Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




 

Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим занятия по дисциплине, в следующих формах:

· работа на семинарских и практических занятиях;

· своевременная сдача тестов;

· подготовка студенческих проектов.

Отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность).

Рубежная аттестация студентов производится на 7-й, 12-й и 17-й неделях семестра в следующих формах:

· контрольные работы;

· письменная сдача текстов.

Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине проходит в форме устного экзамена и включает ответы на теоретические вопросы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература:

  1. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М., 2003.
  2. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2002.
  3. История русской литературы Х–ХVII вв. / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980.
  4. История русской литературы: В 4 т. Т. 1. Л., 1980.
  5. Еремин П.П. Лекция и статья по истории древней русской литературы. Л., 1974.

Дополнительная литература:

  1. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
  2. Орлов А.С. Древняя русская литература ХI–ХVII вв. М.; Л., 1945.
  3. Панченко А.М. Русская стихотворная культура ХVII в. Л., 1973.
  4. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В. Кускова. М., 1994.
  5. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. ХI – первая половина ХIV в. / Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1987.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекционные занятия:

a. конспект лекций;

b. аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер, доска).

Практические занятия:

a. компьютерный класс;

b. авторские презентации.

Прочее:

a. рабочее место преподавателя;

b. рабочие места студентов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценочные вопросы для промежуточной аттестации

  1. Факторы возникновения древнерусской литературы. Хронологические границы. Периодизация.
  2. Специфические особенности древнерусской литературы. Центральные темы и идеи.
  3. Жанровое своеобразие древнерусской литературы. Жанры летописи, красноречия, жития.
  4. Формирование христианского мировоззрения и его отражение в памятниках древнерусской литературы. Первые книги на Руси.
  5. Зарождение письменности у восточных славян.
  6. Роль житийного жанра в средневековом обществе. «Четьи-Минеи», «Прологи», «Патерики». «Житие Алексея, человека Божия».
  7. Возникновение русского летописания. Древнейшие летописные сходы.
  8. Состав, авторство, источники «Повести временных лет».
  9. Композиционная структура, жанровое и стилистическое многообразие «Повести временных лет».
  10. Темы и идеи «Повести временных лет». Антивизантийская направленность произведения. Фольклорность.
  11. Методика изображения персонажей и событий в «Повести временных лет».
  12. «Слово о законе и благодати» Иллариона – образец жанра торжественного красноречия.
  13. «Поучение чадам» Владимира Мономаха – образец дидактического красноречия.
  14. Сказание как малая форма житийного жанра. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе».
  15. История создания, редакция, состав, сюжет, своеобразие, идейная направленность «Киево-Печерского патерика».
  16. История создания, историческая основа, хронологическое приурочивание «Слова о полку Игореве».
  17. Темы, идеи, образы «Слова о полку Игореве». Жанровое своеобразие, композиционные особенности. Фольклорность.
  18. Углубление процесса экономического и политического дробления Руси и его отражение на развитии национальной литературы.
  19. Татаро-монгольское нашествие. Усиление северо-восточной Руси. Областные тенденции в литературе.
  20. «Моление Даниила Заточника». Жанр, композиция, идеи, образы.
  21. Повести о татарском нашествии. «Повесть о битве на реке Калке».
  22. Жанровые особенности, темы, идеи, образы «Повести о разорении Батыем Рязани». Традиции фольклора.
  23. Гражданский пафос «Слова о погибели Русской земли».
  24. Смешение жанров в «Житие Александра Невского». Образ идеального правителя.
  25. Историческое значение Куликовской битвы и ее отражение в литературе. Усиление роли Московского княжества.
  26. Идейная направленность «Сказания о побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем».
  27. «Задонщина» Сафония Рязанца. Соотношение со «Словом о полку Игореве».
  28. Эволюция жанра жития в творчестве Епифания Премудрого. «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского».
  29. «Повесть о взятии Царьграда турками» Нестора Искандера. Основные идеи и средства их выражения. Образная структура произведения.
  30. Отражение в литературе теории «Москва – третий Рим».
  31. Основные идеи «Сказания о князьях Владимирских».
  32. Развитие жанра путевых записок и дневниковых записей. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
  33. Идейная направленность «Сказания о Новгородском белом клобуке».
  34. Художественное своеобразие «Повести о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим».
  35. Завершение формирования централизованного Русского государства. Усиление борьбы между родовым боярством и служилым дворянством. Расцвет жанра публицистики.
  36. Полемика иосифлян и заволжских старцев и ее отражение в литературе и публицистике.
  37. Проблематика и жанровое своеобразие публицистики XVI в. Публицистика Максима Грека и митрополита Даниила. Личность Максима Грека и его вовлечение в сферу церковно-политических споров Руси.
  38. Иван Пересветов – первый светский публицист. «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магмет-салтане».
  39. Личность Ивана Грозного и своеобразие его писательской манеры. Переписка И. Грозного с А. Курбским. Обвинительная патетика писем А. Курбского.
  40. Художественные особенности и идейная направленность «Истории о Казанском царстве».
  41. Обобщающие произведения XVI в. и их значение в укреплении централизованного государства.
  42. «Домострой» протопопа Сильвестра.
  43. Зарождение жанра светской бытовой повести. «Повесть о Петре и Февронии». Жанровые особенности, композиция, проблематика, образы. Фольклорные традиции.
  44. Период смуты в истории Российского государства и его отражение в литературе («Повесть 1606 года», «Иное сказание»).
  45. Основные тенденции развития литературы в XVII в. Новые герои, жанры, темы, идеи.
  46. Изменение традиционных жанровых форм жития в XVII в. «Житие Юлиании Лазаревской».
  47. Эволюция жанра исторической повести в первой половине XVII в. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Темы, идеи, образы. Оппозиционный характер произведения.
  48. Развитие новых литературных родов и жанров в литературе второй половины XVII в. (виршевой поэзии, драмы, сатиры, бытовой повести).
  49. Жанр бытовой повести в литературе второй половины XVII в. Художественные особенности «Повести о горе-злосчастии».
  50. Тематика, идейная направленность, композиция, образы «Повести о Фроле Скобееве». Традиции жанра плутовского романа.
  51. Особенности конфликта, роль любовной интриги, демонологические мотивы в «Повести о Савве Грудцыне».
  52. Развитие сатиры как самостоятельного художественного жанра в литературе XVII в.
  53. Художественный строй, особенности сюжета, характеристика образов, фольклорность «Повести о «Шемякинском суде».
  54. «Повесть о Ерше Ершовиче» как первый образец иносказательной литературы. Основные мотивы, проблематика.
  55. Средства сатиры в «Калязинской челобитной».
  56. Прием антитезы в «Притче о бражнике».
  57. Традиции европейского рыцарского романа в «Повести о Бове Королевиче».
  58. Причины раскола в русской церкви. Личность протопопа Аввакума. Жанровое своеобразие, композиция, темы, идеи, образы «Жития протопопа Аввакума». Возникновение стихотворства. Досиллабические вирши. Появление силлабической системы стихосложения. Личность Симеона Полоцкого. Панегирические вирши, сатиры Полоцкого. Стихи С. Медведева и К. Истомина.
  59. Начало русского театра. «Комедия притчи о блудном сыне» С. Полоцкого как образец школьной драмы.

Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты