Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


МАКИАВЕЛЛИ




ствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могу­ществе гос-ва. Впоследствии макиавеллизмом стали называть действия, пренебрегающие нормами морали при достижении политич. целей.

• Opere, Mil.— Napoli, 1954; Legazioni. Commissarie. Scritti di govern о, v. 1—2, Roma—Bari, 1973; в рус. пер.— Соч., т. l, М.—Л., 1934; О воен. иск-ве, М., 1939; История Флоренции, Л., 1973; Избр. соч., М., 1982.

* Алексеев А. С., М. как политич. мыслитель, М., 1880; опор-Рабчинский В. В., М. и эпоха Возрождения. Введение в изучение М., Варшава, 1908; В и л л а р и П., H. M. и его время, пер. с итал., т. 1, М., 1914; Бурлацкий Ф. М., Загадка и урок Н. М., М., 1977; Д о л г о в К., Ренессанс и по­литич. философия, М., «Новый мир», 1981, № 7—8; F i d o F., Machiavelli, Palermo, 1965; S a s s o G. N., Studi su Machiavelli, [Napoli, 1967]; Machiavelli and the nature of political thought, ed. by M. Fleisher, Ν. Υ., 1972; Studies on Machiavelli, ed. by M. P. Gilmore, [Firenze, 1972]; Gramsci A., Note sul Machiavelli, sulla politica e sullo stato moderno. Roma, 1973'; L e f o r t С., Le travail de l'oeuvre Machiavel, [Lille], 1973; Duvernoy J. P., La pensde de Machiavel, P., 1974; Dotti U., Niccolo Machiavelli: La fenomenologia del potere, Mil., 1979; K r o e-ber-Keneth L., Machiavelli und wir: Der Florentiner in neuer Sicht, Stuttg., 1980.

МАК-ЛЮЭН(McLuhan) Херберт Маршалл (21.7.1911, Эдмонтон, Канада, — 31.12.1980, Торонто), канадский философ и социолог, публицист. Выступал с работами по философии истории, теории социальной коммуника­ции, культурологии, педагогике, психофизиологии, литературе.

М. популярен на Западе своей философией истории, вариацией технологич. детерминизма. Для М. харак­терен своеобразный «поп»-стиль, суть к-рого в прин­ципиальном отсутствии доказательств, в незавершён­ности утверждений («проб»), рассчитанных на образно-метафорич. восприятие читателей. В центре внимания М. — развитие коммуникативных функций предметов культуры («средств» общения), к к-рым он относил та­кие разнородные явления как язык, деньги, дороги, печать, науку, компьютеры, телевидение и др. Смена историч. эпох, по М., определяется развитием средств связи и общения. Новые средства информации и связи, будучи «технологич. продолжением» человеч. органов чувств. радикально меняют жизненный стиль, ценно­сти, восприятие мира («сенсорный баланс») и обществ. организацию людей. Так, эпоха «племенного человека» характеризуется, по М., преобладающим влиянием устной речи, восприятие осуществляется посредством слуха и тактильности, и это обеспечивает нерасчленён­ное единство человека и общества, мифологич. цель­ность мышления. Наступление господства печатного станка (изобретённого в 15 в. И. Гутенбергом) вы­разилось в торжестве визуального восприятия, нац. языков и государств, пром. революций, крайних форм рационализма и индивидуализма (эпоха «типографского и индустриального человека»). В совр., «электронную» (или «электрич.»), эпоху электричество продолжило, по М., центр. нервную систему человека до образова­ния глобального «объятия», упразднившего простран­ство и время на нашей планете. Оно вовлекает чело­века во всё происходящее целостно, ликвидирует гос­подство визуально-одностороннего восприятия, воз­вращает сознанию мифологич. образность как средст­во обеспечения цельности в бурно обновляющейся «гло­бальной деревне».

М. сводит объективное содержание обществ. разви­тия к воплощению католич. концепции мистич. тела Христа «электрич.» средствами общения и пытается противопоставить свои реакционно-утопич. построе­ния марксизму.

• The Gutenberg galaxy, Toronto, 1962; Understanding media, N. Y., 1964; From clicha to archetype, N. Y., 1970 (совм. с W. Wat­son); Take today, N. Y., 1972 (совм. с В. Nevitt).

• Григорян Г. П., О средствах коммуникации и судьбах человечества в поп-философии М. М., «ВФ», 1972, №10; К а г-раманов Ю., Возвращенный рай М. М., «Иностр. лит-ра», 1972, № 1; McLuhan: hot and cool, ed. by G. E. Stearn, N. Y., 1967; McLuhan: pro and con, ed. by R. Rosenthal, N. Y., 1968.

МАКОВЕЛЬСКИЙАлександр Осипович [10 (22).7.1884, Гродно, — 16.12.1969, Баку], сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1946). Окончил Казанский ун-т (1907). С 1912 доцент, с 1918 проф. Казанского ун-та, в 1920—60 проф. ун-та и др. уч. заведений в Баку. В 1945—50 директор, с 1950 старший науч. сотрудник Ин-та фило­софии и права АН Азерб. ССР. Осн. труды по истории антич. философии, а также по истории философии на­родов Бл. Востока, диалектич. материализму, логике и психологии. В переводе М. и с его комментариями из­даны многочисл. труды др.-греч. философов.

• Введение в философию, ч. [1]2,Каз., 1912—16; Мораль Эпик-тета, Каз., 1912; Понятие о душе в Др. Греции, Варшава, 1913; Психологиявюрцбургскойшколы, Варшава, 1913; Досократики, ч. 1—3, Каз., 1914—19; Досократовская философия, ч. 1—Об­зор источников, Каз., 1918; Софисты, в. 1—2, Баку, 1940—41; Др.-греч. атомисты, Баку, 1948; Авеста, Баку, 1960; Категория причинности и законы природы и общества, М., 1961.

МАКРОКОСМОС, см. Микрокосмос и макрокосмос.

МАКСИМ ГРЕК (наст. имя и фам. — Михаил Т p и-волне) (ок. 1475, Арта, Греция, — 1556, Троице-Сергиев монастырь, ныне Загорск Моск. обл.), писатель, переводчик, просветитель. Начальное классич. образо­вание получил на родине в Греции, в 1492—1505 учил­ся в итал. ун-тах, переводил греч. авторов для Пико делла Мирандолы, продолжил изучение классич. греч. лит-ры в монастыре на Афоне. В Россию был призван в 1518 Василием III для перевода греч. книг. Из-за расхождений с офиц. церковью после осуждения на со­борах 1525 и 1531 26 лет провёл в заточении.

В духе раннего Ренессанса М. Г. стремился соеди­нить классич. наследие и светскую образованность с принципами христ. учения. Соглашаясь с тезисом Иоанна Дамаскина о подчинённом положении филосо­фии по отношению к богословию, М. Г., однако, призна­вал ценность философии для личности и общества, в пер­вую очередь для укрепления добродетели. Вредными он считал лишь те «внешние» (т. е. светские) науки и филос. теории, к-рые вредят правильным нравам и ре­лигии (напр., философия Эпикура, якобы призывающая искать в жизни наслаждений:). Филос. взгляды М. Г. фор­мировались под влиянием неоплатонизма: во Флорен­ции он слушал лекции Фичино о Платоне, к-рого и счи­тал высшим среди философов. М. Г. признавал дуализм души, имеющей «ангельское» происхождение, и тела, в к-ром она насильственно заточена. Созерцание выс­шего начала возможно вследствие очищения ума и ду­ши (катарсис). У Псевдо-Дионисия Ареопагита заим­ствовал представление о вездесущности божества; вы­соко ценил Сократа и Аристотеля, хотя отвергал уче­ние последнего о вечности материи; развивал идею «самовластия» человека, под к-рым понимал врождён­ную свободу выбора между добром и злом. В социаль­ной области М. Г. выступал с проповедью нестяжатель­ства, ратовал за отмену монастырской собственности. Впервые в рус. лит-ре он выдвинул идею просвещён­ного абсолютизма, предлагая двойное ограничение централизов. власти: внешнее, со стороны советников, и внутреннее, собств. нравств. сдержанностью и мило­сердием правителя. М. Г. выступил проводником идей итал. Ренессанса, возбудил в России интерес к самостоят.

философствованию. Он способствовал общему просвещению, оставил ряд соч. по отд. вопросам рус. грамматики и в общем но теории грамматики, к-рую считал частью философии, заложив основы рус. грам-матич. науки. Широко известны были его труды по ис­правлению переводов богослужебных книг, соч. сло­варного и энциклопедич. характера, а также полемич. произв. против астрологии и суеверий.

• Соч., ч. 1—3, Каз., 1894—972.

• И в а н о в А. И., Лит. наследие М. Г., Л., 1969; К л и-б а н о в А. И., К изучению биографии и лит. наследия М. Г., «Визант. временник», 1958, т. 14; С и н и ц ы н а Н. В., М. Г. в России, М., 1977.

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК (греч. Μάξιμος Όμολογητής, лат. Maximus Confessor) (ок. 580, Константинополь, — 13.8.662, Лазика), визант. мыслитель и богослов. В мо­лодости гос. деятель, с 613—14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов, к-рым покрови­тельствовало пр-во; в 645 победил на диспуте с моно-

фелитами в Карфагене, в 653 арестован, в 662 подверг­нут отсечению языка и правой руки; умер в ссылке. Филос. взгляды М. И. окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма и особенно Псевдо-Диони­сия Ареопагита, в распространении соч. к-рого М. И. сыграл решающую роль. В центре филос.-теологич. концепции М. И. — проблема человека. История мира делится М. И. на период подготовки вочеловечения бога, истекший с рождением Христа, и период подготовки обожествления человека. Если человек преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, рас-колотость на мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасён и творение воссоединится с твор­цом. Осн. события жизни Христа суть поэтому одновре­менно символы космич. процессов. Этика М. И. осно­вана на своеобразном учении о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологич. наблюдения. Идеи М. И. оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену, а также средневековую мистику.

• Migne, PG, t. 90—91.

• ЕпифановичС. Л., Преподобный М. И. и визант. бо­гословие, К., 1915; его же, Материалы к изучению жизни и творений преподобного М. И., К., 1917; В а l t h a s а г H. U. т.. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus' des Bekenners, Ein­siedeln, 196l2; fhunberg L., Microcosm and mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor., Cph., 1965.

МАКСИМОВАлександр Александрович [4 (16).8.1891, с. Нижнеувельский, ныне Троицкий р-н Челябинской обл., — 28.6.1976, Москва], сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1943). Чл. КПСС с 1918. Окончил физико-математич. ф-т Казанского ун-та (1916). С 1922 вёл преподавательскую работу по философии. С 1929 проф. Ин-та красной профессуры, МГУ и Комакадемии; в 1944—49 — филос. ф-та МГУ. Работал гл. обр. над проблемами истории науки и филос. проблемами есте­ствознания.

• Ленин и естествознание, М., 1933; Про нiмецьку натурфi-лософiю, К., 1936; Дiалектичний матерiaлiзм i природознавст-но, К., 1941; Введение в совр. учение о материи и движении, М., 1941; Очерки по истории борьбы за материализм в рус. естество­знании, М., 1947.

МАК-ТАГГАРТ (McTaggart) Джон Эллис (3.9.1866, Лондон, — 18.1.1925, там же), англ. философ-идеа­лист. Представитель т. н. радикального персонализма, в духе к-рого М.-Т. интерпретировал гегелевскую фи­лософию, сочетая её с учением Лейбница о монадах. Абс. идея, по М.-Т., — не субстанция-субъект, как счи­тал Гегель, а «духовное сообщество» личностей; сверх­индивидуального сознания не существует, но индиви­дуальное сознание субстанционально, несотворимо и неразрушимо. Отсюда вывод М.-Т. о «бессмертии ду­ши» (независимо от того, признаётся ли существование бога). М.-Т. пытался обосновать нек-рые догмы рели­гии, утверждая, что истинная философия должна быть мистической.

• Studies in Hegelian cosmology, Camb., 19182; Studies in He­gelian dialectic, Camb., 19222; The nature of existence, v. 1—2, Camb., 1968.

• К и с с е л ь Μ. Α., Д. М.-Т. и его концепция диалектики, «Вестник ЛГУ. Серия экономики, философии и права», 1963, в. l, № 5; В г о a d С h. D., Examination of McTaggart's phi­losophy, v. 1—2, Camb., 1933—38; AiraksinenT., The on-tological criteria of reality. A study of Bradley and McTaggart, Turku, 1975.

МАЛАЯ ГРУППА, см. в ст. Социальная группа.

МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (7.4.1884, Краков, — 16.5.1942, Нью-Хейвен, шт. Кон­нектикут, США), англ. этнограф и социолог, один из основателей функциональной школы в этнографии. По происхождению поляк. На основе большого фак-тич. материала, собранного в 1914—18 в ходе полевых этнографич. исследований на Новой Гвинее и в Мелане­зии, сформулировал осн. положения функционализма. Как метод исследования общества и культуры функ­ционализм, по М., характеризуется стремлением опи­сать различные формы культурной жизни в их целост-


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты