КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Генезис контркультуры и основные этапы ее развития.Лекция 7. Конфликт в системе культуры. Феномен контркультуры. Основные подходы к определению понятия контркультура и ее места в социокультурном пространстве. Контркультура как форма социального творчества. Сущностные признаки и мировоззренческие основания контркультуры. Генезис контркультуры и основные этапы ее развития. 7.1. Трансформация российского общества в ходе реформ значительно изменила культурно – историческую ситуацию: границы между полярными явлениями сместились, стали размытыми или перестали существовать; ценности и смыслы многих явлений перетерпели кардинальное переосмысление, становясь идеологически неопределенными и нередко многозначными; методы политического контроля над культурой изменились - прямое принуждение уступило место косвенным воздействиям, а идеологически направленное давление способствовало формированию новой, «открытой» культуры, нового менталитета, новой страны. Эти тенденции обусловили «вхождение» России в современную техногенную цивилизацию и формирование американоцентричного сознания и ценностей, что создало культурную оппозицию между «раскованной» молодежью, открывшей для себя «новые шансы» и старшим поколением, которое являет собой живое воплощение привычки к коллективной жизни и равенству без достатка. Американоцентричное сознание в своей основе содержит контркультурные элементы, такие как слом национальных культурных ценностей и замена их иными культурными приоритетами. При появлении «чуждой» культуры произошло неизбежное столкновение и конфликт двух культурных систем: западной и российской. Однако к концу 90-х годов XX века доминирующей тенденцией массового сознания стало возвращение от западных увлечений к «исконно русским» ценностям и эталонам саморазвития. На фоне напряженного противостояния «прототалитарных» и «антитоталитарных» сил появилась неополитическая ностальгия по «старым добрым временам» и тяга к доисторической целостности страны с ее апологией самодержавия, православия, народности, национальной однородности и культурной замкнутости. Массовая культура на сегодняшний день оказывает большое влияние на общество. Если традиционная культура под достоинством личности подразумевает, прежде всего, духовные качества, то массовая культура потребительского комфорта - телесные. Подвергаются трансформации как национальные, так и общечеловеческие ценности. Массовая культура во многом усвоила внешние черты контркультуры XX века и восприняла ее содержание, она противостоит традиционным нравственным ценностям: гражданский брак - институту семьи, половая распущенность - целомудренности, бесцеремонность – скромности, бесчинство - послушанию и благородству. Будучи частью современной культуры, массовая культура является результатом выбора обществом политического и экономического развития. Однако возможно ограничение ее влияния, которое на сегодняшний день заполняет собой большое пространство современного культурного поля. Для этого необходимо рождение новой культурной альтернативы, контркультуры более сильной и мощной, способной заменить основные массовые тенденции, стать новым культурным прорывом, имеющим созидательное будущее. Особое место в структуре культуры XX-XXI века занимает молодежная культура. Настроение молодежи, ее взгляды и идеалы отражают общий нравственный, идеологический и политический климат в обществе. От молодежи зависит будущее любой страны, так как общество постоянно меняется и его обновление происходит, прежде всего, усилиями молодого поколения. Вот почему изучение ее культуры, в том числе и контркультуры, позволяет выявить возможности дальнейшего развития социума в целом. 7.2.Понятие контркультура в научный и обыденный обиход вошло с 1968 г. После выхода в свет книги Т. Роззака под названием «Создание контркультуры». Однако есть основания утверждать, что этот термин был предложен ещё в 1960 году Дж. Мильтоном Йингером, который рассматривал контркультурное сознание как несколько однобокое развитие культурных традиций, базирующихся на «вторичных ценностях» культуры, которые отодвинуты в обществе на задний план и делал акцент на диалоге культуры и контркультуры, близости их позиций. В социальную практику понятие контркультура вошло благодаря Г. Маркузе, выдвинувшего идею «Великого отказа», который по сути призывал к созданию контркультуры. Однако вопрос о сущности контркультуры до настоящего времени остается до конца не определенным, высказывается множество мнений, но ни в одном из них невозможно усмотреть четкого определения данного понятия, хотя очевидно, что явление определяется через противодействие культуре. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры (то, что мы называем официальной культурой), а рядом с ней ряд субкультурных образований. Контркультура включена в систему культуры, а противодействие она оказывает ее ядру – официальной культуре. Контркультура позволяет обществу приспособиться к изменившимся историческим условиям и привести свой уровень развития в соответствие с ними, что позволяет рассматривать ее контркультуру не только как особый вид творчества, но и как вид социальной адаптации, которая остро проявляет себя в кризисные периоды, связанные с потерей традиционных ценностей того или иного общества. Существует два подхода к определению места контркультуры в социокультурном пространстве. Многие авторы (К.М. Хоруженко, Л.З. Немировская, Д.С. Титов и др.) отождествляют контркультуру и субкультуру. Другие рассматривают ее как механизм культурных новаций. Понятие контркультура может употребляться в широком и в узком смысле слова. В широком смысле слова оно означает некую группу, неудовлетворенную доминирующей моделью культуры и начинающую вырабатывать собственные ценности. Под контркультурой в узком смысле слова понимается только одно из ее проявлений – молодежная контркультура в конкретно-историческом контексте – социальный феномен второй половины ХХ века, связанный с выступлениями против традиционной культуры. 7.3. Контркультура, являясь источником социальных изменений, трансформации общества, выступает в качестве одного из видов социального творчества (культурное поле), процесс культурного освоения новой социальной потребности в соответствующих ей ценностно-нормативных координатах, в пределах которых действуют люди, удовлетворяющие эту потребность через индивидуальные творческие акты. Поэтому социальное творчество – это единство культурной деятельности социума и индивидуального человеческого созидания, то есть бытия-в-культуре. При этом когда мы делаем акцент на культурную деятельность личности, то пользуемся термином (креативность), а , акцентируя внимание на культурной деятельности социума, используем категорию (социальное творчество). Креативность связана с образованием субъектно-личностной новизны и значимости, а творчество рассматривается как более общее понятие, отражающее помимо субъективных моментов, также процессы взаимодействия новизны, порождаемой субъектом деятельности, с существующим социокультурным контекстом. Креативность преобразовывается в творчество. В креативности преобразование касается системы знаний и ценностей самого субъекта, а в творчестве – также некоторой части системы социокультурных отношений, норм, ценностей, знаний, способов действия. Креативность – это построение новых возможностей для культуры, как культуросозидание, создание новых культурных форм, изменение системы культурных кодов. Творчеством становятся те креативные потоки, которые не только конструируют внекультурные дискурсы, но и канонизируют их в культуре. Творчество – это специфическое изменяемое качество, потенциально или актуально присущее самой деятельности. Творчество есть всегда со-творчество, оно невозможно без взаимности и со-причастности человека с другими людьми, культурами. Творчество не является просто актом или действием, оно представляет собой прежде всего отношение, несет в себе коммуникативную направленность на другого, обладает реальной или потенциальной социальной значимостью. Возможность существования феномена творчества заключается в объединении и взаимодействии человеческой уникальности и неповторимости с социальной нормативностью и воспроизводимостью. Социальные коммуникации, составляющие основу такого взаимодействия, формируют поле взаимосвязанности и взаимосогласованности индивидов, где возникает креативная идея, которая впоследствии становится творческой. Причинами возникновения нового чаще всего выступает или (социальный заказ) или (пограничная) ситуация, когда мир незримо бросает индивиду вызов и заставляет на него отвечать. Пограничная ситуация вызывает социальное и психологическое напряжение, подталкивающее человека к изменению системы жизненно важных правил: выбору других правил (существующих в культуре и известных ему) или созданию для себя своей культуры новых поведенческих основ. В этой ситуации человек может противопоставить себя внешнему давлению и стать законодателем нового порядка, бросив обществу контркультурный вызов, пойти с ним на конфликт.Проблема социальной конфликтности – одна из наиболее характерных особенностей бытия творчества, но конфликтность нельзя рассматривать как непременный момент и универсальный критерий творчества. Творчество рождается не только из общей социально-культурной потребности, но и из (внутренней) потребности субъекта, которые далеко не всегда совпадают. Именно это несовпадение делает невозможным установление однозначной связи между общественными потребностями и творчеством, более того, это несовпадение может служить объяснением конфликтности социального бытия творчества. Творчество не возникает напрямую в социальном конфликте (нового) и (старого), креативного и традиционно-нормативного. Оно не определяется только социально-культурными контекстами. Социальный заказ не возникает в виде какой-то необходимости или потребности, назревшей в обществе. Конфликтность бытия творчества связана не только с (внешними) причинами (психическим неприятием новизны, социальной настороженностью к новому и т.д.), но и с внутренней конфликтностью субъекта творчества, выступающего одновременно в качестве носителя новизны, разрушающего или преобразовывающего культурные парадигмы и нормы, и в качестве носителя социально-культурной традиции. Социальное творчество можно так же рассматривать как (систему положительных отклонений), которая обеспечивает развитие общественной системы. Контркультура является (отклонением от нормы), включая в себя одновременно два аспекта социокультурного творчества – разрушение и созидание. Сущность и содержание контркультуры раскрывают противоположные и противоречивые по смыслу ее стороны – отрицательную и положительную, которые необходимо рассматривать не как две противоположности, а как две стороны одного целого, ибо они являются различными аспектами действия. И отрицательный, и положительный аспекты контркультуры содержат противостояние, оппозицию основной культуре, отрицание её норм и ценностей, что является стержнем контркультуры, ее основой. Но в первом случае это отрицание перерастает в (чистое) разрушение ценностей основной культуры, во втором случае, помимо отрицания, присутствует момент зарождения и последующего развития новой (положительной) культуры. В каком качестве проявит себя контркультура зависит прежде всего от ее носителя, которыми прежде всего выступают интеллигенция, молодёжные или профессиональные объединения или маргинальные слои общества (индивиды, занимающие пограничное положение в социальной структуре, т.е. (находящиеся на обочине) в результате миграции, этнокультурного взаимодействия, модернизации общественных систем и вынужденные осваивать чуждые культурные ценности и социальные роли, следствием чего является озлобленность, неуверенность, агрессивность). Носителями разрушения господствующей культуры выступают маргинальные слои, а носителями созидания выступает интеллигенция. Если разрушение и созидание выражают собой сущность социокультурного творчества, то нигилизм и внешнее пренебрежение к культурным ценностям представляют собой форму его вырождения. Культурная маргинальность не способна к обретению высокого общественного статуса законными способами, поэтому отличается презрением к духовно-нравственным началам господствующей культуры, и реализуется через разрушение её ценностно-нормативных основ. Среди маргиналов есть специфическая культура социального андеграунда, которая отличается особой формой протеста – сленгом, нравами, особой символикой. Андегра́унд (от англ. underground — подполье, подпольный; under — под, ниже, ground — земля, пол) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино и др.), противопоставляющихся массовой культуре или не поддерживающих классические пути, не имеющих изначальной, сознательно выбранной, коммерческой направленности. Иногда может обозначать социальные и политические течения и группы. Для андеграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Как правило, такие произведения либо издаются нелегально, либо пишутся «в стол», то есть без надежды на публикацию. Однако с течением времени запреты ослабевают или снимаются, в этом случае произведение приходит к читателю, хотя и с определенной задержкой. Термин возник в США и начал употребляться во второй половине XX века, по отношению: к странам, где искусство было подчинено государственной идеологии; к течениям в развитых странах, где массовое искусство ориентируется на рынок. В основе маргинальной культуры лежит не творение нового, а разрушение и присвоение не одобряемыми обществом способами духовных и материальных ценностей господствующей культуры. 7.4. Контркультуру следует отличать от других, родственных ей понятий. Иногда понятия контркультура и молодежная культура используют как синонимы, но контркультура объединяет людей по мировоззренческому признаку, а молодежная культура – по возрастному (охватывает интересы молодых людей примерно от 12 до 30 лет.) Контркультура не является в полном смысле молодежной, но в XX веке она развивается в первую очередь в рамках молодежной культуры. Поэтому мы можем выделить в молодежной культуре особый пласт – молодежную контркультуру, принимая во внимание, что только молодежью контркультура не ограничивается и по своей сути охватывает и другие слои населения. Термин «субкультура» по своему значению ближе всего находится к термину «контркультура» и даже родственен ему. Различие состоит в степени отрицания господствующей культуры: если контркультура протестует против нее в целом, то субкультура в лучшем случае борется с отдельными ее явлениями, а в худшем – не борется ни с чем (просто живет по своим принципам). Для субкультуры характерна замкнутость и отрешенность от официальной культуры, в то время как контркультура настроена на взаимодействие с внешним миром в форме внедрения в него своих идей, изменения его в нужном направлении. Очень часто контркультуру приравнивают к антикультуре, причем не только люди не сведущие в этих вопросах, но и специалисты в области социологии культуры. Антикультура означает для своего носителя отрицание культуры как таковой, а контркультура предполагает не только несогласие с ней, но и наличие альтернативы, которую она и стремится представить, пусть даже в самых неожиданных и радикальных формах. Контркультура представляет собой прогрессивное социальное явление, характерное для переломных и кризисных моментов в истории человечества. Это культура определенной группы людей добровольно исключивших себя из общества с целью изменения господствующих общественных установок и традиционных норм, которая противопоставляет ему свои собственно выработанные нормы и ценности, рассматриваемые в качестве новых принципов жизнеустройства, и привлекает внимание социального окружения к ним своим антиобщественным образом жизни и внешним видом. С одной стороны контркультура – явление новаторское, отражающее принципиально новые социокультурные реалии, и в то же время она во многом повторяет на новом качественном уровне уже известные истории цивилизации и культуры принципы. Это подтверждается сходством мировоззренческих установок контркультуры, на основании которого можно выделить ряд лозунгов, актуальных для контркультуры во все времена и продемонстрировать тем самым непрерывность и преемственность контркультурного процесса на всех его этапах. Это такие лозунги как: «Мы не такие как все!», «Назад, к природе!», «Возродим чувственность!», «Вспомним о душе!», «Жизнь - это искусство!», «Человек – мера всех вещей!», остающиеся актуальным и по сей день. 7.5.Свобода это определенный уровень духовного развития индивида, при котором человек способен, творчески перерабатывая окружающую его действительность, сохранять свою внутреннюю целостность независимо от влияния различных социокультурных факторов. Взаимоотношения личности и социокультурной среды осуществляется на различных этапах исторического развития. Можно выделить наиболее характерные типы личности по характеру их взаимоотношений с окружающим человека макрокосмом: 1) несвободная личность; 2) личность, которая осознает степень своей внешней несвободы, но при этом принимает данное состояние как условие комфортного существования; 3) личность, свободная от различных внешних ограничений, но закрепощенная своей внутренней несвободой; 4) личность с определенным уровнем внутренней организации, который можно условно охарактеризовать как эгокосмизм; 5) личность внутренне свободная, не отбросившая все прежние ограничения, а осознавшая их, творчески переработавшая и трансформировавшая и тем самым перешедшая на качественно новый уровень духовного развития. На основе изучения различных способов ограничения свободы личности можно прийти к выводу, что наиболее вероятное приближение к максимальному освобождению личности возможно в первую очередь в творчестве. В отличии от традиций русской философской школы, которая рассматривала свободу как условие творчества, творчество можно рассматривать как сферу, в которой человек способен себя реализовать как свободную личность. Самоощущение личности в процессе творчества – это один из возможных путей достижения свободы духа, поскольку в творчестве человек освобождается от довлеющих в обществе взаимоотношений, от ролевых начал, которые он выполняет в реальном мире. В конечном счете, творчество предстает как возможность преодоления границ несвободы, поскольку свобода как личностная субстанция – это преодоление всего, что ограничивает личность, и проявления ее истинной индивидуальности. Положив в основу анализа генезиса контркультуры утверждение Э. Фромма о развитии человечества в борьбе двух тенденций – «стремления к свободе» и «бегства от свободы», можно сделать вывод, что контркультура проявляет себя на этапе перехода от «несвободы» к «свободе» и впервые обнаруживается в процессе осознания человеком себя индивидуальностью, который способствовал выделению из общей массы людей, отличающихся от остальных определенными способностями в какой-либо области деятельности и выделяющихся этим из общества. Этот процесс наиболее ярко проявился в античности, поэтому первые проявления контркультуры отмечены именно в это время. Следующая вспышка контркультурной активности происходит в период позднего средневековья и с наибольшей полнотой проявляется в эпоху Возрождения, когда на историческую сцену выходит самостоятельная, инициативная, творческая личность, которая встала в оппозицию к сложившемуся общественному укладу средневековья, противопоставив умерщвлению плоти культ тела, а духовному аскетизму – взрыв чувственности. В эпоху Просвещения проявляется следующий взлет контркультурных настроений, который переходит из сферы личностных отношений в сферу социальных, выступая в форме социально-политического вызова. Этот взрыв завершается Великой французской революцией, когда контркультура стала господствующей культурой и законодательно закрепила гражданские права и свободы. В XIX веке с переходом к капиталистическим отношениям и превращениям человека из творческой личности в простого исполнителя в сфере производства связано начало отчуждения человека от результатов его деятельности. Контркультурный протест выражается в отношении «человек-машина». Этот протест находит свое высшее проявление в XX веке, которое выливается в движение возврата к прошлой культуре. Именно эта форма протеста впервые была обозначена как контркультура. Анализируя особенности проявления контркультуры, можно обратить внимание не только на психологическую настроенность, преобладающую в обществе в определенный период времени, но и экономические основания этой настроенности. На основе историко - культурологического анализа контркультуры можно сделать вывод, что она проявляет себя в полной мере в периоды социальных кризисов и отодвигается на задний план в периоды социального процветания, что позволяет определить ее сущность как разновидность социальной адаптации, а форму – как реализацию «стремления к свободе». Выводы: Контркультура анализируется как понятие, употребляемое в широком и узком смысле слова. В первом случае речь идет о явлении, имеющем место на всем протяжении существования человечества, когда некая группа в результате неудовлетворенности доминирующей моделью культуры начинает вырабатывать свою собственную модель, стремится изменить существующий строй и установить иной порядок, по-новому расставить акценты в ценностных приоритетах. Благодаря этому противодействию и происходят повороты в истории, подъемы культуры на новый виток развития. Под контркультурой в узком смысле слова понимается только одно из проявлений контркультуры - молодежная контркультура во второй половине XX века. Контркультура является формой социального творчества и проявляется в виде созидания или разрушения в зависимости от носителя контркультуры. Носителями разрушения господствующей культуры выступают маргинальные слои, а носителями созидания выступает интеллигенция. Если разрушение и созидание представляют собой сущность социокультурного творчества, то нигилизм и внешнее пренебрежение к культурным ценностям представляют собой форму его выражения. Выявляя особенности контркультуры в отличие от субкультуры, молодежной культуры, антикультуры можно определить контркультуру как культуру определенной группы людей, добровольно исключивших себя из общества с целью изменения господствующих общественных установок и традиционных норм, которая противопоставляет им свои собственно выработанные нормы и ценности, рассматривая их в качестве новых принципов жизнеустройства и привлекая внимание социального окружения к ним своим антиобщественным образом жизни и внешним видом. Она представляет собой прогрессивное социальное явление, характерное для переломных и кризисных моментов в истории человечества, связанных с потерей традиционных ценностей того или иного общества. Мировоззренческим основанием контркультуры является поиск свободы. В течение всего времени существования человечества она выходит на поверхность, когда давление в обществе достигает критической точки и стремление к свободе больше невозможно сдержать. Насытившись свободой, общество отказывается от нее во имя порядка, и контркультура сходит с исторической сцены. Предпосылками для проявления контркультуры и возможного превращения ее в господствующую культуру становится упадок или кризис господствующей культуры и нестабильность ее оснований. Контркультура играет роль социальной адаптации, приспосабливая общество к новым социальным реалиям и выводя его тем самым на новый этап развития. 5. Развитие человечества можно рассматривать в борьбе двух тенденций - «стремление к свободе» и «бегства от свободы». Контркультура выявляет себя на этапе перехода от «несвободы» к «свободе». Контркультура проявляет себя в полной мере в период социальных кризисов и отодвигается на задний план в периоды социального процветания, что позволяет определить ее сущность как реализацию «стремления к свободе». 6. Вариативность контркультуры заключается в том, что она обнаруживает себя на различных уровнях проявления: временном, личностном, социальном, поведенческом и др. Основными формами проявления контркультуры в XX веке являются рок-музыка, поиск «культуры экстаза» (преимущественно посредством наркотиков), «лжерелигиозный мистицизм» и «сексуальная революция». 7. В советскую эпоху в культуре России контркультурные проявления выступают в виде модернизма и культуры пролетариата и оформляются как неофициальная культура антитоталитарной направленности, представляя собой культуру повседневности и утверждая альтернативный образ жизни. С середины 90-х годов по сегодняшний день контркультура предстает как американоцентричное направление с элементами демократической культуры. Демократизация и массовизация культуры, а с другой стороны – возрождение былых традиций - это два процесса, которые заняли центральное место в современной российской культуре. Молодежная субкультура XXI века приняла эстафету контркультуры второй половины XX века, непосредственной наследницей которой мы можем назвать рок-культуру.
|