КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Николай Бердяев Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Второе исправленное издание. Paris: YMCA-Press, 1970, 244 c. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В этих письмах Николай Бердяев подводит итог всем мыслям своим по социальной философии и направлены непосредственно к недругам, людям враждебного его духу, противного его чувству жизни, чужих его мыслей. Извлечения...Письмо четвёртое. О нации (с. 72-87). “Вы не способны были проникнуть в интимную тайну национального бытия. Правда, вы признаёте право угнетённых национальностей и для этих национальностей готовы стать самыми крайними националистами. Многие из вас выставляют на своём знамени право самоопреления национальностй. Но это и доказывает, что к тайне национального бытия вы можете подходить лишь внешне, что внутри её вам нет доступа.Вы готовы были признать национальное бытиё и национальные права евреев или поляков, чехов или ирландцев, но вот национальные права и национальное бытиё русских вы никогда не могли признать. И это потому, что вас интересовала проблема угнетения, но совершенно не интересовала проблема национальности. Вы провозгласили право свободного самоопределения национальностей, нисколько не интересуясь самими национальностями и даже не веря в существование такого рода реальностей. Вам нужно это “ свободное самоопределение”, как способ борьбы за ваши политические и социальные идеалы, за отвлеченные равенство и свободу, а не за конкретное национальное бытиё, не за национальный расцвет. Поистине в национальном бытии есть недоступная для вас иррациональная тайна, скрытая глубоко в земле. Вы никогда туда не проникаете, вы всегда остаётесь на поверхности”.... “Вы не знаете конкретного человека в плоти и крови, в роде и племени, человека национального....Тайна всякого национального бытия заслуживает сочувствия. В вашей интернационалистической борьбе за освобождение и уравнение национальностей не чувствуется восприятия национальных ликов, нет в ней любви к национальному образу. Прав был К. Леонтьев, когда он признал вашу национальную политику лишь орудием всемирного разрушения и увидел в ней лишь торжество демократии и космополитизма. Ваш принцип “право самоопределения национальностей” - cтало опошлением в русской революции, есть антиисторическая абстракция, выдуманная теми, которые отрицают ту неповторимую реальность, которая именуется национальностью. “.... “Вопрос о правах самоопределения национальностей не есть вопрос абстрактно-юридический. Он упирается в иррациональную жизненную основу, которая не подлежит никакой юридической и моральной рационализации. Все исторические национальности имеют совершенно разные, неравные права и они не могут предъявлять одинаковых притязаний. Нация есть категория историческая, по преимуществу, конкретно-историческая, а не абстрактно-социологическая. Она есть порождение совершенно своеобразной исторической действительности и тайны её не доступны тем, которые совершенно лишены чувства исторической действительности, которые пребывают целиком в абстрактных социологических категориях. ...Поистине нация не поддаётся никаким рациональным определениям. Никакие рационально уловимые признаки не исчерпывают её бытия. Всё дальше и дальше в таинственную, иррациональную глубину уходит бытиё нации по мере приложения к ней рациональных психологических или социологических определений. Бытиё нации не определяется и не исчерпывается ни расой, ни языком, ни религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотя все эти признаки более или менее существенны для национального бытия. Наиболее правы те, которые определяют нацию, как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание. В этой точке национальное сознание погружено в глубину жизни, в недра исторической реальности, единой и неповторимой. Еврейский народ глубоко чувствует это таинственное единство исторической судьбы”. “Национальность есть та сложная иерархическая ступень, в которой наиболее сосредоточена острота исторической судьбы. В ней природная действительность переходит в действительность историческую. Если одностороння и неверна исключительно антропологическая, расовая философия истории (Гобин, Чемберлен и другие), то всё же в ней есть какая-то правда, которой совсем нет в отвлеченной, социологической философии истории, не ведающей тайны крови и всё сводящей к рациональным социальным факторам. Историческая дифференциация и неравенства, путём которых образовался исторический космос, не могут быть стерты и уничтожены никакими социальными факторами. И голос крови, инстинкт расы не может быть истреблён в исторической судьбе национальностей. В крови заложены уже идеи рас и наций, энергия осуществления их признания. Нации - исторические образования, но заложены они уже в глубине природы, в глубине бытия. В самих недрах жизни космической есть потенциал национальных судеб, есть энергия, влекущая к осуществлению этих судеб. История внедрена в природу. Историческая действительность есть огромная иерархическая ступень космической жизни...Историческая национальность есть вечное достижение космического бытия. Разрушение её есть разрушение космоса, возврат к хаосу. Нация не есть эмпирическое явление того или иного отрывка исторического времени. Нация есть мистический организм, мистическая личность, ноумен, а не феномен исторического процесса. Нация не есть живущее поколение, не есть и сумма всех поколений. Нация не есть слагаемое, она есть нечто изначальное, вечно живой субъект исторического процесса, в ней живут и пребывают все прошлые поколения, не менее, чем поколения современные. Нация есть онтологическое ядро. Национальное бытиё побеждает время. Дух нации противится пожиранию прошлого настоящим и будущим. Нация всегда стремится к нетленности, к победе над смертью, она не может допустить исключительного торжества будущего над прошлым. Вот почему в национальном бытии и национальном сознании есть религиозная основа, религиозная глубина. Религия есть установление связи и родства, преодоление чуждого инобытия. И в родине прежде всего обретает человек эту связь... Истинное национальное сознание есть глубинное сознание, оно утверждает не истребляющую и смертоносную силу исторического процесса, а охраняющую всё жившее и воскрешающую его силу.” “Жизнь нации, национальная жизнь есть неразрывная связь с предками и почитание их заветов. В национальном всегда есть традиционное. И поскольку революционизм... разрывает связь времён, уничтожает память о прошлом, о предках, он глубоко антинационален. Интернационализм есть религия будущего, не знающего грань в своих притязаниях, а не религия вечного, несет он всему жившему весть о смерти и истреблении, а не о жизни и воскрешении. Революционный интернационализм и есть последовательная религия смерти, отрицание нетленности. Эта религия не признаёт надгробных памятников. Она прямо противоположна тому великому воскрешающему духу, который побуждал древних строить свои могилы и надгробные памятники... И поверхностно и противоречиво то национальное сознание современных европейских народов, которые отрываются от своих религиозных корней. Современный национализм народов Европы ложен в своих корнях....Всякая нация по здоровому инстинкту своему стремится к максимуму силы и цветения, к раскрытию себя в истории. Это - творческая сторона национализма, и ей интернационализм также враждебен, как и сохраняющий и воскрешающей его стороне... И в самом элементарном, инстинктивном национальном згоизме есть больше жизненной правды, чем в ... интернационализме...”. “Дух нации всегда выражается через качественный подбор личностей, через избранные личности. Никакая рациональная демократия с её механикой количеств не может быть выразительницей духа нации. И воля нации невыразима арифметически, в количествах, не есть воля большинства. В воле нации говорят не только живые, но и умершие, говорит великое прошлое и загадочное ещё будущее. В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные камни, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы...Но нация не есть демократия и невыразима в демократии. И то поколение, которое порвёт всякую связь с национальным прошлым, никогда не выразит дух нации и волю нации. Ибо в духе нации и в воле нации есть сила воскрешающая, а не смертоносная... Пора, пора уже обратиться нам не к “народу”, а к нации, т.е. перейти от поверхности к глубине, от количества к качеству. Национальное начало в общественной жизни есть начало качественное, а не количественное. Национальное заложено в древних недрах природы и эти потенциальные энергии национального бытия раскрываются в истории...Нация есть дух, Божий замысел, который эмпирический народ может осуществить или загубить. Эмпирический народ должен быть подчинен нации, её задачам в мире. В нации есть ноуминальное, онтологическое ядро, которого нет в том эмпирическом явлении, которое “народом.” Не народниками, а русскими должны вы быть... Государственное бытиё есть нормальное бытиё нации. Еврейский народ склонен к интернационализму, который есть лишь обратная сторона его болезненного национализма. Через государство раскрывает нация все свои потенции. С другой стороны, государство должно иметь национальную основу, национальное ядро, хотя племенной состав государства может быть очень сложным и многообразным...” “Моменты национальные и религиозные переплетаются и в некоторых точках таинственно скрепляются. Так в основе русской национальности лежало православие... Русскую идею невозможно отделить от религиозной идеи... Нам необходимо прежде всего оздоровление религиозных основ нашего национального сознания. ... Может быть два типа национализма, два типа понимания национализма. Национализм может быть идеализацией стихийных свойств народа, самодовольством народа. Он может быть в упоении от этих свойств и не допускать никакой критики и самокритики. Это - стихийный национализм и в низших своих проявлениях он может быть зоологическим национализмом. Этот тип национализма может также переходить в отрицание национальной идеи и видеть в слабости национальное чувство и национальное сознание - национальную особенность. Русские интернационалисты нередко бывают националистами такого типа. Русский нигилизм был русским национальным явлением. Но он истребил наше национальное бытиё. К тому же типу стихийного национализма принадлежит и более правые славянофильские течения, утверждавшие национальную идею... Но существует и другой тип национализма, национализм творческий. Для этого типа национального сознания национальное бытиё есть творческое задание. Этот тип национализма не может быть оторван от национальных основ и корней, он национально онтологичен… Целостное, органическое понимание национальной проблемы упирается в мистическую иррациональную основу. Механическое понимание национальной проблемы приводит к разным теориям федерализма, персональной автономии и т. п. К чему ведёт ваше отношение к национальной проблеме, ваши механические измышления ... в этой области показывает судьба несчастной России. Отрицание органического национального бытия во имя отвлеченных мыслей, во имя отвлеченных справедливости, равенства, единства и т. п. есть всегда посягательство на убийство живого существа.”
Литература: 1. Dann O. Begriffe und Typen des Nationalen in der ruhen Neuzeit in Nationalt und kulturelle Identitat: Studien zur Entwicklung des kollektiven Bewusstseins in der Neuzeit. Hrsg. von Giesen B. -Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1991, S. 56-76. 2. Водовозов В. Национальность и государство. // Сборник Ярославс. гос. ун-та. Вып. первый.1918- 1919 гг. Ярославль, 1920. -C. 727-744. 3. Формы национального движения в современных государствах. Австро-Венгрия. Россия. Германия. Под ред. А. И. Кастелянского. СПб., 1910. 4. Плетнев П. Национальность и государство. //Сб.Ярославского гос.ун-та. Ярославль.1920 С.21-33. 5. Широкогоров С. М. Исследование основных принципов этнологии и этнографических явлений. // Отдельный оттиск из Т. LXVII Известий Восточного факультета Государственного Дальневосточного университета. - Шанхай, 1922. 6. Тишков В. А. Этнология и политика. Научная публикация. М., Наука, 2001. 7. Лурье С. Этническая самоидентификация в условиях кризисного “материнского” этноса: опыт армянской общины в Санкт-Петербурге (1989- 1993 годы).// Этнический национализм и государственное строительство. М., РАН Ин-т востоковедения, 2001. С. 267-320. 8. Более подробнее смотреть работу автора ''Диалог культур и этнополитика ''.C. 59-94. 9. Чешко С. В. Человек и этничность. в Этнографическое обозрение, 1994, № 6. 10. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М., 2000. 11. Зарипов И. Ю. Время искать общий язык (проблемы интеграции различных этнических теорий и концепций) .// Этнографическое обозрение, 2000, № 2.. 12. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997. 13. Смотреть приложение. Н. Бердяев Философия неравенства. 14. Нарочницкая Е. А. Национализм: история и современность. М., 1997. 15. Оберлерхер Р. Национализм и демократия.// Русское самосознание. Философско-исторический журнал. CПб, 2000, № 7. 16. Ковалевский П. И. Основы русского национализма.- СПб., 1912. 17. Борисов П. В чем же истинный национализм?Посвящается памяти Владимира Сергеевича Соловьева. // Вопросы философии и психологии. М., 1901 18. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. -М., 1997. 19. Севастьянов А . Отзыв на законопроект “Об основах государственной национальной политики РФ” // Национальная газета. М., 2001, № 2-3. 20. Ильин И. А. Собр. cоч.: В 10 томах.- М., 1993. - Т. 1. 21. Лурье С. В. Национализм, этничность, культура: Категории науки и историческая практика. // Общественные науки и современность. М. , 1999, № 4. 22. Торопова Е. Л. Феномен ‘маргинальной” этничности в антропологии Великобритании и США’.// Этнографическое обозрение, 1999, № 2. 23. Кулакова Н. Н. Урбанизация и иммигранты европейского происхождения в США: к проблеме эволюции этничности // Население Нового Света: проблемы формирования и социокультурного развития. Сб. ст.-М., ИЭА РАН, 1999. C. 165- 198. http://ftp.orenburg.ru/culture/credo/04_2002/7.html
|