КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История становленияЮрий Кофнер: Евразийство и боливаризм Что евразийство для России-Евразии, то боливаризм для Латинской Америки. Или для "Нашей Америки" (исп. Nuestro America), как ее ласково называют боливарианцы чтобы отмежеваться от своего северного соседа. В чем суть боливаризма и почему она является южноамериканской аналогией евразийства? Давайте посмотрим. «Боливаризм» – идейно-политическое течение, возникшее в конце 1970-х годов в Венесуэле в небольшой группе молодых офицеров, которую возглавлял Уго Чавес. Они занялись изучением речей, статей, писем, проектов, а также реальной политики латиноамериканского национального героя Симона Боливара. Многие идеи, поднятые Боливаром, показались им актуальными в современной действительности. Они выступали за построение в Венесуэле социального государства, основанного на принципах культурной самобытности, социальной справедливости, органичной демократии и народного суверенитета. [1] Окончательное оформление боливаризм получил в конце 1990-х годов, когда произошло первое институциональное закрепление «левого поворота» и на президентских выборах 1998 года в Венесуэле победил Чавес. История становления Первое сходство обнаруживается уже при сравнении истории становления боливаризма и евразийства. Если первое выработали венесуэльские офицеры в 1970-х годах, то последнее возникло в 1920-х годах в небольшой группе русских интеллектуалов из среды белогвардейской эмиграции. Многие из них даже воевали во время Гражданской войны. [2] И если поводом для интеллектуальной деятельности первых послужил колониальный режим Северной Америки над Южной в целом, и над Венесуэлой в частности, то для последних это была Октябрьская Революция. Евразийцы всегда считали марксизм-ленинизм порождением западной мысли, и, следовательно большевистское правление - апогеем своеобразной вестернизации России. Боливарианцы построили свою идеологию вокруг работ генерала-освободителя Боливара. [3] Определенной такой аналогичной фигуры для почтения у евразийцев нет, зато можно выявить нескольких: Чингисхана,Александра Невского,Нила СорскогоиИосифа Волоцкого и других. Более того, если предшественниками евразийцев называют славянофилов во главе с Николаем Данилевским и Константином Леонтьевым, то предтечей боливаризма определенно является великий кубинский мыслитель Хосе Марти.[4] Первую свою победу в Латинской Америке (но точно не последнюю) идеология Боливара одержала избранием Чавеса на должность президента Венесуэлы в 1998 году. Институционализация евразийства на постсоветском пространстве началась в 1994 году с знаменитого выступления Н.А. Назарбаева, президента Казахстана, где оно до сих пор является квази-государственной идеологией [5], и сделала титанический сдвиг вперед запуском евразийского интеграционного проекта в 2010 году. С этого же года в речах и поступках президента России В.В. Путина все больше прослеживается "евразийский" след. [6] Кого же считать евразийским Чавесом - прагматика Путина, философа Назарбаева, кого-то другого? Или же еще придет час евразийского Чавеса? Ответ на этот вопрос оставлю за читателем.
|