КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ, ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫСтр 1 из 3Следующая ⇒ В истории философии традиционно развивалась такая область философствования, как диалектика. В ней проблема бытия осмысливается под своеобразным углом зрения — с точки зрения единства и движения, изменчивости всего сущего. Диалектика — это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия, о движении и развитии всего сущего. Наряду с этим она является также и способом философского мышления, с помощью которого окружающий человека материальный мир воспринимается как единое, противоречивое и динамичное целое. Своими средствами диалектика раскрывает картину мира как Универсума, в котором происходят неумолимые процессы смены форм, состояний и эпох. Основная проблема для нее — движение развитие как фундаментальные характеристики мироздания. В философии употребляется понятие объективной диалектики, под которой понимаются процессы взаимодействия и развития, царящие во внешнем, материальном мире. Напротив, субъективная диалектик; является всего лишь отражением этих процессов в головах людей и представляет собой движение человеческих мыслей и представлений. В античной философии существовала стихийная диалектика, которая была результатом простого созерцания окружающего мира философами того времени. Осмысление природы движения имело место в школе элеатов (Парменид, Зенон). Платон и Аристотель стремились найти источники развития мира, а Сократ пытался исследовать движение человеческого познания. Основателем же диалектической традиции принято считать Гераклита, который сформулировал важнейшие идеи диалектики. Философ считал, что природа представляет собой единое и неделимое целое ("огонь", "мировой пожар"). В данном случае образ огня использовался Гераклитом как символ вечной динамики, ведь огонь никогда не бывает в застывшем, успокоившемся состоянии. Все сущее в этом мироздании изменчиво, все течет, и нет ничего застывшего. Мир состоит из противоположных начал, и все они взаимодействуют друг с другом. Гераклит выделял такие пары противоположностей, как вечное и преходящее. Бог и человек, жизнь и смерть, солома и золото и т.д. Борьба противоположностей является источником изменения и развития всего сущего, главным законом бытия. Мир, с точки зрения диалектической философии, — это сплошной поток возникновения и уничтожения, объединения и распада. Диалектическая мысль существовала и в философии средних веков, что проявилось в творчестве ряда мыслителей той эпохи. Так, П.Абеляр применял диалектику в качестве способа достижения истины путем обсуждения различных суждений. А.Августин создал учение о развитии всемирной истории, выделив ней периоды детства, юности, зрелости, старости и смерти. Фома Аквинский выдвинул и обосновал идею иерархичности, т.е. упорядоченности мира, который якобы был сотворен Богом. Диалектика в философии и естествознании эпохи Возрождения и Нового времени развивалась такими известными мыслителями, как Д.Бруно, Н.Кузанский, Р. Декарт, Б.Спиноза. С позиций диалектического мышления они рассматривали развитие природы как великого целого, выделяли и анализировали в ней внутренние и внешние взаимосвязи и противоречия. Так, Кузанский рассматривал окружающий мир как единство конечного и бесконечного, огромную космическую машину. Эта машина являет собой многое в одном, пронизанное непрерывным развитием от простого к сложному. Источником динамики мира, по убеждению мыслителя, является Бог как возможность и творящая причина всего сущего. Однако в силу господства в науке механики и математики, в XVII — XVIII вв. все еще преобладала механистическая, упрощенная картина мира как проявление метафизического (недиалектического) мышления. Большинство ученых предпочитало рассматривать вещи и процессы мира в их обособленности друг от друга, вне великих связей, а значит — не во взаимодействии и движении. Впрочем, в XVIII в. была выдвинута идея прогресса мировой истории (Ж.Кондорсе, Ф.Вольтер}, но в то время она еще не укоренилась в науке. Особое место в истории философской мысли занимает идеалистическая диалектика классической немецкой философии. В ее рамках И.Гердер обосновывал идею развития мировой культуры, смены ее форм и состояний. И.Кант исследовал логику движения познавательного процесса, вскрыв антиномии (противоречия) этого процесса. Ф.Шеллинг подчеркивал полярный характер процессов природы и наличие в ней сложной иерархии. Очень большой вклад в формирование диалектической философии внес Г.Гегель. Этот немецкий философ исходил из того, что источником всего сущего является абсолютная идея ("мировой разум"), которая, развивая свое неисчерпаемое содержание, воплощает себя в различных формах бытия (в природе, в обществе) и придает им единство. В.С.Соловьев эаметил в связи с этим, что для Гегеля природа есть как бы чешуя, которую сбрасывает в своем движении "змея абсолютной диалектики". Ге-г^ль особо выделял роль противоречия как внутренннего источника и Движущей силы развития, характеризуя его как "корень всякого движе-яия" и всякой "жизненности". Само развитие философ представлял в виде триады "тезис-антитезис-синтез", которой он придавал универсальное (всеобщее) значение. Основная заслуга Гегеля в истории диалектики состояла в том, что он, по словам Ф. Энгельса, впервые сумел представить природный и социальный мир в виде процесса, т.е. закономерной смены форм и состояний. Им было разработано учение о всемирной истории ("европоцентризм"), ее логике и внутренних связях. Немецкий мыслитель старался подчеркнуть, что окончательные, завершенные результаты познания и практики человека невозможны. Гегель сформулировал также основные законы диалектики, которые дают представление об источниках, механизмах и формах развития. Однако его философия была, по словам Энгельса, "колоссальным недоноском", поскольку она наделяла способностью к развитию лишь абсолютную идею. Тем самым природа лишалась внутренних источников развития и обрекалась вечно воспроизводить одни и те же состояния, двигаясь как бы по замкнутому кругу. Духовное начало рассматривалось Гегелем как нечто несравненно более высокое, нежели природное начало. В этом смысле диалектика Гегеля была, по выражению К. Маркса, искажена и перевернута с ног на голову, затушевывая и даже мистифицируя подлинные причины развития природы и общества. Материалистическая диалектика в классической марксистской философии в корне отличалась от идеалистической диалектики Г.Гегеля, хотя и имела тесную связь с ней. Маркс и Энгельс освободили гегелевскую диалектику от мистической формы и сохранили ее основное рациональное зерно — идею развития, превратив ее в инструмент философского исследования мира. Ф.Энгельс любил подчеркивать, что природа движется в вечном потоке и круговороте, являясь "пробным камнем" для диалектики и естествознания. В марксизме идея развития была всесторонне применена к изучению общественных явлений, прежде всего — социально-классовых отношений, истории частной собственности и государства, эпох в развитии общества. Диалектика, как теория и метод, в первую очередь была подчинена целям обоснования коммунистической идеи, неизбежности становления нового общества. Марксистская диалектика была политизирована, излишне схематична и чрезмерно заряжена потенциалом социальной конфликтное™ и борьбы. Основоположники марксизма подчеркивали, что диалектика ни перед чем не преклоняется и по своей сути критична и революционна. Они отмечали, что для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного и святого. Везде и во всем она видит печать изменений, и ничто не сможет устоять перед диалектикой, кроме неумолимого процесса возникновения, становления и неизбежной гибели всего сущего. По определению В.ИЛенина, диалектика —это "живая душа" марксизма. Диалектика развивалась также в ряде зарубежных течений и школ. К их числу следует отнести, в частности, теорию эмерджентной (творческой) эволюции {А. Уайтхед и др.). Франкфуртскую школу (Т.Адор-но и др.), теорию социального конфликта (Р.Дарендорф). В русской философии диалектические идеи развивались А.И.Герценом, В.И.Лениным и другими материалистами, представителями русского космизма (К.Э.Циолковский. В.И.Вернадский и др.). Тема единства мира и его духовной эволюции представлена в творчестве В. С. Соловьева, Н.А.Бердяева. С.Л.Франка. Диалектика, как теория развития и метод мышления, является значительным пластом истории философской культуры. Ее основная идея — идея развития всего сущего — явилась результатом не только созерцания мира, но и отражением в философии восходящего, т.е. прогрессивного развития человечества, науки и практики. Рассматривая мир как единое и динамичное целое, она тем самым является обобщением материала естественных и иных наук.
|