Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Математика. В 1445—1449 годах написал трактаты «О квадратуре круга» (De quadratura circuli) и «О соизмерении прямого и кривого» (De recti ac curvi commensuratione) — о




В 1445—1449 годах написал трактаты «О квадратуре круга» (De quadratura circuli) и «О соизмерении прямого и кривого» (De recti ac curvi commensuratione) — о спрямлении окружности. Основной его результат для приближённого спрямления дуги окружности в современных обозначениях можно выразить формулой:

 

 

Проблема Бога. Как и у любого христианского философа, Бог в центре внимания и возникает высшей целью познания Никогда Кузанского. Вместе с тем, он понимает, что познание Бога — познание особенное, осуществляется оно более любой мыслью и понятием. Поэтому все мудрые люди едины в осознании невозможности знанием постичь творца. Потому, соглашается Кузанец, только Бог » понимает свою сущность, а наше понимание относительно его понимания оказывается в бессильны приблизиться к нему». Итак, славен будет Бог на понимании сущности которого прерываются научные исследования, безумстввом проявляется мудрость и суетой — изящество слов. «Бог несказанен и таков потому, что бесконечно выше всего именуемого. Ввиду бесспорной истинности этого мы ближе к истине, когда высказываемся о боге через отстранения и отрицания, подобно великому Дионисию, утверждавшее, что бог не есть ни истина, ни ум, ни свет, ни вообще что бы то ни было выражаемое в словах». Именно поэтому было бы более справедливым изображать Бога, с помощью апофатики. Однако, «апофатика» не должна заставить нас опустить руки. Она лишь стимулирует более эффективные и адекватные способы положительного богопознания. Например, возьмем понятие «бесконечность», к которому обращаются как к определению Бога. Кузанец считает, что за апофатически (отрицательным) богословием Бог не есть ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух. Способ Его описание — «бесконечность». Но для верующего человека Бог — это всегда Создатель, однако, «бесконечность» сама по себе ни порождает ничего, ни сама ничем не родившийся Очевидно, что Абсолютная бесконечность является не плодотворная. Плодотворной «бесконечность» предстает в образе «Вечности»

 

«Вечность» также отражает божественную, т.е. абсолютную бесконечность, но «вечность» не является негативным понятием. Она фиксирует и утверждает собой «Единство», или максимальное присутствие, что, в свою очередь, символизирует «Отца». «Вечность», будучи проявлением бесконечности, констатирует «постоянство», то есть «равенство себе». «Равенством» возлагается «свое другое» Отца, есть «Сын». Итак, символом божественной «равенства» есть Сын. «Связь», фиксирующий отношение «равенства» в «единства», символизирует Святого Духа «Единство», «Равенство», «Связь» составляют из себя Троицу Бога -Отца, Бога- Сына и Бога- Св. Духа.

 

Надо отметить, что Кузанец исследует Бога не только как богослов, или теолог. Он интерпретирует Его как диалектик. Как диалектик он осуществляет переход «бесконечности» до «вечности». Как диалектик он «единство» интерпретирует как «равенство», а «единство и равенство» — через «связь», чем открывает новые пласты божественного понимания. Т.е. как диалектик он заставляет понятие порождать одно и светиться общим светом. Николе Кузанскому понятно, что «равенство» всегда предусматривает определенную «неравенство», подобно тому, как «неделимость» открывает собой «различения». Именно таким образом человеческий разум осуществляет переход от обозначения Бога трансцендентного и несказанному к осознанию Бога-Творца, Бога, бытием которого пропитано существования тварного мира.

 

Как видим, философское развертывания Николой Кузанским связи апофатики и катафатикы было началом нового мышления, пиднялоняття конечного мира концепции бесконечного бытия. Эта связь была основой осознания красоты как воплощение Божественного в мире вещей. И бесконечность в Кузанского становится чем-то очень локальным и плодотворным, чем сводит апофатика к катафатикы. Апофатическая бесконечность превращается в производительность Божественной Троицы. Как символ «вечности — равенства — связи» Троица есть, Во-первых, Бытием, в котором «тонут», теряя смысл противоположности и максимум совпадает с минимумом; во-вторых, является условием бытия всего сущего как форма (идея) тварного бытия. Именно в этом кроется ответ, как мир привлекается к бытию. Для конкретизации мысли Никола Кузанский предлагает два принципа: Во-первых, ограничения «абсолютного максимума»; во-вторых, развертывание Бога в мир и свертывания, или возврата всех вещей в Божественное лоно.

 

Реализацией первого принципа возникает возникновения Вселенной. Напомним, что Бог есть абсолютная максимальность, единство, абсолютно опережает и объединяет любые различия и противоположности. Он абсолютный начало, конечная цель и бытия всех вещей и мира в целом, подобно тому, как бесконечная линия включает в себя все фигуры. Вселенная также универсальность, то есть единство множественного. Он также является истоком, однако, конкретно определенным. «Вселенная целиком вышла к существованию посредством простой эманациы конкретного максимума из абсолютного максимума». Итак, Вселенная — конкретный максимум, что емануе Бога, но не предшествует во времени тварном мира, а возникает вместе с ним. «… А поскольку вещи составляют части Вселенной и без них она… не могла бы быть единой, цельной и совершенной, то все сущее пришло к бытию одновременно со Вселенной…» 2. Например, если человечество рассматривать как факт абсолютного бытия, то в последнем мы открывать Бога. Когда же в бытии мы выделяем факт бытия человечества, то открываем Вселенная. Итак, человечество олицетворяется в каждом человеке, но и не может существовать без нее.

 

Действие второго принципа — «развертывание Бога в мир» — является началом разграничения максимума и минимума, которые в Абсолюте потеряли свой смысл, но в конечном мире его получают. Так «единство» разворачивается в количество, «покой» — в движение, «вечность» — во время, «тождество» — в отличие, «равенство» — в неравенство и т.д.. Таким образом, Бог не является множественностью, но разворачивает последнюю из Себя. Разворачивает с помощью Вселенной (Универсума), который является «совершенной полнотой», или полнотой первопринципов. Каждая вещь потенциально есть все, но актуально — только она сама Поэтому потенция мира и Бога — бесподобны. В Кузанского Бог не творит, а «разворачивается» в мире необходимо. В этом очевидно обращение к традиции неоплатонизма и его принципа эманации, что противоречит христианской идее созидания.

 

Человек, за Николой Кузанским, — это микрокосм, подобный макрокосма; единство божественного и природного. Развертывание Божественных возможностей, заложенных в человеке, происходит через Иисуса Христа. Иисус Христос — Бог, равный всяком бытию, божественный Сын, в котором находится пожизненный Отец и Святой Дух. Однако в Нем, как в Слове, существует все, что может существовать тварного во Вселенной. Есть Он является воплощением Бога в человека абсолютным образом. Он олицетворяет в себе единство противоположностей божественного и тварного. «Страдающим и смертный человек Христос не мог прийти к славе Отца, Который как абсолютная жизнь есть же бессмертие, без облечения своего смертного тела в бессмертие». Кузанец доказывает, что Иисус — это путь для человечества. Бессмертие во Христе получила природа, следовательно, воскресенье ждет всех, и хороших, и плохих, не все превратятся в лучах славы, и не всех она превратит в детей Божиих. Поэтому единение с Богом ожидает только тех, кто принадлежит Христу верой, надеждой и любовью.

 

Проблема познания. Название основного произведения «De docta ignorantia» («Об ученом незнании») раскрывает основную гносеологическую идею его творчества, которая заключается в том, что логический ряд, то есть то, что считалось содержанием docta, не приобретает истины, не дает полного ответа на вопросы и ведет к ignorantia. Однако, это не отказ от рационализма; это открытие рационализма высшего сорта и металогики, что приходит на смену логике. Сопоставление возможностей конечного разума ведет от объекта к объекту, устанавливая их сходство, но не способно воссоздать картину мироздания, поэтому останавливается перед Бесконечностью. Разум так приближается к истине, как вписанный многоугольник к кругу, но никогда его не достигнет. «… Об истине мы явно знаем только, что в точности она есть, она неуловима: наш разум относится к ней как возможность к абсолютной необходимости… Недаром суть (quidditas) вещей, истина сущего, непостижимого в своей чистоте, и, хоть философы ее разыскивают, никто не нашел ее как она есть. И чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине». Такая постановка проблемы свидетельствует как о математическом открытия Николы Кузанского, так и о гносеологическую и диалектическую идею (на основе сознательного проведения принципа «совпадение противоположностей»), «что корень знающего незнания — в понимании неуловимосты точной истины».

 

То, что не под силу «ума», преодолеет «интеллект», что возвышает человека до божественного уровня — интеллектуального созерцания, на котором отождествляются противоположности. Этому должно соответствовать состояние человеческой души: вера руководит разумом, разум распространяет веру. Кузанец напоминает по вере начинается любое понимание. Действительно, любая сфера деятельности предусматривает некоторые истоки, которые принимаются только верой, и на которых строится все последующие рассуждения. Вера включает в себя все богатство умоспоглядання, поэтому интеллектуальное познание является развертыванием веры. Но максимальное познание предполагает и максимальную веру, которая в свою очередь, не может быть без любви. Итак, Любовь — форма веры, придает последней истинного бытия; более того, любовь является знаком веры высшего качества. Однако глубокой веры не может быть и без святой надежды на обладание самим Иисусом.

 

Влияние творчества Никогда Кузанского трудно переоценить, как на платоников эпохи Возрождения, Нового времени, так и на философов современности. Его идеи всегда стимулировали мышление, питали философскую мысль в решении вечных и вечно новых вопросов.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты