Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Третий тропарь




(в канонах некоторых служб года он поется, как 9 песнь канона).

Исаие ликуй, / Дева име во чреве, / и роди Сына Еммануила, / Бога же и человека, Восток имя Ему, / Его же величающе, / Деву ублажаем.

Все три также поются при Таинстве венчания, когда священник обводит новобрачных вокруг аналоя с крестом и Евангелием. Некоторые авторы утверждают, что будто бы, в древности при этом танцевали…..

После этого архиерей возглашает: «Божественная Благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая пророчествует рукоположение благоговейнейшаго иподиакона Александра во диаконаПомолимся же о нем, да снидет на него благодать святаго Духа…». После этого духовенство начинает протяжно петь «Господи помилуй». Ставленник преклоняет колено перед престолом, кладя голову на него, а архиерей кладет ему на голову Евангелие и начинает чтение молитвы. После этого пение подхватывает верхний хор, впрочем, поет на греческом языке: «Κυρυε ελεισον». Наконец, архиерей выводит ставленника к Царским вратами и поднимая над головой орарь, ранее обвитый вокруг тела ставленника, возглашает: «Аксиос», то есть, «Достоин», что поют духовенство, а затем верхний хор, надевая на ставленника так, как его носят диаконы. После этого таким же образом он поднимает над головой поручи, которые затем надеваются на запястья уже поставленного диакона. В конце ему вручается рипида, которую он до самого причащения духовенства будет держать над Святыми Дарами.

Заканчивается эта часть литургии и после очередной просительной ектении и пения Молитвы Господней Царские врата закрываются. Святые Дары раздробляются для причащения сперва духовенства, а затем и мирян. Хоры по очереди поют Богородичные песнопения.

Причащение совершается на две чаши и причастников для непостного дня довольно много. И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился. Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того. как они после службы пойдут в мир с его злом.

И вот, заканчивается служба и Владыка Феогност, как это часто бывает, не дожидаясь, пока хор пропоет многолетие, произнес проповедь. Прежде всего он отметил любовь русского народа к Божией Матери. так что храмы на Руси всегда чаще всего строились в честь Нее, упомянув и наш собор. Среди многих Богородичных храмов он упомянул и владимирский Успенский собор, построенный святым князем Андреем Боголюбским и обновленный после разгрома в период монголо-татарского ига. Это было сказано к тому, что до поставления на кафедру митрополитов Русских эта кафедра перешла из попираемого всеми захватчиками и налетчиками Киева во град, прославленный святым Андреем – Владимир. И по молитвам Той, которой Бог усыновил всех, верующих в Него и Ему, Господь призвал на митрополичью кафедру сего уроженца Волынской земли, такой же русской, даже если сегодня она и именуется по-другому. Именно этот подвижник и пустынник, а по совместительству и иконописец, написавший ПЕТРОВСКУЮ ИКОНУ БОЖИЕЙ МАТЕРИ и много других, был возвеличен и поставлен на Владимирскую кафедру. Это было время тяжкого бремени, камнем висевшего на шее русского человека, ибо если Западная Русь попадала под иго литовцев, ливонцев и прочих «просветителей», то вся остальная Русь попала под власть ханов Западного Улуса монгольской державы, позже ставшего независимым государством и известного нам, как Золотая Орда. Земля же русская была раздроблена. Когда-то князь, садящийся в Киев, рассаживал по другим городам своих родственников и друзей, рассчитывая их руками править всей Русью, но прошло время и эти князьки стали сами себе хозяевами и уже сами войной шли на Киев, желая стать вождями всей Руси. Так единое в прошлом государство превратилось в конгломерат воюющих между собой княжеств. Русские убивали русских, часто призывая на помощь кочевников-степняков или захватчиков с Запада, грабивших и разорявших русские города, не гнушаясь и храмами Господними. Потому и попустил Господь владычествовать над Русью иноземцам, дабы хоть это вразумило людей, отвратив от междоусобиц. Теперь же ханы Орды давали князьям и митрополитам ярлыки на княжение, часто поощряя ссоры меж княжествами. Часто для решения вопросов и князья и митрополиты должны были ехать в Орду, а путь этот был долгим и сложным, да и опасным. Опасность могла ждать и в Орде, где правили иноверцы, сначала язычники, а потом – мусульмане. Много князей погибло там, приняв мученическую смерть за веру. Здесь он упомянул святителя Алексия, по молитвам которого Бог исцелил любимую жену хана Джанибека Тайдуллу. В благодарность за это митрополиту была пожалована ханская земля в Москве, на которой был построен Чудов монастырь. Тогда же и в самой Орде, в Сарае – столице кочевой империи, была учреждена архиерейская кафедра и было положено начало евангельской проповеди. Но все это было потом. А сперва русская земля должна была покориться завоевателям, хоть народ, возмущенный гнетом, восставал. Здесь он упомянул и святого князя Александра Невского, который оберегал ханских представителей от народных возмущений и за то до сих пор на него вешают ярлык предателя. Но он понимал, что сил воевать с Ордой нет, притом, что с Запада есть другой враг, который хочет не только землю поработить, но и самых людей обратить в свою веру (князь Даниил Галицкий принял католичество, рассчитывая на помощь в борьбе с Ордой, но «благодетели», обещавшие помощь, не оказали ее, фактически молча смотря, как князь был разгромлен татарами). Оставалось терпеть, молча укрепляясь. В этом же состоянии застал Русскую землю и митрополит Петр, почитаемый ныне и среди многих дел он перенес кафедру из хоть и разоренной в ходе Батыева нашествия, но тогда славной Владимирской земли в никому не известное Московское княжество. Сделано это было по просьбе сына святого князя Даниила Московского Иоанна, по прозвища Калита (кошелек, поскольку он всегда носил с собой кошелек, чтобы иметь что раздавать нищим, которых бы встретил на пути). Им же был заложен первый собор в честь Успения Божией Матери в Московском Кремле….

Также он упомянул и нынешнее Евангельское повествование, отметив, что смысл этой притчи хорошо понятен. Пиром является будущее Царство Божие, спасение, к которому Бог призвал, в первую очередь, народ, который предызбрал себе. Но уже в дни избрания народ этот изменял Богу. Много раз Бог вразумлял согрешающий народ, призывая для обращения его на путь спасения, посылая пророков. Но все они вследствие их проповеди подвергались гонениям, ибо гордый ум не терпит обличения, раскрытие своих грехов рассматривая, как оскорбление и приходит в ярость, поскольку не видит своих грехов, видя себя хорошим и чистым. Таким образом, большинство пророков были убиты, как некоторые из слуг, посланные в притче царем. Большинство же просто предпочло жизнь по своим законам, ставя отношения с Богом на последнее место и свои волы, поля и прочее земное стало важнее пира Господня. Да и сам Господь был гоним и в конце принял смерть от того самого народа, который прежде приготовил Себе. И оставив отвергших спасение похотям их, Бог призвал на пир других, всех, кто откликнется. И из их числа стали и мы. Человек и здесь призывается к Пиру Господню, совершаемому на литургии через приобщение Тела и Крови Христа (именно о нем пишет святитель Иоанн в своем Слове, всегда читаемом на Пасху – трапеза наполнилась, телец откормлен – да никто уйдет голодным), но главный пир ждет нас за гробом и особенно – в конце времен, когда Господь победит зло и утвердит НОВОЕ НЕБО И НОВУЮ ЗЕМЛЮ. «Не видел глаз и не слышало ухо и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его» - пишет апостол Павел. Но не приготовивший одеяние души своей не войдет в этот пир, но будет извергнут вон – туда, куда будет ввергнут и сатана. человек склонен ко греху и самое добро. которое творит он по плоти, отравлено злом и бесплодно и лишь с Богом человек может очиститься и приносить плод. Лишь Бог может очистить его одеяние, разрешив висящую на нем бездну грехов и дав силы и разум противостоять греховному влечению, но не спасает нас без нашего желания. Именно предупреждению об этом и служит притча, чтобы никто не сказал, что не знал об этом.Очисти, Господи, одеяние души моея и спаси мя, яко Человеколюбец!

После пропетого многолетия Владыка поздравил новопоставленного диакона с его личной Пятидесятницей, напомнив, что служение это – сложное и ответственное, ибо он будет прислуживать у престола Божия. Он призвал его не охладевать, но всегда помнить об ответственности служения этого, начало которому положили сами апостолы, рукоположив семь первых диаконов, в их числе и Первомученика и Архидиакона Стефана. Призвав не оставлять молитву и всегда с благоговением приступать ко Святым Тайнам Господним, он преподнес ему Богородичную просфору, а также Евангелие, по традиции, призвав ежедневно читать его, а также текст диаконской присяги, который призвал всегда держать перед глазами и помнить обеты, данные в день ее принесения. Еще раз поздравив его, он поблагодарил всех за молитву во время самой хиротонии и благословив, ушел в алтарь. Царские врата закрылись и вышедший о.Евгений Кузнецов, поздравив всех с праздником, сказал, что после литургии в храме будет отслужен молебен со специальными прошениями о «живой твари», то есть обо всем окружающем нас животном и растительном мире, вверенном человеку, который распоряжается всем этим по собственному усмотрению, всячески разоряя вверенное ему. Грядущий же в пятницу праздник Усекновения Главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна по благословению Святейшего патриарха объявлен днем трезвости и в этот день также будет отслужен особый молебен.

Праздник окончен и я иду домой, намереваясь написать обо всем произошедшем ныне.


[1] Волы́нь (укр. Волинь, польск. Wołyń) — историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

[2] Узбе́к, исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (тат. Үзбәк, Üzbәk, ок. 1283 — 1341) — монгольский хан Улуса Джучи (Золотой Орды) (1313—1341). Сын Тогрула (Тогрулджая или Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура, приходился племянником хану Тохте.

Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды.

В русских летописях известен как «Алабуга», «Азбяк» и «Озбяк».

[3] Тохтамы́ш (тат. Туктамыш хан, Tuqtamış xan; каз. Тоқтамыс, ум. 1406) — хан Золотой Орды в 1380—1395 годах, хан Тюменского ханства с 1400 года[1]), один из потомков Джучи, старшего сына Чингисхана. Сын Туй-Ходжи оглана, правителя Мангышлака, влиятельного царевича при хане Урусе.. После казни отца бежал. Позже Тамерланом был поставлен во главе войск и впоследствии захватил восточную часть Орды, а после падения темника Мамая – и западную. Именно по его приказу и был убит Мамай. Хан захватил и сжег Москву. Это произошло уже после победы русских над войсками правящего до него Ордой темника Мамая и бегства последнего…. После этого татары взяли Переяславль, Владимир, Юрьев, Звенигород, Можайск и другие подмосковные города.

После того, как один из ордынских отрядов был разбит Владимиром Андреевичем под Волоком, Тохтамыш ушёл в Орду, разграбив на обратном пути Рязанскую землю. Преемник Дмитрия Донского, его сын Василий I Дмитриевич купил в Орде ярлык на княжество нижегородское. Предпринимал езще несколько набегов на Русь, хоть больших набегов на Москву больше не начинал ввиду соперничества с Тамерланом, в ходе которого он был разгромлен и свергнут. Впоследствие убит в сражении с эмиром Едигеем в 1406 году.

[4] Этолия – провинция на севере Греции

[5] Хрисанф впоследствии стал известным историческим и церковным деятелем, немало сделавшим для возрождения православия в греческих землях.

[6] Κούμας Κ. Ιστορίαι ανθρωπινων πράξεων. Τομ. 12. Βιεννή, 1832. Σ. 555.

[7] Πετσάλη Θ. Οί μαυρόλυκοι. Αθήναι, 1948. Τομ. Β. Σ. 225.

[8] Нынешний Днепропетровск.

[9] Обучение в западной Европе не могло не оказать влияния на часть греческой интеллигенции: восхищение перед "прогрессом" западной цивилизации было практически абсолютным, и, как обычно бывает в таких случаях, исчезала возможность конструктивной критики и сознательного выбора. В среде образованной интеллигенции появляется некий дух "провинциализма", который, в свою очередь, приводит к пренебрежению собственным культурным наследием и всецелой привязанности к "чужому", которое становится непререкаемо лучшим и более совершенным. На наш взгляд, такой подход и система взглядов обусловлены, прежде всего, образованием, полученным в западной Европе: возвращаясь в Грецию, вместе со знаниями, приобретенными в западноевропейских университетах, ученики привозили и новую систему ценностей. О проникновении этих идей мы находим много свидетельств в источниках: "Безбожествуют те, которые учатся во Франции и после своего возвращения вводят в безбожие и других". Анастасий Гордиос (†1729) сообщает: "Если кто из восточных едет во Францию либо для учебы, либо для торговли, когда возвращается назад, становится другим, с растлившимися либо умом, либо нравами, либо и тем и другим".

[10] Вот что рассказывает о дальнейших событиях первый биограф святого Космы преподобный Никодим Святогорец: "Еще нося мирское имя Констант, праведный и в мирской одежде уже украшал себя благолепием монашеского образа, не щадил своих сил и трудов и приучал себя к совершенному подвижничеству. Но вот из этого славного и знаменитого училища удалились учителя, оно, к несчастью, снова опустело и пришло в упадок, тогда добрый Констант, удалившись оттуда, прибыл в святую обитель Филофееву. Там он принял монашеский постриг и с великим усердием преуспевал в иноческой жизни. Вскоре же, когда обители понадобился священник, по сильному убеждению и прошению отцов он был рукоположен во иеромонахи".

[11] Серафим был родом из Делвино, а следовательно, хорошо знал трагическую обстановку, сложившуюся в материковой Греции. Кроме того, до вступления на патриарший престол он был митрополитом в наиболее проблемных областях Греции: Фракии и Этолии. Предположительно, маршрут первого миссионерского путешествия Космы был разработан при участии патриарха, который с большим воодушевлением и одобрением отнесся к миссии, что тот на себя возложил.

[12] Страна до нашествия турок была христианской, но здесь, в отличие от Греции, Сербии и Болгарии, завоевателям удалось почти полностью истребить семена христианской веры и албанцы почти все приняли ислам (с XVII века)…..

[13] Несмотря на то, что православные, проживавшие в венецианских владениях, не были лишены доступа к образованию, Косма Этолийский считал необходимым распространение православной традиции и образования, свободного от влияния западной идеологии. Именно этим объясняется его деятельность по основанию школ на этих территориях.

[14] На трагическую ситуацию, сложившуюся в этой провинции, указывают свидетельства современников: "во многих деревнях <…> процветала такая безграмотность, что жители их узнавали о наступлении Пасхи лишь благодаря появлению красных яиц на базаре Берата". Благодаря своей настойчивости и самоотверженности проповедник смог переломить ситуацию. Он постоянно поддерживал в жителях тягу к знаниям, не оставлял вновь основанные школы, а следил за их функционированием и всеми своими силами стремился поддерживать и развивать их. В Северном Эпире проживали не только албанцы, но и значительная часть православных греков. Косма стремился укрепить их решимость сохранить православную веру. Он также укреплял единство и сплоченность населения и его решимость противостоять ассимиляции.

[15] Ζαχαρόπουλος Ν. Δωροθεος Βουλησμάς. Θεσσαλονίκη, 1969.Σ.26-27.

[16] Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую сущую Богородицу тя величаем.

[17] По уставу на двунадесятые праздники, в числе которых и входит Успение Божией Матери, вместо этого песнопения положено петь тропарь, но ради архиерейского служения обычно оно все-таки поется.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты