Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


III. Элементы, близкие к перекладине




Включают в себя:

§ многочисленные подъёмы разгибом, двумя, назад, дугой и т. д.;

§ обороты назад в стойку на руках;

§ большие обороты с перемахами типа «Штальдер» и «Эндо»;

§ большие обороты вперёд с спадом вперёд и подъёмом разгибом в стойку на руках («Вейлер»);

IV. Элементы в обратном хвате и в висах сзади

В основном сюда входят специфические элементы типа:

§ элементов в висе сзади хватом сверху и снизу — подъёмы махом вперёд, русские обороты и т. д.;

§ элементы с «продевом» ног и движением в стойку на руках (выкрутом, прыжком или поворотом) типа «Адлер»;

§ элементы в обратном хвате типа итальянских оборотов;

V. Соскоки

Соскоки может поделить на следующие виды:

§ махом вперёд сальто/кратные сальто(двойные, тройные и т. д.) назад с поворотами и без;

§ махом назад сальто/кратные сальто(двойные, тройные и т. д.) вперёд с поворотами и без;

§ махом назад сальто/кратные сальто(двойные, тройные и т. д.) назад с поворотами и без;

§ махом вперёд сальто/кратные сальто(двойные, тройные и т. д.) вперёд с поворотами и без;

§ лёты с поворотами и без, также с добавлением контр-сальто назад;

§ соскоки 1,5 и более сальто назад через перекладину и 1,5 и более сальто вперёд через перекладину.

Эволюция комбинаций гимнастов на перекладине

Е годы

В 1950-е годы комбинации гимнастов на перекладине включали в себя не так много элементов. Комбинация включала в себя оригинальный подъём, различные варианты оборотов, элемент с фазой полёта и соскок.

В качестве подъёма можно было увидеть различные элементы:

§ подъём двумя с перемахом ноги врозь в вис;[4]

§ так называемый «финский подъём» или мах дугой назад с поворотом на 180 с последующим подъёмом махом назад;

§ подъём махом назад с перемахом ноги врозь и поворотом на 180 градусов с приходом в угол вне. Так же можно было увидеть подъёи махом назад с перемахом ноги вместе через боковую плоскость (по примеру кругов на коне) в упор сзади;

§ подъём махом вперёд с перемахом через боковую плоскость в вис или с поворотом на 180 в упор;

Большие обороты усложнялись массой поворотов вокруг руки как на 180, так и на 360 градусов. Нередко использовался скрещенный хват (гимнаст брался за гриф руками накрест). Отметим, что ещё в 50-е годы, гимнасты в массах прекрасно владели такими сложнейшими движениями — как большие обороты назад в висе сзади, чего редко увидишь даже в 2000-е. Также обороты усложняются простейшим перемахом — оборот названный именем Штальдера.

Элементы с фазой полёта были представлены скромным набором простейших подлётов и перелётов. Наиболее популярными были махом назад подлёт с поворотом на 360 в вис и перелёт углом (предножка).

Соскоки были достаточно разнообразны, но не очень сложны. Они включали в себя соскоки лётом, срывом из оборота назад не касаясь, а также сальто. В начале 1950-х соскок сальто назад прогнувшись был очень распространён. Но в конце 1950-х уже сальто было усложнено поворотами на 360 и более, а также исполняются двойные сальто назад.

Е годы

Комбинация на перекладине все более насыщается поворотами на 360 градусов в обратный хват и из обратного хвата. Помимо оборотов Штальдера, чаще начинают встречаться обороты вперёд с перемахом — Эндо. По прежнему, используются обороты назад в висе сзади. Также, практически в каждой комбинации встречаются обороты типа «Адлер» — большой оборот вперёд с продевом и выкрутом плеч в обратный хват. А в конце 1960-х в оборот Адлера добавляется и поворот на 360 градусов, правда выбив выше уровня грифа как правило не превышал 45 градусов.

Элементы с фазой полёт всё более насыщаются перелётыми с активным броском. Простейший перелёт углом, с перемахом через боковую плоскость, был малоэффективным, так как после него было невозможно выполнить большой оборот назад, из гашения всего импульса.

Советский гимнаст Михаил Воронин усовершенствует перелёт углом, выполняя поворот иным способом. Теперь поворот выполняется не в противотемп движению, а по темпу. Что позволяет сохранить импульс вращения.[9]

Перелёт «Воронина» впоследствии ещё модифицируется. Гимнасты выполняют перелёт всё ближе к прямому телу, усовершенствуется и принцип выполнения поворота — появляется перелёт Маркелова ноги врозь.

Соскок в массах, как правило представляет собой лёт с поворотом на 360 градусов или двойное сальто назад.

Е годы

В плане оборотов, упражнения гимнастов не сильно меняются. Правда, Адлеры как с поворотами, так и без постепенно вытесняют оригинальные элементы в висе сзади. Вообще, комбинации в плане разнообразия структурных форм элементов, становятся менее разнообразными, зато более сложными.

А вот в сфере элементов с фазой полёта и соскоков происходит буквально качественный эволюционный скачок вперёд! Появляются сальто махом назад в вис как ноги врозь, так и согнувшись (сальто Егера). В 1977 году исполняется сальто Делчева — махом вперёд подлёт с поворотом на 180 и сальто вперёд ноги врозь в вис, а в 1978 году Эберхард Гингер исполняет более популярную версию этого движения — полпируэта назад согнувшись в вис.

В 1977 году исполняется элемент, открывший целую новую эпоху перелётов. Александр Ткачёв выполняет контр-перелёт ноги врозь назад на махе вперёд с приходом в вис.

1970-е годы подарили гимнастическому миру и совершенно новые типы перелётов. Речь идёт о сальто через гриф с приходом в вис. Если в начале 70-х подобные движения считались нереальными, то в конце их появились исполнители, опровергшие это представление. Первым гимнастом, который смог выполнить сальтовый перелёт, был венгерский гимнаст Петер Ковач.А именно на чемпионате мира 1979 года [12], он выполняет уникальный элемент. 1,5 сальто назад в группировке через гриф, но не в соскок, а в вис. Данный перелёт станет важнейшим элементом последующих поколений гимнастов и неким уровнем, определяющим мастерство гимнаста. Следует заметить, что в 80-е годы этот перелёт практически никем не исполнялся, а стал популярным лишь в начале 90-х.

Чуть позже американский гимнаст Митч Гейлорд выполняет аналогичный перелёт, но уже на основе сальто вперёд. На Олимпиаде 1980 года этот сложнейший элемент стал изюминкой его комбинации. Гейлорд является автором двух элементов. Первый элемент «Гейлорд I» — это из виса махом назад полуторное сальто вперёд через гриф в вис. Второй перелёт «Гейлорд II» — это очень оригинальный элемент. По сути является сальто Гингера, выполненного сильно выше грифа, но гимнаст берётся за гриф хватом снизу, перелетая через него. Получается сальто Гингера, но только через гриф. Чуть позже (в 80-х годах) был выполнен подобный перелёт «Пинеда» — с добавлением поворота на 180 градусов (то есть в сумме выполняется сальто назад с поворотом на 360 через боковую плоскость). Заметим, что сальто Гейлорда стали популярными не в 80-е годы (когда они были впервые выполнены), а к Олимпиаде 1992 года, как и перелёты Ковача.

Соскоки усложняются на несколько ступеней. От двойного сальто назад в группировке, гимнасты в массах переходят к соскоку двойным сальто назад с поворотом на 360 (впервые выполнен японским гимнастом Мицуо Цукахара). Чуть позже начинаются попытки выполнения важнейшего в плане развития движения, соскока двойным сальто назад прогнувшись. И наконец, в самом конце 1970-х годов, советский гимнаст Николай Андрианов выполняет супер-сложный соскок тройным сальто назад в группировке (на чемпионате СССР впервые выполнен Геннадием Крысиным).

Е годы

По степени эволюции комбинаций, 80-е безусловно можно считать апогеем развития. Комбинации настолько сильно и быстро прогрессируют, что можно только поражаться. Прогресс касается всех структурных групп элементов.

§ Обороты.

В 1980-е годы в массах гимнасты начинают исполнять различные большие обороты на одной руке. Таких оборотов исполняется несколько подряд, в том числе с различной степенью поворотов (как на 180, так и на 360). Данные движения достигают максимума развития после исполнения оригинального оборота Зоу Ли Мин — большой оборот вперёд на одной руке с поворотом на 360 в одну и сразу в другую сторону. Элементы Адлера исполняются исключительно в стойку на руках. Причём с разнообразными усложнениями — скажем повороты выполняются в вис на одной руке и т. д. Большие обороты назад в висе сзади, хоть стали и редкостью, но зато также усложняются. Вход в обороты осуществляются махом вперёд продевом ног в упор сзади не касаясь. Из оборотов выход осуществляются уже не простым «выдевом» в вис, а сложным «выдевом» ног в стойку на руках.

§ Элементы с фазой полёта.

Уже в начале 1980-х (на чемпионате мира 1983 года) ряд гимнастов исполняют перелёты Ткачёва и сальто Гингера в связках (по 3-4 элемента подряд). В 1987 году эти связки исполняются уже с усложнёнными вариантами этих элементов — как с виса на одной руке, так и в вис на одной руке. К примеру, исполняется связка: перелёт Ткачёва с одной руки — перелёт Ткачёва — сальто Гингера.

Помимо перелётах в связках, значительно усложняются и сами эти движения. В 1983 году на чемпионате мира советский гимнаст Александр Погорелов исполняет рекордные технические элементы! Первый из них — это махом назад пируэт прямым телом в вис (сальто Погорелова). Второй элемент — это махом вперёд 1,5 пируэта назад прямым телом в вис. Чуть позже этот элемент будет выполнен с оборота на одной руке румынским гимнастом Никусором Паску.

В 1987 году Валерий Люкин демонстрирует высшую степень развития перелёта Ткачёва — прямым телом. А чуть позже исполняет его и с поворотом на 360 градусов!

Перелёт Маркелова уже исполняется прямым телом ноги вместе (правда данный элемент уже становится неотличим от перелёта Воронина прямым телом) — перелёт Ямаваки. А чуть позже появляется и его усложнённая версия с поворотом на 360 градусов (Вальстром).

Советский гимнаст Виталий Маринич также стал автором уникального элемента (правда в заграничной документации этот элемент носит имя Ксяо Руизи) — махом вперёд контр-сальто вперёд в вис. По существу, это новая уникальная модификация контр-движения, на котором основан перелёт Ткачёва. Сальто Маринича демонстрирует безграничную возможность выполнения разнообразных форм вращения и создаёт предпосылки на будущее, для выполнения высшей формы этого движения — перелёта Ткачёва с добавлением контр-сальто вперёд.

§ Соскоки

Также отметим прогресс в области выполнения соскоков. Если в 1970-е годы в основном, это были двойные сальто назад в группировке с пируэтом и лишь за редким исключением — тройное сальто. То в 1980-е годы, тройное сальто становится стандартным соскоком всех гимнастов высшего уровня. А на чемпионате мира 1987 года немецкий гимнаст Майк Белле даже исполняет тройное сальто назад с поворотом на 360 градусов в соскок! Выполняется соскок тройным сальто вперёд, двойным сальто назад прогнувшись с одним, и даже двумя пируэтами! Также, ряд исполнителей выполняют и соскоки через гриф. Например американец Хейден стал известен, благодаря сложнейшему соскоку — 1,5 сальто назад прогнувшись через гриф с поворотом на 360. Или скажем соскок 1,5 сальто вперёд в группировке с поворотом на 540 градусов.

Е годы

В 1990-х годах комбинации на перекладине не сильно меняются. И прогресс уже не такой яркий, как в предыдущем десятилетии. Олимпийские игры 1992-го года и финал на перекладине показывают тенденции развития комбинаций на данном снаряде. Часть гимнастов, по прежнему строят свои комбинации на основе перелётов, выполненных с одной руки (Виталий Щербо). Эта тенденция сохранится до 1996 года включительно. Потом, постепенно таки перелёты полностью «вымрут» из арсенала гимнастов. Другая часть гимнастов, во всю занимается освоением нового типа перелётов «Ковач» в самых разных их вариантах. Чемпион Олимпиады 1992 года на перекладине — Димас Трент, как раз включил в свою программу эффектную, но очень рискованную новинку. Третья часть гимнастов выполняет различные варианты перелётов Гейлорда I — согнувшись, ноги врозь, в группировке. Но позднее, эти перелёты станут практически раритетными. Останется крайне мало исполнителей, включающих в свои программы эти перелёты. К Олимпийским играм 1996-го года перелёт Ковач освоен уже большим количеством гимнастов. Некоторые из них значительно усложнили его, а также добились высочайшего уровня исполнения. Отметим Российского гимнаста Алексея Немова, который включил в свою программу целых три перелёта Ковача (в группировке, согнувшись, прогнувшись), а также выполнил связку Ковач согнувшись + Гингер. Иван Иванков выполняет на чемпионате мира связку из двух Ковачей подряд. А чуть позже исполняет уникальный перелёт — Ковач с поворотом на 360 градусов (впервые выполнен Кольманом). Данная связка повторена гимнастом из Казахстана — Федорченко и японцем Хатакедой.

В оборотовых вращениях ставится эксперимент — гимнастов директивно заставляют включать в программу «аномальные обороты». То есть большие обороты вперёд (также с перемахами или поворотами) хватом сверху. Но после Олимпиады 1996-го года от них отказываются из за спорности пользы таких движений. В остальном, ничего нового в плане оборотов не появляется.

Годы

В период с 2000-го по 2010-й год произошли просто революционные изменения в Правилах проведения соревнований, что конечно же отразилось на комбинациях спортсменов. Если в предыдущее десятилетие гимнасты в основном использовали отдельные сложные элементы для увеличения сложности комбинации, то с 2000-го года начали действовать новые правила, которые позволяют гимнастам набрать сложность за счёт соединения элементов группы D и выше. Это привело к тому, что гимнасты начали выполнять подряд как можно больше разных элементов. Комбинации гимнастов высшего уровня достигали сложности в 10 баллов, но реальная их сложность сильно различалась. Например, наиболее распространёнными в комбинациях были соединения оборотов в обратный хват: Рыбалко в обратный хват + большой оборот вперёд в обратном хвате и из обратного хвата подхват в хват снизу и поворот на 360 в обратный хват — большой оборот вперёд с подхватом и поворотом на 360 в смешанный хват и т. д. И таких вертушек, которые не сильно отличаются друг от друга, да и не требуют разносторонних навыков, было великое множество. Комбинации выглядели однообразно и незрелищно, так как включали в себя помимо оборотов лишь один (не самый сложный) перелёт. Можно сказать, что период с 2000-го по 2005-й год, в массах гимнастов, лётовые элементы не только не эволюционировали, но даже деградировали. Но небольшая группа гимнастов, тем не менее, выполняла совершенно иные комбинации. Наглядный пример такой программы продемонстрировал российский гимнаст Алексей Немов. Он выполнил связку из 4 элементов с фазой полёта, и в придачу ещё два отдельных перелёта Ковача. Подобная комбинация сильно отличалась в зрелищности и реальной сложности, но оценивалась точно также, как комбинации первого типа. Ещё более прогрессивные комбинации продемонстрировали итальянец Игорь Кассина, а также белорус Иван Иванков и украинец Валерий Гончаров. Кассина стал автором уникального по сложности (для этого элемента даже не существовало ещё новой группы сложности G, которая появится лишь позднее) перелёта — Ковач прямым телом с поворотом на 360. Плюс к этому сложнейшему перелёту, в свою комбинацию он включил Ковач прямым телом и перелёт Кольмана. Гончаров и Иванков исполняют рекордные связки из перелётов — Ковач в группировке + Ковач в группировке с поворотом на 360 (Кольман).

Такая существенная разница в реальной сложности комбинаций и скандал с оценкой этих программ на Олимпийских играх 2004-го года заставили руководство FIG ещё раз изменить правила. В этот раз (в 2006-м году) произошли не просто изменения, а целая революция в системе оценки программ. Помимо оценки за технику, была введена оценка за сложность, которая учитывала каждый элемент отдельно, а также связки между отдельными сложными элементами. Гимнаст теоретически сможет набирать базу условно бесконечно, путём усложнения элементов в программе.

Что же произошло с комбинациями гимнастов. Если до 2006-го года, комбинация гимнаста состояла из 3-5 сложных элементов и остальные элементы были лишь нужны для набора специальных требований, то с 2006-го года комбинации представляют собой 10 сложнейших элементов.

Если комбинация Немова совсем недавно была вершиной сложности, то уже на чемпионате мира 2009-го года выполняются такие программы, которые превосходят её по сложности как минимум в два раза. Усложнились обороты. Теперь выполняются сложнейшие продевы Адлеры с поворотами и прыжками в связке с перелётами, что раньше можно было встретить лишь у единиц исполнителей. В массах подобные движения освоены всеми гимнастами мира. Штальдеры выполняются только с прыжком, да ещё и поворотом на 360 или 540 градусов и как правило в обратный хват двумя руками. Элементы с фазой полёта опять таки в массах стали выполняться групп Е и выше. Перелёты Кассины, Ткачёва прямым телом с поворотом на 360, сальто Погорелова и т. д. всё чаще встречались в программах спортсменов. Исчезли связки из 3-4 простых перелётов как в комбинации Алексея Немова. На замену им, пришли связки, которые первыми выполняли Гончаров и Иванков — связки перелётов Ковача. Одним из лучшим исполнителем их стал гимнаст из Нидерландов Эпке Зондерланд. Соскоки остались на том же уровне (двойное сальто назад прогнувшись с поворотом на 720 или тройное сальто назад в группировке). Видимо, усложнение соскоков — дело будущих лет.

Если подвести итог эволюции комбинаций гимнастов то можно выделить несколько аспектов в данном вопросе:

— комбинации гимнастов до 2006 года были похожа на цирковые номера. То есть комбинация содержала 3-5 сложных элементов, а остальные только для «добора» до 10 баллов в базовой оценке. С 2006-го года комбинации стали напоминать «марафон» из 10 элементов со сложностью «выше среднего»;

— от связок оборот+оборот гимнасты перешли к сложным связкам типа оборот+перелёт и перелёт+перелёт. Простые связки из перелётов групп «С» исчезли, на смену им пришли связки из перелётов группы «D» и выше;

— сложность комбинаций возросла в массах гимнастов. Если раньше отдельные сложнейшие связки элементов и отдельные перелёты делали 1-2 гимнаста в мире, то с 2006-го года эти связки выполняют огромное множество спортсменов;

— но помимо прогрессивных изменений произошли и нежелательные. Например, из арсенала гимнастов практически полностью исчезли целые структурные группы элементов. Элементы в висе сзади; соскоки лётом, дугой, срывом, контрсальто назад на махе назад, сальто через гриф и т. д.; контрсальто вперёд в вис; обороты на одной руке и т. д. Современная гимнастика ставит высокие требования к сложности элементов, но в определённой степени из-за этого страдает разнообразие движений.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты