КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
I. Значение и единствоСтр 1 из 5Следующая ⇒ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УЧЕНИЯ ЦЕРКВИ Постоянные принципы социальной доктрины Церкви — подлинные основы католического социального учения: это принцип достоинства человеческой личности (о котором уже шла речь в предыдущей главе и на котором основываются все остальные принципы и содержание социального учения), общего блага, субсидиарности и солидарности. Эти принципы, выражающие всю истину о человеке, познанную с помощью разума и веры, проистекают «из встречи евангельского послания и его требований, которые суммируются в высшей заповеди любви к Богу и ближнему и в справедливости, с проблемами, порождаемыми жизнью общества». Церковь, мудро размышлявшая в рамках собственного предания веры, в ходе истории и в свете Духа давала этим принципам всё более точное обоснование и формулировку и постепенно выявляла их суть, стремясь адекватно отвечать на требования эпохи и на постоянное развитие социальной жизни.
Эти принципы имеют общий и фундаментальный характер, поскольку относятся ко всему комплексу социальных реалий: от межличностных отношений, для которых характерна близость и непосредственность, до отношений, опосредованных политикой, экономикой и правом; от связей между сообществами или группами до связей между народами и Нациями. Поскольку эти принципы неизменны во времени и универсальны по содержанию, Церковь указывает на них как на первый и основной ориентир для истолкования и оценки социальных феноменов; эти принципы необходимы, потому что из них можно выводить критерии различения и социального действия в любой среде. Принципы социального учения следует рассматривать в их единстве, взаимосвязи и сочлененности. Такое требование коренится в том значении, которое сама Церковь придает своему социальному учению: это единый доктринальный «корпус», представляющий систематическое истолкование социальных реалий. Сосредоточенность на каждом отдельном принципе с его спецификой не должна приводить к однобокому и ошибочному его использованию, что происходит всякий раз, когда мы апеллируем к нему в отрыве от всех остальных. Теоретическое углубление, да и само применение хотя бы одного из социальных принципов выявляют их взаимозависимость, дополнительность и связи, их структурирующие. Кроме того, эти основы учения Церкви суть нечто гораздо большее, чем вечное наследие мысли, составляющее, впрочем, существенную часть христианской вести: они указывают всем возможные пути построения доброкачественной и подлинно обновленной социальной жизни. Принципы социального учения в их совокупности представляют собой первую формулировку истины об обществе, взывающей к совести каждого и приглашающей его взаимодействовать с другими в свободе и в полной ответственности, разделяемой со всеми и направленной на всех. Ведь человек не может уклониться от вопроса об истине и о смысле социальной жизни, поскольку общество — это реальность, отнюдь не чуждая самому человеческому существованию. Эти принципы имеют глубокое моральное значение, потому что отсылают нас к самим организационным основам социальной жизни. Чтобы вполне понять эти принципы, нужно действовать в соответствии с ними, двигаться по пути развития, на который они указывают как на жизненный путь, достойный человека. Нравственное требование, заключенное в великих социальных принципах, распространяется на индивидуальную деятельность отдельных людей как первых и незаменимых субъектов, ответственных за социальную жизнь на всех уровнях, и, в то же время, на институты, представленные законами, обычаями и гражданскими структурами, потому что они способны влиять на решения многих людей в долговременной перспективе. Действительно, принципы напоминают, что общество исторически существует как пространство пересечения свобод всех людей, которые взаимодействуют в этом обществе, способствуя посредством своих решений его укреплению или обнищанию.
|