге» пантеон сла­вянских богов легко укладывается в сезонный календарь, отра­жающий основные виды деятельности наших предков; земле­делие, охоту, рыболовство, пчеловодство, а также главные праз-.днеетва, которыми начинался и заканчивался каждый цикл.В древности год делился, на три основных сезона: пери­од земледельческих работ (весна), пору созревания и уборкиурожая (охватывала лето и осень) и зиму. Эти три сезонапоказаны на схеме зелёным, жёлтым и голубым цветом, что
  • 16. позволяет сразу определить, какие ооги покровительствовалитому или иному времени года и когда отмечались их дни.Наличие подобного архаического трёхсезонного циклав «Велесовой книге» свидетельствует о её подлинности. Хотя,как увидим дальше, здесь уже имеются тенденции к четве­ричному делению (четыре месяца в каждом сезоне и четыренедели в каждом месяце).Указанная трёхчастность календаря свидетельствует оего глубочайших корнях, уходящих во времена индоарийс-кой общности культур. Трёхсезонность года обуслоавлива-лась тогда представлением древних индоариев о триедин­стве мира (Сварог-Псрун-Свентовид и Явь-Правь-Навь уславяно-ариев и Вишну, сотворившего Вселенную посред­ством ТРЁХ ШАГОВ, - у индусов).Как свидетельствуют учёные-астроархеологи, к 2300 г.до н.э. лунные-ориентиры древних святилищ-обсерваторийсменились солнечными, и возник календарно-астральныйтандем Сварога и Даждьбога (солнечного знака с Тельцомво главе). По мнению Ю.А.Шилова, Телец - воплощениеДаждьбога. Поскольку, как указывает Ю.А.Шилов, Телецвозглавлял Солнечный Зодиак между 4400-1700 гг. до н.э.,то 2300-1700 гг. до н.э. - это время, когда славяне стали че­ствовать взаимосвязанных Сварога-(Перуна, -прим. наше-В.Ю.Г.)-Даждьбога. Тогда же, вероятно, и начал складыватьсяславяно-арийский трёхчастный календарь.Тот факт, что данный календарь был известен вплоть доIX в. н.э. (время написания «Велесовой книги»), указываеткак на его универсальность, - им можно пользоваться дажесейчас, - так и на глубочайшие традиции преемственностиславянских жрецов Солнца, в свою очередь опиравшихся насистему святилищ-обсерваторий Древней Аратты в Дунайс-ко-Днепровском регионе V-IV тыс, до н.э., зауральского Ар-каима III тыс. до н.э. и майданов (древнеиндийск. «айданов»),которые до сих пор возводят в Индии (по Ю.А.Шилову),«Такие святилища-обсерватории, которые протянулисьвдоль северной границы тогдашнего земледелия, составля­ли хребет индоевропейской культуры, от которого на север июг расходились курганы и древние святилища. Их жрецы-служители тысячелетиями поддерживали между собой свя-
  • 17. зи, - еще и в позднеантичные времена, удивляя просвещен­ных греков и римлян легендами о далеких путешествиях ги­пербореев во главе с Аполлоном. Окончательно эта тради­ция прервалась с утверждением христианства и уничтоже­нием капищ, календарно-обсерваторные функции которыхчастично отошли к церкви » (Шилов Ю. Велесова книга таактуальнicть прадавнiх учень. - К . Книжкова палата Украiни.2001. - С.25. - Перевод с украинского наш - авт.).Итак, обратимся к схеме.В данный календарь, соответственно «Велесовой кни­ге», включены семьдесят семь богов, расположенных в семикругах-колах (семь - священное для славян число!)В центре- Великий Триглав (Сварог-Перун-Свентовид).Сварог (от санскр svrga - «небо») - Верховный Бог, Вла­дыка Вселенной. Создатель Мира Он - начало и сущностьвсего Зодиака Он создал Явь из Нави по закону Прави, а всё,что кончается в Яви. вновь переходит в Навь. Навь имеет си­ний цвет, цвет неба Поэтому Сварог в знаке Триглава, приве­денного на схеме, ориентирован на синий сегмент. И хотя отосимвол Нави, символ Зимы, именно в данный период происхо­дит зимнее солнцестояние (Коляда), когда «солнце поворачи­вает на лето», и в недрах Тьмы (Нави) зарождается Жизнь (Явь).Перун - знак Огня, его стихия - Лето, он ориентированна жёлтый сегмент.Свентовид - владыка Весны - указывает на зеленый сегмент.Подлинный древнеславянский знак Великого Григлава. помещён­ный в центре схемы, который нам удалось расшифровать и испол­нить в цветовой гамме, в полной мере отражает теснейшую взаи­мосвязь субстанций Нави-Прави-Яви. Сварога-Перуна-Свенгови-да. Весны-Зимы-Лета. Воздуха-Oгня-Зсмли и прочих«триединств»,составлявших многомерную философию наших предковПоскольку «три», как уже указывалось, является сакральнымчислом в славянском ведизме, то все нижеперечисленные боже­ства подразделяются на Троицы - Великие и Малые Триглавы.Лишь первое коло представлено двумя богами - Бело-богом и Чернобогом, богами Света и Тьмы. Яви и Нави.В то же время мировой осью, разделяющей их, являетсяСварга. по обе стороны которой они сражаются и тем са­мым уравновешивают мир
  • 18. Второе коло — Хорс, Велес, Стрибог - боги Лета, Зимы.Весны. Велес также выступает как бог Подземного Мира, богцарства Нави, куда после смерти отправляются души умерших.Третье коло - соответственно предыдущему, здесь каж­дый сегмент разделяется на два подцикла: Стрибог включа­ет в себя Крышень и Вышень. Иной вариант Крышня -КРЫЖЕНЬ (в укр. языке «крыга», «крыжаный» значит «лёд»,«ледяной»). Пора Крыжня - это пора ледохода, пора таянияснегов, когда со свисающих с КРЫШ сосулек начинает зве­неть капель. Крышень - самое начало весны, в то время какВышень (иной вариант ВЕШЕНЬ) уже полностью весенняя,ВЕШНЯЯ пора. Две эти поры и включает в себя владыкавесны Стрибог, точно так же, как Хорс подразделяется наЛель (начало лета) и Летич (зенит лета), а Велес - на Радо-гощ (начало зимы) и Колендо.В четвёртом коло представлены иные ипостаси боговтрёх основных времён года, где Яр знаменует Весну, Даждь-бог - Лето, а Сивый (в укр. «седой», «белый») - Зиму.Пятое коло - каждое время года подразделяется на че­тыре месяца, где Белояр - это март, начало весны и славян­ского земледельческого календаря. Далее, по часовой стрел­ке - Ладо (апрель), Купало (май, - древние календари под­тверждают, что Купало праздновался в мае), Сенич (июнь),Житнич (июль), Венич (август), Зернич (сентябрь), Овсе-нич (октябрь), Просич (ноябрь), Студич (декабрь), Ледич(январь), Лютич (февраль).В шестом и седьмом колах, видимо, представлены на­звания четырёх недель в каждом месяце, опять же по при­знакам природы и основным видам сельскохозяйственнойдеятельности.Так, в Белояре приходит прекрасная (Красич) Весна-Жива (Живич), всё пробуждается, появляется первая трава(Травич). Начинается подготовка к земледельческим рабо­там. Кудесники открывают людям Веды (Ведич) - будет ливесна благоприятной, когда сеять яровицу и проч. Наступаетвесеннее равноденствие, и приходит праздник Великого Яраили, иначе, Богояров День (Великдень).В месяце Ладо зеленеют стебли (Стеблич), распуска­ются цветы (Цветич) и листья (Листвич), начинают щебе-
  • 19. гать птицы (Птичич). В эти радостные дни весеннею про­буждения отмечается праздник Красной Горы - воспомина­ние о богатой и мирной жизни Пращуров в Карпенских го­рах. Поминаются все умершие родственники (соответствуетнынешнему Родительскому Дню).На Купало звери (Зверич) начинают весенние игрища.Проясняется небо, люди любуются (Милич - в укр. «мылу-ватыся» — любоваться) звездами (Звездич). Прогревается вода(Водич) в реках и озёрах, начинается купальный сезон Праз­днуется Купало - бог славянской Чистоты и Здравия.На Сенич идут громовые (Громич) дожди (Дождич).созревают плоды (Плодич) и семена (Семич), в разгаре се­нокос. Наступает день летнего солнцестояния праздникВеликого Триглава (нынешн Троица).Житннч богат липовым (Липич) мёдом, роятся пчёлы(Пчелич). в реках - обилие рыбы (Рыбич). в лесах ягоды(Ягоднич). В этом месяце празднуется День Перуна, который,выполняя функции бога Битв и Борьбы, является и покровите-лем урожая Именно благодаря Перуну, выступающему в обли­ке Вертунца-Перунца, проливающего на землю благодатныйдождь, пышнопроизрастаютлеса и луга, а на огнищанскихнивах наливаются злаки, обещая щедрый урожай.На Венич заготавливают березу (Березич), клён (Кле-нич) н Тростник (Тростич). Второй покос зелёных (Зеле-нич) трав Начинается сбор зерновых,-жнут пшеницу, жито,связывают в снопы («вено венят» - откуда и ВЕНИЧ) Праз­днуется Первый Сноп или Даждьбожнй ДеньЗернич - страда (Страдич) закончена На токах домола­чивают зерно, складывают в закрома Недвижимо застыва­ют озёра (Озернич), горы (Горич) покрываются дымкой.начинают дуть осенние ветpa (Ветрич). Haступает день осен­него равноденствия, празднуются Великие Овсени(Овсенич - убрана даже солома (Соломич), наступает поралистопада (Листопадич) и сбора грибов (Грибич) Людирадуются, что с богатыми запасами будут спасены (Спасич)в холодную зиму Отмечаются Малые Овсени.Просич- первая пороша (отсюда ПРОШИЧ-ПОРО-ШИЧ). пора охоты (Лович, Мыслич - в укр. яз. «ловы»,«мыслывство»). а также осеннихторгов.Со всех сторон приез-
  • 20. жают купцы-гости (Гостич). ведутся беседы (Беседич). хлебо­сольные и гостеприимные славянепразднуютРадогощ.Студич - выпадает снег (Снежич), землю сковываетмороз. Пора начинать ратное (Ратич) обучение. Также мож­но отправляться в странствия (Страннич), посещать далё­кие страны-стороны (Странич). Месяц завершается празд­нованием Коляды - дня зимнего солнцестояния и святками,посвященными завершению годового коло и рождению но­вого молодого Солнца (Рождество).Ледич - празднование Белеса, владыки СварожьейНави, который с этих пор начинает каждый день прибав­лять свет (Свендич) «на волосок». Почитаются находя­щиеся в царстве Белеса Щуры и Пращуры (Щурич).В этом месяце проводятся собрания Родов, Советы ста­рейшин (Радич - в укр. «рада» - совет), избираются кня­зья и старейшины-родичи (Родич) и осуществляются про­чие «общественные мероприятия».Лютич - хотя ещё лютуют морозы, солнце «поздем-ного мира» набирает силу и прибавляет света (Светич).В этом месяце почитается Род-Рожанич-Сварог (Родич),Первый Пращур-Прародитель. Кровные родственники(Кравич) собираются вместе, обсуждают всякие дела,едят блины с маслом (Масленич). Празднуется Маслени­ца и Крышний - люди провожают зиму.Так неизменно и вечно вращается Сварожье Коло, отмеряяВеликие и Малые числа Яви, учёт которым ведёт Числобог.Следует отметить, что в данный календарь не включеныбоги, которые не связаны с сезонными циклами и являются,так сказать, «всеобщими» - это Числобог, Матерь-Сва-Сла-ва, Макошь, Семаргл-Огнебог и некоторые другие, функциикоторых сопрягались с иными сторонами Бытия.Ниже мы более подробно остановимся на некоторыхобразах славянских божеств, которые представляют собойинтерес в силу их малоизвесгности. и лишь благодаря новымисточникам, в том числе «Велесовой книге» и «Сказаниям остародавних временах русских», эти божества приоткрываюттайны своих ликов, и нам становится понятней сакральныйсмысл древнейших символов славянского пантеона.
  • 21. ОБРАЗ МАТЕРИ-СВА-СЛАВЫНаши предки, древние славяне, состоялив неразрывном родстве с Природой, былиеё частью и познавали естественныезаконы мироздания изнутри, через себя.Именно поэтому их религиозно-философское воззрение было живым, динамичным имногомерным, как сама Природа.Вся объёмность понятий и представлений наших предково Земле и Космосе воплощалась в образах почитаемых имиславянских богов. Одного из них - удивительного образаМатери-Сва-Славы - мы намерены коснуться в данном разделе.Этот образ был до сих пор неизвестен, вернее, настолькозабыт, что не упоминался ни в одной из существующих нынедревнеславянских летописей, ни даже в славянскомфольклоре и мифологии. Впервые его приводит «Велесовакнига» и, к нашему счастью, не в беглом упоминаниивскользь, а в многократных описаниях и повторениях даётдовольно полное представление о сущности, функциях и дажеоблике названного божества.МАТЕРЬ-СВА-СЛАВА - Прародительница всех славян.Причём изначально это была совершенно конкретнаяженщина, матерь Слава, о которой рассказывается в дощ.9-А: «В давние времена был Богумир, муж Славы, и имелтрёх дочерей и двоих сыновей.... И мать их, которую звалиСлавуня, заботилась об их потребностях». Желая выдатьдочерей замуж, Богумир отправился на поиски мужей дляних. В те времена люди ещё близко общались с богами, ибоги часто принимали участие в их судьбе и жизни. И вотДаждьбог послал Богумиру троих небесных вестников -Утренника. Полуденника и Вечерника, за которых вышли
  • 22. замуж дочери Богумира. От них произошли племена древлян,кривичей и полян, а от сыновей - северян и русов. Как ужеотмечалось, ото были ещё времена матриархата (эпоха егозаката), поскольку Богумир назван «мужем Славуии», а ненаоборот, и названия племён произошли от имён её дочерей(Древа, Скрева. Полева). а не зятей.Датировать этот период можно концом II тысячелетиядо нашей эры. поскольку известно, что праславянские родыобитали «за морем в Краю Зелёном» «за две тьмы» до Дира(жил в IX в. н.э.). «Две тьмы» здесь обозначает «две тысячилет», то есть события происходят в XI в. до н. э. Основноезанятие обитавших там племён - скотоводство. Поэтомукажущееся на первый взгляд не более чем образнымвыражение: «мы-потомки Славуии и Даждьбога, родившихнас через корову Земун, и мы были кравенцы (коровичи),скифы (от «скуфе» - «скот»- скотоводы), анты, русы, борусыи сурожцы» (дощ,7-С), содержит в себе зашифрованныесобытия прошлого. Славяне действительно произошли отСлавуни и в известной мере от Даждьбога, поскольку именноон послал мужей её дочерям, так же как в своё время послалотрока отцу Тиверцу, имевшего двух незамужних дочерей(дощ. 16). А рождение «через корову Земун» символизируетскотоводческий, пастушеский культ, опять же в его женскойипостаси - Корове, а не Быке, как это произойдёт в ужегрядущие не за горами времена.Эту родословную славяне всегда чтут и помнят: «Мыимеем имя Славы, и славу эту доказали /врагам/, идя нажелезо их и мечи» (дощ. 8/2). «Мы - потомки Славуни, можембыть гордыми и не беречь себя», (дощ. 6-Г). «Мы - потомкирода Славуни, который пришёл к ильмерцам и поселился до/прихода/ готов, и был тут тысячу лет» (дощ. 8). /Мы почитаем/«Даждьбога отцом нашим, а матерью - Славу, которые училинас чтить богов наших, и вели за руку по стезе Прави. Так мышли и не были нахлебниками, а только славянами, русами,которые богам славу поют и потому суть - славяне» (дощ. 8/2).Таким образом, «Велесова книга» прослеживаетсамый исток этногенеза славян, раскрывает смысл этого
  • 23. понятия и относит время его возникновения к концу IIтыс. до н. э.С течением веков конкретный первообраз размылся,поэтизировался, возможно слившись с другиминеизвестными нам образами, приобрёл новые черты,поднявшись до уровня божества.Матерь Слава стала МАТЕРЬЮ-СВА-СЛАВОЙ -Всеобщей Матерью, на что указывает определительноеместоимение «сва», то есть «вся», «всеохватывающая»,«всеобщая», подобно тому, как СВА-РОГ является Всеобщимбогом. Творцом всего сущего, В Риг-Веде «висва» такжеобозначает «весь», например. Висва-Дева - Всебожество.К тому же в Риг-Веде обнаружилась фонетическая аналогияМатсри-Сва - МАТАРИШВАН. «Мудрецы дают ЕдиномуСущему многие имена-это Агни, Яма, Матаришван». Такжеизвестна некая Птица, являющаяся посланницей Варуны,«летящая в небе на Златом крыле».В «Велесовой книге» Матерь-Сва также предстаёт вобразе Птицы. «Матерь - та прекрасная Птица, котораяпринесла пращурам нашим огонь в дома их, а также агнца/дала/, - говорится в дощ. 7-Б. «И вот Магура поёт свою песнюк сече, а та Птица послана Индрой. Индра же был и вовекпребудет тем самым Индрой, что передал Перуну все бранныестрелы» (дощ. 6-Г).Здесь Магура - иная ипостась Матери-Сва,. еёиндоарийский вариант. (В иранской мифологии она - ПтицаСимург). И как Магура является посланницей Индры илиВаруны, так и Матерь-Сва является посланницей Вышнегоили Патера Дыя-Ондры-Перуна. Здесь обнаруживаетсяобщий исток индо-ирано-арийских образов и прослеживаетсятенденция их преемственности, «Матерь-Сва обращается кВышнему...» (дощ. 37-А): «Мы молимся Патеру Дыю. ибоон производит огонь, который Матерь-Сва-Слава принеслана крыльях праотцам нашим» (дощ. 19).Как заботливая мать, она принесла на крыльях небесныйогонь для своих детей-славян, научила хранить его в очагах,а также разводить скот, служащий одеждой и пропитанием.
  • 24. Когда славяне ушли из Семиречья в поисках новыхземель, Матерь «умных вразумила, храбрых укрепила», а самаполетела впереди, указала благодатные края, освятив новыеугодья крылами, и славяне осели там, «как велела Матерь-Сва-Слава» (дощ. 13).По своей сути МАТЕРЬ-СВА-СЛАВА - ЭТОВОПЛОЩЁННЫЙ В ОБРАЗЕ ПТИЦЫ СИМВОЛ ЧЕСТИ ИСЛАВЫ РУСИ. В ней заключена память о подвигах отцов и .пращуров, и слава каждого русича, павшего за свою землю,либо прославившего сё иными благими деяниями, чудеснымобразом перетекает к Матери-Славе и становится вечной.«Матерь-Сва сияет ликом, как Солнце, и предвещает нампобеды и гибель. Но мы того не боимся, ибо это - земнаяжизнь, а выше есть жизнь вечная, и потому мы должны радетьо Вечном, ибо земное против него - ничто. Мы на земле, какискры, и сгинем во тьме, будто и не было нас никогда. Толькослава наша перетечёт к Матери-Славе и пребудет в ней доконца концов земной и иных жизней» (дощ. 7-0).Нет ничего прекраснее славы геройства, а русы во всевремена проявляли множественные примеры доблести, вотпочему Птица сияет оперением, подобно Солнцу, ипереливается всеми цветами радуги. «Матерь-Сва распускаеткрылья, бьёт себя по бокам, и вся сияет нам огненным светом.И каждое перо её иное и прекрасное - КРАСНОЕ, СИНЕЕ,ЕОЛУБОЁ, ЖЁЛТОЕ, СЕРЕБРЯНОЕ, ЗОЛОТОЕ И БЕЛОЕ.И сияет, как Солнце-царь, и по колу идёт за Солнцем, исветится семицветьем, завещанным от наших богов» (дощ.7-Е). Жар-птица из наших сказок - это несомненныйотголосок образа Птицы-Славы.Матерь-Сва напоминает русам об их героическомпрошлом и зовёт к новым подвигам. В трудный час онаприходит на помощь, воодушевляет воинов, предвещает импобеду и сама набрасывается на врагов, бьёт их крылами иразит клювом. «Увидели Великую Птицу, летящую к нам,которая набросилась на врагов» (дощ. 14). И русские витязи,прикоснувшись к славе предков, стремясь быть такими жечистыми и сильными душой и телом, идут сражаться за свою
  • 25. землю, за своих жён, детей, отцов, матерей, любимых и,вдохновлённые словами Матери-Сва, вершат ратные подвиги,не жалея ни крови, ни самой жизни. «Как только враг идётна нас, мы берём мечи и, вдохновлённые словами Матери-Сва, что будущее наше славно, идём на смерть, как напраздник» (дощ. 14).Мы. полагаем, что образ Матери-Сва в той или иной мереперешёл во многие более поздние образы славянскоймифологии, в частности, полуптиц-полуженщин ВещейГамаюн, Алконст и Сирин, неземное пение которыхзаставляет забыть обо всём на свете, причём от голоса Сиринчеловек может умереть. Дивное пение Матери-Свадействительно воодушевляло воинов, так что смерть на полебоя казалась им праздником, а сила их в сраженииувеличивалась десятикратно.Говоря современным языком, образ Птицы-Сва возникалкак определённого рода энергетическое поле, плазменныйсгусток, живой, пульсирующий эгрегор в пространстве ивремени, «аккумулирующий» волевые и чувственно-образныеимпульсы отдельных людей в единую субстанциюогромнейшей мощи, сияющую будто миллионы свечей, будтосамо Солнце, от которого каждый в свою очередь получаетэнергетический заряд в качестве «подпитки».В образе Матери-Сва проявляется гармоничное единениеличного и общего, славы одного человека и всего народа.Здесь происходит перетекание качественного вколичественное и обратно, подобно тому, как все цвета радугискладываются в единый цвет-белый, который, воссияв своейпервозданной чистотой и белизной, вновь рассыпаетсязавораживающим семицветьем.Вместе с этим Матерь-Слава представляет собой прямоеи непрерывное перетекание Времени из Прошлого-черезНастоящее-в Будущее, утверждая, что, только помня о славеотцов и пращуров и преумножая её сейчас, славяне и впредьостанутся такими же славными и сильными. «И бьёт крыламиМатерь-Сва-Слава, и рассказывает потомкам о тех, кто неподдались ни варягам, ни грекам. Говорит та Птица о
  • 26. борусинских героях, которые пали от римлян, когда на ДунаеТраян вёл сражение, и те полегли прямо у Тризны... Но мы -их сыновья и потомки также не отдадим землю нашу ниварягам, ни грекам!» (дощ. 7-Ж).Даже в самые тяжёлые времена, когда Русь былаокружена со всех сторон врагами, а славяне стали «сирымии нищими» и не имели сил встать на защиту, Матерь-Сваподдерживала их и звала к подвигам. «Только Птица Матерь-Слава предрекала нам славу и призывала учиться на славеотцов» (дощ. 21).В образе Вещей Птицы она предупреждает о грядущихбедах: «бьёт крылами Матерь-Сва-Слава и предвещает намтяжкие времена засухи и коровьего мора» (дощ. 28). Также втрудный час она подсказывает важные решения.«Захваченные римлянами и настигнутые готами, мы должныбыли между двух огней тлеть и сгорать,... Тут прилетела кнам Птица Божеская и сказала: «отойдите к полуночи инападите на них, когда они пойдут на селения наши ипастбища». Мы так и сделали, - отошли к полуночи, а потомнапали на них и разбили их» (дощ. 6-А). «Германарехподдержал гуннов, и мы имели двух врагов на обоих концахземли нашей, И Болорев был в великом затруднении: /на когоидти?/. Тут Матерь-Сва прилетела и сказала ему напастьсначала на гуннов, разбить их и повернуть на готов. /И онсделал так/ (дощ. 27).На поле боя русы также часто выстраивали конницу«птицей» - это был вид боевого построения, которомупокровительствовала сама Матерь-Сва-Слава. «Мы строимся/по образу/ Матери-Сва, Солнца нашего: простираем«крылья» в обе стороны, а «тело» в середине, а во главе -Ясунь, а по бокам его - воеводы славные... (дощ. 7-3). «Имы за Сва также шли, выстроив конницу «птицей», и онаврагов «крыльями» накрыла, а «головой» била» (дощ. 20).В тот самый час, когда к воинам, геройски павшим на полебрани, с небес слетает Перуница, неся рог, наполненный «живойводой вечной жизни», Матерь-Сва поёт им величественнуюПеснь Славы, поёт так, что боги смерти Мор, Мара и Яма
  • 27. отступают перед погибшими, и души их улетают прямо в Сваргуи обретают там вечную жизнь вместе с богами и пращурами.«Матерь-Сва бьёт крылами и славит воинов, которые испилиот Перуницы живой воды в сече жестокой» (дощ. 7-Д).После того, как в войнах с готами и гуннами разрушиласьвеликая славянская держава Русколань, просуществовавшаятысячу лет (она была образована во времена Ория в VI в. дон.э. и распалась в IV в. н.э.), русы имели предсказание, чтоРусколань возродится, «когда Коло Сварожье повернётся к нам,и времена те /по слову Птицы/-Сва придут к нам» (дощ. Зб-А).Кто же она - Матерь-Сва-Слава? Грозная воительницаили заботливая мать? Прекрасная девица или мудрая жена?Советчица или указчица? И кто она вообще - Женщина, Птицаили просто - Сияние? Она - всё! Чаще всего она предстаётПтицей с женским обликом в блистающем оперении, но всяона - многолика и многомерна, она меняется и живёт подобнотому, как существуют, всякий раз меняясь, Огонь, Ветер, Вода,Звёзды, Цветы, Деревья, Звери, Птицы и Люди.Функционально образ Матери-Сва-Сяавы в чём-топерекликается с образами греческой богини Афины иэтрусско-римской Минервы - могучих воительниц, грозныхи прекрасных, которые обычно изображались в блестящихшлемах и сверкающих доспехах, со щитом и копьём. Однакоони выступают, как хранительницы и покровительницы в самомшироком смысле. Так и Матерь-Сва-Слава порой изображаласьоблачённой в защитную броню с крылом в форме щита. Однакоона не имеет ни копья, ни меча, ни другого оружия. Сила еёвоздействия в ином - в проникновенном слове Пророчества,Восславления и Призыва.С другой стороны, Матерь-Сва-Слава выступает как богиняПобеды: «Посмотрите вокруг - и увидите Птицу ту впередивас, и она поведёт вас к победам над врагами, ибо куда ведётнас Сва, там одерживаются (победы)» (дощ. 18-А). И в этомона родственна греческой Нике и римской Виктории.Как видим, образ Матери-Сва очень многообразен, иподобная полифункциональность сближает его с ВеликойМатерью (Ма-Дивой) крито-микенского мира, культ которой
  • 28. сложился, как отмечает академик Б.А. Рыбаков, в серединеII тысячелетия до н.э. Ма-Дивия (или просто Ма)рассматривается, как богиня природы и мать всего живого».Однако в отличие от неё, матерь-Сва выступает не как«богиня всего живого», а как Прародительница толькославянского народа, исполняющая функции заботливойматери, хранительницы славы и памяти славянского Рода-Племени. Это именно наша русская Великая Матерь, в образекоторой при схожести черт со многими другими божествамиприсутствуют и черты уникальности. Аналогичного божестванет ни в одной мифологии мира. Есть богини Земли,Плодородия, Охоты. богини-Воительницы и Защитницы,богини-Матери, но ни у кого нет богини Славы.Это указывает на самобытность мировосприятиядревних праславян, их уникальную, совершенносамостоятельную философию, которая, органичнососуществуя с прочими религиозно-философскимивоззрениями, не растворилась в них. а сохранила особенный,только ей свойственный образ мыслей и взглядов наокружающий мир.«Наши боги - суть образы» - говорили предки иустанавливали чаще всего лишь символы своих богов в видеидолов, да и то не всегда. Самой священной иконой для нихбыли Живые Источники, Священные Дубы, Небесные Камни,а храмом - вся Природа. Слишком сложны и многогранныбыли образы славянских божеств, чтобы запечатлеть их вгрубых формах статики хотя бы в одном из многоликихпроявлений. Как выразить, к примеру, душу Дерева,запечатлеть мудрость Камня, передать божественное сияниеСлавы? Вся гамма чувственно-образных понятийпередавалась вживую - от поколения к поколению черезволхвов и кудесников и жила среди славянского народа какнеотъемлемая часть их философско-религиозного бытия.Удивительно, но многие из этих образов живут в нас ипоныне! В каждом городе и селе есть памятники, обелискиили монументы Славы. Матерь-Слава по-прежнему взираетна нас с высоких курганов в облике Женщины-Защитницы,
  • 29. Победительницы, Державницы. Она всегда была, есть и будетПокровительницей Руси. Её дивную песнь и сейчас можетуслышать каждый, кто чтит своих Богов, Пращуров и своёОтечество.«Вот прилетела к нам, села на древо и поёт Птица,И всякое перо Её - иное, и сияет цветами разными,И стало в ночи, как днём.И поёт она песни, /призывая/ к борьбе и битвам...Услышь, потомок, Песнь Славы и держи в своём сердце Русь,Которая есть и пребудет землёй нашей!» (дощ. 8/2).30
  • 30. РАДОГОЩЕщё одним особенным божеством, невстречающимся в «чистом виде» удругих народов, являлся Радогощ (отРАД-ГОЩ - «радоваться гостям» - богславянского Гостеприимства.Законы гостеприимства были священны во многихземлях, но почитание гостя, возведённое в божественныйкульт, присуще только славянам.Н.М. Карамзин в своём труде «Древняя Русь» отмечал:«летописи единогласно хвалят общее гостеприимствоСлавян, редкое в других землях и доныне обыкновенное вовсех Славянских: так следы древних обычаев сохраняются втечение многих веков, и самое отдалённое потомствонаследует нравы своих предков. Всякий путешественник былдля них как бы священным: встречали его с ласкою, угощалис радостию, провожали с благословением и сдавали другдругу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасностьчужеземца, и кто не умел сберечь гостя от беды илинеприятности, тому мстили соседы за сие оскорбление какза собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверьотворенною и пищу готовую для странника. Купцы,ремесленники охотно посещали Славян, между которыми небыло для них ни воров, ни разбойников, но бедному человек},не имевшему способа хорошо угостить иностранца,позволялось взять все нужное для того у соседа богатого:важный долг гостеприимства оправдывал сие».Чем же обусловлено возникновение культа Радогоща?Вероятно, это связано с особенностью характера славян,формированием их сущности - души - в условиях Родовогосообщества (подробнее см. в статье «Размышления ославянской душе») и свободного труда на принадлежавшихим территориях.
  • 31. нашего Радогоща, и мы брали с тех купцов честные подати,поскольку боги почитали их (гостей), и мы чтим их» (ВК,дощ.14).Как здесь отмечено, почитание было взаимным - вответ на хлебосольство и гостеприимство иноземные купцычтили славянских богов и приносили им щедрые дары. Так,в книге-исследовании Ю. Вронского «Сказы о Нове-городе»отмечается, что у новгородских гостей особым почтениемпользовался Велес. «Бывало, приплывают варяги на своихлодьях. На носу драконья голова скалится или кабанья клыкивыставила. Голову-то они, прежде чем пристать к берегу,прочь снимают, чтоб здешних богов не прогневить.Пристанут к берегу и сразу идут с жертвами к Волосу. Хлебнесут, мясо, молоко, яйца - что у кого есть. А только ужпосле того - на Торг. Коли удачно торговали, по окончанииторга снова идут к Волосу с приношениями. Однако теперьуже у подножия идола режут быков или баранов. Частьжертвы идёт бедным - вдовам, сиротам, старым, увечным,- тем, кои себя прокормить не могут. А головы от убитойскотины надевают на колья позади Волосовых родичей».В славянском пантеоне-календаре Радогощ занималместо, соответственно своей роли, сразу после Овсеней -праздника уборки урожая и всех земных даров. В это времясо всех концов на славянские торжища съезжались купцы-гости со своими товарами, и сами славяне отправлялись вдругие края. Наступала пора наиболее оживлённого общенияс купцами, странниками и путниками. А новые люди - этовсегда новая информация, новые знания, зачастую весьмаважные и полезные, чему любознательные славяне былинеизменно рады.Гость - божий посланник, и ему следует оказать почёти уважение: посадить за столом по правую руку от хозяина,напоить-накормить лучшим, что есть в доме, в банькусводить, спать на чистое уложить, чтоб он был всем доволени в мыслях хранил добрые воспоминания. Ведь часто бывает,что в облике гостя приходит сам Бог-Пращур! Посему нельзяна гостя кричать либо измываться над ним, иначе не будет вдоме достатка и Лада. А гость тоже должен вести себясоответственно - в личные дела хозяев не вмешиваться,
  • 32. никого не обижать, помощь оказать, если требуется иникогда не хулить за гостеприимство!Радогощ всегда был праздником хлебосольства,праздником широты и щедрости славянской души. В«Сказаниях о стародавних временах русских», например,рассказывается, что когда древние русы отмечали ВеликиеОвсени либо иной значительный праздник, то они «били вшкуру», которая натягивалась на огромный котёл, а такжетрубили в рога и дули в трубы, чтобы вся степь знала -славяне справляют свято! И многие степные народы ехалик ним, кто владел речью славянскою, и те, кто не владел,все знали, что славяне чтят бога гостеприимства Радогощаи примут с радостью, напоят-накормят, развеселят, песниспоют и станцуют.С течением времени и изменением взаимоотношенийс соседними народами культ Радогоща стал угасать. Греки,хазары, варяги, которые прежде купцами приходили на торг,стали нападать на Русь и воевать с ней. В VII в. н.э. грекизахватили всё северное побережье Чёрного моря, разрушилиславянские города и храмы, и славяне отошли к Нов-градуи в Ильмерские леса, а также часть их присоединилась кпоморянам, обитавшим на берегах Балтийского (преждеВаряжского) моря. Как свидетельствует Г. Глинка в «Древнейрелигии славян», Радегаст (онемеченное Радогощ) былобожаем варяжскими славянами, однако здесь онперсонифицировался (до этого Радогощ не имелконкретного облика и у других славян его изображение невстречается) и приобрёл черты воинственности. «Истуканего был наподобие варяжского славянина, вооружённогокопьём, держащего в левой руке щит с изображением на нёмволовьей головы; в шлеме, на коем представлен был петухс распростёртыми крыльями. Все сии признаки означают внём блюстителя города: копьё - поразителя врагов; щит -градоправителя и -защитника; воловья голова - силу икрепость; петух - бодрость и бдение в сохранении городов».Как видим, в изменившихся условиях гостеприимныйРадогощ стал воинственным Радегастом, вынужденнымисполнять больше защитные функции. К тому же, отмечаетГ. Глинка, «славяне, при поселении на сих берегах,
  • 33. смешавшись с поморскими финнами, промышлявшиминаездами и грабежами по морю Варяжскому, переняли у сихварварский их промысел и так же разъезжали по морям дляграбительств» Исследователь также отмечает, что упоморских славян вошли в обычай перенятые от варяговчеловеческие жертвоприношения, в том числе Радегасту иСвентовиду. богам «кротким и благотворным.» Это было,собственно, уже вырождением культа, поскольку кроменазвания от прежнего божества ничего не осталось.С искоренением язычества на Руси вместе с остальнымибогами Радогощ был предан полному и окончательном)забвению Однако сущность этого культа сохранилась и донынепочитается среди славян, хо гя уже не в той мере, как преждеЧИСЛОБОГЧислобог по праву продолжает специфический рядбожеств славянского пантеона. Как и о Матери-Сва-Славе. онём становится известно лишь благодаря «Велесовой книге»где о сём божесте говорится. «Числобог ведёг учет нашимдням и речёт свои числа Богам. - быть ли дню сварожьемили ночи, чтобы уснуть. .» (ВК. дощ.П-Б).Мореходство, торговля, ремёсла, зодчество и другиенауки, которыми издавна занимались славяне, требовализнания точных чисел для определения расстояния, меры веса,меры длины, счёта денег, товаров и прочего. Славяне зналиколичество месяцев и дней в году (12 и 360 соответственно),недели измеряли «седьмицами». Но это всё были Малыечисла Яви. известные каждому славянину в его повседневнойдеятельности. Но существовали и Великие числа Яви.ведомые только жрецам. Это была звёздная, космическаянаука, основанная на многотысячелетних астрономическихнаблюдениях. Все древние храмы представляли собойсооружения культово-обсерваторного назначенияМогильные курганы наших прадавних пращуров являлисобой удивительные (видимые только с самолёта)изображения животных и образов индоарийской мифологии,ориентированных соответственно сторонам света (подробнееоб этом в статье «Храмы древних славян»).
  • 34. Нас приводит в изумление оперирование в индуизменемыслимыми цифрами относительно продолжительностиэпох-юг в развитии человечества, последняя из которых,кали-юга, начавшаяся в полночь с 17 на 18 февраля 3102 годадо н.э., завершится мировой катастрофой и уничтожениемвсего живого в огне и воде. После перерыва на Земле вновьвозникнут люди и начнётся Золотой Век, и всё повторитсясначала, как это уже было неисчислимое количество раз.Тысяча таких циклов составляет один день Брахмы. Когдаэтот день подходит к концу, в мире происходит космическийкатаклизм, в ходе которого гибнут не только люди, но имногие боги, после чего наступает ночь Брахмы, равная повремени его дню. Сутки Брахмы составляют ни много ни мало8 640 000 000 земных лет. Из суток, как и везде, составляютсягоды, и жизнь Брахмы равна сотне лет (нынешнему Брахмепошёл 51-год). Когда столетие подходит к концу, происходитмахапралайя, Великий Космический Катаклизм, в которомгибнет вся Вселенная, весь Космос и сам Брахма. Послестолетнего перерыва рождается новый Брахма и всёначинается сызнова.«Мироощущение индуса, - отмечает Б.А. Рыбаков,размышления которого об индуизме мы здесь цитируем, -для которого истины индуизма охватывают безначальный ибесконечный мир, возникающий, гибнущий и сновавозникающий в космическом пространстве, резко несовпадает с мироощущением христианства, живущего вожидании одноразового конца света, созданного за шестьдней всего семь с половиной тысяч лет назад».Однако контрастом с ним в той же мере является идревняя ведическая религия славян! Их мировоззрениепроизросло из эпохи индоарийской общности культур,которой было свойственно космическое видение мира ивоплощение этих представлений в определённых конкретно-чувственных образах.В славянской мифологии Брахме соответствует Сварог,сотворивший мир, - бог Яви, Прави и Нави, владыкабезначальной и бесконечной Вселенной, находящейся ввечном движении. И, естественно, в этом космическом циклесуществует космический хронос, отмеряющий час Сварога,
  • 35. и день Сварога, и ночь Сварога, и так далее Попредварительным заключениям, час Сварога равняетсяпримерно двум тысячам лет (время, за которое Солнцепроходит один знак зодиака), день Сварога соответственносоставляет 24 000 лег и столько же длится ночь СварогаИ всем этим ведает бог Исчисления, наблюдающий завращением Сварожьего Кола, и изливающий из своей чашиВремя, подобно воде. Числобог говорит богам Великие иМалые числа Яви. чтобы всё совершилось в свой точноотмеренный срок!И после этого обвинять древних славян в дикарстве иневежестве?!Не может быть диким народ, имеющий Числобога!36
  • 36. ДРЕВНИЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИили ЗАКОНЫ СВАРОГА1. ПОЗНАВАТЬ ЯВЬ, ПРАВЬ, НАВЬ И СЛЕДОВАТЬПУТИ ПРАВИ.Познание Бытия (Яви) и Небытия (Нави), а также зако­нов их движения и взаимодействия (Прави), являлось однимиз основных мировоззренческих принципов у древних славян.Славянин не безразличен к окружающему миру, им дви­жет постоянный интерес к тому, как устроена Вселенная. Онразмышляет над законами Сварога, ибо понимание и владе­ние ими помогает двигаться в унисон с космическими и зем­ными преобразованиями по пути Прави. Таким образом, сле­дование пути Прави - это жизнь и деяния в соответствии сзаконами Сварога, законами мироздания.Понимание взаимосвязи между самой малой букашкой илицветком и Сваргой-Космосом и осознание своей человеческойфункции, роли славян как прямых потомков богов - Даждь-божъих и Свароговых детей и внуков - вот суть мироощущениянаших пращуров, мироощущения активного, солнечно-жизнеут­верждающего, диалектичного и прогрессивно-преобразующего.2. НЕ ЛГАТЬ.Лгать по славянским понятиям - это значит не идти пу­тём Прави, т.е. искажать действительность. Нарушение жезаконов Свароговых наказуемо, т.к. неверная (искажённая)посылка влечёт за собой неверные выводы, что, в свою оче­редь, ведёт к опрометчивым действиям. Опрометчивость дей­ствий могла в те суровые времена очень дорого обойтись какконкретному человеку, так и всему Роду-Племени, вплоть доего частичной или даже полной гибели.Стремление к Истине. Правде являлось в философиидревних славян мерой восприятия окружающей действитель­ности (Яви), такой, какая она есть на самом деле для опреде­ления верного пути (Прави) как источника самосохранения,выживания и продолжения жизни на земле.
  • 37. 3 БЛЮС1И ЧИСТОТУ ЕЖЕДНЕВНО ТВОРИТЬМОВЬ, ОЧИЩАЯ ГЕЛО И ДУШУ. Чистота души и тела,опрятность жилища, чистота
    Поделиться:

    Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


    <== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
     | Определение хватки.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты