Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Формы воспитательной работы




(тип «созидание-гуляние»)

Класс Примеры  
Развлечение-демонстрация Ярмарка, базар, рынок, вечер альтернатив,  
Елка, Костер  
Дискотека, стар-тинэйджер, бал  
Развлечение- коммуникация Капустник, кабачок, заседание клуба, ассамблея, пир, посиделки  
Миг, БРИг, Рейнжерка  
Инновационная игра, ОДИ  
Совместное созидание  
Субботник, атака, десант  
Подготовка к представлению  
Подготовка выставки  

Характерной чертой этого типа форм является то, что одного центра внимания нет. Центры внимания разбросаны на площадке, и каждый участник может выбирать себе занятие по вкусу, либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы. Объединяет все формы статично-динамичного типа то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, процедуры (способы) движения могут быть жестко или не жестко заданы.

9. Танцевальная программа (дискотека, бал) - специально организованное на одной площадке развлечение, предполагающее танцы. Вариант проведения танцевальной программы в виде бала является весьма привлекательным, однако классный руководитель сталкивается со значительными трудностями – не знание учащимися правил поведения на балу, не владение современными школьниками, соответствующими танцами (полонез, котильон и проч.). Использование бала в качестве танцевальной программы целесообразно в случае, когда в классе последовательно изучается быт (этикет, танцы, развлечения) какой-либо бальной эпохи. Еще один вариант проведения бала связан с конкурсом бального танца, когда желающие представляют на суд жюри свое мастерство. В любом случае проведение бала требует специальной подготовительной работы. Значительно чаще в практике деятельности классного руководителя используется дискотека. Достаточно важен и не прост подбор музыкальных композиций, так как многие ребята различаются по своим музыкальным вкусам. Одним из приемов подбора композиций и исполнителей является проведение в детских объединениях хит-парада. Отбор музыки зачастую поручают специальным музыкальным ведущим – Ди-джеям (Dj). Как правило, ди-джеями становятся учащиеся старших классов, выпускники, студенты, молодые педагоги. Главное требование – хорошее знание молодежной субкультуры, владение данными ведущего. Ди-джей обеспечивает настроение танцующих при помощи остроумных комментариев и динамичного ведения, объявления различных конкурсов. Сегодня, в ситуации развитости системы молодежного досуга и наличия во многих семьях современной аудиоаппаратуры к техническому обеспечению дискотеки школьниками предъявляются высокие требования: хорошее звучание (объемный звук), прожекторы, стробоскопы, оформление помещение адекватное молодежной субкультуре. На дискотеку с аппаратурой «made in Shkolniy podval» второй раз уже никто не пойдет.

В отличие от коммерческих центров досуга в практике работы классного руководителя дискотека решает воспитательные задачи, даже в случае объективной ориентированности этой формы на рекреацию и релаксацию. Прежде всего дискотека способна задавать образцы позитивного времяпрепровождения – отдыха без спиртного, наркотиков, драк и проч. Существует разновидность танцевальной программы включающая соревновательность это – так называемый «Стартинейджер», который может успешно использоваться для оптимизации межличностных отношений, создания «чувства Мы». Такое мероприятие целесообразно проводить на параллели классов или среди старшего ( среднего звена) небольшой школы (седьмые, восьмые, девятые и т.д.).

При проведении дискотек важное место занимает обеспечение безопасности участников, так как именно подобные мероприятия вызывают интерес у молодежи проживающей рядом. Крайне необходимо предусмотреть характер пропускного режима. В ряде случаев, целесообразно заранее уведомить органы внутренних дел.

10. Вечер общения в импровизированном кафе - специально организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье.

Очевидно, что прообразом вечера общения в импровизированном кафе являются братчина и молодежные посиделки в российской деревенской традиции. Данная форма решает экзистенциальные задачи – обеспечение отдыха и приятного времяпрепровождения для воспитанников. Воспитательные задачи вечера общения в импровизированном кафе является оптимизация межличностных отношений в детском объединении, формирование опыта совместного социально-приемлемого проведения свободного времени. Данная форма предполагает такие атрибуты кафе как столики (не более восьми), приглушенное освещение, угощение и т.д. Методика организации вечера общения в импровизированном кафе предполагает организацию приема пищи, неформального общения, показа художественных номеров (различного уровня импровизации, как специально подготовленных, так и разыгранных здесь без предварительных репетиций), игр-развлечений, совместного пения и/или танцев. В зависимости от задаваемого контекста эта форма может выглядеть как античный симпозиум, заседание английского клуба, деревенские посиделки, петровская ассамблея, аристократический салон, официальный прием, былинный пир, купеческое чаепитие, девичник (мальчишник), театральный капустник и т.п. Организационно ход вечеринки находится в руках у распорядителя, который вовлекает участников в совместное действие, определяя характер взаимодействия, движение центра внимания (от одного столика к другому). Последнее обстоятельство трактует такое размещение столиков, чтобы из-за любого из них можно было бы увидеть действие за другим столиком. Кроме того, целесообразно оставить площадку для демонстрации заранее подготовленных, сложных номеров либо для танцев. Немаловажно также решение таких проблем: как рассадить участников вечера, что приготовить в качестве кушаний и напитков.

Развлечения на вечере общения могут включать конкурсные задания, которые, как правило, бывают кратковременными и охватывают всех участников (либо в качестве зрителей, либо – исполнителей). Конкурсных заданий в ходе программы должно быть не более десяти. Самыми органичными вариантами развлечений на вечере общения являются также игра в фанты и лотерея. Использование фантов предполагает вначале какие-либо шутливые испытания, где у проигравших изымаются личные предметы. Чтобы игра в фанты привлекала максимум присутствующих необходимо сделать испытания разнообразными и попытаться собрать фанты у всех. Соответствуют духу вечера общения в импровизированном кафе пародии, шаржи и розыгрыши.

При проведении этой формы возможно использование элементов ролевой игры: распределение индивидуальных и командных ролей. Командой становятся участники, сидящие за одним столиком. В вечеринке может присутствовать соревновательность, однако конкурсное начало должно быть ненавязчивым. Совместное общение участников вечера имеет специально организованную часть, это может быть рассказ о каких-либо забавных событиях, приключениях. Так как интересный рассказ сымпровизировать многим школьникам в достаточной степени сложно, организаторы применяют домашние заготовки, словесные игры: «Блокнот интерпретатора», «Алфавитная концовка», «Поспорим с Великими», сочинение необыкновенных историй и т.п. Используется такой вариант проведения вечера общения, когда совместное общение строится как реакция на монологи ведущего, либо отдельного специально подготовленного гостя.

11. Трудовая акция (субботник)- ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей. Термин субботник не является научным, однако, он результат культурно-исторического процесса, поэтому его использование вполне допустимо. Смысл субботника как социокультурного явления состоит в добровольном совместном труде в свободное время, направленном на улучшение окружающей предметной действительности. Воспитательный потенциал трудовой акции предполагает решение таких педагогических задач как формирование у школьников опыта совместного труда, преодоления трудностей, ответственности за порученное дело, самостоятельности в решении предметно-практических задач. Для трудовой акции возможны такие названия как «атака», «десант». Атака представляет собой быстрое исправление недостатков, выполнение трудового задания, рассчитанное на один – два часа. Трудовой десант может быть более длительным и может предусматривать выезд на какой-либо объект. Сам по себе субботник может и предполагать игру, однако возможно превратить уборку территории, закрепленной за классом младших школьников, в секретную миссию по задержанию диверсантов - фантиков. Интересным представляется описанное С.П. Афанасьевым и С.В. Комориным коллективное дело - «Бунт», сочетающее в себе митинг и трудовую акцию. Методика проведения трудовой акции предъявляет требования к эмоциональному состоянию участников: авансирование участия школьников связано с осознанием и принятием необходимости помощи тем, кто в ней нуждается (например, одинокие ветераны, дошкольники, сверстники – воспитанники интернатных учреждений и т.д.), личностная значимость трудовой акции может быть связана с принятием роли хозяина своего города, учреждения, помещения, закрепленным за детским объединением. Начало трудовой акции должно быть четко обозначенным, поддержание позитивного эмоционального настроя участников трудовой акции осуществляется за счет музыкального сопровождения, выступлению агитбригады. В качестве последействие возможен выпуск боевых листков. Непременными требованиями к проведению трудовой акции является безопасность проводимых работ, соответствующая одежда, необходимый инвентарь и его достаточное количество, достаточное число объектов приложения сил участников акции, равномерность распределения заданий.

12. Изготовление объекта демонстрации - специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо. В воспитательных целях изготовление выставки, газеты, летописи и т.д. используется для приобретения детьми опыта совместной деятельности, развития эстетического вкуса, формирования художественно-прикладных умений, эмоционально-ценностных отношений. В плане организации пространства и времени эта форма чаще бывает дискретной: разработка идеи будущего продукта («Мозговой штурм» или другой вид совместного придумывания), непосредственное осуществление (изготовление элементов, их стыковка, внесение корректив).

Изготавливаемым объектом демонстрации могут быть различные экспозиции (выставка, музей, галерея), предметы (газета, шкатулка, сундук, портфолио, информационный банк). В зависимости от увлечения классного коллектива изготовление экспозиции может является периодическим занятием, связанным с демонстрацией основных результатов деятельности. В данном случае особо важными становятся требования к дизайну (размещение экспонатов, оформление помещения и т.п.).

Все экспозиции должны соответствовать современным требованиям (Е.В. Борейко): лаконичность (следует избегать перегрузки экспозиций), эстетичность (оформление должно изготавливаться быть красиво, со вкусом, чтобы усиливать эмоциональное воздействие на посетителей, способствовать лучшему восприятию материала), конструктивность (необходимо так подготавливать экспозиции, чтобы они не только передавали посетителям, но и вызывали чувства, мысли готовность к каким-либо действия), региональность (экспозиция должна быть конкретной, наглядной и построенной на местных краеведческих материалах), историчность (оказывать явления, идеи, формы и методы человеческой деятельности в развитие). Экспозиция обязательно должна иметь свой художественный образ, раскрывающий ее основную идею. Функции участников взаимодействия ярко просматриваются, если учесть, что в основе данной формы лежит предметно-практическая деятельность. При изготовлении выставки необходимы те, кто организует совместное и индивидуальное творчество и те, кто непосредственно выполняет задания. Наиболее ярко специфика использование этой формы проявляется в таких классах, где жизнедеятельность воспитательной общности строится вокруг создания и поддержки детского музея. Здесь изменение экспозиции представляет собой значимое событие в жизни детского коллектива, отмеряющего определенную веху развития не только наличного состава детей, но всей истории музея. Предпосылками для внесения изменений в экспозицию являются пополнение коллекции за счет поисковой работы, экспедиций, а также переосмысление концепции музея.

Еще один вариант объединяющий класс деятельности связан с созданием детского пресс-центра, для которого создание газеты представляет собой ключевой вид занятий, в этом случае добавляется еще несколько этапов: распределение корреспондентских заданий, самостоятельная или групповая работа по написанию статей, обсуждение принесенных материалов. Свои особенности имеет также изготовление информационных продуктов типа: банк данных, портфолио и т.п. По процедуре данный вид изготовление объекта демонстрации похож на деятельность пресс-центра, однако вместо написания материалов здесь присутствует исследовательская деятельность. В ходе индивидуального или коллективного поиска выявляются основные сведения о проблеме и стандартные доводы за и против решения той или иной проблемы, факты, примеры, цитаты.

13. Подготовка к представлению - специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.п. Возможно выделение каждого этапа, как отдельной формы работы: придумывание (разновидности: «мозговой штурм», «принудительное ассоциирование», «классификация» и т.п.), реализация замысла (репетиция). В методической литературе, данной форме отказывается в самостоятельности, она рассматривается как первая часть представления. На наш взгляд это не совсем справедливо, так как режим (структура) взаимодействия в достаточной степени отличаются. Большие воспитательные потенциалы имеет форма, включающая в себя элементы просмотра представления, обсуждение просмотра, подготовку к представлению и показ собственного мини-спектакля. Это – так называемый незаконченный спектакль. Основной алгоритм формы следующий:

1) показ театрального представления, который носит проблемный характер, действие спектакля останавливается в самый кульминационный момент,

2) в детских объединениях идет обсуждение увиденного,

3) разработка сценария, репетиция,

4) показ вариантов окончания спектакля детскими объединениями.

При помощи незаконченного спектакля можно решать задачи нравственного воспитания подростков, старшеклассников. Одним из кульминационных моментов подготовки к представлению является генеральная репетиция, основными задачами которой являются

- отметить продолжительность (время) представления и каждого элемента в отдельности,

- выстроить окончательно последовательность эпизодов программы,

- выверить акустические возможности зала, сопоставив акустику инструментов. Отредактировать звуковую режиссуру через акустическую аппаратуру (пульт и звуковые колонки) и баланс звучания в оркестре (оркестровые нюансы, звучание соло и групп),

- наметить расположение участников на сцене (станки, пульты, микрофоны,

- режиссерская отработка поведения артистов на концертной сцене (выход и уход исполнителей и т. п.)

- световое оформление концерта и каждого эпизода в отдельности (работа с режиссерами по свету).

14. Ситуационно-ролевая игра как форма организации совместной деятельности - это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

Ситуационно-ролевая игра характеризуется тем, что все участники деятельности делятся на игроков и организаторов, чаще называемых «мастерами игры», функция зрителей для данной формы не предусмотрена. С помощью ситуационно-ролевой игры можно развивать коммуникативные способности, способствовать самопознанию и самоопределению участников как субъектов взаимодействия, стимулировать интерес к познавательной деятельности в сфере истории, литературы, культурологии и т.д.

Существуют несколько разновидностей ситуационно-ролевой игры: малая игра (МИГ), большая ролевая игра (БРИГ), игра-эпопея.

В малой ситуационно-ролевой игре (МИГе) традиционно участвует от 12 до 30 человек. Игра проходит от 3 до 6 часов. Другое название этого вида игр – «кабинетки», поскольку игровое взаимодействие организовывается в каком-либо помещении. Особенностью является то, что каждый игрок участвует в малой ролевой игре индивидуально. Исходя из ролевого предписания, он устанавливает с другими игроками различные отношения – от сотрудничества до конфронтации. Модель игрового ролевого взаимодействия в данном случае предстает в виде нескольких игровых конфликтов, называемых «завязками». Каждый игрок изначально является участником одного или нескольких конфликтов, имеет определенные ролевым предписанием задачи и игровые средства. Иными словами, перед участием в игре каждый игрок получает описание своей роли, называемое «индивидуальная вводная». Игроку предлагается определенный разработчиком игры игровой образ (игровое имя, возраст, профессия, основные события жизни и т.д.), игровые задачи (собственные интересы в игровых конфликтах), игровые средства, с помощью которых можно решить задачи. Модель игрового взаимодействия предусматривает несколько вариантов развития и завершения игровых событий.

Особо выделяется военизированная игра на местности, называемая «рейнджерка» (американская внучка «Зарницы»). Оптимальное количество участников от 50 до 70 человек. Время проведения – от 3 до 7 часов. Данный вид игр предполагает групповое участие. В основе «рейнджерки» обычно лежит простая фабула. Это может быть двусторонний конфликт, например, конфликт между разбойниками Робин Гуда и войсками шерифа Шервудского леса. Другой вариант состоит в организации соревнования, например, в обнаружении и захвате важного объекта между десантными отрядами нескольких государств. Третий вариант состоит в сочетании двух первых. Основными игровыми средствами в данном случае является игровое оружие, а также особый вид условных воздействий на игрока, называемый «магия». «Рейнджерка» может содержать моменты, предполагающие применение туристических и спортивных навыков: полоса препятствий, «веревочный» курс, ориентирование на местности, переправа через реку и т.д. Классический вариант проведения данной формы предполагает ознакомление участников с правилами игры, общей легендой и индивидуальными вводными, непосредственно само игровое ролевое взаимодействие, обмен впечатлениями после игры. Ситуационно-ролевая игра может проводиться как отдельное мероприятие или выстраиваться серией игр. Также она может использоваться в рамках социально-педагогического тренинга.

15. Продуктивная (инновационная) игра - совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т. ч. и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов. Воспитательными возможностями продуктивных игр являются: развитие таких групп умений, как: анализировать различные проблемы, разрабатывать способы решения этих проблем, кратко формулировать основное содержание проекта, отстаивать собственные разработки в дискуссии и т.п. Продуктивная игра может использоваться при планировании деятельности класса в начале учебного года: выработка интересных идей, усиление креативности детей, выделение новых лидеров, формирование резерва детского самоуправления; детальная разработка плана с учетом специфики детского объединения.

Специалисты при характеристике продуктивных игр наделяют их рядом черт:

- наличие сложной задачи, принципиально новой для участников игры;

- разделение участников на небольшие (8 - 12 человек) группы, которые поэтапно разрабатывают варианты решения поставленной задачи;

- прохождение каждой группой всех процедур (диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем, определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей дискуссии после каждой процедуры;

- наличие в каждой группе консультанта, специальным образом организующего работу группы с использованием соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических средств.

Как правило, алгоритм продуктивной игры предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (первое пленарное заседание), работа по группам, общий сбор-финиш (последнее пленарное заседание). На первой встрече осуществляются постановка проблемы и объяснение правил игры, на заключительной – группы демонстрируют созданные информационные продукты, подводятся итоги. Более сложный вариант проведения продуктивной игры включает промежуточные сборы участников, которые призваны подвести итоги промежуточного этапа работы и наметить задачи следующего шага. Поэтому для успешного проведения продуктивной игры требуется одно помещение, способное вместить всех участников совместной деятельности и несколько помещений (по количеству рабочих групп).

Продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму как «Защита проектов».

Близкой к продуктивной игре можно считать позиционные (организационно-деятельностные игры – ОДИ). Задачами, которые решают ОДИ принято считать помощь участникам в организации собственной деятельности (осознание собственной позиции – самоопределение и проектирование собственной деятельности). По структуре организации пространства и времени ОДИ мало отличается от продуктивной игры: пленарные заседания и групповая работа. В организационно-деятельностной игре большая роль принадлежит игротехнической команде – организаторам совместной деятельности. Эту роль могут играть только специально подготовленные взрослые. ОДИ и продуктивная игра могут продолжаться несколько дней. В этом случае каждому дню, как правило, формулируются задача и тема.

Формы воспитательной работы типа «путешествие»


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты