КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типология обществ
Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные и т. д. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся надописьменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах. Хотя письменность возникла около 10 тысяч лет назад, до сих пор некоторые племена, затерянные где-нибудь в джунглях Амазонки или в Аравийской пустыне, незнакомы с ней. Не знающие письменности народы называют доцивилизованными. Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса — простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. Впростых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. Всложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов. Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство. В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний —охота и собирательство. Первобытное общество, состояло из локальных родственных групп (триб). По времени оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет. Ранний период называютпротообществом,или периодом человеческого стада. Ему на смену пришлискотоводство (пастушество) иогородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели — бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. А при каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни? Земледельческую, или аграрную цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы — отличительные признакииндустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70-е годы XX века на смену индустриальному приходитпостиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, аинформатика и сфера обслуживания. Безлюдные заводские цеха, роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции — признаки постиндустриального общества.
* Hess B.B. et al. Sociology. N.Y., 1991. P. 53.
В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Передовая Америка и отсталый Бангладеш — соседи по формациям, если базируются на капиталистическом типе производства. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации —первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявленакоммунистическая,которая должна была наступить в будущем. В 1887 г. Ф. Теннис в своем главном труде «Община и общество» предложил ставшую позже классической типологию обществ. Он разделил все общества на «Гемайншафт» (Gemeinschaft) и «Гезельшафт» (Gesellschaft), которые призваны были выразить различия между традиционным и современным обществами. Термин «Гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «Гезельшафт» — к городскому промышленному обществу. Согласно Ф. Теннису, в общине господствуют непосредственно личные и родственные отношения, а в обществе преобладают формальные институты. Общество типа «Гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, а «Гезельшафт» — юридическим законам. Если первое отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей, то для второго характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей. В обществе типа «Гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «Гезельшафт» — на светских. Главными социальными институтами в «Гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «Гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации)*. * Tonnies F. Community and society. East Lansing, Mich.: Michigan State University Press, 1970.
Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии:доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. Этой исторической триаде другие ученые предлагали свои варианты, в частности, это концепции премодернистского, модернистского и постмодернистского состояния (С. Круки С. Лэш*), доэкономического, экономического и постэкономического обществ (В.Л. Иноземцев**), а также «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О.Тоффлер***). * Crook S., Pakulsky J., Waters M. Postmodernisation: change in advanced society. London, 1992; Lash S. Sociology of Postmodernism. New York, 1990; Lash S., Friedman J. Ed. by modernity and identity. Oxford, 1992. ** Иноземцев В.Л. Концепция постэкономического общества // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 71—78. *** Toffler A. The third wave. New York, 1980.
Однако идея постиндустриального общества была сформулирована еще в начале XX века А. Пенти и была введена в научный оборот после Второй мировой войны Д. Рисменом, но широкое признание получила только в начале 70-х годов благодаря фундаментальным работам Р. Арона и Д. Белла*. Сегодня известны теории постиндустриального капитализма, постиндустриального социализма, экологического и конвенционального постиндустриализма. Позже постиндустриальное общество назвали также постмодерным. Наряду с названными концепциями в 60-е и 70-е годы возникли представления, согласно которым современное общество можно обозначить как постбуржуазное, посткапиталистическое, пострыночное, посттрадиционное и постисторическое. Однако эти экзотические понятия не получили в литературе заметного распространения**. * Bell D. The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting. New York, 1973. ** Иноземцев В.Л. Указ. соч.
Вдоиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главным институтами. Виндустриальном обществе — промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. Впостиндустриальном — теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения. Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному — промышленной революцией.
4.2. Первая ступень: бродячие охотники
Нам известно очень немного о древнем человеке. Антропологи не сходятся в мнениях даже относительно времени и места появления человека в его развитой форме. Не хватает большой главы, которая восполняется только воображением. Первые люди, которых, вероятно, было всего несколько десятков тысяч, блуждали по земле в поисках пищи, будучи зависимыми от смены времен года, от климатических изменений. Примерно 200 тыс. лет назад население планеты увеличилось. Первые технические победы, освоение огня повлекли за собой увеличение населения, которое приблизилось к 500 тыс. человек. К 40 000 году до н. э. все континенты, включая Америку и Австралию, были населены Homo sapiens (человеком разумным, его современным подвидом). Между 40 и 35 000 — новый скачок вперед: население земного шара достигло 5 млн человек. Этому росту способствовали многие факторы: климатические изменения, которые привели к увеличению пищевых ресурсов, технический прогресс — новые орудия охоты, открытие способов хранения съестных припасов. На ранней стадии первобытного общества, т. е. 200—100 тыс. лет назад, когда население не доходило до 1 млн человек, небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. Они представляли собой небольшие объединения от 20 до 60 человек, связанных кровным родством и ведущих бродячий образ жизни. У них не было постоянного жилья. Их заменяли временные пристанища (стоянки, лагеря). Уходя на долгую охоту, мужчины возводил временные лагеря, где оставляли женщин, детей и стариков. Группки мужчин-охотников, сильных и выносливых людей, передвигались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для пропитания всей первобытной группе требовалась площадь в несколько сот квадратных километров. Представляете себе эти цифры? Для 20—60 человек нужно было 200—600 квадратных километров площади. Как вы думаете, почему? Если такими площадями-участками покрыть всю территорию земного шара, которая в те далекие времена оставалась обитаемой (а ее было меньше, чем сейчас), то количество людей действительно будет очень мало. Там, где раньше обитало одно первобытное племя, сейчас располагаются целые города, области и даже небольшие государства. При такой редкой плотности населения контакты между людьми были совсем нечастые — раз или несколько раз в году. А часто они не виделись многие годы. В пустыне Калахари многочисленные группы бушменов народности Сан, насчитывающие каждая не более ста человек, обычно бродят в поисках питательных растений, но сходятся в засушливые месяцы у единственного в округе колодца. Вся социальная жизнь у таких людей умещается на небольшом пятачке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия труда и приготовляли пищу, рожали и воспитывали детей, передавали охотничьи знания от стариков молодым. Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа откочевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных. За год группа 4—5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой. Собранные американским антропологом Ричардом Ли данные о современных охотниках и собирателях в Калахари — группе по имени !Канг* из народности Сан уникальны. Оказалось, как это ни странно, что их рацион также питателен, как рацион типичного американцы. Он превышал минимальную дневную порцию (1,965 Ккал и 60 г протеинов в день). Люди !Канг, работая в среднем только 2—3 дня в неделю, могли немного увеличить свое производство. Но они этого не делали, поскольку надобности трудиться больше у них не было. * Восклицательный знак указывает на отличительный звук в их языке — щелчок.
Бродячий образ жизни не надо путать его с кочевым образом жизни, который присущ современным цыганам и древним скотоводам. Всю свою историю человечество бродило небольшими группами, чуть поддерживая свое существование собирательством. На зрелой стадии собирательства мужчины и женщины поровну делили заботы о воспитании потомства, делились продуктами труда, объединялись кровными узами и браком, принимали коллективные решения (возможно, это признак, отсутствующий у животных). Итак, на начальной фазе человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формыразделения труда: молодые мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься собирательством. На время деторождения и выкармливания младенцев их отселяли от основного лагеря в специальные жилища. Охота являлась более разнообразной и физически трудной деятельностью. Чтобы загнать крупного мамонта, а затем убить его, или чтобы поймать среднего по размерам парнокопытного, надо было обладать выносливостью, мужеством, знанием повадок животного, умением бесшумно нападать, метко стрелять и т. д. Охота потребовала большего профессионального мастерства, нежели собирательство. Правда, и там надо было знать многие виды съедобных и несъедобных растений, лечебных трав, места их произрастания и время наилучшего сбора. И вообще, первобытный человек должен был хорошо знать названия и повадки большинства животных, сезонные маршруты их миграции, рецепты приготовления мяса, способы применения шкур в качестве одежды. Он должен был уметь изготавливать оружие, домашнюю утварь и орудия труда. Собирательство не обязательно было связано с растениями. Прибрежные народы собирали, например, моллюсков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок в северной Африке ученые обнаружили миллионы раковин земляных улиток. Жившие здесь люди кочевали, сменяя место стоянки, когда истощалась местная колония улиток. Они также употребляли в пищу некоторые виды растений, включая разные травы, желуди, кедровые орехи и фисташки. Другие добывали земляных улиток. Представители первобытной культуры Джомон в Японии, от которых сохранилось около 30 тыс. стоянок, охотились на оленей, свиней, медведей и антилоп. Они также употребляли в пищу рыбу, моллюсков и растения (включая ягоды, орехи и клубни). До сих пор в различных регионах необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины — примитивные племена бродячих охотников и собирателей. Это самый продолжительный период жизни человечества: из 2—3 млн лет эволюции человеческого рода 99,9% времени занимал именно этот, самый примитивный и, пожалуй, самый экологически чистый способ хозяйствования. У человечества, по мнению антропологов, было более миллиона лет для того, чтобы усовершенствовать собирательство как исторически первый способ хозяйственной деятельности.
4.3. Вторая ступень: вождества
Охота и собирательство продолжались сотни тысяч лет. Совсем недавно, по историческим меркам, человечество перешло к следующей стадии —огородничеству. Историки точно не знают, как давно это произошло. Зато им точно известно когда на смену огородничеству пришла новая фаза развития — земледелие. Произошло это примерно 10—12 тыс. лет назад. Земледелие непосредственно выросло из огородничества — как его органичное продолжение. Разница между двумя укладами хозяйства невелика. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные (а благодаря каким процедурам это происходило — подумайте сами). Перестали уничтожать не только дикие растения, но и диких животных уже не убивали. Конечно, причиной служил не гуманизм, которого у диких народов еще не было. Оказалось, что гораздо продуктивнее их поймать, доставить в лагерь, устроить им загон, кормить, а потом, когда возникнет потребность, заколоть. Тем самым решалась почти неразрешимая, особенно в теплом климате, задача хранения скоропортящихся продуктов. Огородничество еще больше расширило горизонт человеческих знаний. Помимо названия и районов произрастания растений древнему человеку надо было знать, как они растут, когда происходит у них цветение, когда надо их сажать, а когда собирать урожай, как необходимо приготовить землю, когда и как поливать, освобождаться от сорняков и многое-многое другое. Поскольку поселения стали крупнее, то виды деятельности и формы социальных отношений — разнообразнее. Для огородничества понадобились новые навыки — плетение корзин, в которых переносили урожай, и ткачество, которое, по всей видимости, служило одной из самых древних форм деятельности человека. К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота. Небольшие группы из 40—60 человек объединялись друг с другом и создавали племена. Племя ведущее оседлый образ жизни, называлось общиной. Несколько групп кровных родственников селились рядом и соединялись взаимными браками, а также кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Так постепенно зарождается семья уже в современном понимании. Общины — объединения нескольких групп людей, связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией. На смену бродячему образу жизни приходил оседлый. Однако в эпоху огородничества он не стал еще главной чертой жизни. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новое. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась несколько лет. Таким образом, огородничество — переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги — деревянному, а позже железному плугу. Переходной формой от простого к сложному обществу служатвождества. Их еще называют протогосударственными образованиями (другие термины: предгосударство, раннее государство) за то, что там уже существовало имущественное неравенство людей (социальная дифференциация), но еще не появились классы, сословия и касты. Социальное устройство, при котором нельзя говорить о стратификации больших социальных групп людей по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху-вниз из-за малой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, в науке называютранжированным. Каждую ступеньку-ранг занимает ограниченное число индивидов. Вождество — иерархически организованный строй людей, в котором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, выступающий неотъемлемой чертой зрелого государства. По численности вождество представляет крупное объединение, как правило, не меньшее, чем племя. В вождествах уже есть огородничество, но нет пашенного земледелия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Количество уровней управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако несмотря на внушительное число уровней, качество управления несравнимо с современными сложными обществами. Они служат переходным этапом от простого к сложному обществу. В вождествах появились первые признаки имущественного неравенства и управленческий аппарат, включавший вождя, бигменов, т. е. зажиточных людей, пользовавшихся большим влиянием в общине, простых людей, которых нанимали к себе на работу или в услужение бигмены.Бигмены — буквально «большие люди», первобытная знать. Яркий пример сохранившихся по сию пору вождеств дают Полинезия, Новая Гвинея и Тропическая Африка.
|