КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В конец, да не растлиши, Давиду, в столпописание 9 страница*) Того же Феодорита: Bсе любители добродетели своею доброю жизнью располагают других к прославлению Бога, согласно с следующим убеждением Господа. Так да светит свет ваш пред человеками, чтоб они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего, сущего на небесах. Той даст силу и державу людем своим. Он, то есть, Христос, даст силу новому народу христианскому, силу, чтобы освободился от идольского заблуждения, а державу, чтобы был всегда тверд в непорочной вере во Христа *). *) Исихий говорит: Бог Израиля есть Христос, ибо о Нем то Исаия говорит: в Teбе Бог есть и (скажут) нет Бога кромеТебя, ибо Ты Бог наш и мы не знали, Бог Израиля—Спаситель Ис.46, 14), Он то дает силу и крепость людям своим из язычников к отступление от заблуждения и обращению, которые как Его люди от Христа называются христианами (в изд. Своде). Евсевия: Бог Израиля дает силу своему народу, чтоб мог говорить: все могу в укрепляющем меня Христе. Благословен Бог! Давид оканчивает псалом славословием сказывая: да будет благословен и прославлен Бог, устроивши все выше упомянутые чудеса, создавши и воссоздавший народ христианский и удостоивший Его столь многих и небесных благ. Таково изъяснение сего псалма в несобственном и высшем значении, и таким образом он относится ко Христу, хотя неразумные иудеи стараются изъяснять его буквально и прилагать его к своим обстоятельствам. Но без сомнения они не могут сделать сего приложения. Впрочем, нужно знать, как они прилагают слова сего псалма к своему состоянию. Они говорят: да восстанет Бог, то есть на помощь плотскому и древнему Израилю. Далее врагами называют они иноплеменников, а равно и ненавидящими и грешниками—их же, как беззаконных; а праведными иудейских праведников и добрых людей. Слова: сотворите путь Восшедшему на запады, по их мнению, сказаны о кивоте, что Дух Святый повелевает приготовить для него путь, а посредством сего кивота Бог имел взойти в западную часть Иерусалима, так как храм, говорят они, имел место с западной стороны, в котором после поставлен быв кивот. Выражение: Бог в месте святом своем, говорят, употреблено вместо: (Бог) в храме, и сей Бог поселит в сем самом храме единомысленных иудеев, то есть верующих в одного и единственного Бога. Далее говорят, что псалом сей в прочих словах вычисляет то, что случилось при исходе из Египта. Бог, говорят, извел силою своею евреев, которые носили узы в рабстве египетском; их же называют огорчающими, как и мы изъясняли, и живущими в Египте, как во гробах, поелику они там не могли ничего делать по своей воле, как находившиеся в рабстве. Бог исходил пред народом посредством столпа облачного и огненного и проходил с народом по пустыни, когда и земля тряслась от бывшей на горе Синае бури и небеса одождили манну. Дождем вольным называют благоугодный Богу, приготовляющий изобилие плодов. Изнемогло, говорят, достояние их, потому что было сокрушено в Египте; но Бог совершил его, сделав его крепким царством. Животными Божиими называют самих себя, как посвященных Богу. Ты приготовил, говорят, упомянутые блага нищему народу своему, блуждавшему в пустыне и не имевшему своего места. Благовествующими называют пророков, поелику они благовествовали народу иудейскому, что он разделит добычи врагов и посвятит их совершенству и красоте храма, но сии слова принимаются не собственно, как мы изъяснили. Возлюбленным называют Давида, или Соломона. Слова: если почиете посреди пределов, понимают так: если вы утвердитесь в разделенных вам посредством жребиев местах земли обетованной; то вы так сильно обогатитесь, что даже у той голубицы, которую весьма богатые обыкновенно ставили на крышах своих из гипса в знак величайшего благоденствия, самые крылья, говорю, (сей гипсовой голубицы) будут украшены серебром, а междуплечья, то есть спину ее, будут украшать желтизною золота. Впрочем, мы никогда не слышали, чтобы на доме какого либо еврея стояла такая голубица. Следующие за сим слова, то есть, когда разошлет и проч. понимают так: когда изберет небесный Бог для Иерусалима царей, тогда Иерусалимские народы будут славны. Горою Божиею называют Сион, горою тучною потому, что она утучняет овец, а горою сыру подобною потому, что животным изобилием пажити своей доставляет молоко. А о словах: Господь вселится до конца, мы сказали, что евреи не могут ничего сказать верного. Колесницею Божиею иудеи называют самих себя; поелику на них почивает Бог; а тьмочисленною потому, что их великое множество. Тысячами из них называют изобилующих богатством, и думают, что в них есть Господь, который был и на Синае с предками их. Они говорят: Ты почитался выше всех и Ты пленил, говорят, плен посредством народа Иудейского, победившего врагов, и принял приношения, а равно принял и не покорявшихся прежде людей, чтобы вселиться в них вместе с народом своим Израилем, работающим ему. Следующие слова ясны. От Господа, говорят, суть пути смерти, Который сокрушит главы иноплеменных и верх волосов человеков, проходящих в согрешениях. Далее Господь, говорят, сказал: обращу, то есть избавлю народ мой от страны Васанской, над которою царствовал исполин Ог, и избавлю его от глубины моря кровей, так как потоки кровей тогда наполнились от поражения войск Оговых, чтоб омочилась нога твоя, еврей, в крови закалаемых и самый язык псов твоих омочился в крови врагов чрез Него— Бога. За сим, говорят, что видены были шествия Бога, то есть следы ног Его на горе Синайской: ибо взошел, говорит, Моисей и Аарон на гору... и видели место, где стоял Бог Израилев, и подножие Его было сделано, как бы из камня сапфира (Исх.24, 10), а под Святым разумеют небо. Потом, говорят, начальники его шли впереди народа, потому что пели Богу, стоя подле певцов среди молодых жен с тимпанами. Здесь рассказывает и то, что было по переходе Чермного моря, что Mapиам, сестра Аарона, пела первая в хоре молодых жен. А слова: в церквах благословите Бога, не могут изъяснить согласно с своим намерением. Вениамином называют колено Вениамина, которое было моложе других, поскольку и Вениамин был младший сын Иакова; в исступлении—потому, что Вениамиты приходили в исступление и воодушевление во время брани, но сие изъяснение их холодно. Начальники колена Иудова царствовали над евреями; а начальники Завулона и Неффалима упоминаются потому, что они были знаменитейшие Израильские колена, по своим мужественным и добрым делам во время брани. Наконец, говорят: дай заповедь, Боже, Ангелам твоим о нас, ибо Ангелы суть сила Божия, и укрепи, говорят, Ты, устроивший наше царство, если не ради нас, то, по крайней мере, ради знаменитого храма Твоего, так они понимают выражение: от храма Твоего. Цари принесут дары, каков царь Хирам, доставлявший кедровые деревья, а другие—другое, во время Соломона, для строения храма. Зверями тростника называют дикие народы, обитавшие в скрытных и непроходимых местах. Сонм владык их будет в странах подчиненных им народов и сии владыки соберутся, будут исправлять и хранить их, чтобы им был заключен вход к ним, то есть, чтобы народ, искушенный как сребро, посредством чистоты веры освободился. Событие того, что молитвенники (послы) придут из Египта, говорят, было во время Соломона, когда Ефиопия послала царицу свою к нему. Так и следующие слова они стараются соглашать, но обличаются в погрешности. Должно однако же удивляться, как Святый Дух с буквальным и историческим значением соединил духовный смысл и высшее значение в каждом слове, а в некоторых речениях заключил только высший и духовный смысл для обличения пререканий неверных Иудеев. Псалом 68 В конец. О изменившихся. Псалом Давиду Этот псалом надписан «в конец», потому что имеет в виду конец и исполнение содержащихся в нем пророчеств; далее: «о изменившихся», потому что упоминает о перевороте и изменении дел. По словам Феодорита, он составлен от лица порабощенного в Вавилоне еврейского народа, судьба которого (после) изменилась. Ибо бывшие рабами сделались свободными и, вместо чужой страны, стали жить в своем отечестве. Этот же псалом соответствует и каждому христианину, боримому, как по телу, так и по душе. *) *) Божественный Кирилл и согласно с ним Афанасий говорят, что сей псалом содержит молитву Христа от лица человечества и причины, по которым иудеи распяли Его и последовавшие за крестом бедствия иудеев, также введение евангельской жизни. К сему присовокупляет Феодорит, что сей псалом содержит пророчество о страданиях Спасителя и за причинение оных совершенную погибель иудеев. Ст. 2. Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея! Водами Давид называет здесь наводнение скорбей и искушений, наносимых видимыми, или невидимыми врагами; глубина сих искушений потопляет того, кто падает в оные. Воды, говорит, искушений, победив тело мое, дошли даже до души моей, каковым выражением указывает на чрезмерность печали и скорби. 3. Углебох в тимении глубины (в глубоком болоте я погряз) и несть постояния (и не на чем стать). Тимение глубины есть низменное место с глубокою водою, наполненное грязью *). Слова сии заключают не собственный смысл и взяты от подобия: как те, говорит, которые падают в самое низкое, грязное и топкое место, не находят дна, или надежного места, на котором могли бы остановиться, но глубже и глубже погружаются; так и я, падши в глубину скорбей, не нахожу способа освободиться от них. *) Божественный Кирилл думает, что это сказывается от лица Христа, когда Он смирил Себя, сделавшись послушным даже до смерти. И Афанасий также говорит: Поелику Он взял на себя грехи наши и изнемогл за нас: то по справедливости молится о избавлении Его от искушений, которые, на подобие потока, окружили Его душу. То же говорит и Евсевий. Слова Дидима: Просители за провинившихся пред царем, чтоб оказать им помощь, сказываемое ими усвояют себе и святые, сказывая за других, говорят: мы согрешили, сделали беззаконие, учинили неправду. Посему не гораздо ли более Спаситель по чрезмерной попечительности своей сделался ходатаем за весь мир, хотя Он, как Бог, есть и податель просимого? Приидох во глубины морския и буря потопи мя. Сей стих и два выше сказанные означают один и тот же предмет, именно, что я потоплен бедствиями и искушениями, которые назвал разными именами, как то: водами, как набегающие подобно водам и замывающие человека глубоким болотом, как не имеющие дна, глубинами моря, по причине множества остроты и горечи их и наконец бурею, или вихрем, по причине сильного напора и стремительности их *). *) По словам Григория Богослова и Василия, в несобственном смысле морем в Священном Писании названа мирская и наша жизнь и все человеческое. Ибо и в ней много соленого и непостоянного, что, мне кажется, и пречудный Давид разумел, чтобы внушить нам учение исповедания, называя сию непостоянную, и исполненную страстей и беспокойную жизнь водами, касающимися души, глубинами моря и бурями. Слова Феодорита: Испещряет свои слова различными подобиями, ибо не находит подобия соответственного сильным скорбям. Афанасия: Сему-то подверглась человеческая природа, когда грех низвел ее в смерть и в самую страну ада, который называет глубокою грязью и глубиною моря в настоящих словах своих. 4. Утрудихся зовый, измолче гортань мой, исчезосте, очи мои от еже уповати ми на Бога моего. Я, говорит, утомился от вопля моего к Тебе, Господи! охрипнула гортань моя от многих и громких криков, которые делаю; глаза мои ослабели и оскудели от непрестанного смотрения к Тебе, а это я делал потому, что надеялся на Тебя одного и от Тебя одного ожидал помощи *). *) Феодорит сказывает, что сии слова взял в несобственном значений от подобия тех, которые, ожидая возвращения кого либо близкого и знакомого с пути, часто смотрят на дороги, прилежно высматривают ожидаемого: я, говорит, изнемог, ожидая Твоей помощи. Слова Исихия: Как надеющийся на Бога оскудевает глазами, а не укрепляется более и делается сильнее? Но он глазами своими называет Апостолов, которые во время страдания ослабели и разбежались. 5. Умножишася паче влас главы моея ненавидящие мя туне; укрепишася врази мои, изгонящии мя неправедно. Ненавидящие меня, говорит, многочисленны и крепки силами. Сказал: изгонящие меня, вместо: гонители мои, преследующие меня неправедно и без причины, не получив к тому никакого повода *). *) Верующие называются волосами у Христа, как украшение Его, и как мертвые для настоящих вещей, и как ходящие тесным путем в том, в чем большая часть ходит широким. Феодорит думает, что этот стих сказывается от лица Господа, сверх того и от лица пленных иудеев. Слова Афанасия: Многие демоны злоумышляют против человеческой природы; они и не быв обижены нами, стремятся к погублению нас. Слова Исихия: Волосами своими называет верных, ибо как голова украшается волосами, так и Христос—верными. И Дидима: Хотя (Спаситель) отдал и то, чего не похитил; но Он искупил нас, истребляя наше рукописание, по которому мы должны были уплатить. Яже не восхищах, тогда воздаях. Слова сии переносны—взяты от подобия тех людей, которые несправедливо платят за те вещи, которых они не похищали. Давид сказывает о себе, что я тогда, когда был взыскиваема выполнял (платил) наказание, то есть, был наказываем и за то, чего не заслужил какою либо неправдою *). *) Слова Феодорита: С меня взыскивают и я несу наказание за то, в чем не сделал неправды. Дидима: Хотя Он воздавал и то, чего не похищал (Спаситель); но Он избавил нас, истребляя рукописание на нас, за которое нам надлежало бы платить. 6. Боже! Ты уведел ecu безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася. Ты, говорит, Господи, как знающий все, выдаешь и мое безумие, то есть, оказался ли я безумным в чем либо в отношении ко врагам моим, ибо если в чем погрешил против них, то это не сокрыто пред Тобою *). *) Григорий Богослов говорит: И Христос сие говорит, усвояя Себе наше безумие и согрешение, или, по словам Кирилла, Евсевия и Афанасия и Дидима, называет безумием то, что почитали таковым другие (люди), то есть, страдание. Ибо крест Господа был для иудеев преткновением, а для еллинов безумием. Так и Павел говорит, что безумное Божие мудрее человеков и немощное Божие сильнее человеков, где безумием называет Христовы страдания, и немощью—крест. Итак, Ты, говорит, Отец, знаешь домостроительство креста, а слова: согрешения мои от Тебя не утаены, имеют отношение к сим: ибо не знавшего грехa Он сделал за нас жертвою грехa (2Кор.5, 24). А Феодорит, усвояя сей стих Давиду, говорит: знаешь Владыка, что я пред ними не согрешил ни в чем, а Твои законы преступил. Слова Евсевия и такие же Дидима: Если б были согрешения, за которые Я распят, то они не утаились бы пред Тобою всеведущим, но их не было. Посему они напрасно меня преследовали, и, составив на меня ложные свидетельства, требовали, чего Я не похищал. 7. Да не постыдятся о мне терпящии Тебе, Господи, Господи сил. Пусть не постыдятся, говорит, во мне те, которые терпят Тебя, Господи, не получая помощи, которой надеются от Тебя, то есть, ожидающие, что Ты будешь им помощником. Он называет Его Господом сил, потому что может спасти призывающих Его. Ниже да посрамятся о мне ищущие Тебе, Боже Израилев. Сии слова сходны с сказанными выше пред оными. Ищущие Бога суть те, которые призывают Его в терпимых ими бедствиях *). *) Или по словам Евсевия, это говорится от лица Христа: поелику Я, говорит, за них пожелал вкусить смерть; то да истребится распространившийся на них чрез смерть стыд. Итак, сим он означает то, что чрез воскресение Его смерть удалится и исчезнет. Совершенно то же самое говорит и Афанасий. 8. Яко Тебе ради претерпех поношение, покры срамота лице мое. О поношении, то есть, посмеянии, делаемом врагами мы сказали в 41-м псалме, при изъяснении слов: поносили меня враги мои, когда говорили мне всякий день: где Бог твой. А за поношением и осмеянием со стороны врагов следует и стыд *). *) Христос говорит к Отцу: прошу, да удалится смерть за то, что Я принял ее, хотя и послушен был Тебе. Прочие (люди) за свои грехи подвергаются поношениям, а Я, как не познавший греха, по Твоему совету страдал и подвергся злословиям (Слова вел. Афанасия). 9. Чужд бых братии моей и странен (чужестранец) сыновом матере моея. Сии слова и следующие за ними, очевидно, относятся ко Христу, как это будет показано. Никоторые, как то: божественные Кирилл и Афанасии и Евсевий и Дидим усиливаются приложить к тому же Христу и предыдущие слова, так как Он терпел по закону человеческой природы, где братьями Господе называет иудеев; потому что и Христос по человечеству и иудеи имели отцем своим Авраама. Равным образом называет их и сынами матери своей по причине общей Его и их матера— Сарры, потому что и они не приняли Его: пришел, говорит, к своим и свои Его не приняли (Иоан.1,11); также: не правду ли мы говорим, что Ты самарянин и что бес в Тебе (тоже 8, 48) *). *) Евсевий говорит, что братьями своими называет учеников своих, согласно с сими словами: возвещу имя Твое братьям моим, которые, оставя Его во время страдания Его, разбежались. Также написано, что и братья Его не веровали в Него. Слова божественного Кирилла: Сей молитвенный голос может употреблять и каждый чтущий Бога и имеющий правую веру. Ибо когда церковь бывает гонима врагами истины и слава Божия находится в поругании и пренебрежении, тогда закон любви к братьям должен прекратиться, расположенность к родству и племенам должна ослабеть, а напротив того более всего должен быть любим один только Бог всех. Феодорит вышесказанные слова прилагает к вавилонским пленникам. Слова Исихия: Чужестранным сделался во время страдания, когда все ученики Его, оставя Его, разбежались. А матерью можешь почитать иудейскую синагогу и все родство по плоти из необрезанных, а сынами ее—отрекшихся от Него и сказывавших о Нем: мы не знаем, откуда Он (Иоан.9,29). 10. Яко ревность дому Твоего снеде мя. Сии слова исполнились, когда Владыка Христос с великою властью изгнал из храма продававших в оном и покупавших. При сем, говорит, ученики Его вспомнили, что в писании Его сказано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Иоан.2,17). А ревностью называет правильное негодование, возродившееся за честь храма. И поношения поносящих Ти нападоша на мя. И сии слова Апостол Павел относит ко Христу в посланиях к римлянам: ибо ж Христос не Себе угождал, но как написано: ругательства ругателей Твоих пали на Меня (Рим.15, 3). Итак, Господь говорит к Отцу, что поношения и ругательства, которые язычники делали против Меня, Я почитал своими; ибо язычники, или идолопоклонники смеялись над Тобою, как слабым, потому что от одного только Иудейского рода Ты получаешь честь и служение, как Богу; почему Я и распространил веру и богопознание между всеми народами. 11. И покрых постом душу мою; и бысть в поношение мне. Я, говорит, покрыл и иссушил тело мое четыредесятидневным постом и многими другими, но сей пост обращен для меня в бесчестие и ругательства, потому что диавол по случаю сего поста счел Меня слабым, посему и поносил Меня, как простого человека, а не как Богочеловека; почему и искушал Меня различными способами *). В некоторых списках написано вместо: покрыл,—скорчил, смирил (?????????) *) Слова Божественного Кирилла: Пост препятствует восстанию безумных страстей и покрывает душу, то есть, страсти ее: гнусные пожелания и неразумный гнев. Дидим говорит, что Господь, хотя и редко ходил однако же с учениками своими на пиршества, дабы и там доставлять собравшимся пользу Своим учением, но наедине постился, а особенно при наступлении времени страдания Его, когда по случаю отнятия жениха, постились, как говорить Евсевий, и ученики Его. Посему злонравные иудеи, не видя наедине провождения Им времени в посте, но видя только изредка бывшее Его присутствие на пиршествах, возымели о Нем мнение, что Он любит есть и пить (у Никиты в изд. Своде). 12. И положих одеяние мое вретище. Вретищем Господь называет здесь плоть по причине жесткости и твердости ее *). *) Слова Дидима: Вретище изображает жестокую и изнурительную жизнь, также плач. Но и это обращалось для Господа в притчу, то есть в поношение. Ибо обыкновенно злые бесчестят добрых за страдания их, потому что, как говорит Сирах: Богопочитание для грешника мерзость (Сир.1, 22). Феодорита: По причине сего, говорит, я болезную и изнуряю тело постом. Но и это было для них поводом к смеху. А также измождаю себя и одеждою из вретища, принимая вид плачевный, но беззаконные и это взяли в случай к насмешкам. Исихия: Ибо Господь по истине жестокий грех наш надел на Себя, как паук на себя вретище. И бых им в притчу. 13. О Мне глумляхуся седящии во вратех, и о Мне пояху пиющии вино. Должно думать, что Христос по смерти своей сделался притчею и примером для иудеев, которые, например, говорили, если бы то испытал враг наш, что было с распятым Иисусом; без сомнения также было и то, что иудеи собравшись пустословили и часто разговаривая о Христе, обвиняли Его. Сказал: сидевшие у ворот потому, что в древности собирались к воротам храма, или и к воротам городским, и там, сидя, разговаривали о различных предметах. Сверх того можно предполагать, что пения и песни о Христе производили с насмешками собиравшееся иудеи, когда у них бывали пиршества и столы. А что у старейшин иудейских было обыкновение садиться у ворот, как говорит Исихий, о том свидетельствует история Руфи, в которой написано так: пошел и Вооз к воротам и там сидел и сказал родственнику своему: повороти сюда и посиди здесь скрытно; потом взял десять человек из городских старейшин и сказал им: сядьте здесь, и сели (Руф.4, 1). 14. Аз же молитвою моею (обращался) к Тебе. Окончив повествование о том, что говорили против Христа, по крестной смерти Его, Давид обращается опять к тому, что происходило до страдания и смерти Его: Я, говорит, Отче, зная что имели говорить по смерти моей, молился (что надобно подразумевать отвне) Тебе моею молитвою *). За сим излагает самые слова молитвы. *) Слова Божественного Кирилла и таковые же Афанасия: Спаситель говорит к Отцу: хотя и ругались надо Мною и воздали Мне за добро злом, но Я непрестанно буду приносить за них молитву, и это видно из самых слов Евангелиста о том, что Он и на кресте молился о распинателях своих. Слова Феодорита: Симмах это перевел так: моя молитва к Тебе, Господи! После сих, говорит, поступков их Я обращаю взор к Тебе и ожидаю помощи от Тебя. Боже (теперь) время благоволения. Сии слова согласны с следующими евангельскими: Отче! пришел час (Иоан. 17,1). Благоволением здесь называет крестную смерть; ибо, по словам божественного Кирилла и Феодорита, благоволение есть добрая воля: а добрая воля имела целью то, чтобы мы, которые умерщвлены грехом, были оживотворены крестом *). *) Слова Феодорита: Симмах это выразил так: Время примирения, Боже! Довольно, говорит, того наказания, которое наведено, пора Ему кончиться и явиться Твоему человеколюбию! Боже, во множестве милости твоея услыши мя. Мы прежде сказали, что Господь молился по закону человеческой природы, желая освободиться от искушений, как о том повествует и Евангельская история: Отче, говорит, спаси Меня от часа сего (Иоан.12, 27), также: Отче! Да минует Меня чаша сия (Матф.26, 39); каковые слова имеют сходство с следующими: спаси Меня по милости Твоей (Псал.6, 5). Услыши мя (поспешив) во истине спасения Твоего. 15. Спаси мя от брения (тины) да не углебну (чтобы мне не погрязнуть). Истинное, говорит, спасение зависит от Тебя, Отец мой! потому что человек не может спасти другого человека подобного себе. Итак, выражение: с истиною спасения Твоего, здесь значит то же что: с истинным спасением Твоим. И это есть свойство еврейского языка, что в нем употребляются существительные вместо прилагательных и первообразные вместо производных. А то, что выше назвал: ????, (тиною) здесь назвал: ????? (перстию), потому что те же подобия, которые употреблены выше, употребляют и здесь. Да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Ненавидевшие Христа были как чувственные враги иудеи, так и умственные—демоны; а глубокими водами называет скрытные и неприметные ухищрения врагов, подобно тому как и глубина скрытна и не видна *). *) Слова Исихия: Иудеи ненавидели Его за то, что Он обличал их в лице в лицемерии, и потому имели в глубине души воду злобы, так что хотя иногда называли Его Учителем, а иногда—истинным и от Бога пришедшим, но в глубине сердца скрывали злобу. 16. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина. Мы говорили и выше, что все это сказано в несобственном смысле и составляет подобия, выражающие чрезмерные бедствия и смертоносные искушения. Ниже сведет о мне (надо мною) ровенник уст своих. Если бы, говорит, мне не остаться в яме, или рве искушений; ибо кто падет в какую либо яму, отверстие которой открыто, тот имеет еще некоторое успокоение и утешительную надежду, по словам Феодорита; но когда отверстие затворится, то этот несчастный уже отчаивается навсегда в своем спасении *). *) Евсевий говорит, что ров значит смерть и ад, которые, от века поглощая души, смыкали и затворяли над ними уста свои, чтобы кто-нибудь опять не вышел оттуда. Но Христос молится Отцу, чтоб этого не случилось с Ним. 17. Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на мя. Услышь, говорит, меня Господи, ибо я имею нужду в Твоей милости. А выражением: по множеству щедрот Твоих, показывает то, что он просит многих милостей и потому требует от Бога особенного воззрения и промысла *). *) Слова Афанасия: Поелику Ты Боже и Отче отвратился было от человеческой природы по причине преступления Адамова; то посему просит, чтоб Он опять обратил лице свое к ней. 18. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя. Не отврати, говорит, Отец мой, от меня— единородного твоего Сына взора Твоего, который в нужде покрыл бы Меня, но скоро услышь меня, ибо скорбит душа моя *). *) Слова Феодорита: По причине чрезмерности печали дай мне скорое утешение. Скажи же, что такое оскорбляет? (говорит Божественный Кирилл): Изъясни, Давид, что производит печаль? То, говорит, что беззакония мои стали выше головы моей. Итак, приступи к Тому, который сказал: приидите, обремененные, и Я упокою вас. Быть может и Христос говорит к Отцу: скорблю об общем стяжании человека, чтоб освободить удалившегося от нас. Услышь скоро, потому что таинство о нем требует поспешности. Другой говорит: не долго гневайся на нас. Ибо, по словам Феодорита, это обыкновенно делают гневающиеся, когда отвергают прошения провинившихся и отвращают лица свои. А отвращение Божие, по словам Никиты, есть оставление. 19. Вонми души моей и избави ю. Внемли, говорит, или посмотри прилежно на скорбящую мою душу и избавь ее от искушения *). *) Слова Феодорита: Ибо Ты можешь и одним воззрением прекратить все печальное. Исихия: что значить: вонми? Воззри на нее, говорит, что это не человека только душа, но и Бога вочеловечившегося, Бога, поелику Он не за свободу ее только, но за общую принял страдания, ибо имею Я власть, говорит, положить ее и власть имею опять взять ее. Но я Teбе молюсь о ней, по причине подчинения плоти. Враг моих ради избави мя. Избавь меня, говорит, Отче от искушений, чтобы не радовались враги мои о смерти моей *). *) Изъяснение на сие Феодорита: Преступления мои превосходят прощение; но враги нечестивы и работают злу. Итак, по крайней мере, по причине злословий их окажи мне, Владыко, Твое человеколюбие. 20. Ты бо веси поношение мое и студ мой и срамоту мою. Ты, говорит, знаешь те поношения и осмеяния, которые делают надо Мною иудеи, называя Меня ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников и беснующимся и богопротивником, каковыми словами, как они думают, причиняют мне стыд и посрамление *). * Слова Исихия: Не за Себя Я претерпел сие, но за всю человеческую природу; имея грехи ее, по необходимости переносил и посрамление от них. Пред Тобою ecu оскорбляющии мя. Иудеи, говорит, оскорбляют меня пред Тобою, всевидящим. Или оскорбители мои находятся пред Тобою, и не могут скрыться от всенаблюдающего Твоего ока. Если же кто спросит, как Христос и столь сильною молитвою к Богу не освободился от искушений, мы будем отвечать ему, что Христос просит, как человек, чтобы не войти в искушение, так как Он заповедал и нам так просить, потому что дух бодр, а плоть немощна. Но поелику страдать было полезно для нашего спасения, то посему Он и принял страдания, предпочитая волю Бога и Отца воле человеческой. Посему помолившись и сказавши прежде: Отче мой, если возможно, пусть минует Меня сия чаша (Матф.26, 39), потом Он сказал: однако не как Я хочу, но как Ты (там же), также: если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее; буди воля Твоя (там же 42). 21. Поношение чаяше душа моя и страсть (страдания). Я, говорит, по изъяснению Кирилла и Дидима, наперед знал поношения и страдания и крест, которые имел понести; почему и ученикам говорил: се восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам; и осудят Его на смерть (Матф.20, 18). И ждах соскорбящего, и не бы, и утешающих, и не обретох. Надеялся или желал, чтобы кто либо пожалел о страданиях моих, но не нашлось ни одного; надеялся также, что утешит меня кто либо, но не нашел никого. А это было тогда, когда Господь, взяв с Собою Петра и двух сынов Зеведеевых и начав скорбеть и тосковать, стал говорить им: скорбит душа моя смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною; потом отойдя немного и помолившись, приходит к ученикам и находит их спящими и говорит Петру: так ли вы не могли одного часа победить со Мною, как пишет святый Матфей (гл. 26, 36). То же было и тогда, когда все ученики, оставя его, разбежались, (там же 56).
|