КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О ВЕЛЕНИИ УВАЖАТЬ УЧЕНЫХ И О СТРОГОМ ЗАПРЕТЕ ИХ ПОРОЧИТЬ
Всевышний Аллах и Его посланник r обязали нас проявлять уважение и отдавать должное ученым, ибо тем самым мы отдаем должное нашей религии и тому знанию, которым Всевышний наделил ученых. И как же нам не уважать и не чтить тех, кого возвысил сам Всевышний Аллах, который говорит: Æìsùötâ ª!$# tûïÏ%©!$# (#qãZtB#uä öNä3ZÏB tûïÏ%©!$#ur (#qè?ré& zOù=Ïèø9$# ;M»y_uy á «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (аль-Муджадаля 58: 11). От ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха r сказал: «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, а также не отдает должное тем, кто обладает знанием». Ахмад, аль-Хаким, ат-Табарани. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «Сахихуль-джами’» 5443. Имам аль-Мунауи сказал: “Соблюдать права ученого – это отдавать должное знаниям, а также знать его достоинство и степень, которой возвысил его Аллах, даровав ему знания”. См. “Файдуль-Къадир” 5/389. Также посланник Аллаха r сказал: «Тот, кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха». ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-джами’» 6601. Кто же из людей заслуживает большей благодарности, чем ученые?! Неужели те, кто приводит в порядок нашу мирскую и будущую жизнь, недостойны уважения и благодарности? Яхъя ибн Муаз сказал: “Ученые милосердней для общины Мухаммада r, чем их матери и отцы!” Его спросили: “Как это?” Он ответил: “Отцы и матери уберегают своих детей от огня мира этого, а ученые оберегают людей от Огня мира иного!” См. “Насыха ахль аль-хадис” 167. Тауус сказал: “Сунной является почитание ученого”. ‘Абдур-Раззакъ 20/32. Имам аль-Мауарди говорил: “Поистине, ученые заслуживают величия за свои знания, а не за власть и богатство”. См. “Адабу-ддунья уа-ддин” 94. О почитании ученых и правилах поведения с ними было сказано нашими праведными предшественниками (саляфами) много, но мы ограничимся словами ‘Али ибн Абу Талиба, который говорил: “Поистине, ученый имеет право на то, чтобы сначала ты приветствовал всех присутствующих, а потом обращался с приветствием к нему лично; и сидел напротив него; и не размахивал руками в его присутствии; и не подмигивал, и не задавал ему много вопросов; и не пытался помогать ему давать ответы; и не настаивал, если им овладеет лень, и не обращался к нему снова, если в силу каких-либо причин он будет противиться этому; и не хватал его за одежду, если он встанет; и не выдавал его тайны; и никого не порочил в его присутствии; и не выискивал его ошибки, а если он ошибется, то принимал бы его оправдания; и чтобы ни в коем случае не говорил ему: “Я слышал, как такой-то говорит то-то и то-то”, и не говорил бы: “Такой-то утверждает совсем не то, что говоришь ты”; и не характеризовал никого из знающих в его присутствии; и не покидал его сам по причине долгого общения; и не считал для себя унизительным услужить ему, а если ему что-то понадобится, тебе следует сделать это для него, прежде чем это сделают другие. И помни, что знающий подобен пальме, а ты должен дожидаться, пока не достанется тебе что-нибудь упавшее с нее”. Ибн ‘Абдуль-Барр 1/129.
|