Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Функциональные особенности социального характера




Характер (от греч. character – черта, признак, примета, особенность) – это стрежневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях, его привычные способы реагирования, специфические особенности отношений с окружающим миром.

Под характером следует понимать не любые индивидуально-психологические особенности человека, а только совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека. По мнению Б.Г.Ананьева, характер «выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий».

Характер представляет собой единство особенного и типичного. С одной стороны, в каждом конкретном случае налицо неповторимость индивидуального опыта человека, его жизненного пути, психологической судьбы, и все это запечатлено в человеческом характере. С другой стороны, имеют место типичные обстоятельства жизни, общие для многих, в которых проявляется конкретный человеческий характер, что позволяет говорить об общественных предпосылках его формирования.

В становлении характера человека ведущую роль играют формы его социальных (межличностных) взаимоотношений. Характер является результатом взаимодействия наследственных задатков и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности, ее социализации, обучения и воспитания.

Характер может маскироваться посредством освоенных человеком способов социально ожидаемого или ролевого поведения. Однако в экстремальных или эмоционально напряженных ситуациях его наиболее существенные черты проявляются даже вопреки обстоятельствам.

Под чертой характера понимают ту или иную особенность личности человека, которая систематически проявляется в различных видах его деятельности и по которой можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Б.М.Теплов предложил черты характера делить на несколько групп в соответствии с системой отношений человека к действительности:


  • по отношению к другим людям– общительность (коммуникабельность) или замкнутость, тактичность или грубость, искренность или лживость и пр.;

  • по отношению к деятельности (труду) - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;

  • по отношению к объектам и к собственности– аккуратность или небрежность, бережливость или расточительность, щедрость или скупость и пр.;

  • по отношению к самому себе– самоуверенность или самокритичность, скромность или заносчивость, чувство собственного достоинства, обидчивость, эгоцентризм и т.д.


Чем ярче и сильнее у человека характер, тем более определенно его поведение и более отчетливо в различных поступках выступает его индивидуальность. Людей, зависящих от внешних обстоятельств, не умеющих противостоять чужому влиянию, часто называют бесхарактерными.

Классификация характера
Характер является предметом исследования определенной дисциплины – характерологии, имеющей длительную историю, но оформившейся только в XIX столетии. Многочисленные попытки классифицировать типы характеров в целом (а не отдельных черт) до сих пор не увенчались успехом. Древнегреческий философ и врач Теофаст (372-287 гг. до н. э.) в своем трактате «Этические характеры» описал 31 характер: льстеца, болтуна, хвастуна и т.д. Он понимал характер как отпечаток в личности нравственной жизни общества.

Французский писатель-моралист Лабрюйер (1645-1696) дал 1120 таких характеристик, разделив свое сочинение на ряд глав: город, о столице, о вельможах и т.д. Он, как и Теофаст, в своих характеристиках раскрывал внутреннюю сущность человека через его дела.

В качестве другого примера классификации характеров можно привести попытку подразделить их на интеллектуальные, эмоциональные и волевые (Бэн, 1818-1903). Делались попытки делить характеры только на две группы: чувствительные и волевые (Рибо, 1839-1916) или на экстравертированные (направленные на внешние объекты) и интровертированные (направленные на собственные мысли и переживания) – Юнг
(1875-1961).

В ХХ в. сложился целый комплекс психологических теорий характера, которые могут быть отнесены к различным группам: структурные теории, морфологические (конституциональные), психоаналитические, неофрейдистские, психиатрические (клинические) и др.

За последние годы в практической психологии, в основном, благодаря усилиям К.Леонгарда (Берлинский университет им. Гумбольта) и А.Е.Личко (Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева), сформировались представления о наиболее ярких, предельно выраженных или акцентуированных чертах характера. В психологическую практику было введено понятие акцентуация.

Акцентуация– значительное усиление и крайняя выраженность отдельных черт характера или их сочетаний. Проявляется в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода, низкой устойчивости к ним, при достаточной или даже повышенной устойчивости к другим видам воздействий. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Акцентуации представляют крайние варианты нормы, граничащие с дисфункциями характера – психопатиями.

Проиллюстрировать различную степень выраженности характера можно следующей схемой. Представим себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений характеров (рис. 3). Тогда на ней обозначатся следующие три зоны: зона «средних» характеров, зона выраженных характеров (акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатий. Первая и вторая зоны относятся к норме, третья – к патологии характера.


 

На основе исследований К.Леонгарда и А.Е.Личко выделяются следующие основные типы акцентуаций характера:


  1. акцентуация циклоидная– периодические колебания работоспособности, активности, настроения; соответственно – характер циклоидный;

  2. акцентуация гипертимная– постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с тенденцией разбрасываться и не доводить дело до конца; соответственно – характер гипертимный;

  3. акцентуация лабильная– резкая смена настроения в зависимости от ситуации; соответственно - характер лабильный;

  4. акцентуация астеническая– быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии; соответственно – характер астено-невротический;

  5. акцентуация сенситивная- повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; соответственно – характер сенситивный;

  6. акцентуация психастеническая– высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к образованию навязчивостей и ритуальных действий; соответственно – характер психастенический;

  7. акцентуация шизоидная– отгороженность, замкнутость, эмоциональная холодность, недостаток интуиции в процессе общения; соответственно – характер шизоидный;

  8. акцентуация эпилептоидная– склонность к злобно-тоскливому настроению с накоплением агрессии, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность; соответственно – характер эпилептоидный;

  9. акцентуация паранойяльная, или застревающая– повышенная подозрительность и обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие чужих мнений и высокая конфликтность; соответственно – характер паранойяльный;

  10. акцентуация истероидная или демонстративная – выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий; использование лжи, фантазий и притворства для привлечения к себе внимания; авантюризм, тщеславие и пр.; соответственно – характер истероидный, или демонстративный;

  11. акцентуация дистимнаяпреобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных печальных сторонах жизни; соответственно – характер дистимный;

  12. акцентуация неустойчивая склонность поддаваться чужому влиянию, поиск новых впечатлений, поверхностная общительность; соответственно – характер неустойчивый;

  13. акцентуация конформная чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, консерватизм; соответственно – характер конформный.

Всоциальной психологии используются также понятия социальногои национального характера.Понятие социального характера, введенное Э. Фроммом, означает совокупность устойчивых личностных черт, присущих членам некоторой социальной группы и сложившихся в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. Понятие национального характераозначает совокупность черт, характеризующих представителей одной нации или этнокультурной общности в отличие от другой.

Как формируется социальный характер?

Уже в раннем детстве рождаются бессознательные мотивы и комплексы. Их специфика зависит от системы воспитания и пережитых травм. Та или иная степень заботы, особенно материнской, регулярность питания, помощь в приобретении первичных социальных навыков, контроль за физиологическими отправлениями, формы наказаний и поощрений определяют черты характера.

В первые годы намечается и дифференциация характеров. Например, избыточная забота и опека затрудняют взросление, формируют пассивный, зависимый тип личности. Недостаточная или нерегулярная забота вызывает ту или иную "депривацию", т.е. нехватку эмоциональных, интеллектуальных стимулов для развития.

Но главным источником черт характера Фромм считает опыт жизни в условиях той или иной социальной системы. Свобода инициативы, демократия, правовое государство формируют активную, уверенную в себе, дисциплинированную и рационально мыслящую личность. Тоталитарное государство воспитывает авторитарную личность, которую Фромм называет "садо-мазохистской". Эта личность неспособна к демократическому равноправному сотрудничеству и эффективно действует только в системе господства-подчинения. Общество, в котором преуспевание зависит не только от таланта и труда, но и от умения приспособиться, убивает инициативу, ослабляет внутреннюю дисциплину и ответственность. Конечно, при любой системе, в силу разнообразия исходных темпераментов и условий микросреды формируются личности различного типа: "авторитарные", "конформные", "рецептивно-зависимые". Однако характеры, не отвечающие требованиям системы, либо разрушаются, либо оказываются на периферии общественной жизни.

Социальный характер является продуктом различных идеологий и религий, в которых закреплены мировоззренческие позиции, смысложизненные установки и убеждения. Идеология является для властвующей элиты инструментом управления массами, их настроениями.

Таким образом, поведение человека в его наиболее распространенных и предсказуемых аспектах определяется, по Фромму, социальным характером. Социальный характер занимает в мотивационной структуре личности промежуточное положение между "внешним" слоем социальных ролей, которые меняются вместе с изменением статуса, и "внутренним" слоем экзистенциальных ценностей, таких как вера, любовь, надежда, которые высоко индивидуализированы и могут не зависеть ни от ролей, ни от характера.

Бессознательная основа социального характера позволяет синтезировать в нем ориентации различного и даже противоположного типа. Так, воспитание в семье и школе в значительной степени опирается на общечеловеческие ценности. Но, по мере взросления, под давлением социума и идеологии человек начинает ориентироваться на классовые, партийные, национальные интересы. Таким образом может формироваться готовность убивать ради любви к людям, лгать ради высшей истины и т.п.

Преобладающие типы характеров формируются под влиянием устойчивых факторов среды, в результате всей "психоистории" народа. Подобно тому, как характер отдельной личности обусловлен травматическими переживаниями детства, характер народа хранит следы исторических трагедий, напластования эпох. Победы и поражения, тревоги и радости наших предков запечатлены в нашей душе, складе ума, привычках, чувствованиях. Будучи деятельной и стабилизирующей силой в условиях своей культуры тот же самый характер может стать тормозом развития и деструктивным фактором в чуждой ему культурной среде.

Функциональные особенности социального характера

Во-первых, он играет регулятивную роль в структуре психики. Установки и ориентации регулируют удовлетворение естественных потребностей. Человек может жить в нищете, полуголодном состоянии, но не испытывать психологического дискомфорта, если доминирующие установки характера при этом удовлетворяются. Действуя в соответствии со своим характером, человек чувствует себя живым, свободным, даже находясь в рабском, зависимом положении. Характер заменяет инстинкт, превращается в страсть. Гобсек не нуждался ни в сытной пище, ни в обществе женщин, ни в хорошей одежде и предпочитал всему этому любование своими сокровищами.

Во-вторых, установки социального характера соответствуют иерархии общественных ценностей. Жизненная энергия общественной группы или даже целого народа "канализируется", т.е. разряжается через определенные "каналы". Труд, война, охота, молитва, пиры, любовь, празднества, партсобрания, подпольный терроризм могут стать такими каналами для определенных характеров, будучи одновременно и формирующими факторами. При этом достигается известное соответствие между "каналами разрядки" и набором социальных характеров. Можно предположить, что в каждом обществе формируется примерно такое количество лидеров, гениев, пророков, рядовых исполнителей и авантюристов, какое нужно для того, чтобы двигались все большие и маленькие колеса социального механизма. Если этот механизм резко перестраивается - в связи с чем изменяется соотношение каналов - то оказывается, что одни колеса уже некому вертеть, тогда как вокруг других толпится слишком много народа. Для иллюстрации этой идеи приведем следующий факт. В России после революции 1917 года вся система предпринимательства и индивидуального хозяйствования была блокирована сверху, так как считалось, что она рождает капитализм. В результате многие "старые" характеры" не находили себе применения, их носители - физически уничтожались. Вновь создаваемые "сверху", из центра, специальные структуры производства не могли быть заполнены добровольно и поэтому понадобился рабский труд. С другой стороны, высвобожденная энергия невостребованных типов личности должна была где-то разряжаться. Открытыми оставались лишь немногие сферы деятельности - политика, война, управление. В них возник своеобразный перегрев. Массовые митинги, демонстрации, "чистки", репрессии, подготовка к войне явились каналами "погашения" избыточной энергии.

В результате семидесяти лет господства советского режима сформировался новый массовый тип личности, легко управляемый сверху, но не способный проявлять инициативу. Он требовал лишь минимальных гарантий защищенности, не вкладывал в труд больших усилий, но и не требовал адекватного вознаграждения за труд. Сегодня вновь возникают проблемы перераспределения энергии членов общества и воспитания новых типов характера, ориентированных на достижение успеха в рыночном обществе.

Для массы людей удовлетворение установок социального характера является, согласно Фромму, настоятельной потребностью. И если каналы разрядки отсутствуют, то возрастает напряженность и вероятен социальный взрыв.

Подобные ситуации возникали и раньше. Фромм отмечает, что в эпоху первоначального накопления успех в экономической деятельности определялся такими качествами, как трудолюбие, настойчивость, обязательность, бережливость, предусмотрительность. Люди стремились меньше потреблять и больше инвестировать. В ХХ веке возникли мощные тресты и корпорации. Личное трудолюбие, бережливость перестали быть главными факторами успеха. Гораздо большую значимость приобрели коммуникативные качества, способность играть роль в организации. В связи с этим социальный характер должен был измениться. В нем усилились "потребительская", "рыночная", "конформистская" и властная ("садо-мазохистская") ориентации. Но, прежде чем было достигнуто соответствие между типом общества и типами характера, западным демократиям пришлось пережить смутные времена застоя и упадка. Подавлением типа мелкого буржуа-предпринимателя объясняется формирование авторитарной личности и в условиях гитлеровского режима. Идеология фашизма, его символы и политическая система явились для авторитарной личности заменой утраченных ценностей мелкого свободного предпринимательства.

Рассматривая роль социального характера в генезисе фашизма, Фромм анализирует "садо-мазохистский" авторитарный характер мелкого собственника, сочетающий в себе стремления к господству и подчинению. Этот характер возник отчасти под влиянием экономических отношений эпохи первоначального накопления, а отчасти как результат протестантской этики труда.

Эпоха раннего капитализма способствовала формированию в людях таких качеств, как рациональность, предусмотрительность, твердость в достижении цели, точность, аккуратность в делах, способность к самоограничению. Этот комплекс черт обеспечивал быстрое обогащение, рост положения в обществе. Однако устойчивость и распространенность такого характера объяснялись не только его экономической эффективностью, но и его тесной связью с кальвиновской доктриной предопределения. Последняя утверждала ничтожность человека перед лицом божественного промысла, неспособность личности повлиять на свою судьбу. Следствием этой доктрины были не пассивность и бездействие, а, напротив, навязчивая невротическая активность. Кальвинист оказался подобен невротику, у которого комплекс неполноценности создает мощное стремление к "сверхкомпенсации". Верящий в предопределение кальвинист, тренированный чувством собственного ничтожества и перспективой адских мук, формирует три важных компенсаторных синдрома. Первый - стремление к господству, эксплуатации окружающего мира - природы, людей, ресурсов, знаний. Второй - подчинение вышестоящему, богатому, власть имущему. Третий - "бегство в работу". Профессия осмыслялась при этом не как средство достижение земных благ, а как божественное "призвание", способ самоутверждения в вечности. Труд в основе своей - иррационален. Он как бы навязывается извне, не имеет конечной цели и никогда не заканчивается. Прибыль, получаемая профессиональным трудом, вкладывается в производство, которое расширяется и требует от человека еще большей самоотдачи.

Фромм отмечает, что не было периода в истории, когда бы жизненная энергия человека столь полно переводилась в работу, как в период первоначального накопления. Протестантизм был религией труда и самоограничения. Эквивалентом человеческой ценности в это время становился капитал.

Многие историки и социологи полагают, что протестантизм явился необходимым условием развития капитализма. Без реформации капитализм не был бы построен. Страны, захваченные ею - Англия, Германия, Голландия - быстро обогнали в экономическом развитии католические страны, такие, как Испания и Италия.

Но протестантский характер эффективен лишь в условиях свободной конкуренции и относительно стабильной экономики. В эпоху монополий и экономических трудностей трудолюбие и самоограничение не гарантирует процветания. Более важными становятся такие черты характера, как смелость, гибкость, авантюризм, умение рисковать.

После поражения в первой мировой войне в Германии среди широких масс появилось чувство неуверенности в завтрашнем дне. Инфляция в считанные часы уничтожала миллионные состояния, нажитые десятилетиями упорного труда. Этика труда утратила смысл. Однако сформированный ею характер не мог перестроиться за несколько лет. Потребность в самоутверждении с помощью рациональной работы, господства и подчинения сохранились. В эту эпоху возникает фашизм, как политическое движение и как идеология. Последняя распространяется именно потому, что предлагает массовому движению символы, компенсирующие утраченные ценности. Стремление к господству находит выражение в чувстве принадлежности к арийской расе. Стремление к подчинению - в культе фюрера, в идее долга перед нацией. Высшим призванием объявляется строительство "тысячелетнего" рейха, "нового порядка". Так протестантский авторитарный характер с помощью новых символов превратился в авторитаризм фашистского типа.

Ни накопительский, ни потребительский характеры не нужны в условиях традиционного сельского хозяйства. Поэтому они не распространены в странах Азии и Африки. Здесь считается, что если у человека есть, что покушать сегодня, то работать ради завтрашнего дня - не имеет смысла. Точность и предусмотрительность не существенны там, где трудовая деятельность регулируется климатическими условиями, где преобладает простой физический труд, не опосредованный техникой.

Социальный характер имеет тенденцию воспроизводиться по инерции, даже утратив свою функциональность. Массы людей медленно адаптируются к новым условиям. Переход от аграрного общества к индустриальному, от индивидуального предпринимательства к централизованной экономике и обратно, оказывается очень болезненным, требует времени и хорошо продуманной стратегии.

В-третьих, важна информационная функция социального характера, который включает в себя не только эмоционально-волевые, но и когнитивные элементы. Волевые устремления опираются на веру и знание. Для феодального лорда вера в Бога была гарантией стабильности и сохранения его привилегий. Он готов был рисковать жизнью ради защиты религии. В капиталистическом обществе институт частной собственности служит основой социального порядка. Поэтому большинство граждан нетерпимо относится к критике частной собственности и коммунистическим идеям. Ориентации характера направляют работу интеллекта: одна информация легко воспринимается, другая - замалчивается, отталкивается, искажается. Усваиваются те идеи, которые подкрепляют существующие верования и привычки. Человек склонен верить в то, что соответствует его надеждам и стереотипам. Когда реальная действительность перестает соответствовать установкам характера, человек, как правило, не склонен внутренне перестраиваться. Он чаще отворачивается от действительности и становится восприимчив к символам и мифам, которые могут поддержать его, уже ставшие иллюзорными, верования. Фашистский миф или миф о социализме легко воспринимались массами вопреки реальности именно потому, что отвечали бессознательным стремлениям и надеждам. Понятно, что иррациональные идеологии особенно легко возникают при бездействии разума, там, где подавляется свободная мысль.

В обществе постоянно происходят столкновения, "скрещивания" характеров. Некоторые из них - крепнут, усиливаются, при этом растет число их носителей. Другие - слабеют и вырождаются, а их носители опускаются "на дно" общества. Случаются "скрещивания" и "мутации" типов личности. В итоге закрепляются характеры внутренне устойчивые, экономически и политически эффективные. Популярные личности порождают себе подобных, дают начало новым общественным движениям и встраиваются в новые иерархические структуры.

Теория социального характера хорошо объясняет роль "человеческого фактора" в социальных процессах, предсказывает массовое поведение и выявляет посредствующие звенья между экономикой и идеологией, базисом и надстройкой. Вместе с тем ясно, что некоторые типы социального характера служат опорой деспотизма или анархии, способствуют духовному разрушению личности. Другие дают толчок творческим и возрожденческим движениям.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-13; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Классификация по направленности личности | Особенности коломийки
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты