КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 7. Уроки жизни для бесстыжих развратников⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
“Представьте, каково было подростку…” Higginson, Thomas W. Life of Francis Higginson, First Minister in the Massachusetts Bay Colony. New York: Dodd, Mead, 1891. “Проблемой, с которой пришлось разбираться… ” Oaks, Robert F. “Things Fearful to Name”: Sodomy and Buggery in Seventeenth‑Century New England // Journal of Social History 12, no. 2 (1978). “Некоторые [врачи] попытались… ” Marañón, Gregorio The Evolution of Sex and Intersexual Conditions. London: G. Allen & Unwin, 1932. “Автор делится премудростями…” Fere, Charles Samson Scientific and Esoteric Studies in Sexual Degeneration in Mankind and in Animals. New York: Falstaff Press, 1932. P 145. “Мы, приматы…” Povinelli, Daniel J., Bering, Jesse M., and Steve Giambrone Toward a Science of Other Minds: Escaping the Argument by Analogy // Cognitive Science 24, no. 3 (2000): 509–541. “Дэвид Премак и Гай Вудраф предложили… ” Premack, David, and Guy Woodruff Does the Chimpanzee Have a Theory of Mind? // Behavioral and Brain Sciences 1, no. 4 (1978): 515–526. “Курт Грей пытался разобраться…” Gray, Kurt, et al. More Than a Body: Mind Perception and the Nature of Objectification // Journal of Personality and Social Psychology 101, no. 6 (2011): 1207–1220. “Дональд Мошер и Кевин О’Грейди провели эксперимент…” Mosher, Donald L., and Kevin E. O’Grady Homosexual Threat, Negative Attitudes Toward Masturbation, Sex Guilt, and Males’ Sexual and Affective Reactions to Explicit Sexual Films // Journal of Consulting and Clinical Psychology 47, no. 5 (1979): 860. “Наш мозг систематически собирает… ” McAndrew, Francis T., and Megan A. Milenkovic Of Tabloids and Family Secrets: The Evolutionary Psychology of Gossip // Journal of Applied Social Psychology 32, no. 5 (2006): 1064–1082. “Автор письма выразительно описывал…” Boots [pseud.] The Feelings of a Fetishist // Psychiatric Quarterly 10 (1957): 742–758.
[1]Пер. Е. Наумовой. – Прим. пер.
[2]“Утешение философией” почти не привлекало внимания, пока в XIV веке его не перевел Джеффри Чосер. Определение извращенца, приведенное Блаунтом, берет истоки в переводе Чосером текста 524 года.
[3]Эллис горячо поддерживал исследования в области евгеники и некоторое время даже являлся президентом Института им. Гальтона [современное название], основной задачей которого было улучшение приспособленности (и качества генофонда) нашего вида путем контролируемого скрещивания людей. То, что склонность к сексуальным странностям может передаваться по наследству, Эллиса не смущало.
[4]Эллис, будучи убежден, что сексуальные фетиши уходят корнями в детские переживания, вспоминал, что, когда ему было девять лет, мать в шутку бросила ему в лицо мокрую пеленку младшей сестры. Будучи уже подростком, он однажды прогуливался с матерью в зоологическом саду. Миссис Эллис присела где‑то в кустах, чтобы облегчиться. Хэвлок вспоминал, как звук ударяющейся о землю струи растревожил его, двенадцатилетнего. Прошло не так много времени, и он уже занимался научными измерениями траектории струи мочи своих одноклассников, причем с характерным для него самоанализом отмечал: “Энергия моего собственного мочевого пузыря ниже средней”. Кульминацией стало эмпирическое исследование “Мочевой пузырь как динамометр”. См.: Ellis, Havelock The Bladder as a Dynamometer // American Journal of Dermatology 6 (May 1902).
[5]Андре Жид описал совершенное вместе с Уайльдом незадолго до суда путешествие по Алжиру, где они искали мальчиков для секса. См.: Gide, AndrÉ If It Die: An Autobiography . New York: Modern Library, 1935.
[6]Пер. Л. Мотылева. – Прим. пер.
[7]Узнав о предстоящем выходе в свет книги Эллиса и Симондса, манхэттенский психиатр Аллан Маклейн Гамильтон опубликовал статью “Гражданская ответственность сексуальных извращенцев”. См.: Hamilton, Allan McLane Civil Responsibility of Sexual Perverts // American Journal of Psychiatry 52 (1896). Эллис в общем безразлично относился к гомосексуальности, Гамильтон же считал, что это настолько вредоносное заболевание, что в случае обнаружения постоянных гомосексуальных или лесбийских пар их следует разлучать: “Я твердо убежден, что в таких обстоятельствах можно прибегнуть не только к насильному разлучению; в тяжелых случаях врач должен по собственной инициативе в особом порядке обратиться в суд”.
[8]Мишель Фуко в первом томе “Истории сексуальности” (Foucault, Michel The History of Sexuality . Vol. 1. New York: Random House, 1978) возводит истоки концепции гомосексуальности как биологической сущности, а не просто действия, к малоизвестной статье 1870 года, написанной немецким неврологом Карлом Вестфалем. Тот описал несколько пациентов с “противоречивыми сексуальными чувствами”, которых мы сочли бы явными геями и лесбиянками. Когда я читал историческую литературу на эту тему, мне показалось, что среди западных врачей стало принято считать гомосексуальность психосексуальным состоянием только после подробного разбора темы позднейшими сексологами, например Крафт‑Эбингом и Эллисом (в сочетании с их популярными книгами, которые нашли более широкую аудиторию, чем научные статьи).
[9]Вновь возникшая медикализация гомосексуальности до некоторой степени предоставляла геям и лесбиянкам юридическую защиту от излишне усердных прокуроров, пытавшихся бросить за решетку всех, кого застали за сексом с представителем своего пола, особенно если учесть, что секс между взрослыми гомосексуалами по взаимному согласию еще довольно долго оставался вне закона. Во многих местах показания психиатра о том, что обвиняемый страдает психическим заболеванием, именуемым “инверсией”, могли смягчить наказание за гомоэротические проделки.
[10]Мне жаль, что Библия может настолько подчинить себе способность человека критически мыслить, но религиозные люди обычно цитируют Евангелие от Матфея (5:28): “А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем”.
[11]Пер. С. Лихачевой. – Прим. пер.
[12]Чтобы заглянуть в тайный мир сексуальных фантазий “обычного” человека, прочитайте книгу психолога Бретта Кара. См.: Kahr, Brett Who’s Been Sleeping in Your Head? The Secret World of Sexual Fantasies . New York: Basic Books, 2008.
[13]Пер. И. Багрова, М. Литвинова. – Прим. пер.
[14]Эллис назвал это явление “ретифизм”, в честь Ретифа де ля Бретона, который писал, что, будучи еще мальчиком, “вздрагивал от удовольствия”, краснел и опускал глаза при виде башмачков симпатичной девочки, будто в присутствии самой девочки.
[15]Далее я расскажу об истоках фетишизма более подробно. Социолог Мартин Вайнберг, проводивший исследования среди геев‑подофилов из “Братства ног”, обнаружил, что большинство опрошенных прослеживают связь между своим пристрастием к ногам и конкретными событиями детства. Достаточно часто это были невинные игры с нижними конечностями собственных родителей. “Я спал валетиком с родителями, и отцовские ноги оказывались у моего лица”, – вспоминает один из участников исследования. “Я щекотал отцу ноги, – делится другой. – Мне очень нравилось, когда он смеялся… Он показывал, что ему это очень нравится, это было элементом игры”. Еще один вспоминает: “Когда мне было пять или шесть лет, я снимал с отца обувь и тер его горячие ноги… Они были мягкие и теплые, и ему это явно приносило удовольствие. Обычно он засыпал, и я мог целовать и лизать его ноги”. См.: Weinberg, Martin S., Williams, Colin J., and Cassandra Calhan “If the Shoe Fits…”: Exploring Male Homosexual Foot Fetishism // Journal of Sex Research 32, no. 1 (1995): 17–27. Мужчины в этом исследовании оказались геями, но механизм работает точно так же в случае подофилов‑гетеросексуалов. Группа неофрейдистов попыталась разобраться с ситуацией шестнадцатилетнего мальчика, который с младенчества быть влюблен в ноги матери. Вначале ей казалось это милым, но к тому времени, когда ему исполнилось шесть, привязанность к ногам стала приобретать сексуальный характер: “Когда он лижет ее ноги, у него часто возникает эрекция, и он играет со своим пенисом”. См.: Bemporad, Jules R., Dunton, H. Donald, and Frieda H. Spady The Treatment of a Child Foot Fetishist // American Journal of Psychotherapy 30, no. 2 (1976): 303–316.
[16]Группа ученых решила узнать, все ли вагины пахнут одинаково. Для этого они выделили “вагинальные испарения” десяти женщин. Участницы эксперимента не должны были спринцеваться в течение недели до теста, не вступать в половую связь в предшествующие двое суток, не есть чеснок и пряную пищу, потому что те влияют на генитальные жидкости. То, что нюхальщики смогли различить запахи женщин‑доноров, позволило сделать вывод, что в зависимости от состава обитателей немытой промежности, все женщины на планете пахнут по‑своему. См.: Keith, Louis, Stromberg, Paul, Krotoszynski, B. K., Shah, Joan, and Andrew Dravnieks The Odors of the Human Vagina // Archives of Gynecology and Obstetrics 220, no. 1 (1975): 1–10.
[17]Пер. М. Лозинского. – Прим. пер.
[18]Пер. М. Вульфа. – Прим. пер.
[19]Существуют заметные индивидуальные различия в чувствительности к отвратительному. Рассмотрим некоторые примеры, разработанные психологом Петером де Йонгом для оценочной шкалы. Готовы ли вы “лежать под простыней, под которой вы вчера занимались мастурбацией и на которой видны пятна”, или “прикоснуться к грязному нестиранному полотенцу, которым, возможно, кто‑то вытирал сперму или влагалищные выделения после полового акта (например, полотенце в гостинице)”? (Ведь есть разница между полотенцем из отеля “Фор сизонс”, которым пользовался известный манекенщик, и тем, которым вытирался укуренный сутенер в обшарпанном мотеле.) Но здесь мы говорим о прочих равных условиях. Интересно, что женщины, страдающие вагинизмом, проявляют большее отвращение при мысли о прикосновении к грязным предметам, чем участники из контрольной группы. “С этой точки зрения сложность пенетрации у женщин с вагинизмом может быть отчасти связана с защитной реакцией, вызванной отвращением”, – считает де Йонг. Иными словами, на этих женщин не действует “местный наркоз”. См.: Jong, Peter J. de, et al. Disgust and Contamination Sensitivity in Vaginismus and Dyspareunia // Archives of Sexual Behavior 38, no. 2 (2009): 244–252.
[20]Это происходило примерно в то же время, когда Американская ассоциация психиатров исключила гомосексуальность из официального справочника психических заболеваний (нечто вроде Библии для психиатров). Но еще долгие годы в частных клиниках оставались популярными методы “обращения” геев в гетеросексуалов.
[21]Если у мужчины есть фетиш или парафилия, которая считается преступной или неприемлемой в обществе, то шансы этого “игрока” существенно снижаются. Психология всех мужчин сходна в том смысле, что похоть снижает их моральные стандарты, но в случае потворства своим импульсам при девиантном поведении мужчина оказывается в заведомо проигрышной ситуации.
[22]Пер. М. Климовой и В. Кондратовича. – Прим. пер.
[23]Данные Фесслера и Наваррете касаются чувства отвращения, а не оценочных суждений. Но результаты указывают на то, что в период овуляции у женщин, вероятно, достигает высшей точки “моральное ошеломление” (“это дурно, потому что это отвратительно”).
[24]Этот эффект работает и в обратную сторону: люди пытаются символически очиститься от собственной похоти. Один из наиболее шокирующих примеров – насилие над младенцами в Южной Африке после крушения режима апартеида. В этом обществе распространен “миф о девственнице”, смысл которого в том, что единственный способ излечить ВИЧ‑инфицированного мужчину – это заняться сексом с девственницей. Это привело к тому, что мужчины стали искать самых “девственных” и морально чистых сексуальных партнеров, (которыми, к сожалению, оказались младенцы и маленькие дети). “Ребенок не только подвергался насилию, – пишет социолог Дебора Позел. – Риск заражения ВИЧ мог означать для ребенка смертный приговор”. См.: Posel, Deborah The Scandal of Manhood: “Baby Rape” and the Politicization of Sexual Violence in Post‑Apartheid South Africa // Culture, Health, and Sexuality 7, no. 3 (2005): 246.
[25]Хотя термин “нимфомания” (“женское заболевание, характеризующееся патологическим и бесконтрольным сексуальным желанием”) приобрел популярность в викторианскую эпоху, автором этого термина следует считать французского врача М. Д. Т. де Бьенвиля. Он впервые использовал его в своей диссертации, озаглавленной “Нимфомания, или Рассуждение о бешенстве матки” (1775). В древнегреческой мифологии нимфами назывались божества женского пола, которые обычно изображались в виде юных девушек, ведомых страстями и безудержно совокуплявшихся со смертными обоих полов.
[26]Жеребец (англ .). – Прим. пер.
[27]Кем бы ни был этот “Берт”, стоит отметить его поразительную для своего времени способность игнорировать мнение Эллиса. Утверждать, что ты психически здоров, когда почти весь мир твердит об обратном, требует либо могучего самообмана, либо нечеловеческой моральной ясности. Ирония в том, что большинство экспертов сегодня без колебаний согласились бы со вторым.
[28]До сих пор не доказано, предопределены ли генетикой индивидуальные различия либидо, но это заслуживающая внимания гипотеза. В конце 80‑х годов XX века среди бруклинских евреев‑хасидов была обнаружена большая концентрация связанных родственными узами “гиперсексуалов” (современный термин, обозначающий чрезмерное сексуальное влечение и, как мы скоро увидим, тоже проблематичный для научного использования). См.: Needell, Nancy J., and John C. Markowitz Hypersexual Behavior in Hasidic Jewish Inpatients // Journal of Nervous and Mental Disease 192, no. 3 (2004): 243–246.
[29]Термин “сексуальная зависимость” является спорным, и во многом этот спор происходит только из‑за лингвистики. Противники этого выражения считают, что понятие зависимости применимо лишь к химической зависимости, возникающей в мозге от веществ, попадающих в организм извне – алкоголя и других наркотиков, – и указывают на то, что нелогично говорить о зависимости, когда речь идет о половом влечении. Можно метафорически сравнить порнографию с наркотиком, но естественные чувственные переживания и химические вещества – совсем разные вещи.
[30]Люди с сексуальными отклонениями (зоофилы, педофилы, фетишисты, эксгибиционисты и вуайеристы и т. д.) также могут быть “гиперсексуалами” (на самом деле, те, кто имеет подобные предпочтения, обычно обладают незаурядным либидо), но предложение Кафки относилось лишь к “нормофилам”.
[31]Разногласия обусловлены в основном методами подтверждения информации. Так, предлагается более консервативная оценка: порнографии посвящено около 4 % сайтов. См.: Ogas, Ogi, and Sai Gaddam A Billion Wicked Thoughts: What the World’s Largest Experiment Reveals about Human Desire . New York: Dutton, 2011.
[32]Можно подвергнуть сомнению точность этих цифр, ведь никто не устанавливал скрытых камер в спальнях этих мужчин. Однако анонимность респондентов, а также сходство с результатами, полученными в рамках других исследований, указывает на то, что эти значения ОСР являются достоверными.
[33]Африканцы кикуйю (и многие жители Запада), напротив, считают, что во время беременности половой акт, при котором пенис вводится во влагалище, может нанести вред плоду (в действительности это не так), и мужчины кикуйю обязаны особым образом перевязывать пенис, что не позволяет ему входить во влагалище глубже пяти сантиметров.
[34]Термины “самец человека” и “самка человека” в заглавии книг Кинси в наши дни нужно бы ставить в кавычки, поскольку с тех пор, как вышли эти книги, мы узнали много нового о широком разнообразии полового поведения, например у народа ака.
[35]Религиозное воспитание и связанные с религией представления о сексе также играют сдерживающую роль. Согласно одному исследованию, мужчины‑гиперсексуалы, обратившиеся за медицинской помощью, с высокой вероятностью принадлежат к религиозным группам или отмечают, что религия для них важна. См.: Reid, Rory C., Carpenter, Bruce N., and Thad Q. Lloyd Assessing Psychological Symptom Patterns of Patients Seeking Help for Hypersexual Behavior // Sexual and Relationship Therapy 24, no. 1 (2009): 47–63.
[36]Пер. М. Кузьмина. – Прим. пер.
[37]Некоторые сексологи позже отмечали, что термин “парафилия” неточно отражает смысл девиантных сексуальных желаний и что более верным был бы термин “паралагния”, поскольку по‑гречески лагния значит “страсть”. Действительно, это слово лучше описывает суть явления: речь идет о том, что человека возбуждает, а не о любви как таковой. Но лишь при сочетании любви и полового влечения складываются романтические отношения. Они могут поразительно влиять друг на друга, но это два различных аспекта, и мы рассматриваем именно влечение. В любом случае, прояснив эти детали, мы будем и дальше пользоваться термином “парафилия” для описания необычных сексуальных желаний.
[38]Отчетливо помню, как в семнадцатилетнем возрасте пообещал унести в могилу тайну своей гомосексуальности. (Ну, наверное, я открылся бы некоей тайной лесбиянке – желательно предпочитающей активную роль в сексе, – на которой я бы женился. Мы поклялись бы друг другу на крови ни при каких условиях не выдавать наш страшный секрет.) Два обстоятельства повлияли на мое решение. Во‑первых, однажды в Атланте я чуть не умер от случайной передозировки инсулина, и это заставило меня жить более открыто. Во‑вторых, я благодарен науке: разум перевесил стыд и страх, вытолкнув меня из тени.
[39]Кроме акротомофилов, существуют апотемнофилы, чьи эротические фантазии связаны с ампутацией собственных конечностей. В 2005 году психиатр Майкл Ферст опросил пятьдесят двух мужчин среднего возраста, которые рассказали, что всю жизнь мечтали, чтобы им ампутировали какую‑нибудь конечность. Четырнадцати удалось реализовать эту мечту. Почти все участники имели хорошую работу и университетское образование. Аналогично тому, как транссексуалы говорят, что они чувствуют, будто родились в чужом теле, апотемнофилы не могут избавиться от ощущения, что их “истинное ‘я’” – это ампутант. (Самая желанная модификация – ампутация ноги выше колена.) Многие из участников опроса были в таком отчаянии, что предпринимали огромные усилия, чтобы избавиться от мешающей им части тела. Психиатр нашел людей, которые дробили свои ноги в спортзале, использовали ружья, бензопилу, щеподробилку и даже сухой лед, чтобы избавиться от чуждых конечностей. Они полагали, что если нанесут себе достаточные повреждения, хирург будет вынужден довести дело до конца. Наибольшее сожаление, выражаемое теми, кто все же добился своего, заключалось в том, что они не сделали этого раньше. “Я в полном восторге, прекрасно себя чувствую, и моя сексуальность теперь в норме”, – заявил один из них. “Я наконец обрел покой, меня больше не терзает чувство безысходности”, – говорит другой. См.: First, Michael B. Desire for Amputation of a Limb: Paraphilia, Psychosis, or a New Type of Identity Disorder // Psychological Medicine 35, no. 6 (2005): 926.
[40]Тем не менее, парафилии со временем меняются. В былые времена достаточно часто встречалась агальматофилия (от греч. агальма – “статуя”). Греческие и римские источники часто упоминают о мужчинах, сексуальный интерес которых проявлялся исключительно к каменным изваяниям. Плиний Старший писал о человеке, так полюбившем статую Афродиты, что по ночам тайком обнимал ее, и его выдало влажное пятно, оставшееся на статуе. См.: Scobie, A., and A. J. W. Taylor Perversions Ancient and Modern: I. Agalmatophilia, the Statue Syndrome // Journal of the History of the Behavioral Sciences 11, no. 1 (1975): 51. Для современных агальматофилов предметом страсти становятся натуралистично выполненные куклы в человеческий рост (это педиофилия, от греч. педио , “кукла”; не путать с педофилией). В ближайшее время можно ожидать всплеск численности роботофилов. Хотя агальматофилия осталась в прошлом, развитие технологий принесло нам много нового в области парафилий: от любителей латекса и механофилов, которых возбуждают автомобили, до электрофилов, которым сексуальная жизнь не мила без электрического тока. Диапазон парафилий расширяется не только благодаря технике. Изменения социальных условий могут модифицировать самого человека, и это расширяет возможности влияния на сексуальные предпочтения. Во время войны, например, гораздо чаще можно встретить людей с ампутированными конечностями, чем во время долгого мира.
[41]При последнем подсчете набралось более полутысячи видов парафилий. См.: Aggrawal, Anil Forensic and Medico‑legal Aspects of Sexual Crimes and Unusual Sexual Practices . Boca Raton, Fla.: CRC Press, 2009.
[42]Единственным исключением в этой пустыне научного знания является нынешнее понимание педофилии, которая по понятным причинам преобладала в исследованиях последних десятилетий и привела к своего рода ренессансу исследований на основе научных данных. Принимая во внимание важность темы, мы обсудим педофилию и другие возрастные эротические ориентации в главе 6.
[43]Родители Люси тоже не были в этом заинтересованы. Она родилась в дикой природе, в Африке. Ее мать погибла от рук браконьеров, когда Люси была детенышем. Темерлин “удочерил” сироту.
[44]Чистая правда! Половое возбуждение, связанное с лучами солнца, называется актирастией.
[45]Биастофилия – один из видов парафилий, вызвавший бурные споры о психических заболеваниях и уголовной ответственности. Это подвид сексуального садизма, при котором эротический фокус направлен на сам факт принуждения, будь то особо жестокое изнасилование, угрозы или шантаж. Возбуждение возникает не от телесных повреждений, страданий или унижения, а от факта принуждения к половому акту не расположенного к нему человека. Считается, что лишь небольшое число осужденных насильников относятся к “истинным биастофилам” (особенно рецидивисты и преступники, совершившие насильственные преступления). В эксперименте эти мужчины испытали большее сексуальное возбуждение от видео– и аудиозаписей со сценами насилия, чем от сцен секса по взаимному согласию. У подавляющего большинства мужчин наблюдается диаметрально противоположная реакция, включая большинство насильников. См.: Thornton, David Evidence Regarding the Need for a Diagnostic Category for a Coercive Paraphilia // Archives of Sexual Behavior 39, no. 2 (2010): 411–418.
[46]Тот же эффект можно наблюдать в нежелании прикасаться к предметам, принадлежащим неприятным людям. Захотели бы вы надеть любимый свитер Джерри Сандаски или примерить очки Джимми Сэвила? Вне зависимости от того, обосновано ли отвращение (с логической точки зрения, конечно, нет: испорченная репутация не может “заразить”), оно заставляет держаться подальше от “социальной заразы”, поскольку мы воспринимаем это как сигнал опасности для нашей собственной репутации. Явная демонстрация символического отвращения к таким людям, особенно публичная (надеть свитер Сандаски или очки Сэвила на людях еще менее приятно, чем быстренько примерить их за закрытой дверью лаборатории), говорит окружающим, что вы “не такой”, как этот отвратительный человек. В нашем обществе нет ничего хуже, чем “сущность” “растлителя малолетних”, как в случае Сандаски и Сэвила – это самый ядовитый социальный символ. См.: Rozin, Paul, and Edward B. Royzman Negativity Bias, Negativity Dominance, and Contagion // Personality and Social Psychology Review 5, no. 4 (2001): 296–320.
[47]Среди них часто встречаются люди с нейрокогнитивными расстройствами, связанными с трудной социализацией, например синдромом Аспергера или расстройствами аутистического спектра.
[48]Результат ревматоидного артрита. – Прим. пер.
[49]На этот счет пока нет научных данных, но было бы интересно узнать, как феномен различий между сознательным и подсознательным возбуждением применим к женщинам в период овуляции, учитывая уже имеющиеся данные о “биологически неоптимальных” связях.
[50]Мужчины, которые пытаются скрыть свои девиантные желания с целью социализации (например педофилы, изо всех сил пытающиеся скрыть свое влечение к детям, или мужчины‑гомофобы, маскирующие таким образом влечение к представителям своего пола), демонстрируют те же эректильные реакции, что и мужчины, открыто заявляющие о своей сексуальной ориентации. Разница лишь в том, что мужчины, скрывающие свою ориентацию, демонстрируют возбуждение от объектов (социально неприемлемых), противоположных тем, к которым они, по собственным утверждениям, испытывают влечение (социально приемлемых).
[51]Записано множество воспоминаний мужчин‑парафилов о своем детстве, однако женских историй, указывающих на определенный эпизод, который мог быть связан с особенностями их сексуального влечения, очень мало. В 1960 году некая женщина поделилась с ученым соображениями о том, что послужило началом ее мазохизму: “Когда мне было четыре года, отец застал меня за мастурбацией. Он положил меня себе на колено и отшлепал. Он был в пижаме. Гульфик широко открылся, и каждый раз, когда он заносил руку, мне было видно, как его большой пенис и темная мошонка приближаются к моему рту… С тех пор я подсознательно связывала удары по ягодицам с образом пениса и первого полового возбуждения”. См.: Lukianowicz, Narcyz Imaginary Sexual Partner: Visual Masturbatory Fantasies // Archives of General Psychiatry 3, no. 4 (1960): 432.
[52]Психоаналитический подход к парафилиям объясняется тем, что в начале своей карьеры Штекель был близок с Фрейдом. Книга “Половые аберрации” открыла путь сексологам, рассматривавшим индивидуальные случаи девиантных сексуальных желаний при помощи общепринятых методов.
[53]В 1976 году Джон Мани описал схожий случай. Его пациент‑акротомофил в возрасте пяти‑шести лет пролил себе на ногу очень горячий суп. “Сними! Сними!” – закричал в панике отец. Мальчик подумал, что отец имеет в виду ногу, а не носок. По мнению Мани, это послужило толчком к формированию фетиша ампутации, и образ ампутированной ноги смягчал страх кастрации у мальчика. См.: Money, John Amputee Fetishism // Maryland State Medical Journal 25 (1976): 35–39.
[54]Штекель первым подробно описал этот феномен, но именно Мани придумал термин “акротомофилия” (после того, как к нему в больницу им. Джонса Хопкинса попало несколько пациентов, одержимых ампутацией). Он “обнаружил” и придумал названия для многих парафилий, включая симфорофилию – возбуждение от подстраивания несчастных случаев и катастроф.
[55]Мани придавал излишнее значение роли общества в формировании половой и гендерной принадлежности. Его имя всегда будет связано со случаем “Джона (Джоанны)” (1965). К нему обратились убитые горем родители новорожденного мальчика, который лишился пениса в результате осложнений после обрезания. Мани считал, что гендерная принадлежность обусловлена воспитанием, а не рождением (теперь мы знаем, что противопоставлять их неверно), поэтому он посоветовал воспитывать ребенка как девочку и не рассказывать ему о том, что произошло. Это привело к тяжелейшему кризису гендерной принадлежности у пациента (впоследствии его идентифицировали как Дэвида Раймера из Виннипега) и самоубийству в возрасте 38 лет (2004). См.: Winkler, Claudia Boy, Interrupted: A Tale of Sex, Lies, and Dr. Money // Weekly Standard, June 19, 2000, www.weeklystandard.com/Content/Public/Articles/000/000/011/136eioki.asp.
[56]Вопрос возникновения сексуальных отклонений в небольших традиционалистских сообществах не был научно рассмотрен, по крайней мере, объективно. Так что у охотников и собирателей вполне могут найтись парафилии.
[57]Садистские наклонности встречаются и у женщин, однако среди “истинных” сексуальных садистов преобладают мужчины, особенно когда дело доходит до уголовщины.
[58]Например, в XIX веке стало известно, что женщины из бразильского народа апинайе во время секса вырывают зубами брови своих любовников. Мужчины с микронезийских островов Трук (Чуук) могут ожидать, что их крайне возбужденные жены будут втыкать им пальцы в уши. А до мусульманского вторжения секс у индийцев считался утонченной формой борьбы. Психиатр Динеш Бугра описывает это так: “Мужчина нападает, женщина сопротивляется, и в ходе игры, в которой перемежаются атака и отступление, нападение и оборона, подогреваются страсти”. Бугра объясняет, что во время секса индийцы находились в состоянии измененного сознания, для чего вначале притупляли физические ощущения при помощи садистских действий. См.: Bhugra, Dinesh Disturbances in Objects of Desire: Cross‑Cultural Issues // Sexual and Relationship Therapy 15, no. 1 (2000): 69.
[59]В конце концов Майвеса приговорили к пожизненному заключению за убийство. Приговор противоречив, поскольку обе стороны были взрослыми людьми и добровольно участвовали в произошедшем. Нет сомнений, что этот случай останется поводом для пьяных споров минимум лет сто.
[60]Известна старая история, истинность которой сейчас невозможно проверить: в Зальцбурге жил портной, который якобы убил семь своих жен, защекотав их до смерти.
[61]C другой стороны, если бы он насильно овладел мной, сегодня я, вероятно, выглядел бы как кучка желе. Дело в том, что даже когда речь идет о противозаконном сексе с несовершеннолетними, вероятность психологической травмы снижается, если подросток вступает в такие отношения добровольно.
[62]Одним из немногих воздержался от голосования конгрессмен Брайан Бэрд, представитель Демократической партии из штата Вашингтон, имеющий докторскую степень по клинической психологии. Бэрд заявил, что из 535 конгрессменов лишь десять удосужились прочитать статью Райнда. См.: Baird, Brian N. Politics, Operant Conditioning, Galileo, and the American Psychological Association’s Response to Rind et al. // American Psychologist 57, no. 3 (2002): 189–192.
[63]Сегодня в каждом штате множество собственных нормативных актов, регулирующих такие аспекты, как разница в возрасте сторон и особенности конкретных сексуальных действий. Диапазон обозначен от пятнадцати (в Колорадо) до восемнадцати лет.
[64]Трудно отделить причину от следствия. Вспомните, в главе 3 шла речь о личностном дистрессе, связанном с эгодистонической гомосексуальностью и гиперсексуальностью. Обусловлен ли дистресс сексуальностью человека? Или к нему ведет жизнь в обществе, отвергающем даже безвредные проявления сексуального разнообразия? Формикофилия не может причинить вред никому, кроме, возможно, подвернувшихся под руку букашек. Когда общество отвергает личность, личность отвергает себя.
[65]Некоторое время назад социологи, проанализировав содержимое интернет‑чатов, где общаются педофилы, отметили, что многие разговоры связаны именно с тем, как “не выделяться”. “Смотрите на мальчиков, которые находятся рядом со своими матерями, – посоветовал один из участников в ответ на вопрос, как не привлечь подозрений. – Если приятель заметит, что вы отвлеклись, просто сделайте какое‑нибудь замечание о матери”. См.: Holt, Thomas J., Blevins, Kristie R., and Natasha Burkert Considering the Pedophile Subculture Online // Sexual Abuse: A Journal of Research and Treatment 22, no. 1 (2010): 18.
[66]Статистика показывает, что женщин‑трансвеститов, которых возбуждает возможность надеть мужское белье, почти нет.
[67]Шведские ученые выяснили, что среди фетишистов‑трансвеститов чаще встречаются садомазохисты, чем в среднем среди мужчин. См.: Långström, Niklas, and J. Kenneth Zucker Transvestic Fetishism in the General Population // Journal of Sex and Marital Therapy 31, no. 2 (2005): 87–95. В 1997 году легендарный баскетбольный комментатор Марв Альберт был арестован по обвинению в изнасиловании и содомии (якобы он также сильно искусал женщину за спину), и одна из его изобличительниц добавила, что в момент нападения на обвиняемом были женские трусики и пояс для чулок. См.: Masters, Brooke A. Albert Apology May Clear Record // Washington Post, October 25, 1997.
[68]Существует несколько хромосомных нарушений, в результате которых проявляется биологический гермафродитизм. Это может затруднить и субъективное восприятие собственного пола у человека, и его гендерное самовыражение.
[69]В странах Дальнего Востока, например в Корее, Малайзии, Сингапуре и Таиланде, где гораздо меньше терпимости к женоподобным мужчинам, открыто живущим как геи, отмечена противоположная закономерность. Более 95 % МЖ‑транссексуалов являются биологическими мужчинами, сексуальный интерес которых направлен исключительно на мужчин. В раннем детстве катои обычно имеют женоподобные манеры и внешность. Их не признают геями, но им проще быть принятыми в обществе, чем более мужественным геям, поскольку они “гораздо убедительнее” (то есть социально более приемлемо) выглядят как женщины после физической трансформации в женщин. См.: Lawrence, Anne A. Becoming What We Love: Autogynephilic Transsexualism Conceptualized as an Expression of Romantic Love // Perspectives in Biology and Medicine 50, no. 4 (2007): 506–520.
[70]Конфликт достиг кульминации в 2003 году после выхода в свет книги психолога Дж. Майкла Бейли. См.: Bailey, J. Michael The Man Who Would Be Queen: The Science of Gender‑Bending and Transsexualism . Washington, D. C.: Joseph Henry Press. Бейли объясняет транссексуальность гетеросексуальных мужчин (МЖ), используя теорию аутогинефилии. Многие представители транссексуального сообщества познакомились с этими идеями именно у Бейли.
[71]В книге Нэнси Хант теперь уже взрослая женщина (МЖ) описала себя в раннем возрасте, когда была мальчиком: “Я была помешана на девочках. Я изучала и рассматривала их волосы, их одежду, фигуры… и сокрушалась о различиях между нами. Я умирала от зависти и в то же время возбуждалась. Я хотела обладать ими настолько же, настолько я хотела быть одной из них. В фантазиях, когда я занималась мастурбацией или засыпала, в моих мечтах я занималась сексом с девочкой, но при этом сама тоже была девочкой”. См.: Hunt, Nancy Mirror Image: The Odyssey of a Male‑to‑Female Transsexual . New York: Holt, Rinehart, and Winston, 1978. P. 60. Психотерапевт Энн Лоуренс, специализирующаяся на работе с транссексуалами‑аутогинефилами, приводит много похожих случаев из жизни пациентов – гетеросексуальных мужчин‑транссексуалов, у которых наблюдается общая эротическая мотивация. См.: Lawrence, Anne Men Trapped in Men’s Bodies: Narratives of Autogynephilic Transsexualism . New York: Springer, 2013.
[72]Эдмунд Уайт в “Истории одного мальчика” пишет: “Когда мужчина кладет ногу на ногу, его лодыжка покоится на колене; ‘девчонка’ изящно обвивает одну ногу другой. Мужчина никогда не разглагольствует, изливая чувства; мужчины либо молчат, либо громко орут. Я не умел ругаться: слово ‘блядский’ у меня звучало как ‘пляски’, а ‘черт подери’ я всегда вставлял невпопад” (пер. В. Когана ).
[73]Пер. А. Шестакова. – Прим. пер.
[74]То, что большинству из нас покажется сексуальным насилием, может считаться нормальным в других частях света. В 40‑х годах XX века антрополог, изучавший боливийских индейцев сирионо, писал: “Родители с гордостью отмечают проявление сексуальности у своих маленьких детей. Однажды Эантанду (отец) стимулировал пенис своего спящего сына. Когда у того возникла эрекция, Эантанду с гордостью сказал: ‘Очень твердый пенис. Когда вырастет, будет много сношений’”. Североамериканские индейцы хопи также известны тем, что стимулируют половые органы детей, чтобы те успокоились. Бабушки ласкают ртом гениталии внуков: хопи считают, что это помогает избавить младенцев от колик. У алорезе (Индонезия) матери ласкают половые органы младенцев.
[75]Это неидеальный прогностический метод, но, тем не менее, полезно знать возрастную эротическую ориентацию преступника, поскольку истинные педофилы, однажды вступившие в незаконный контакт с ребенком, демонстрируют большую вероятность рецидива, нежели “приспособленцы”. Ведь возрастная эротическая ориентация не меняется, а совершив преступление, такие люди продемонстрировали неспособность контролировать себя. В отличие от них, “приспособленцы” могут мотивировать свои преступления преходящим состоянием или, по крайней мере, привести иные объяснения, чем сексуальный интерес исключительно к детям. (При наихудшем стечении обстоятельств преступник, жертвой которого стал ребенок, является истинным педофилом и вдобавок официально признан психопатом по результатам лабораторных тестов. Этому описанию соответствует очень мало педофилов, однако они представляют огромную опасность для детей.) См.: Seto, Michael C. Pedophilia and Sexual Offending Against Children: Theory, Assessment, and Intervention . Washington, D. C.: American Psychological Association, 2007.
[76]На основание пениса надевается небольшая надувная манжета. Цилиндр закрепляется таким образом, что воздух внутри изолирован от атмосферы. Манжета присоединена при помощи тонкого резинового шланга к датчику. Он, в свою очередь, преобразует изменение давления воздуха, возникающее из‑за изменения объема пениса, в цифровые данные о напряжении, которые интерпретирует экспериментатор. См.: Freund, Kurt A Laboratory Method for Diagnosing Predominance of Homo– or Hetero‑Erotic Interest in the Male // Behaviour Research and Therapy 1, no. 1 (1963): 85–93.
[77]В 1976 году психологи Вернон Куинси и Сидни Бергерсен обнаружили, что некоторые педофилы в ходе теста используют метод “накачивания”, чтобы ввести в заблуждение экспертов. Для этого человек специально напрягает мышцы пресса и промежности, что приводит к мгновенному небольшому увеличению пениса в объеме, которые прибор считывает как эректильную реакцию на изображения взрослых. (Тем, кто готовился к родам или пытался улучшить контроль над мочевым пузырем, это знакомо как упражнения Кегеля.) Кроме того, некоторые педофилы проносили в лабораторию булавки, которыми незаметно кололи себя, и боль заглушала возбуждение. См.: Quinsey, Vernon L., and Sidney G. Bergersen Instructional Control of Penile Circumference in Assessments of Sexual Preference // Behavior Therapy 7, no. 4 (1976): 489–493.
[78]По крайней мере один ученый, Брендон Сентеруолл, привел убедительные аргументы, что и сам Владимир Набоков, а не только вымышленный Гумберт Гумберт, был скрытым гебефилом (или “педофилом”, как называет его Сентеруолл) и что этот роман был попыткой изгнать своенравного демона, преследовавшего его всю жизнь. См.: Centerwall, Brandon S. Hiding in Plain Sight: Nabokov and Pedophilia // Texas Studies in Literature and Language 32, no. 3 (1990): 468–484.
[79]Это не только гарантирует, что вы не закрываете глаза или отводите взгляд от экрана, но и регистрирует расширение зрачков, которое тоже связано с возбуждением.
[80]Большинство судебных психиатров считает “нормальным” влечение мужчин к девушкам старшего подросткового возраста (“едва за восемнадцать” и “подростковое порно” – достаточно популярные ниши в порноиндустрии), поэтому категория эфебофилии в тест не включается. Вместо этого некоторые модели из категории “телейофилия” могут быть очень молоды. Что касается “истинных геронтофилов”, то они настолько редки, что обычно пожилые модели используются лишь тогда, когда жертвами стали люди этого возраста.
[81]Между прочим, если вы слепой сексуальный преступник и не видите обнаженных моделей, не переживайте: вас не оставят за бортом. Уже подтверждено, что аудиоверсия плетизмографа столь же эффективна. В бланшаровском аудиотесте (Narratives Slides Test ) изображения идут в сочетании с провокационной аудиозаписью, призванной подогреть воображение мужчины. Например, вы можете услышать в наушниках: “Вы сидите рядом с двенадцатилетней дочерью соседей… Вы обнимаете ее за плечи, а пальцы касаются ее груди. Вы замечаете, что у нее уже начала развиваться грудь”. См.: Blanchard, Ray, et al. Pedophilia, Hebephilia, and the DSM – V // Archives of Sexual Behavior 38, no. 3 (2009): 339.
[82]Расовые различия в возрасте наступления менархе использовались для дискриминации. Некоторые законодатели считали, что для девочек афроамериканского, мексиканского и итальянского происхождения должен быть установлен более низкий “возраст согласия”, чем для их белых ровесниц, поскольку они раньше созревают. См.: Robertson, Stephen Age of Consent Laws, http://chnm.gmu.edu/cyh/teaching‑modules/230.
[83]В некоторых районах Океании средний возраст менархе составляет восемнадцать лет. Так что можно сказать, что, например, в Новой Гвинее гетеросексуал‑гебефил – это человек, которого привлекают представительницы коренного населения 17–21 года.
[84]Афинские аристократы двадцати‑сорока лет выбирали себе в “ученики” мальчиков одиннадцати‑двенадцати лет, за которыми ухаживали. Ожидалось, что свободный мальчик должен позволять только своему покровителю вступать с ним в половой акт (или так называемый “секс между сжатых бедер”) в обмен на элитарное образование и социально‑политические выгоды (которые распространялись на всю семью мальчика). В “Пире” Ксенофонт описывает, как богач Каллий торгуется с отцом мальчика по имени Автолик, находящимся здесь же. Читателя может удивить деловой тон разговора. Нет свидетельств, что мальчики были особенно рады тому, что взрослые занимаются своими взрослыми делами между их плотно сжатых бедер, и некоторые современные ученые считают, что такие действия можно считать насилием над детьми. См.: Bloch, Enid Sex Between Men and Boys in Classical Greece: Was It Education for Citizenship or Child Abuse? // Journal of Men’s Studies 9, no. 2 (2001): 183–204. (В платоновском “Федре” Сократ предупреждает мальчиков о мотивах некоторых обожаемых наставников: “Все это надо учесть, мой мальчик, и понимать, что дружба влюбленного возникает не из доброжелательства, но словно ради насыщения пищей: как волки ягнят, любят влюбленные мальчиков” (пер. А. Егунова). См.: West, David Reason and Sexuality in Western Thought . New York: Polity, 2005. P. 23.) Другие, однако, отмечают, что в древнегреческой культуре была широко распространена “регламентированная” педерастия, и нет явных свидетельств тому, что мальчики страдали от душевных или физических травм, связанных с такими отношениями.
[85]“Paidika : журнал о педофилии” выходил в 1987–1995 годах. Его выпускал фонд Stichting Paidika , а редакционная декларация звучала так: “Paidika исходит из понимания того, что мы – педофилы. В наши дни разговор о педофилии (под которой мы подразумеваем добровольные сексуальные отношения между представителями разных поколений) означает разговор о политике подавления. Это среда, в которой мы живем, это часть нашей повседневной жизни и борьбы. Мы публикуем научные исследования, которые документально подтверждены и обоснованы, чтобы показать, что педофилия всегда была и остается правомерным и созидательным элементом человеческого опыта”. См.: Dallam, Stephanie J. Science or Propaganda? An Examination of Rind, Tromovitch, and Bauserman // Journal of Child Sexual Abuse 9, nos. 3–4 (2001): 109–134.
[86]Но не все! См.: Green, Richard D. Is Pedophilia a Mental Disorder? // Archives of Sexual Behavior 31 no. 6 (2002): 467–471.
[87]Развитие этого мотива нашло отражение в книгах и фильмах, например в фильме Луи Маля “Прелестное дитя” (Pretty Baby ), действие которого происходит в Новом Орлеане в 1917 году. Брук Шилдс играет роль Виолет, двенадцатилетней дочери проститутки, чья девственность выставлена на аукцион.
[88]Стоит поинтересоваться, существуют ли значимые культурные различия в вопросе сексуальной привлекательности пожилых людей, особенно женщин. Антрополог Иен Хогбин, описывая жизнь новогвинейского народа вогео, приводит в пример женщину преклонного возраста, которая продолжала активно соблазнять молодых островитян и вступать с ними в половые связи. Она объяснила Хогбину: “Страсть не уходит так же, как зубы. И если женщина еще способна получать наслаждение, ей хочется этого время от времени”. Антрополог Бронислав Малиновский, известный откровенными описаниями полового поведения туземцев Тробрианских островов, обнаружил, что эпидемия венерического заболевания началась с женщины “настолько старой, дряхлой и уродливой”, что никому в голову не приходило ее заподозрить. Из этих этнографических зарисовок, вероятно, можно сделать вывод, что некоторые культуры одобряют секс с пожилыми людьми. Однако в подтверждение эволюционной версии есть по крайней мере одно исследование, которое демонстрирует, что в различных культурах наиболее частая реакция на пожилых как на потенциальных партнеров – ярко выраженная неприязнь. См.: Winn, Rhonda L., and Niles Newton Sexuality in Aging: A Study of 106 Cultures // Archives of Sexual Behavior 11, no. 4 (1982): 292.
[89]Джон Мани определил геронтофилию как “состояние, при котором молодому человеку необходимо фантазировать или совершать реальные эротосексуальные действия с партнером гораздо старше себя для поддержания возбуждения и достижения оргазма”. См.: Money, John Paraphilias: Phyletic Origins of Erotosexual Dysfunction // International Journal of Mental Health (1981): 75–109. Ни Мани, ни Крафт‑Эбинг (который первым описал это явление) не уточнили, что именно в случае геронтофилии значит “гораздо старше”. В 2005 году Адриан Болл предложил для клинических целей установить границу – шестьдесят лет. Но вне зависимости от хронологического возраста объекта геронтофила привлекают именно признаки старения.
[90]В Великобритании жертвами изнасилований в 2–7 % случаев становятся люди старше шестидесяти лет. По крайней мере, в некоторых случаях есть основания считать, что жертвы были выбраны именно из‑за своего возраста. См.: Ball, Hadrian N. Sexual Offending on Elderly Women: A Review // Journal of Forensic Psychiatry and Psychology 16, no. 1 (2005): 127–138.
[91]В 2004 году правительство Германии попыталось творчески подойти к проблеме насилия над детьми. Власти развернули крупную кампанию в СМИ, задачей которой было убедить людей, считающих себя педофилами, обратиться за помощью к профессионалам. Они активно использовали социальную рекламу: рекламные щиты, ролики на ТВ в прайм‑тайм, объявления в газетах, объявления перед фильмами в кинотеатрах. Текст рекламы гласил: “Вам нравятся дети больше, чем вам (им) это нравится? Вы не виноваты в собственных сексуальных желаниях, однако несете ответственность за свои поступки. Мы готовы вам помочь! Не становитесь преступником!” За три года на объявление отреагировали 808 мужчин. Из них только 358 пришли на очную консультацию с психологами в Берлине, так что достаточно много пугливых педофилов ускользнуло после неуверенной попытки обратиться за помощью. Те, кто продолжил контакты, были настроены решительно. Некоторые участники сами приезжали в Берлин из Австрии, Швейцарии, даже Англии. См.: Beier, Klaus M., et al. Encouraging Self‑Identified Pedophiles and Hebephiles to Seek Professional Help: First Results of the Prevention Project Dunkelfeld (PPD) // Child Abuse and Neglect: The International Journal 33, no. 8 (2009): 545–549.
[92]Томас Манн написал “Смерть в Венеции” (что‑то вроде “Лолиты” с гомосексуальным уклоном, или, по словам самого автора, “случай педерастии в жизни стареющего художника”) после того, как потерял голову от “фавненка”, когда был с женой в Вене. В реальности польскому мальчику, сразившему Манна, было не четырнадцать, а одиннадцать лет, и впоследствии стало известно, что это был барон Владислав Мёс. См.: Adair, Gilbert The Real Tadzio: Thomas Mann’s “Death in Venice” and the Boy Who Inspired It . New York: Carroll & Graf, 2003.
[93]Пер. Г. Чхартишвили. – Прим. пер.
[94]Возглавлял это движение профессор медицины Мадридского университета Грегорио Мараньон. В книге “Эволюция секса и интерсексуальных состояний” (1930) он пишет: “Некоторые [врачи] попытались бороться с гомосексуальностью путем замены тестикул гомосексуалиста на тестикулы здорового мужчины. Также использовался метод вживления обезьяньих тестикул… Результаты благоприятны, но все же есть причины для критики”. Мараньон признает, что ему было непросто отыскать такие “благоприятные” результаты в ходе собственных экспериментов: “[В] одном случае… вживление обезьяньей тестикулы усилило его [пациента] либидо, но в сторону гомосексуальности” (с. 168–169).
[95]Фере был убежден, что половые органы геев работают иначе : “В большинстве случаев наблюдается легковозбудимость. Оргазм может произойти в результате малейшего прикосновения, взгляда или запаха любовника” (с. 146).
[96]Кроме того, геи “занимаются гимнастикой. Они не дают волю слезам. Как правило, они любят танцевать, причем с людьми своего же пола… Женственные мужчины особенно любят кучеров, мясников, цирковых наездников и так далее, либо людей с крупными половыми органами” (с. 154).
[97]Фере описывает одну из пациенток‑лесбиянок, выросшую во Франции: “Ее привлекали девушки, ей хотелось гладить их… Она отмечала, что ей было особенно приятно тереться грудью об их грудь. Когда ей было шестнадцать, она впервые почувствовала одновременное возбуждение и в половых органах, выразившееся в увлажнении. С тех пор ее посещали сладострастные сновидения, в которых главную роль играли девушки” (с. 222). Даже после того, как с подачи другой лесбиянки она постигла, словами Фере, “науку трения внешними половыми органами”, грудь всегда оставалась в центре ее внимания.
[98]Религиозная группа, известная своим резко негативным отношением к гомосексуалам. – Прим. пер.
[99]Ученые расходятся в мнениях относительно того, присуща ли способность моделировать сознание других исключительно людям – или же нам пока просто не удалось обнаружить эту способность у других неговорящих животных (человекообразные обезьяны, собаки, дельфины и вороны, вероятно, тоже обладают некоторой способностью рассуждать о сознании других). Но все ученые согласны, что именно люди являются “прирожденными психологами”. Это не значит, что мы “умнее” или “лучше”: вы же не станете утверждать, что эхолокация делает летучих мышей умнее или лучше, чем слон с хоботом, – они просто разные. См.: Nielsen, Mark, et al. Social Learning in Humans and Nonhuman Animals: Theoretical and Empirical Dissections // Journal of Comparative Psychology 126, no. 2 (2012): 109–113.
[100]Этим качеством мы не обладаем от рождения. Существуют исследования, подтверждающие, что способность к моделированию сознания других развивается к четвертому году жизни.
[101]Поэтому сами по себе мысли, в сущности, безвредны.
[102]Если только вы не стоите на позициях крайнего солипсизма.
[103]Каждый участник оценивал каждую модель лишь однажды, при этом на каждую модель приходилось по два одинаковых изображения – в обнаженном и в одетом виде. (Каждому участнику демонстрировалось несколько фотографий, где были и одетые и обнаженные люди, но ни один из участников не видел одну и ту же модель в двух вариантах.)
[104]Пер. О. Акимовой. – Прим. пер.
[105]Мужчины‑участники, смотревшие фрагменты, содержавшие анальный секс между мужчинами, не только испытали более негативные эмоции, чем те, кто смотрел сцены, где один мужчина занимался мастурбацией, но также сообщили, что испытали “ощущения в половых органах”. Авторы исследования сделали вывод, что гнев и отвращение по отношению к мужчинам‑геям – это реакция на их собственные подавленные желания. Позднее психолог Генри Адамс сопоставил показания плетизмографа с информацией, предоставленной самими участниками. Адамс обнаружил общую закономерность: чем агрессивнее мужчина настроен против геев, тем сильнее его эректильная реакция на гей‑порнографию. См.: Adams, Henry E., Wright, Lester W., and Bethany A. Lohr Is Homophobia Associated with Homosexual Arousal? // Journal of Abnormal Psychology 105, no. 3 (1996): 440–445. Есть и альтернативная интерпретация: гнев, направленный на гомосексуалов, вызывает общее физиологическое возбуждение, влекущее эрекцию. Решайте сами, какая интерпретация вернее.
[106]ЛГБТК – социальная совокупность лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров, квир‑индивидов. – Прим. пер.
[107]В духе теории полового импринтинга Бутс считал, что его фетиш возник из грубых игр с другими мальчиками: “Мои ранние детские и школьные удовольствия связаны с резиновыми сапогами, которые носили мои друзья. Когда мы боролись, я обычно оказывался снизу, а победитель (и я был рад этому) зажимал мои ноги своими резиновыми сапогами. Или я нарочно просовывал голову между его ног, обутых в резиновые сапоги, а он ее сжимал, как фиксируют корову в стойле”. См.: Boots [pseud.] The Feelings of a Fetishist // Psychiatric Quarterly 10 (1957): 745.
|