Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Категории диалектики.




Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

· Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

· Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

· Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

· Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

· Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

· Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

· Категории: единое и общее: 1.Е и О противоположности. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах. Их взаимодействие является источником развития отдельного. 2. В движении бытия есть тенденция устойчивости и изменчивости: общее - устойчиво, а единичное - изменчиво.3. Единичное тесно связано с другим единичным. 4. Всякое единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки. Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета. 5. Общее существует лишь в отдельном, оно есть лишь частичка отдельного. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы. Единичное - всегда существует в связи, которая ведет к общему.

· содержание и форма:Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип ). Т.е. все , что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности. Форма - это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие. Закон диалектики : всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга ).

Диалектика Ф и С. 1. Ф и С взаимосвязаны. Но она не одинакова:2. Форма определяется содержанием, но раз возникнув форма приобретает относительную независимость3.Одно и тоже содержание может быть в разных формах, одна и та же форма - разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых явлений: отражение их внешних и внутренних форм.4.Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему5.Содержание - изменчиво, форма – устойчива 6. Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает ( отрицает ) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание7.Развитие обеспечивается отрицанием формы Категории: сущность и явление, необходимость и случайность, возможность и действительность. Впервые отделил Сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что существует по вине формы.Скептики считают - явление, то что снаружи, а сущность - то, что надо исследовать. Кант открывает полностью Я от Сущности, явление -познаваемо, сущность - принципиально НЕТ. Гегель не отрывает Явление и Сущность. Сущность - это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, определяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер. Сущность (в теории познания), то, что познается мышлением, а не дается чувственному восприятию. Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. Это внешнее обнаружение сущности. - это внешние, необходимые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета. И общее и особенное и Е обладают сущностью и явлением, таким образом сущность - категория собирательная. Диалектика С и Я. 1. Сущность и явление неразрывно связаны ( сущность является, явлением сущности, но никогда полностью не совпадает );2. Сущность и явление - противоположности ( сущность - тенденция к устойчивости, явление - тенденция к изменчивости ) ( сущность - беднее, но глубже, явление - богаче, но разностороннее поверхности ).Одна и та же сущность проявляется через развитие явления: проявляется через разные требования в повседневности явления, предметы даютсяинициатива в деятельности восприятию той или иной решимость в бою стороной, в зависимости от интереса. Сознание как явление выступает Одно и тоже явление может по сути: быть следствием разных© как высшая форма отражения сущностей© как способ регуляции и поведения в мире3. Противоположности, явления и сущности носят иногда ярко выраженный характер. Когда говорят о видимости - факт несоответствия С и Я, т.е. явление явления, поверхностный субъективный образ явления.В военном деле использование этой особенности позволило заниматься маскировкой, и особенно характерен в этом случае такой ее вид, как демонстрации действия. В воспитании подчиненных мы сталкиваемся с видимостью определяемой как способность некоторых воспитуемых "пускать пыль в глаза", "очковтирательство".Это требует более глубокой работы офицера по отысканию действительной сущности подчиненного.4. Сущность постигается путем абстрактного мышления. Её познание требует серьезных усилий.5. Сущность и закон понятия одно-порядковые.6. Категории С и Я показывают в каком направлении должно идти познание (от Я к С, от С1п ® С2п ) вскрыв сущность посмотреть еёпроявление на поверхности. Познание сущности бесконечно. И в конкретном виде процесс раскрытия С проявляется как познание структуры, целостности, причин, законов его форм, функции развития. Это путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний ( Земля плоская на китах, шар, геоид).Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления. Явление внешне выражает сущность. Категории ПРИЧИНЫ и СЛЕДСТВИЯ. Одной из главных задач науки - ответ на вопрос "почему". Поиски этого ответа со времен активности порождают категорию причины. Причина - это такое явление , которое порождает ,вызывает или изменяет другое явление ( взаимодействие материальных объектов или их элементов порождающие соответственные изменения ).- философская категория, для обозначения такого явления, как при определенных условиях с необходимостью вызывает другое явление. Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей.1.Причинные отношения - всеобщие ( в мире нет явлений, которые бы не имели причину - всеобщий закон связи )2.Причинные отношения ( связь между П и С ) носит объективный характер ( данная причина в отрицательных условиях вызовет отражение следствия )3.Причинные отношения всегда необходимы, т.е. носит закономерный характер ( Z - причинная связь )4.Действие причины и характер следствия зависят от условий в котором происходит действие. Ими обусловлено превращение причины следствия.5.Причинно-следственные связи всегда происходят в пространстве и во времени, это однонаправленная связь, т.е. причина наступает раньше следствия ( но понимать надо относительно ибо перерыва нет )6.Причинно-следственные связи не всегда прослеживаются, часто причины глубоко спрятаны. А на поверхности наступают случайные, несущественные явления.Эти явления - явления, которые не вызывают следствия но срабатывают как импульс вызывая действие причин. Когда повод специально готовится – это предлог - явления являются причиной, но вызывающие её. Какова диалектика П и С. 1. П может вызывать одно следствие, много следствий множество причин может вызвать одно следствие.2. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно явление может быть следствием причины и выступать причиной для другого следствия, но связь П®С необходима.3. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину.Так как П - С это связь, то существует следующая квалификация ПС связи:a) По внутреннему содержанию процессов:© материальные и идеальные©энергетические и информационные©физические, биологические, химические и социальныеб) По способу проявления:©динамические ( однозначные )©статистические ( вероятностные )в) По познавательным основаниям:© общие и частные©главные и второстепенные©объективные и субъективные©внутренние и внешние©существующие и несуществующие НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ. Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком. В месте категориями "рок" и "судьба" возникли и эти категории. Сегодняшнее этих категорий следующее: Необходимость - это внутренняя устойчивая связь явлений , процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие. - это результат постоянных причин, вызывающих в данных условиях только такие, а никакие-нибудь другие изменен- это такой способ реализации возможности, который в отдельных условиях у объекта имеется лишь одна возможность, которая рано или поздно превращается в действительность. Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти.- это такая связь между явлениями, когда появление первого явления необязательно вызывает появление другого явления.- это способ реалезации нескольких возможностей имеющихся в данных условиях, но реализуется только одна.1.) Любое явление имеет причины . Одни причины взывают следствие с необходимостью и отделяются внутренней случайностью предмета, другие отделяют несущественное, внешнее, и вызывают случайность.2.) Грани между Н и С подвижны и относительны. В одной связи одно и тоже явление проявляется как необходимое, в другой как случайное, более того одно и тоже явление есть единство Н и С.3.) В любом явлении есть Н и С. Они дополняют друг друга, нигде нет чистой С и чистой Н. Н существует в самой случайности через случайное.4.) В некоторых случаях С выступает как форма проявления необходимости. Это проявляется в действиях статистических (вероятностных) законов. Необходимость обнаруживается в результате больших количеств случайностей.Вероятность - мера возможности, наступления случайного события. Вероятность от 0 до 1, от невозможности до достоверности.5.) Н часто пробивает себе дорогу через случайности. Случайность есть форма проявления необходимости. Необходимость объективно и носит всеобщий характер.Она пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей, случайность есть дополнение и форма проявления необходимости. Они меняются местами.В процессе познания следует стремиться за случайными явлениями, открывать необходимые, закономерные связи. В большей мере, чем в природе случайности проявляются в истории. Историческая необходимость - это действие объективныхзаконов развития общества. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Эти категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возможности в действительность. Они разрабатывались Платоном, Аристотелем, Дж. Бруно, материалистами 17-18 в.в.: Кантом , Гегелем. Возможность - это то, что может произойти необходимым или случайным образом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть.- отражает существования в предметах и процессах тенденции, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто. Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что есть.1.В и Д - противоположности. Больший вес имеет действительность, которая включает в себя все возможности, но не одна возможность не может охватить всю действительность.2.Д содержит в себе В, но для реализации В в новую Д нужны условия.3.Не все В равнозначны. У одних больше шансов, у других меньше.Классифицируются:по обусловленности:реальные - необходимыми свойствами, связями.формальные - случайными свойствами, связями.Реальные : от условий реализации:Þ абстрактные ( нет условий )Þ конкретные ( есть )от результата реализации:Þ прогрессияÞ регрессияÞ вариантыпо категориям: в сути и в форме.в явлении и содержанииот вероятности: с > вероятностьюс < вероятностьюМетодология:в материи скрыто бесчисленное множество возможностей, что показывает её неисчерпаемость. В ® Д ® ВРеализация В противоречива, что затрудняет простое предвидение.Ведущий стороной является действительность - это реальная возможность. Они взаимопревращаются.Возможность действительна, действительность возможна.Развитие, есть переход возможности в действительность, которое в свою очередь порождает новые возможности.Категории В и Д помогают вскрывать и оценивать тенденции в развитии явлений Д, определять степень вероятности той или иной возможности, предвидеть будущее.
Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты