Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ОСНОВНОЙ




действительности?» (там же). Отрицат. ответ на этот вопрос характерен для представителей скептицизма, агностицизма. Положит. решение этой проблемы прин­ципиально различно в материализме и идеализме. Материалисты видят в познании отражение в человеч. сознании независимой от него реальности. Идеалисты же выступают против теории отражения, истолко­вывают познават. деятельность то как комбинирова­ние чувств. данных, то как конструирование объектов познания посредством априорных категорий, то как чисто логич. процесс получения новых выводов из имеющихся аксиом или допущений.

Историч. ограниченность домарксовского материа­лизма (метафизичность, механицизм, идеалистич. по­нимание истории) сказывалась и в решении им О. в. ф. Эта ограниченность была преодолена лишь философией марксизма, к-рая понимает духовное как специфич. продукт развития материи, распространяет диалектико-материалистич. решение О. в. ф. на познание обществ. жизни. «Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общест­венной жизни человечества материализм требовал объяснения общественного сознания из о б-щественного бытия» (Ленин В. И., ПСС, т. 26, с. 55—56). Это положение составляет отправной пункт материалистич. понимания истории. В решении О. в. ф. выявляются два гл. филос. направления — материализм и идеализм, борьба к-рых составляет осн. содержание историко-филос. процесса.

• Ойзерман Т. И., Главные филос. направления, М., 1971; Основы марксистско-ленинской философии, M., 19805.

Т. И. Ойэерман.

«ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ БУДУ­ЩЕГО»(«Grundsätze der Philosophie der Zukunft». Zürich, 1843), одно из осн. соч. Фейербаха, написано в форме 65 тезисов. В 1-м изд. имелось небольшое предисловие.

Новая философия мыслилась Фейербахом как разре­шение антитезы «традиционная теология — спекуля­тивная философия». В теологии человеч. сущность фи­гурирует как особое божеств. существо. Спекулятив­ная философия (в наиболее полной мере — гегелев­ская) представляет собой рационализированную тео­логию, возвращающую человеку его сущность, но сводящую её к абстрактному разуму. Бескровность, безжизненность сущности человека в спекулятивной философии разоблачает тайну единства этой послед­ней и старой теологии — принесение жизни в жертву абстракции, существования — в жертву сущности. Как гегелевская философия является реализацией и отрицанием старой теологии, так и новая философия является реализацией и отрицанием философии Гегеля.

Прежде всего Фейербах критикует идею тождества мышления и бытия. Бытие есть то, что суверенно по отношению к мысли, независимо от неё и постигается чувством, созерцанием. В ощущении, в созерцании объект, а не мысль, является источником действия. Эмпиризм справедливо полагает источник наших идей в чувствах, но не осознает, что «понятие объекта в не­посредственном смысле есть не что иное, как понятие чужого Я» (Фейербах Л., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 183). Чувств. переживание чужого «Я» является условием восприятия любого объ­екта. Поэтому идеализм прав, когда он ищет источник идей в человеке, а не в вещах, как эмпиризм, но он аб­солютизирует самоопределяемость человеч. мысли, ибо «Я» определяется в соотношении с «Ты». «И с т и н-н а я диалектика не есть монолог одиноко­го мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Т ы» (там же, с. 203). Имея своим предметом не абстрактную сущность, а живого индивида в его отношении к другому ин­дивиду, новая философия обнаруживает тенденцию практическую, «она выступает вместо религии, ...она воистину — сама религия» (там же, с. 204).

Критика Фейербахом старой метафизики и теологии оказала, по словам К. Маркса и Ф. Энгельса, значит. влияние на формирование их филос. взглядов.

Рус. пер.: 1923, 1955, в кн.: Фейербах Л., Избр. филос. произв., т. 1.

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»(«Elementa Philosophiae»), филос. трилогия Гоббса. 1-я часть—«Отеле» — впер­вые вышла в Лондоне в 1655. В ней с позиции меха-нистич. материализма строится картина телесного мира, рассматриваются законы движения и осн. свой­ства тел, анализируется проблема чувств. качеств. Работу «О теле» Гоббс считал основой своей филос. системы, т. к. в ней формулируется понимание фило­софии как учения о телах (естественных и искусствен­ных). 2-я часть трилогии — «О человеке» — вышла последней, в 1658. В ней содержится анализ процесса чувств. восприятия (прежде всего — зрительного), рассматриваются психологич. представления об аффек­тах, нравах и способностях людей. 3-я часть — «О гражданине» — была опубликована на лат. яз. в Па­риже в 1642. В ней в наиболее полной и систематизи-ров. форме изложены взгляды Гоббса на естеств. и гражд. состояние людей. Развивая учение о естеств. нраве и естеств. законах, Гоббс показывает причины образования гос-ва (отвергая при этом религ. объясне­ния), оценивает различные виды правления, формули­рует идею сильной абс. власти правителя. В работе «О гражданине» Гоббс также подчёркивает необходи­мость полного подчинения церк. власти светской. Луч­шее англ. издание «Основ философии» содержится в собр. соч.: The English works of Th. Hobbes, ed. by W. Molesworth, v. 1—11, 1839—45. Первый рус. перевод 3-й части был осуществлён в 1914. Полностью филос. трилогия Гоббса опубликована в кн.: Гоббс Т., lisoj). произв., т. 1, 1965.

ОСОБЕННОЕ,филос. категория, выражающая ре­альный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и обще­го. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредст­вующее отношение между единичным и общим. Напр., понятие «русский» выступает как общее по отношению к каждому рус. человеку и как О. по отношению к по­нятию «славянин». Последнее выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как О. по отноше­нию к понятию «человек». При более глубоком рас­смотрении О. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и общим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках целого. В про­цессе познания противоположности общего и единич­ного снимаются, преодолеваются в категории О., к-рая выражает общее в его реальном, единичном воплоще­нии, а единичное — в его единстве с общим. О. высту­пает как реализованное общее. Категория О.— важ­ный момент движения познания в глубь объекта.

ОСТИН(Austin) Джон (26.3.1911, Ланкастер,—8.2. 1960, Оксфорд), англ. философ, представитель линг-вистич. философии. В своей концепции О. абсолюти­зировал позицию аналитической философии, согласно к-рой осн. цель филос. исследования — прояснение выражений обыденного языка. О. выступал против не­верного употребления отд. слов и выражений теми или иными философами; он полагал, что результатом подобной критич. деятельности явится возникновение новой науки — некий симбиоз философии и лингви­стики. Важное место в ранних работах О. занимает кон­цепция «перформативных» и «констатирующих» выска­зываний; под первыми он понимал исполнит. высказы­вания, к-рые являются конкретным исполнением оп-редел. намерения, под вторым — высказывания, к к-рым применимы понятия истины (правдоподобия) и ложности. В дальнейшем под влиянием исследова­ния новых лингвистич. фактов от этой концепции от­казался. В детальных анализах О. вариантов значений слов обыден. яз. отчётливо выражены присущие лингви­стич. философии субъективно-идеалистич. тенденции.

• Sense and sensibilia, Oxf., 1962; How to do things with words, Camb., 1962; Philosophical papers, Oxf., 1970s.

• X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 489—92; Богомолов А. С., Англ. бурж. философия XX в., М., 1973.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ,филос.-социологич. понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллек­тивом, обществом с т. зр. сознат. осуществления предъ­являемых к ним взаимных требований. Различают О. юридическую, моральную и т. д. В зависимости от субъекта ответств. действий выделяется индивидуаль­ная, групповая, коллективная О. У индивида О. фор­мируется как результат тех внеш. требований, к-рые к нему предъявляет общество, класс, данный коллек­тив. Воспринятые индивидом, они становятся внутр. основой мотивации его ответств. поведения, регулято­ром к-рого служит совесть. Формирование личности предполагает воспитание у неё чувства О., к-рая стано­вится её свойством.

В. И. Ленин рассматривал О. в неразрывной связи с дисциплиной и организованностью, указывая на не­обходимость «особенно большое внимание обратить на развитие и укрепление товарищеской дисциплины трудящихся и всестороннее повышение их самодеятель­ности и сознания ответственности» (ПСС, т. 38, с. 96).

В социалистич. обществе, где утверждается прин­цип «один за всех и все за одного», где свободное раз­витие каждого становится условием свободного разви­тия всех, отношения ответств. зависимости приобре­тают характер действительно взаимных отношений. Цельность ответств. личности складывается на основе её практич. участия в коммунистич. строительстве, а ответств. поведение личности по отношению к об­ществу всё в большей мере соответствует её личным устремлениям. О. за определ. работу приобретает особое значение на совр. этапе коммунистич. строи­тельства в условиях науч.-технич. революции, когда в значит. мере возрастают масштабы и сложность ре­шаемых людьми проблем.

ОТДЕЛЬНОЕ,см. Единичное.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ,д е в и а н т­н о е поведение, поведение, нарушающее обще­принятые в данном обществе нормы и правила. К О. п. обычно относят правонарушения, преступность, алко­голизм, наркоманию, самоубийство и пр.

В бурж. социологии нет единого подхода к изучению О. п. Концепция социализации, сформулированная представителями чикагской школы (А. Коэн и др.), основана на утверждении, что О. п. люди обучаются в процессе усвоения культуры определ. групп. Индиви­ды, социализация к-рых проходит в такой социальной среде, где преобладают и считаются нормальными цен­ности, предрасполагающие к девиации (отклонению), становятся носителями О. п. Согласно теории аномии (Мертон), если индивиды имеют общие цели, но узако­ненные средства для достижения этих целей доступны не всем в равной мере или вовсе недоступны для нек-рых социальных групп, то в обществе следует ожидать высокий уровень О. п. А. Коэн, Р. Клоуард и Л. Олин, рассматривая процессы, посредством к-рых индивиды в определ. группах воспринимают образцы О. п., объединили мертоновскую теорию отклонения с концепцией девиации как передачи культурных норм. Теоретики конфликта культур утверждают, что образцы поведения в данной социальной системе яв­ляются отклоняющимися, если они оцениваются на основании стандартов др. культур.

Авторы концепции стигматизации («клеймения») — Э. Лемерт, Г. Беккер, Э. Гофман утверждают, что отклонение является следствием негативной социаль­ной реакции, в частности «наклеивания» на индивида ярлыка «девиант». Здесь осн. внимание переносится


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты