КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Текст 2«Русский мыслитель Николай Данилевский (1822—1885) выдвинул теорию культурно-исторических типов, подразумевая под ними цивилизации, которые развиваются как живые организмы. Отдельные исторические общности людей имеют сходные социальные условия жизни. У многих людей, живущих на определенной территории, складываются одинаковые психические особенности. Цивилизации различаются между собой разным сочетанием религиозных, культурных, политических и экономических элементов. В России отмечается весьма гармоничное сочетание всех этих элементов. Он выделял 13 типов цивилизаций. Среди них есть «первичные» без ведущего элемента (египетская, китайская и др.), «одноосновные», где один из элементов выступает как преобладающий (еврейская, в которой основополагающим началом является религия; древнегреческая, где доминирует культура; древнеримская, где ведущее начало отводится политике). В «двуосновных» доминируют два начала (например, в европейской такими началами выступает политика и культура), в «объединительной» все элементы гармонично развиваются между собой. Последний исторический тип он относил к России, подчеркивая ее самобытность». 1. Какие факторы, на ваш взгляд, сыграли ведущую роль при формировании теории Н. Я. Данилевского? 2. Назовите любую цивилизацию согласно теории автора и попытайтесь охарактеризовать ее, вспомнив известный вам материал. 3. Дайте собственную оценку воззрениям автора, с чем вы согласны, а что, на ваш взгляд, неприемлемо? Текст 3 «Известный английский философ Арнольд Тойнби (1889 — 1975) выделил 6 типов цивилизаций, которые когда-либо существовали на земном шаре. К ним он относил первичные — то есть те, которые быстро возникали и быстро погибали, не достигнув высокого уровня развития. Любое вмешательство приводило к их закату. Те, кто оказывался сильнее, умея приспосабливаться к жизни в любых условиях, образовали «вторичные» цивилизации. Из последних вырастали «третичные» на основе объединения их религиозных воззрений. Религия и церковь объединяет людей, она поддерживает их существование, в противном случае цивилизация неизбежно погибнет». Прогресс человечества — в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов — в духовном обновлении. Движущей силой круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций выступает «творческая элита», которая увлекает за собой инертное большинство. 1. К какому виду цивилизаций, по мнению автора, можно отнести исламскую или христианскую цивилизацию? Почему? 2. Согласны ли вы с позицией автора? Что, на ваш взгляд, звучит весьма убедительно? 3. Какие тенденции в развитии общества подмечены автором? Как вы относитесь к идее о необходимости создания единой высшей религии и вселенского государства, которые способны будут предотвратить гибель цивилизаций?
|