КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гуны материальной природы
| Невежество (тамас)
| Страсть (раджас)
| Благость (саттва)
| Определение
| Знай же, о сын Бхарты, что гунна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Ее влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу. (БГ 14.8)
| Гунна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, о сын Кунти, связывает воплощенное живое существо узами материальной деятельности. (БГ 14.7)
| Гунна благости, о безгрешный, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья. (БГ 14.6)
| Качества
(не цитата)
| Отсутствие знания, аморфность, лень, тупость, пассивность, иллюзия, сонливость, нет регулирующих принципов, все видится наоборот
| Активность, вызванная корыстью. Жадность, накопительство, неконтролируемые желания, жажда материальных наслаждений и удовлетворения чувств, постоянное построение новых планов. Приставка «очень». Зависть, гнев, вожделение.
| Самодостаточность. Умиротворение. Знание. Счастье. Способность видеть вещи в истинном свете, чистота внешняя и внутренняя.
| Признаки
| Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, о сын Куру, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии. (БГ 14.13)
| Когда возрастает влияние гуны страсти, о предводитель рода Бхарты, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений. (БГ 14.12)
| Когда начинает преобладать гуна благости, все врата тела озаряются знанием. (БГ 14.11)
| Обусловленность
| Гунна невежества, покрывая знание живого существа, связывает его путами безумия (БГ 14.9)
| Гуна страсти [обуславливает] корыстной деятельностью. (БГ 14.9)
Привязанность к результатам своего труда связывает его узами материальной деятельности. (БГ 14.7, комм.)
| В гуне благости, человек осознает свое преимущество в знании, чувствует свое превосходство над другими и этим обуславливается. (БГ. 14.6, комм.)
Гуна благости обуславливает живое существо ощущением счастья… (БГ 14.9)
| Смерть
| Оставляя тело в гуне невежества, попадает в царство животных (БГ 14.15)
А те, кто находится под влиянием низшей из гун, отвратительной гуны невежества, попадают в адские миры. (БГ 14.18)
| Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят корыстной деятельностью… (БГ 14.15)
Люди в страсти остаются на земных планетах. (БГ 14.18)
| Человек, находящийся по влиянием гуны благости, умирая, попадает на высшие, чистые планеты великих мудрецов. (БГ 14.14)
| Деятельность
| Деятельность, вызванная заблуждениями, противоречащая указаниям священных писаний, без учета ее порабощающих последствий, или деятельность с применением насилия, которая причиняет страдания другим живым существам, считается деятельностью в гуне невежества.
(БГ 18.25)
Совершая такие безответственные действия, человек принимает в расчет только собственный опыт. Это называют иллюзией. Подобного рода иллюзорная деятельность порождена гуной невежества (БГ 18.25, комм)
Человек, постоянно поглощенный деятельностью, противоречащей указаниям священных писаний, материалистичный и упрямый, обманывающий и постоянно оскорбляющий других, ленивый, всегда угрюмый, откладывающий все на потом, - такой человек находится под влиянием гуны невежества. (БГ 18.28)
| В то же время деятельность, требующую огромных усилий, направленную на исполнение собственных желаний и продиктованную ложным эго, называют деятельностью в гуне страсти. (БГ 18.24)
Если человек привязан к деятельности и к ее результатам, если он движим желанием насладиться плодами своего труда, если он жаден, злобен, нечист, подвержен радостям и печалям, о таком человеке говорят, что он находится под влиянием гуны страсти. (БГ 18.27)
| Упорядоченную деятельность, в основе которой нет привязанности, любви и ненависти или желания насладиться ее плодами, называют деятельностью в гуне благости. (БГ 18.23)
Тот, кто исполняет свой долг, не обращая внимания на гуны материальной природы и ложное эго, кто действует с великой решимостью и энтузиазмом, кто остается невозмутимым в успехе и неудаче, действует в гуне благости.
(БГ 18.26)
Трудности, которые ему приходится преодолевать, не уменьшают его энтузиазма. Ему все равно, что его ожидает: успех или неудача; он одинаково невозмутим и в радости, и в горе. (БГ 18.26, комм.)
| Последствия деятельности
| Деятельность в гуне невежества лишает его разума (БГ 14.16)
Все, что делает человек, находящийся в гуне невежества, не приносит блага ни ему самому, ни кому бы то ни было еще. (БГ 14.9, комм.)
| Действия, совершаемые в гуне страсти, приносят человеку страдания…(БГ 14.16)
| Совершая благочестивые действия в гуне благости, человек очищается. (БГ 14.16)
Мудрый и отрешенный человек, находящийся в гуне благости, действует не ведая сомнений, без неприязни к неблагоприятной и привязанности к благоприятной деятельности. (БГ 18.10)
| Последствия (преобладание гун)
| Гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии (БГ 14.17)
Гунна невежества сводит людей с ума. Влача жалкое существование, такие люди начинают искать утешение в вине и наркотиках, которые еще глубже затягивают их в трясину невежества. Будущее, уготованное им, темно и беспросветно. (БГ 14.17, комм.)
| Гуна страсти разжигает алчность. (БГ 14.17)
Человек в гуне страсти не только лишен душевного покоя, но и его профессия и работа приносят ему множество тревог. Ему постоянно приходится ломать голову над тем, как заработать достаточно денег, чтобы сохранить свое положение в обществе. Все это является источником постоянных страданий. (БГ 14.17)
| Образование в гуне благости даст им трезвый разум и способность видеть вещи в истинном свете. Тогда к ним придут счастье и благополучие. (БГ 14.17, комм.)
| Отношение к знанию
| Покрываясь тьмой, человек лишается знания. (БГ 14.13, комм.)
Гунна невежества низводит людей до уровня животных и лишает их способности видеть вещи в истинном свете. (БГ 14.17, комм.)
Когда им предлагают духовное знание, они не проявляют к нему никакого интереса. (БГ 14.8, комм.)
| Постоянные сомнения. Нет времени на анализ и получение знания:
Гуна страсти разжигает в них алчность и неутолимое желание чувственных удовольствий… (БГ 14.17, комм.)
| Гуна благости порождает истинное знание… (БГ 14.17)
| Знание
| A знание, привязывающее человека к одному виду деятельности как к единственно важному, не дающее представления об истине и отличающееся узостью и скудостью, называют знанием в гуне невежества. (БГ 18.22)
…это знание о том, как есть, спать, защищаться и совокупляться…
знание, служащее единственной цели - окружить комфортом материальное тело, - это знание в гуне невежества (БГ 18.22, комм.)
| Знание о том, что в разных телах находятся разные по природе живые существа, называется знанием в гуне страсти. (БГ 18.21)
… знание, порождающее множество разнообразных теорий и доктрин, основанных на логике и сомнительных гипотезах, является знанием в гуне страсти (БГ 18.22, комм.)
| Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости. (БГ 18.20)
…знание о вечной душе, существующей вне и помимо материального тела, называют знанием в гуне благости (БГ 18.22, комм.)
| Разум
| Разум, принимающий безбожие за религию, а религию за безбожие, запутавшийся, погруженный во тьму и постоянно сбивающий человека с истинного пути, о Партха, является разумом в гуне невежества. (БГ 18.32)
| О сын Притхи, разум, не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от действия запрещенного, находится в гуне страсти. (БГ 18.31)
| О сын Притхи, разум, способный определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.
(БГ 18.30)
| Счастье
| A счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности постичь природу души, обманчивое в начале и в конце, порожденное сном, ленью и иллюзией, - такое счастье называют счастьем в гуне невежества. (БГ 18.39)
Для человека в гуне невежества все является иллюзией. Он не испытывает счастья ни в начале, ни в конце. (БГ 18.39, комм.)
| Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое в начале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, именуют счастьем в гуне страсти. (БГ 18.38)
Человек в гуне страсти никогда не удовлетворен достигнутым, он всегда хочет большего. …его желаниям нет конца. (БГ 14.12, комм.)
Счастье, которое человек испытывает, когда его чувства соприкасаются с объектами чувств, всегда влечет за собой страдания, и его следует всячески избегать. (БГ 18.38, комм.)
| То, что в начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек пробуждается к самоосознанию, называют счастьем в гуне благости. (БГ 18.37)
| Решимость
| A решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии - эта решимость, лишенная рассудительности, о сын Притхи, порождена гуной тьмы. (БГ 18.35)
| Решимость, побуждающая человека стремиться к плодам религии, материального благополучия и чувственных наслаждений, имеет природу гуны страсти, о Aрджуна. (БГ 18.34)
| О сын Притхи, та решимость, которая непоколебима и делает человека целеустремленным в занятиях йогой, позволяя ему овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости. (БГ 18.33)
| Вера, поклонение
| Люди в гуне невежества поклоняются духам усопших. (БГ 17.4)
Люди в гунах страсти и невежества обычно боготворят какую-нибудь великую личность. (БГ 14.4, комм.)
Вера людей, находящихся в гуне тьмы, по сути дела, является безверием. (БГ 17.13, комм.)
| Те, кто находятся в гуне страсти, поклоняются демонам… (БГ 17.4)
Люди в гуне страсти сами создают себе богов и поклоняются им… (БГ 17.4, комм.)
| Люди в гуне благости поклоняются полубогам… (БГ 17.4)
| Жертвоприно-шения
| Любое жертвоприношение, совершенное вопреки правилам священных писаний, не сопровождающееся раздачей прасада (духовной пищи) и декламацией ведических гимнов, жертвоприношение, совершенное без вознаграждения священнослужителей и без веры, называют жертвоприношением в гуне невежества. (БГ 17.13)
| Но жертвоприношение, совершаемое ради достижения материальных целей или из гордости, о предводитель рода Бхарты, является жертвоприношением в гуне страсти. (БГ 17.12)
| Из всех видов жертвоприношений то, которое человек совершает в соответствии с указаниями священных писаний, из чувства долга и без желания получить что-то взамен, называют жертвоприношением в благости. (БГ 17.11)
| Аскеза
| Аскеза, которую совершают по глупости, которая сопровождается самоистязанием или делается ради того, чтобы причинить вред или принести гибель другим, является тапасьей в гуне невежества. (БГ 17.19)
| Аскеза, совершаемая из гордости, ради того, чтобы заслужить почет, уважение и вызвать благоговение у людей, является тапасьей в гуне страсти. Такая аскеза не может быть постоянной и длиться долго. (БГ 17.18)
| Эти три вида аскезы [тела, речи и ума – БГ 17.14-16], совершаемые человеком, который обьладает трансцендентной верой, не стремится к материальным благам и действует рази удовлетворения Всевышнего, называют тапасьей в гуне благости. (БГ 17.17)
| Отрешенность и выполнение обязанностей
| Человек никогда не должен отказываться от выполнения предписанных обязанностей. Если, введенный в заблуждение, он перестает выполнять их, то это называется отрешенностью в гуне невежества. (БГ 18.7)
| Тот, кто отказывается выполнять свой долг из-за того, что это слишком обременительно, или из страха, отрекается от него под влиянием гуны страсти. Поступая так, он никогда не обретет подлинного плода отрешенности.(БГ 18.8)
| О Aрджуна, когда же человек выполняет предписанные обязанности из чувства долга и освобождается от привязанности к плодам своего труда, его отрешенность относится к гуне благости. (БГ 18.9)
Воистину, воплощенное живое существо никогда не сможет совсем отказаться от деятельности. Однако того, кто отрекся от плодов своего труда, называют по-настоящему отрешенным.(БГ 18.11)
| Пожертвования
| Пожертвование, совершенное в нечистом месте, в неурочное время, отданное недостойному человеку или сделанное без должного внимания и уважения, считается пожертвованием в гуне невежества. (БГ 17.22)
| Пожертвование, сделанное в расчете на вознаграждение, с желанием в будущем насладиться его плодами или же неохотно, считается пожертвованием в гуне страсти.(БГ 17.21)
| Пожертвования, которые делаются из чувства долга, а не в расчете на вознаграждение, которые делаются в надлежащее время, в надлежащем месте достойным людям, считаются пожертвованиями в гуне благости. (БГ 17.20)
|
|