КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДИАЛЕКТИКА1. Диалектика как учение о развитии. 2. История развития диалектических учений. 3. Основные законы диалектики. 4. Категории диалектики.
ЛИТЕРАТУРА: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с. Гербер Р. Вибрационная медицина / Р. Гербер – М.: София, Гелиос, 2001. – 592 с. Губин Д. Философия: учебное пособие / Д. Губин – М.: Гардарики, 2003. – 331 с. Гуревич П.С. Основы философии / П.С. Гуревич – М.: Гардарики, 2003. – 438 с.
Вазюлин В.А. Логика «Капитала» Карла Маркса / В.А. Вазюлин. – М., 2002 Рудаков С.И. Основы современного марксизма / С.И. Рудаков. – Воронеж: Издательство им. Е.А. Болховитинова, 2007. – С. 41-58. Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина / Г.И. Царегородцев. – М.: Медицина, 1966. – 452 с.
1. ДИАЛЕКТИКА (от греческого dialegomai - веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектики предшествовала долгая история, и само понятие диалектики возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Историю диалектики условно можно разделить на три этапа: 1) Зарождение диалектики в рамках Античной философии и дальнейшее развитие как метафизической диалектики 2) Развитие диалектики в рамках Немецкой классической философии – как идеалистической диалектики Гегеля и 3) Материалистическая диалектика, разработанная классиками марксизма. Все в мире развивается и изменяется. Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное. Между тем к подобным исследованиям еще не применялся термин “Диалектика”. Первоначально под Диалектикой понимали: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов (в данном контексте наиболее широко диалектика применялась софистами) 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды (изобретателем такого понимания диалектики Аристотель считал Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятие движения и множества, сам же Аристотель, воспринимал «Диалектику» – как науку о вероятных мнениях). В философии Средневековья – в схоластике – Диалектику ассоциировали с формальной логикой, которая была противопоставлена риторике. Характерной чертой Диалектики эпохи Возрождения явилось то, что хотя она и выступала в теологической или пантеистической форме, но использовалась её творцами как определенный метод, как совокупность определенных принципов при исследовании тех или иных собственно философских проблем, а также вопросов естествознания и обществоведения. Теоретическими источниками диалектических идей эпохи Возрождения были классическая древность и эллинизм, а отчасти и идея средневековой оппозиции католицизму и католической теологии. Синтез этих предпосылок и интенсивное исследование философских и общенаучных проблем привели к тому, что в это время были вычленены, подвергнуты обсуждению, а отчасти и использованы в качестве методологических средств такие важнейшие диалектические принципы, как единство противоположностей, принцип саморазвития мира, его единства и связи его элементов и др. В Новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт (в своей космогонии) и Спиноза (в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы диалектического мышления. Однако вершиной философской и естественнонаучной диалектики стало учение Лейбница – о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания. Логическим завершением метафизической диалектики стало учение французских просветителей – Руссо и Дидро. Первый исследовал противоречие как условие исторического развития, второй, - противоречия в современном ему общественном сознании. Важнейшим этапом развития Диалектики стал немецкий идеализм, который в отличие от метафизического материализма рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Кант (основоположник Немецкой классической философии) первым указал на значение противоположных сил в физическом и космогоническом процессах, ввел идею развития и познания природы. В теории познания он развивает диалектические идеи в учении об антиномиях. Однако Диалектика разума, по Канту, это иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Фихте, продолжая традицию немецкого идеализма и развивая его основные положения, приходит к пониманию мира через схему «Я» - «не-Я», выявляет и обосновывает их диалектическую взаимозависимость и единство. Шеллинг вслед за Кантом и Фихте развивает диалектическое понимание процессов природы и духа. Наиболее полное развитие идеалистическая диалектика нашла в философии Гегеля. Именно он представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Истинно научное понимание Диалектики было раскрыто в философии Марксизма. Отбросив идеалистическое содержание философии Гегеля, они построили Диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщение реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Материалистическая Диалектика представляет собой философский метод исследования природы, общества и познания. Только с позиций Диалектики можно понять сложный, полный противоречивый путь становления объективной истины, связь элементов абсолютного и относительного, устойчивого и изменчивого.
2. В точности годы жизни Гераклита Эфесского неизвестны. Предполагают, что он был в расцвете сил в 69-ю Олимпиаду, то есть в 504 – 501 гг. Гераклит родился в Ионии, в Малой Азии, в греческом городе-государстве Эфесе. Происходил из царского рода Катридов, но по собственной воле отказался от всех своих прав и занялся философией. Среди сограждан он слыл человеком странным, но мудрым и не смотря на многочисленные приглашения принять участие в управлении городом, всегда отказывал, предпочитал уединение. Гераклиту предписывают целый ряд сочинений. До нас, в отрывках, дошло одно – «О природе». Считается, что оно делилось на три основные части: в первой – речь шла о Вселенной, во второй – о государстве, в третьей – о богословии. Цель его размышлений – рассуждения о природе вещей, о, труднейшей, для понимания диалектики мира. Прежде всего, в философии Гераклита обращает на себя внимание то, какие изменения происходят с идеей первоначала. Первоначалом объявлена одна из материальных стихий – огонь, как символ живого и диалектического. Именно огонь, дает нам представление о динамике рождения и гибели. Избранное первоначало позволило Гераклиту выйти к космической целостности мира; огонь объяснял и происхождение Вселенной, и постоянное взаимодействие стихий, элементов. «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий», именно так предстает образ космоса, по Гераклиту. Всегда существовавший первоначальный огонь то разгорается, то погасает, и тем самым обеспечивается непрерывность рождения и исчезновения в мире природы. Огонь, также, включает и социально-нравственные оттенки, становится неким «воздающим» началом. Он что-то вроде судьбы, которая несет с собой какое-то воздаяние, пусть и не устанавливая космическую «справедливость», но все же предполагая некую «взаимообразность», то есть внутреннюю взаимозависимость, обратную связь происшедшего, соединенного и их последствий. Одной из существенных характеристик огня является то, что он наделен Логосом. Логос в понимании Гераклита – то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Логос скрыт от большинства людей. Но даже если о нем им поведать, то вряд ли они сразу поймут, что это такое. Парадокс заключается в том, что с Логосом, управляющим всеми вещами, люди постоянно соприкасаются, но не осознают этого. Таким образом, первоначало Гераклита, обладает по природе своей двойственностью: оно имеет отношение и к материальному, и к мыслям, идеям (Огонь – Логос). Первоначало и размышления над ним, в таком случае, становятся своего рода прикладной философской диалектикой. Диалектика Гераклита – это, прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Особенность ее в том, что у Гераклита она приобретает форму мысли всеобщей, то есть философской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем – вот что спрессовано в знаменитой краткой формуле, приписываемой Гераклиту: «Все течет, все изменяется». Диалектика Гераклита – это Диалектика изменений в образах и символах. Огонь, река, война, рассматриваются или как символы, благодаря которым понятным для людей способом утверждается всеобщая мысль. Отличие диалектики в философии Гераклита состоит, прежде всего, в том, что древнейшим человеческим мыслям о непрестанно происходящих изменениях придается абстрактно-всеобщая, философская форма, не прерывающая с символами и образами. Специфика диалектики Гераклита еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Кроме того, Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но и их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Наличие противоположностей для Гераклита – основа и существования, и гармонии мира. Противоречивость сближает. Еще одна диалектическая идея – борьба, «вражда» противоположностей. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеет глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, то есть к самой жизни. Заслуга Гераклита в том, что он, представил мир множественных, смертных вещей, а человеческий мир подвижным, изменчивым, текучим и разделенным на противоположности, в то же время удержал идею единства и закономерного порядка в неизмеримом, всегда задающим загадки, до конца не познанном космосе. Крупнейшей фигурой всей немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Именно ему принадлежит заслуга разработки основных законов диалектики. Гегель родился в г. Штутгарте в семье чиновника государственной службы. Учился в протестантском теологическом училище, где подружился с другим знаменитым немецким философом – Шеллингом. В начале XIX века работал в г. Йене, где и была написана одна из известных работ «Феноменология духа». Затем переходит на работу в Нюрнберг и в конце жизни в Берлин. Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание этого отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития – утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и там до тех пор, пока не будет получен высший синтез. В качестве примера диалектического цикла Гегель приводит почку растения : почка исчезает, когда распускается цветок, и можно сказать, что она опровергается цветком, точно также появление плода отрицает существование цветка. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как другой, и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого. В «Науке логики» Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорит, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача – только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель – философ замечает, что у каждого понятия, есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия – своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять – тоже обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена “абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”. Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии “отрицательность”, которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта – абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину. Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества. Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Гегель в систематической форме изложил диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал в идеалистической форме законы и категории диалектики. Как уже упоминалось, истинное понимание диалектики было создано в философии Марксизма. Маркс и Энгельс перенесли законы и категории идеалистической диалектики Гегеля в материальный мир. Объясняя диалектику понятий диалектикой вещей, марксизм рассматривает идеальное как материальное. В марксистской философии диалектика понятий выступает как отражение диалектики вещей. Марксистская диалектика рассматривает мир в постоянном движении, изменении, развитии. Все в мире развивается: многочисленные тела во Вселенной, материя, человечество, общество. Отражая развитие материального мира, изменяется и сознание людей, их идеи, теории, взгляды. Постоянное развитие, переход предметов и явлений из одного состояния в другое, смена их друг другом представляют собой важнейшую особенность материального мира. Изучение общей картины мира и его развития, составляет одну из важных задач материалистической диалектики. Марксистская диалектика рассматривает движение как развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, как скачкообразный, революционный процесс, причем движение это совершается не по замкнутому кругу, а по спирали, каждый виток которой глубже, богаче, разнообразнее предыдущего. Материальный мир не только развивающееся, но и связное, единое целое. Все его предметы и явления развиваются не сами по себе, не изолированно, а в неразрывной связи, единстве с другими предметами и явлениями. Каждый из них воздействует на другие предметы и явления и сам испытывает на себе их ответное влияние. 3. Наука располагает множеством данных, подтверждающих взаимную связь и обусловленность предметов и явлений. Земля связана с Солнцем и другими планетами Солнечной системы, сложной целью взаимодействия связаны живые организмы: растения, животные. Организмы связаны не только между собой, но и с окружающей средой, из которой они получают необходимые питательные вещества и энергию. Всеобщая связь и взаимная обусловленность предметов и явлений составляют существенную особенность материального мира. Изучение мира как единого связного целого, рассмотрение всеобщих связей вещей составляет важную задачу материалистической диалектики. Поскольку предметы и явления материального мира многообразные, то разнообразные и их взаимосвязи, взаимодействия. Отражением этих связей в сознании человека являются законы и категории материалистической диалектики. Законы диалектики: 1. Закон единства и борьбы противоположностей. 2. Закон перехода количества в качество. 3. Закон отрицания отрицаний. Категории диалектики: 1. Отдельное и общее. 2. Содержание и форма. 3. Сущность и явление. 4. Причина и следствие. 5. Необходимость и случайность 6. Возможность и действительность. 1) Закон единства и борьбы противоположностей гласит: развитие объективной реальности и процесс её развития, все формы человеческой активности осуществляется путём раздвоения единого на различное и противоположное, а взаимодействие противоположное, а взаимодействие противоположных сил, с единой стороны, характеризует определённую систему как нечто единое, а с другой – составляет внутренний импульс её изменения, развития. В законе единства и борьбы противоположностей заключается суть диалектики. Этот закон даёт возможность выявить источники, действительные причины и формы движения, типы развития всего сущего: ничего не движется вперёд вне противоречий. Испокон веков пристальное внимание разума привлекали как противоположность форм сущего, так и их целостность. Противоречие – это определённый тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил. Предельным случаем противоречия является конфликт. История науки, искусства, техники, всей общественной практики показывает, что ткань всей жизни мира как бы сплетена из нитей двух родов: положительных и отрицательных, нового и старого, прогрессивного и реакционного. Конечной причиной развития любой конкретной системы является взаимодействие в форме противоречия между различными сторонами как внутри предмета, так и между предметами. Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны и внутри себя, и между собой. Различие есть отношение нетождественности, неодинаковости объекта и в самом себе, и с другими. Предельным случаем существенного различия является противоположность. Удачной моделью противоположности может служить магнит с его противоположно направленными полюсами. Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения: наличие одной из них предполагает бытие другой. Диалектический принцип противоречия отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. Различают несколько типов противоречий: внутренние и внешние; основные и неосновные, антагонистические и неантагонистические. Одни из них ведут к гармонии, другие к дисгармонии. Внутреннее противоречие выражает состояние системы как определённой целостности. Внешнее противоречие являет собой взаимодействие противоположностей, относится к разным системам (организм и среда, природа и общество и т.д.) Следует заметить, что внутренним противоречием принадлежит роль. Даже если исходным для развития системы служит внешнее противоречие, оно всё равно должно пройти стадию внутреннего. Основное противоречие той или иной системы –– это прежде всего сущностное противоречие: оно связано с глубинными, лежащими в самом основании этой системы формами взаимодействия противоположностей, составляющих его структуру. В социальных системах это основное противоречие может выступать в форме как антагонистического (взаимодействие между непримиримо враждебными силами: классами, социальными группами и т.д.) и неантагонистические (взаимодействие между группами основные интересы и цели которых совпадают). Все виды противоречий осуществляются и разрешаются, снимаются и создаются, оживают в новой форме – в этом и состоит их движение. Разрешающее движение противоречий есть способ изменения качественного состояния включающей их в себя системе. Разрешение противоречий может быть разовым и частичным, полным, поэтапным и т.д. Многообразие форм разрешения противоречия прежде всего характерно для общества, особенно для такого, которое находится на высоком уровне развития, когда чрезмерно усложняются все его элементы и структуры, увеличиваются взаимные связи и зависимости. Применительно к медицине, методологическое и мировоззренческое значение данного закона, состоит в том, что он нацеливает исследователя на отыскание внутренних материальных причин развития здорового и больного организма. 2) Закон перехода количества в качество – констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным качественным изменениям. Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и мышления. Всякий предмет, любое явление имеют качественную и количественную стороны. Качество – все то, что делает предмет (явление) именно данным, а не другим предметом (явлением), что отличает его от бесчисленного множества других. Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны. Всякое свойство относительно. Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых и составляет его качество. Количество – характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему сторон. Как правило, количество выражается числом. У количества есть особенность изменяться в определенных рамках, не меняя самого качества. Эти границы, в которых данное количество связано с данным качеством, есть мера. Мера – это своего рода граница, рамки, в которых предмет остается самим собой. Любой предмет (явление) представляет собой определенную меру как единство качества и количества, выход за которую уничтожает сам предмет (явление), превращая его в другой предмет (явление). Так, мерой для ртути в жидком состоянии является температура от – 39 ' до + 357'. При температуре – 39' ртуть затвердевает, а при + 357' начинает кипеть, переходя в парообразное состояние. Все количественно-качественные изменения происходят в форме скачка. Скачек – коренное, качественное изменение предмета (явления), превращение старого качества в новое в результате количественных изменений. Всякое качественное изменении возможно только через скачек. Формы скачка многообразны и по существу являются уникальными для каждого определенного предмета (явления). В то же время следует выделить два относительно определенных типа скачка: 1. Резкие – совершаются так, что старое качество изменяется сразу, целиком. 2. Постепенные – совершаются так, что существующее изменяется по частям, отдельными элементами, пока в результате развития оно не будет преобразовано в целом. Таким образом, количественные и качественные изменения взаимообусловлены и представляют собой всеобщий закон развития материального мира. Проблема качества является одной из важнейших методологических проблем медицины. На основе познания качественного своеобразия той или иной болезни устанавливается дифференциальный диагноз болезни. 3) Закон отрицания отрицания – устанавливает закономерный механизм поступательного развития от низшего к высшему, от старого к новому. Этот закон раскрывает общее направление тенденцию развития материального мира. Впервые был сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым. К примеру, развитие земной коры прошло ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, является известным отрицанием старой. Отрицание – это результат собственного внутреннего развития, тесно связанного с присущим любому предмету (явлению) внутренним противоречием. Предметы (явления) сами создают условия для собственного уничтожения при переходе в новое высшее качество. Отрицание есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат самодвижения предметов (явлений). В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Снятие – это одновременное уничтожение и сохранение чего-либо. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями, наличием в нем собственного отрицания. Умелое применение закона отрицания отрицания способствует глубокому пониманию тех диалектических процессов, которые происходят в нормальном и патологическом состоянии организма. Даже процесс размножения, ни что иное как действие на практике закона отрицания отрицания. Появление нового вида, закономерно является отрицанием старого. 4. Современная теория диалектики кроме трех основных законов выделяет шесть не основных законов или категорий диалектики: 1. Единичное и всеобщее 2. Содержание и форма 3. Причина и следствие 4. Возможность и действительность 5. Необходимость и случайность 6. Сущность и явление Единичное – это данный конкретный предмет или явление; Всеобщее – это то, что присуще множеству единичных, отдельных предметов. Содержание – совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет (явление); Форма – это структура, внутренне присущая организация содержания. Причина – это группа явлений предшествующих другому явлению; Следствие – явление, вызванное действием причины. Возможность – предпосылки для возникновения нового; Действительность – осуществленная возможность. Необходимость – это то явление или процесс, который при наличии определенных условий обязательно наступает; Случайность – не вытекает из природы самого предмета (явления), часто ее причина вне него. Сущность – главная, относительно устойчивая сторона предмета; Явление – это внешнее непосредственное выражение сущности.
|