КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
УЧЕНИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ 4 страницатом числе "типических" комбинациях, и о классификации типов нервной системы, если таковая вообще окажется возможной» (с. 9). К сожалению, эта задача - поиск «типических» сочетаний типологических осо- бенностей проявления свойств нервной системы — в лаборатории Теплова—Небы- лицына так и осталась нерешенной. в. д. Небылицын (1976), а вслед за ним и В. М. Русалов (1985) выделяют в тем- пераменте две подструктуры: общую активность и эмоциональность. Первая подструк- тура как компонент включается, по В. М. Русалову, в более высокоорганизованную структуру — интеллект, а вторая — в характер. Изложенная выше позиция школы Б. М. Теплова на словах не означала оконча- тельный отказ от рассмотрения «типов». Но, откладывая изучение этого вопроса на неопределенное будущее, фактически в лаборатории Б. М. Теплова отказались от изучения павловских типов высшей нервной деятельности как теоретически, так и методически (условнорефлекторные методики изучения свойств нервной системы были заменены на методики, связанные с реакциями человека на разные стимулы). Правда, в последние годы делаются попытки возродить изучение типов темперамен- та, связав их с павловскими специально человеческими типами (по преобладанию первой или второй сигнальной системы), и те и другие — со свойствами нервной сис- темы (В. В. Печенков, 1997). 3.10. СООТНОШЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА Наряду с понятием «темперамент» в психологии широко исполь- зуется и понятие «характер» (от греч. charakter— черта, признак, печать, чеканка). Под характером понимают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуслов- ливая типичные для нее способы поведения. Среди множества черт характера одни выступают как ведущие, другие как второстепенные, при этом они могут либо гармо- нировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере). Среди черт характера, наря- ду с правдивостью и лживостью, тактичностью и грубостью и другими приобретае- мыми в процессе социализации человека чертами личности, называются и экстравер- сия—интроверсия, считающимися свойствами темперамента. Отсюда возникает во- прос: каково соотношение между темпераментом и характером? Как отмечают А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев (1957), вопрос о соотношении темпе- рамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре груп- пы мнений: 1) отождествление темперамента и характера; 2) противопоставление тем- пераменту характера, установление между ними антагонистических отношений; 3) признание темперамента элементом характера; 4) признание темперамента основ- ной природой характера. Выразителем первой точки зрения является Кречмер, который, выводя темпера- мент из особенностей телесной конституции, по существу осуществляет его с харак- тером личности. Эта точка зрения довольно распространена в западной психологии, где темперамент не выделяется каК самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «личность» и «характер» (Р. Кеттелл и др. [R. Cattell, Н. ЕЬег, М. Tatsuoka, 1970]; Г. Айзенк, С. Айзенк [Н. Eysenk, S. Eysenk, 1969]). В отечественной психологии аналогичные взгляды разделял А. Ф. Лазурский (1923), который практически отождествлял темперамент и характер и относил их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Он считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы. Сторонники второй точки зрения отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П. Викторов, 1887). Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной рекцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Этой же точки зрения придерживается Н. Д. Левитов (1969), который считает, что темперамент не входит в характер и что последний находится в антагонистиче- ских отношениях с первым. По его мнению, развитие личности совершается по пути преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может входить в конфликт с темпераментом. Наконец, сторонники третьей точки зрения (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. Г. Ананьев, В. М. Русалов и др.) рассматривают темперамент как врожденную основу характера, как динамичную сторону характера и личности. По Л. С. Выготскому, например, темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, рассматривают темперамент как ядро характера, как его неизменную часть, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни. Сложность окончательного решения этого вопроса состоит в том, что нет четкого понимания того, что собой представляет и темперамент, и характер, какие свойства относятся к тому и другому. Например, в представлениях польского психолога Я. Стреляу о темпераменте отсутствуют характеристики эмоциональности. Главными для него являются реактивность и активность. Реактивность отражает величину ответных реакций организма человека на воздействия, активность характеризуется интенсивностью и длительностью поведенческих актов, обеспечивающих оптимальный уровень активации. Оба эти свойства находятся в антагонистических отношениях: чем больше одно, тем меньше другое. В. В. Белоус (1981) выделил с помощью специальной математической модели ин- варианта только два типа темперамента, условно названных им А и Б. При этом оказалось, что характеристиками этого типа темперамента являются как свойства нерв- ной системы (не являющиеся свойствами темперамента), так и беззаботность, традиционно относимая к свойствам характера. В то же время важные для характеристики темперамента свойства эмоциональности и активности отсутствуют. В. М. Русалов (1985) считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики. Если обобще-ние происходит за счет общности всех структурных и функциональных биологиче-ских свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), то мы имеем дело с темпераментом; если в основании обобщения лежат динамические и содержательные характеристики побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру. Но разве характер — это только мотивационная сфера человека? Не случайно в более поздней работе (В. М. Русалов, 1986), в основ- ном повторяющей предыдущую, автор хотя и подтверждает свою прежнюю позицию, однако более осторожно рассуждает о темпераменте и характере: «В характере обобщаются, естественно, не только содержательные, предметно-смысловые характеристики мотивационной сферы, но также и динамические особенности, включающие в качестве обязательных компонентов формально-динамические характеристики эмоциональности» (с. 28). В. М. Русалов (1985,1986) предлагает ряд критериев для отнесения того или ино- го психологического свойства к темпераменту. Оно: 1) не зависит от содержания деятельности и поведения, т. е. отражает их формаль- ный аспект (является независимым от смысла, цели, мотива); 2) характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности; 3) универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности; 4) рано проявляется в детстве; 5) устойчиво в течение длительного периода жизни человека; 6) высоко коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биоло- гических систем (гуморальной, телесной); 7) является наследуемым. По В. М. Русалову, «развитие темперамента происходит по двум основаниям: 1) вслед за биологическим возрастным развитием и 2) как результат сменяющих друг друга социально-организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки» (1985, с. 31). Однако четкого различения тем- перамента и характера нет и у В. М. Русалова. Скорее всего, характер — это фенотипическая характеристика человека, в кото- рой сплавлены как врожденные, так и приобретенные особенности человека. Какие из них проявляются у данного человека в большей степени, сказать трудно. Вспыль- чивым можно быть и от холерического темперамента, и от невоспитанности, как и спокойным, сдержанным от флегматического темперамента и воспитанной выдерж- ки. Нельзя не учитывать и того, что темперамент ребенка оказывает большое влия- ние на ту среду, в которой он живет (Дж. Каган и др. [J. Kagan, D. Arcus, N. Snidman, 1993]). Ребенок способствует созданию вокруг себя определенной среды и провоци- рует воздействие с ее стороны, что в свою очередь накладывает отпечаток на то, как он выражает свои эмоции и чувства. Поэтому спокойный, послушный ребенок испы- тывает на себе воздействие иной среды, нежели та, что окружает импульсивного, раз- дражительного, своенравного ребенка. Есть, однако, черты характера, которые могут быть при любом типе темперамента. Это честность, доброта, вежливость или, наоборот — лживость, жадность, грубость. Правда, в зависимости от темперамента эти черты могут проявляться по-разному. 3.11. СПЕЦИАЛЬНЫЕ типы ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО И. П. ПАВЛОВУ И. п. Павлов, наряду с «общими» типами (темпераментом), при- сущими и человеку, и животным, постулировал и «специальные» типы, присущие только человеку, так как они отражают соотношения между первой (образной) и вто- рой (рече-мыслительной) сигнальными системами. Он выделил три таких типа: ху- дожественный, у которого особенно ярко выражена деятельность первой сигнальной системы, мыслительный, у которого заметно преобладает деятельность второй сиг- нальной системы; смешанный, у которого деятельность обеих систем выражена оди- наково. Художественный тип отличается ярко выраженной наклонностью к образно-эмо- циональному мышлению. Это не значит, что у него вторая сигнальная система не раз- вита (т. е. не развито словесно-логическое мышление). Это означает только, что люди данного типа необычайно остро, ярко, полно и непосредственно воспринимают дей- ствительность (они, например, способны ясно, иногда до степени галлюцинации, пред- ставлять себе предметы и явления), у них сильно развито воображение, а отсюда — хорошо выражена способность воспроизведения действительности в художествен- ных образах, картинности речи (что отличает многих артистов, художников, музы- кантов). Мыслительный тип отличается повышенной способностью и наклонностью к сло- весно-логическому (абстрактному) мышлению. Он характеризуется способностью к анализу и систематизации, склонностью к отвлеченным размышлениям, реагирова- нию не столько на конкретные явления, сколько на их обобщение. Но при этом вовсе не обязательно, что у него слабо развита первая сигнальная система. Просто абстракт- ное мышление у него преобладает над образным. Поэтому можно сказать, что это стиль не только восприятия действительности, но и стиль мышления: художественный тип предпочитает переводить воспринимаемое в образы реальной действительности, а мыслительный тип — в отвлеченные, абстрактные символы. К сожалению, учение о «специальных» (частных) типах высшей нервной деятель- ности строгого обоснования и дальнейшего развития в исследованиях И. П. Павлова и его учеников не получило. Поэтому имеются расхождения в мнениях относительно природы и содержания второй сигнальной системы, а сами мнения носят гипотетич- ный характер. Как отмечает В. В. Печенков (1997), одни исследователи ограничива- ют ее только речью в ее слышимом и видимом выражении, другие, как Л. А. Орбели (1949), включают в функции второй сигнальной системы и мышление, а также вос- приятие и переработку других, неречевых видов знаков (музыкальных звуков, ри- сунков, выразительных движений) на том основании, что способность к символиза- ции носит всеобщий характер и не связана со спецификой используемых средств. Некоторые ученые предлагают вообще отказаться от понятий «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система». В то же время И. П. Павлов высказывался в том духе, что художественный тип не уступает мыслительному в развитии речевых и логических возможностей. Главное, что отличает «художников» — это синтетическая стратегия приема и обработки ин- формации, благодаря чему они схватывают действительность целиком, не расчленяя ее. «Мыслителей» же отличает преимущественно аналитическая стратегия восприя- тия и освоения действительности. Отсюда появляется желание сопоставить эти типы с функциональной асимметрией мозга, так как синтетическая стратегия присуща пра- вому полушарию, а аналитическая — левому. Доминирование правого полушария может приводить к появлению «художников» (доминирование первой сигнальной системы), а доминирование левого полушария — «мыслителей» (доминирование вто- рой сигнальной системы). Имеются и другие точки зрения. Например, А. М. Иваниц- кий (1971) полагает, что мыслительный тип характеризуется преобладанием специ- фической системы восходящих проекций мозга, а художественный тип — преоблада- нием неспецифической системы восходящих проекций. Некоторые ученые предлага- ют вообще отказаться от понятий «первая сигнальная система» и «вторая сигнальная система». В то же время факт преобладания одного из типов мышления остается незыбле- мым. Эти типы мышления тесно связаны с особенностями восприятия, поэтому мож- но выделять типы людей и на этой основе. Показано, что яркое эмоционально-образ- ное восприятие и понимание художественных произведений характерно для люден художественного типа (Г. В. Быстрова, 1968; В. С. Мерлин, 1958; В. П. Ягункова, 1966). Однако остаются неясными связи этих типов с «общими» типами, со свойствами нерв- ной системы. И. П. Павлов предполагал, что «мыслителям» должны соответствовать меланхолики, а «художникам» — холерики. Некоторые исследования (Б. Н. Брике, 1961; Г. В. Быстрова, 1976, В. В. Печенков, 1997) показывают наличие таких связей. Например, Л. П. Калининский (1971) показал, что более успешное применение вы- разительных средств языка зависит как от развития второй сигнальной системы, так и от наличия у субъекта слабой нервной системы. В исследовании Н. Е. Высотской (1976), проведенном на учаци1хся хореографи- ческого училища, была выявлена связь артистических способностей (эмоциональной выразительности, артистичности и пластичности, танцевальности) со свойствами нервной системы. У учащихся с выраженными артистическими способностями чаще встречалась слабая нервная система, подвижность возбуждения и торможения, пре- обладание возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу. Сильная нервная система, как было выявлено в этом исследовании, мешает эмоциональной вырази- тельности. Если учесть, что по данным Н. Е. Высотской учащиеся с хорошо выра- женными артистическими способностями имели и преобладание первой сигнальной системы, то можно с большой долей вероятности предполагать, что для «художествен- ного типа» характерны именно те типологические особенности проявления свойств нервной системы, которые перечислены выше. В лаборатории Э. А. Голубевой (Н. Я. Большунова, 1981; Э. А. Голубева, 1980,1982; Г. С. Игнатович, 1978; М. К. Кабардов, 1983) показано, что преобладанию одной из сигнальных систем сопутствуют своеобразные комплексы типологических особен- ностей. С первой сигнальной системой связаны образно-действенный стиль воспри- ятия, мышления и памяти, лабильность нервной системы и доминирование правого полушария. Со второй сигнальной системой связаны вербально-логический стиль познавательной деятельности, инертность нервной системы и доминирование левого полушария. Из этого вовсе не следует, что каждый большой художник (в широком смысле этого слова: артист, писатель, живописец, музыкант) имеет слабую нервную систему, вы- сокую подвижность нервных процессов и преобладание возбуждения над торможе- нием (в одной работе автор на том основании, что Лев Толстой является великим художником слова, утверждает, что он имел слабую нервную систему). Такое вуль- гарное истолкование специального типа через свойства нервной системы имеет мало общего с научным решением этого вопроса. Например, даже в хореографии, одном из самых эмоциональных видов искусства, эмоциональность восприятия, связанная с названными выше сво11ствами нервной системы, не всегда является тем фундаментом, на котором строится мастерство арти- стов балета. Многие достигают мастерства за счет техники исполнения, последняя ние двигательных композиций).
|