КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 9. Процедуры и функции с параметрамиПроцедуры с параметрами Поставим и решим задачу, данную вам в качестве задания в 8.2: Составьте программу с процедурами, которая исполнит мелодию “Чижик-пыжик” (ми-до-ми-до-фа-ми-ре-соль-соль-ля-си-до-до-до). Воспользуемся нотами третьей октавы: USES CRT; PROCEDURE doo; BEGIN Sound(523); Delay(2000); NoSound END; PROCEDURE re; BEGIN Sound(587); Delay(2000); NoSound END; PROCEDURE mi; BEGIN Sound(659); Delay(2000); NoSound END; PROCEDURE fa; BEGIN Sound(698); Delay(2000); NoSound END; PROCEDURE sol; BEGIN Sound(784); Delay(2000); NoSound END; PROCEDURE la; BEGIN Sound(880); Delay(2000); NoSound END; PROCEDURE si; BEGIN Sound(988); Delay(2000); NoSound END; BEGIN mi; doo; mi; doo; fa; mi; re; sol; sol; la; si; doo; doo; doo END. Все процедуры в нашей программе всегда делают одно и то же. Например, процедура doo всегда издает звук частоты 523 герца и продолжительности 200 мс. Происходит это потому, что в описании процедур мы использовали не переменные величины, а константы. В реальной музыке ноты принадлежат разным октавам и имеют разную длительность. Чтобы получить ноту четвертой октавы, достаточно умножить частоту одноименной ноты третьей октавы на 2. Например, нота ре четвертой октавы имеет частоту 587*2=1174 гц. Естественно, все ноты четвертой октавы звучат выше нот третьей октавы. Пятая октава получается из четвертой так же, как четвертая из третьей и звучит еще выше. Ноты второй октавы, наоборот, получаются из нот третьей октавы делением частоты на 2. Поставим задачу - создать более универсальную процедуру. Чтобы заставить ноту звучать по-разному, используем переменные величины. Здесь мы используем ту же самую идею, которую мы использовали в процедуре House из Глава 10, она рисовала дом в разных местах экрана в зависимости от значений переменных величин, задающих его координаты. Для простоты ограничимся пока одной нотой ре и двумя октавами - третьей и четвертой. Длительность пусть будет любая. Пусть программа должна воспроизвести три подряд ноты ре: сначала третья октава одна секунда, затем четвертая октава одна секунда и затем третья октава три секунды. USES CRT; VAR octava : Byte; dlit : Word; PROCEDURE re; BEGIN if octava = 3 then Sound(587) else Sound(1174); Delay(dlit); NoSound END; BEGIN octava:=3; dlit:=1000; re; octava:=4; dlit:=1000; re; octava:=3; dlit:=2000; re END. Недостаток программы в том, что раздел операторов выглядит довольно мутно. Гораздо прозрачнее была бы такая запись: BEGIN re(3,1000); re(4,1000); re(3,2000) END. Для обеспечения такой прозрачности подходят процедуры с параметрами. Вот программа, использующая процедуру с параметрами: USES CRT; PROCEDURE re (octava : Byte; dlit: Word); BEGIN if octava = 3 then Sound(587) else Sound(1174); Delay(dlit); NoSound END; BEGIN re(3,1000); re(4,1000); re(3,2000) END. Пояснения: Эта программа похожа на предыдущую, но имеется несколько отличий. Строка Procedure re (octava : Byte; dlit: Word) называется заголовком процедуры. Здесь после имени процедуры - re - ставятся скобки и внутри них описываются так называемые формальные параметрыпроцедуры. Здесь их два: octava и dlit. Поскольку они описаны в заголовке, пропадает необходимость в разделе VAR. В записи re(3,1000) числа 3 и 1000 - так называемые фактические параметрыпроцедуры, их порядок и тип должен соответствовать формальным параметрам. Когда во время выполнения программы Паскаль натыкается на re(4,1000), он присваивает переменной octava значение 4, переменной dlit - значение 1000 (то есть, присваивает формальным параметрам значения фактических параметров) и затем переходит к выполнению тела процедуры re.
Усложним задачу. Создадим универсальную процедуру nota, параметрами которой будут название ноты, октава и длительность. Учтем, что длительность ноты в музыке задается в так называемых долях. Доли бывают: 1 - целая нота, 1/2 - половинка длительности, 1/4 - четвертушка и т.д. Пусть целая нота звучит 1 секунду. Вызывать процедуру nota можно было бы так: nota(re,5,8) - это означает, что мы хотим, чтобы прозвучала нота re пятой октавы длительности 1/8.
Вот запись программы:
USES CRT; TYPE Nota_type = (doo, doo_diez, re, re_diez, mi, fa, fa_diez, sol, sol_diez, la, la_diez, si); PROCEDURE Nota(Nazvanie:Nota_type; Oktava,Dolya:Byte); {Здесь параметр Dolya - знаменатель доли} VAR Hz:Word; {Внутри процедуры можно описывать свои переменные (в данном примере это Hz). Они называются локальными. Подробнее о них - в 13.3} BEGIN {Объясним Паскалю частоту нужных нам нот третьей октавы} case Nazvanie of doo : Hz:=523; re : Hz:=587; sol : Hz:=784; la : Hz:=880; la_diez : Hz:=932; end; {Теперь меняем частоту в зависимости от октавы} case Oktava of 1 : Hz:=Hz div 4; {Используем целочисленное деление,так как стандартная} 2 : Hz:=Hz div 2; {процедура Sound требует задавать частоту целым} 3 : Hz:=Hz; {числом герц} 4 : Hz:=Hz*2; 5 : Hz:=Hz*4; 6 : Hz:=Hz*8; else WriteLn('Такой октавы не знаю'); ReadLn; Halt end;
Sound (Hz); {Включаем звук} Delay(10000 div Dolya); {Задаем пpодолжительность звука} NoSound; Delay (50); {Небольшой промежуток тишины после каждой ноты} END; BEGIN {Вот первые ноты из песни “Широка страна моя родная”:} Nota(re,3,8); Nota(re,3,16); Nota(re,4,4); Nota(re,4,8); Nota(re,4,8); Nota(doo,4,8); Nota(la_diez,3,8); Nota(la,3,8); Nota(sol,3,4); Nota(re,3,4) END.
Фактические параметры могут быть любыми выражениями подходящего типа. Например, вместо Nota(re,3,8) можно было бы написать a:=3; Nota(re, a, 11-a). Задание 119: В модуле Graph не хватает процедуры, которая рисовала бы треугольник. Создайте такую процедуру. Она должна рисовать примерно равносторонний треугольник вершиной вверх и иметь три параметра: положение треугольника на экране и размер.
|