КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Строфа СЕДЬМАЯ
Как мирские боги могут спасти других, Когда они сами пленники сансары? Поэтому принимать Прибежище в неизменных Трех драгоценностях — Это практика Бодхисаттвы.
Следует отождествляться с надежным Прибежищем. Мирские боги не могут гарантировать нам безопасного перехода в другую жизнь. Они сами жертвы своей кармы и болезненных эмоций: они не смогли бы поручиться, что и мы не кончим так же, как они. Мирские боги могут быть просто божествами какой-то определенной местности или богами, возникающими из наших концепций. Когда мы принимаем Прибежище, нам следует убедиться, что мы принимаем его в тех, кто способен гарантировать нам нечто нерушимое. Поэтому стоит принимать Прибежище в Трех драгоценностях, а именно в Будде, Дхарме и Сангхе. Такова практика Бодхисаттв. Теперь я хотел бы объяснить подробнее, что значит «немирское» Прибежище. Это Три драгоценности. Существует два аспекта Прибежища, мы можем их описать как прибежище, находящееся прямо перед нами, и как прибежище, с которым мы должны отождествиться, то есть прибежище, которое мы стремимся обрести. Обычно, каждый раз принимая Прибежище, мы признаем, что Будда является нашим проводником, или примером того, как можно достичь Просветления — совершенного состояния окончательного счастья. Мы понимаем, что Дхарма — это путь, который приведет нас к этому состоянию. А Сангха — указатель, необходимый для того, чтобы знать, что мы на верном пути (в соответствии с тем, какой Колеснице, или «яне», мы следуем). Отождествляясь с Тремя драгоценностями и принимая их в качестве абсолютного Прибежища, мы понимаем, что оно очистит все негативное: болезненные эмоции, омрачения, страхи и страдание. Существует Прибежище тела, речи и ума. Когда мы от всего сердца принимаем Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, это называется Прибежище ума. Прибежище речи мы принимаем тогда, когда повторяем текст Прибежища на любом привычном для нас языке, с вышеупомянутым пониманием и мотивацией. Прибежище тела — когда из великой преданности и уважения мы физически простираемся перед Тремя драгоценностями, стремясь отринуть гордость. Мы пытаемся практиковать путь Бодхисаттвы для достижения абсолютного состояния Будды. Для этого мы должны отождествиться с этим состоянием как с «абсолютным Прибежищем». Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе мы принимаем не из слепой веры, не без причины или ясного понимания. Напротив, мы делаем это благодаря тщательному анализу истинности. Например, нам необходимо понять, что это достижение Будды абсолютно — его суть неотличима от трех Состояний: истины, радости и излучения. Будда — это такой уровень ума, на котором все они осуществлены совершенно и ясно. Это именно то состояние, которого мы стремимся достичь, говоря, что принимаем Прибежище в Будде или в Просветлении. Подобным же образом мы должны осознавать, что Дхарма — это основа абсолютного Просветления, сочувствия и любящей доброты и инструмент для достижения всего этого, то есть мудрость и методы. Наконец, с Прибежищем в Сангхе мы обращаемся к Бодхисаттвам с высоким уровнем постижения. В них мы принимаем Прибежище. К принятию Прибежища мы приходим после того, как освоили шесть приведенных выше тренировок ума, почувствовали, что должны найти способ перестать цепляться за сансару. Из-за этого мы ищем Прибежище в Трех драгоценностях. Мы закончили обсуждение подготовительных практик — семи упражнений ума. Далее следуют два стиха, в которых описываются методы работы с умом в зависимости от наших сегодняшних возможностей. Всех людей можно разделить на три группы по способностям и потенциалу. Конечно, в окончательном смысле у каждого есть потенциал достичь Просветления. Но у одних возможности большие, у Других средние, а у третьих и того меньше — это обусловлено прошлой кармой и склонностями. Первое поучение предназначено для начинающих.
|