Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА




 

Примерные вопросы

1. Духовное производство и духовная жизнь обще­ства.

2. Духовная культура.

3. Наука и ее роль в жизни общества.

4. Мораль.

5. Религия.

6. Искусство.

7. Образование и самообразование.

 

 

  1. Духовное производство и духовная жизнь общества

 

 

Под духовной жизнью общества обычно пони­мают ту область бытия, в которой объективная ре­альность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся не­отъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической де­ятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, ве­ру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они со­ставляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, ду-ховная жизнь тесно связана с другими сферами жиз-ни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает раз­личные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элемента­ми являются мораль, наука, искусство, религияи право.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и пло­хом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него обще-ственного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической фор­ме (понятий, теорий, законов) и основанные на ре­зультатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общест­венного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных ми­фов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право — это система общеобязательных, фор­мально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непо­средственно народом), реализация которых обеспе­чивается авторитетом или принудительной силой го­сударства.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценнос­ти).

Первым звеном в этой цепочке выступают духов­ные потребности, представляющие собой объектив­ную нужду людей и общества в целом создавать и ос­ваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние лю­дей, побуждающее их к созданию и освоению духов­ных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребнос­ти не заданы биологически, не даны человеку от рож­дения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных по­требностей состоит в том, что они имеют принципи­ально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителя­ми такого роста являются лишь объемы уже накоп­ленных человечеством духовных ценностей и жела­ние самого человека участвовать в их приумноже­нии.

Ради удовлетворения духовных потребностей лю­ди организуют духовное производство. Под духов­ным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществ­ляемое специализированными группами людей, про­фессионально занятыми квалифицированным умст­венным трудом. Целью духовного производства яв­ляется воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производ­ства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производ­ства заключается в том, что его продуктами являют­ся идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совер-шенствование всех остальных сфер общественной жизни — экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производ­ства: науку, искусство и религию. Некоторые фи-лософы склонны добавлять к ним еще и мораль, по­литику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а об­щественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть на­званы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства явля­ется наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени поло­жение изменилось. Примерно с XIX в. наука начина­ет играть заметную роль, опережая развитие матери­ального производства, которое, в свою очередь, изме­няется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производ­ства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атом­ной промышленности и т. д.). Огромную роль приоб­ретают так называемые научные модели обществен­ного развития, с помощью которых общество получа­ет возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и на­правление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производст­ва является искусство. Создавая художественные об­разы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображе­ния, люди могут лучше познать себя и мир, в кото­ром они живут. При помощи искусства художники писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Что же касается религии как вида духовного про­изводства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его раз­вития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окру­жающем мире. Однако возникающие в рамках рели­гиозных воззрений духовные ценности и складываю­щиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и от­дельных индивидов.

Основным свойством духовного производства, от­личающим его от производства материального, явля­ется всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограни­чен, ценности духовные не уменьшаются пропор­ционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без иск­лючения, являясь достоянием всего человечества.

 

 

  1. Духовная культура

 

 

Слово cultura ведет свое происхождение от латин­ского глагола colo, который означает «обрабаты­вать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания при­роды как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой

смысл.

В современном языке понятие «культура» упо­требляется в основном в широком и узком значениях.

В узком смысле, говоря о культуре, обычно под разумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством.

В широком же смысле культурой общества при­нято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в обще­ственной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых сис­тем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

В истории общественной мысли существовали раз­личные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру сред­ством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф. Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей при­роде — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабоще­ния человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством об­лагораживания человека, превращения его в циви­лизованного члена общества (И.-Г. Гердер и др.). Эта­пы развития культуры рассматривались ими как сту­пени прогрессивного развития человечества.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мысли­тели признавали, что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хране­ния и передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-времен­ные границы;

3) культура служит одной из важнейших характе­ристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под материальной культурой понимают тех­нику, производственный опыт, а также те мате­риальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания чело­века. Подвидами материально-культурных феноме­нов являются:

1) природные объекты, которые подверглись неко­торому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного че­ловека);

2) искусственно-природные объекты, которые со­храняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (япон­ский сад камней);

3) синтетически-природные объекты, т. е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);

4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);

5) социально-материальные объекты, обслуживаю­щие общество в производственной сфере (компьюте­ры, машины).

К духовной культуре обычно относят науку, ис­кусство, религию, мораль, политику и право. Гово­ря о духовной культуре, следует различать ее фор­му,которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем вопло­щены феномены данного вида культуры, а содержа­ние то, что они значат для личности и обще­ства.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени тво'рчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют сле­дующие подвиды духовной культуры:

1) произведения монументального искусства, об­ладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусствен­ным материалам (скульптура, объекты архитекту­ры);

2) театральное искусство (театральные образы);

3) произведения изобразительного искусства (жи­вопись, графика);

4) музыкальное искусство (музыкальные образы);

5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и ги­потезы и т. д.);

6) общественно-психологические явления (общест­венное мнение, идеалы, ценности, социальные при­вычки и обычаи и т. д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и мес­та материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному под­ходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Социокультурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая со­циальную стабильность в течение достаточно дли­тельного исторического периода.

Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:

а) трансляционную (передача социальных ценнос­тей из прошлого в настоящее, а из настоящего — в будущее);

б) селекционную (оценка и классификация унас­ледованных ценностей, определение их места и ро­ли в решении проблем общества на данном эта­пе);

в) инновационную (обновление социальных цен­ностей и норм).

Накопленные российским обществом в XX в. со­циальные ценности и нормы сегодня подвергаются серьезному пересмотру. В связи с этим можно отме­тить ряд позитивных и негативных процессов, проис­ходящих в социокультурной сфере.

Осуществляемый в России переход от тоталитар­ного государства к демократическому сопровождает­ся глубоким кризисом, который охватил все сферы общественной жизни, в том числе и духовную. Нор­мальное развитие культуры в России во многом ока­залось нарушено в результате изменения духовных ценностей общества и, как следствие, своеобразного «разрыва» процесса передачи духовной культуры от старших поколений к младшим.

Начавшаяся в России децентрализация культу­ры, разрушение государственной монополии на культуру вместе с гиперинфляцией начала 90-х гг. привели к серьезному сокращению количества по­требителей художественной культуры. Значитель­ная часть населения в силу отсутствия средств к су­ществованию вынуждена отказываться от культур­ных ценностей.

С другой стороны, на фоне отсутствия государ­ственного финансирования культурных и научных центров набирает силу процесс коммерциализации духовной культуры, ориентированной на широкие слои населения. Тотальная ориентация на бизнес ве­дет к коррозии нравственных ценностей, изменению личностных установок в сторону ожесточения и уси­ления агрессивного начала.

Огромное влияние на формирование духовных об­разцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации. С одной стороны, они играют положительную роль, давая возможность миллионам людей познакомиться с важнейшими до­стижениями культуры. Но с другой стороны, именно СМИ способствуют формированию в обществе опре­деленных вкусов, идей, связанных с культурой, но­сящей потребительский характер. Проникновение этой масс-культуры сопровождается формированием в сознании молодежи новых стереотипов, которые за­частую оказываются не совместимыми с националь­ными традициями. Культура же всегда замешена на традиции, и разрушение последней ведет к разруше­нию самой культуры.

До конца не получен ответ на то, какое влияние оказывает массовая культура на психику людей, на их взаимоотношения. Но уже очевидно, что ее про­дукция в большинстве своем не отличается высоким качеством и ориентирована не на духовное развитие человека, а на продажу. Современные культурологи утверждают, что сегодня на смену человеку разумно­му постепенно приходит человек потребляющий. Между тем в современной России сегодня фактиче­ски отсутствует правовая база, которая была бы при­звана регламентировать происходящие в стране культурные процессы.

Наряду с коммерциализацией можно отметить и еще одну особенность социокультурной ситуации в России — превращение культуры в инструмент по­литики, в способ привлечения дополнительных го­лосов избирателей на разного рода выборах (наибо­лее яркий пример — президентская кампания 1996 г.).

Наконец, еще одной из проблем, стоящих перед российским обществом, является формирование эко­логической культуры его членов. Проблема эколо­гии, бережного отношения к окружающей среде сего­дня не является чисто российской проблемой — она относится к так называемым глобальным проблемам человечества. Однако, по данным исследователей, именно Россия и страны СНГ занимают позорное пер­вое место по масштабам непродуманного вмешатель­ства в природную среду. Чтобы не допустить экологической катастрофы, России необходимо, объединив свои усилия с другими странами, способствовать по­строению нового мирового порядка, основанного на рациональном использовании природных ресурсов всем человечеством.

 

 

  1. Наука и ее роль в жизни общества

 

 

Сегодня, в век научно-технического прогресса, че­ловечество особенно ясно осознает место и значи­мость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению науч­ных исследований в самых различных областях по­знания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства ма­териальных благ.

Наукой принято называть теоретические сис­тематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в аб­страктно-логической форме и основанные на дан­ных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир во­все не таков, каким он представляется людям, изу­чающим его только при помощи методов чувственно­го познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов. В эпоху средневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие су­щественно замедлилось. Однако постепенно в резуль­тате открытий, сделанных Н.Коперником, Г. Га­лилеем, Дж. Бруно, наука начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. С XVII в. в Европе идет процесс оформления науки в качестве общественного института: создаются науч­ные общества и академии, издаются научные журна­лы а в XIX в. появляется и само слово «ученый». На рубеже XIX—XX вв. возникают и новые формы орга-низации науки: научные лаборатории и институты исследовательские центры. Примерно с этого же вре-мени наука начинает оказывать огромное влияние на развитие производства, становясь его особым ви­дом — духовным производством.

Важнейшими социальными функциями науки яв­ляются:

а) познавательно-объяснительная: наука призвана познать и объяснить устройство мира и законы его развития;

б) мировоззренческая: наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть яв­ления окружающего мира в их единстве и многообра­зии, выработать свое мировоззрение;

в) прогностическая: наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции раз­вития общества и дать рекомендации по их преодоле­нию.

Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания.

Первая — модель постепенного развития науки. Сущность этой модели выражена в утверждении, что истоки любого нового знания можно найти в про­шлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшествен­ников.

Вторая — модель развития науки через научные революции. Согласно этой концепции любая наука периодически должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Парадигмой называется господствующая систе­ма идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи. Принято различать парадиг­му общенаучную, т. е. признаваемую всем научным сообществом независимо от отрасли знания, и пара­дигмы частных наук, составляющие теоретическую основу в отдельных отраслях научного знания. На этапе спокойного развития действующая парадигма позволяет решать накапливающиеся в науке пробле­мы достаточно успешно. Однако с течением времени набирается большое количество фактов, не поддаю­щихся объяснению с помощью существующих те­орий. Наступает этап кризиса, происходит научная революция, в ходе которой старая парадигма заме­няется новой.

Представляя собой подсистему более сложной сис­темы, называемой обществом, наука испытывает на себе определенное воздействие последней:

1. Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблематику научных исследований, так называемый социальный заказ, который общество дает ученым (например, найти способы избавления человечества от рака и других тяжелых заболеваний).

2. Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от тех средств, которые направляются на развитие науки. Так, например, в Российской Федерации сейчас очень остро стоит проблема финансирования фунда­ментальных наук, т. е. тех, исследования в которых не дают сиюминутных результатов. Между тем имен­но открытия, сделанные в этих отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сию-минутных проблем.

Будучи особой формой общественного сознания наука обладает относительной самостоятельностью' Выполняя социальный заказ, она тем не менее разви вается по своим внутренним законам. Так, напримеп существует закон «развитие науки в запас», согласно которому решение любой научной проблемы может быть осуществлено только в том случае, если для это­го наукой уже накоплен соответствующий объем зна­ний. Если же такового запаса нет, то выполнить об­щественный заказ наука не в состоянии.

 

 

  1. Мораль

 

 

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения его членов играет мораль.

Мораль (от лат. moralitas — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; и лат. mores — нравы, обычаи, мода, поведение) — форма общест­венного сознания, в которой находят свое отраже­ние взгляды и представления, нормы и оценки пове­дения отдельных индивидов, социальных групп и об­щества в целом.

Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкци­онируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей. Однако содействие регуля­ции социального поведения людей не является един­ственной функцией морали. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке.

Марксистское обществознание отстаивает тезис о том, что мораль есть явление, во-первых, производ­ное от экономики и, во-вторых, служебное, обслужи­вающее базис. Эта мысль подтверждается ссылками

на историческую изменчивость моральных норм, на сословно-классовую сущность многих моральных ко­дексов. Действительно, моральные убеждения и оценки в разные эпохи у разных народов, классов, поколений могут сильно отличаться. Нравственность всегда выражает дух эпохи и тесно связана с усло­виями жизни. Однако при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково ошибочным является как игнорирование социальных элементов в мора­ли, так и их абсолютизация. Классовые, националь­ные и другие модификации морали являются лишь формами, в которых заключены общечеловеческие, цивилизационные по своему содержанию нормы нравственности и справедливости. Последние яв­ляются отражением в сознании людей реально су­ществующего, сложившегося в течение веков и ты­сячелетий порядка взаимоотношений в обществе, определенное понимание сущности социума, исто­рии, человека и его бытия. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от ситуаций, угро­жающих их жизни и безопасности, здоровью и досто­инству. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравствен­ности относятся также забота родителей о воспита­нии детей, забота детей о родителях, уважение к

старшим и т. п.

При помощи морали общество оценивает не толь­ко практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабаты­вать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способ­ность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства.

Совесть — это этическая категория, вы щая высшую форму способности личности выражающая высшую форму способности личности к моралъному самоконтролю.

Честь это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Достоинство самооценка личности, осозна ние ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших ре­зультатов в определенной ситуации, а следование об­щим нормам и принципам поведения. Выполняя, на­ряду с появившимся позднее правом, роль регулято­ра поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него по ряду существенных моментов.

Единство между ними выражается в том, что:

1) в системе социальных норм они выступают са­мыми универсальными, распространяющимися на все общество;

2) у норм морали и права единый объект регулиро­вания — общественные отношения;

3) как нормы права, так и нормы морали исходят от общества;

4) нормы права и нормы морали имеют сходную структуру;

5) нормы права и нормы морали выделились из мононорм первобытного общества.

Однако между нормами права и морали существу­ет много отличий:

1) право представляет собой совокупность норм, установленных или санкционированных государ­ством, зафиксированных в юридических актах. Мо­ральные нормы формируются в процессе утвержде­ния, развития моральных взглядов и идеалов;

2) в правовых актах выражается государствен­ная воля, в моральных нормах — общественное мне­ние;

3) правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в ко­тором они содержатся. Их реализация поддержива­ется в необходимых случаях специальным аппара­том, силой государственного принуждения. Реализа­ция моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они исполняются в результате привычки, внутренних побуждений. Гарантом мора­ли выступают совесть индивида и общественное мне­ние, общественная оценка поведения людей;

4) нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, ко­торая регулируется правом. Нормы морали регу­лируют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, люб­ви и т. п.);

5) для правовых норм характерна большая, неже­ли для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок. Мораль содержится в общественном сознании, право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму. Моральные требования дают больший простор для их толкования, чем правовые;

6) если нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправо­мерного.

Взаимосвязь права и морали проявляется в том, что:

1) реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответ­ствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы эффективно действовали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали;

2) право в целом должно соответствовать моря ным взглядам общества. Право должно способст вать утверждению идеалов добра и справедливости обществе;

3) в некоторых случаях право способствует избав лению общества от устаревших моральных норм Именно через право шел процесс преодоления кров ной мести — одного из постулатов морали прошлого времени;

4) нравственные воззрения являются той основой на которой формируются правовые взгляды, право­вые идеалы и, в конечном счете, содержание право­вых норм;

5) некоторые правовые нормы непосредственно за­крепляют моральные нормы, подкрепляя их юри­дическими санкциями (например, уголовные нор­мы).

 

 

  1. Религия

 

 

Термин «религия» в переводе с латинского языка буквально означает «связывание, повторное обраще­ние к чему-либо». Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, они зависят от принадлежности авторов к той или иной философской школе, тради­ции. Так, марксистская методология определяла ре­лигию как специфическую форму общественного со­знания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и чело­веком. Современное обществознание пытается дать более нейтральное определение: под религией чаще всего понимаются совокупность взглядов и представ­лений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа лю­бой религии — вера в сверхъестественное, т. е. в не-

объяснимое с помощью известных науке законов противоречащее им.

Спорной является и проблема происхождения ре-лигии. Церковь учит, что религия появляется вмес те с человеком, существует исконно. Материалисти­ческие учения рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сфе­рах жизнедеятельности, первобытный человек при­писал естественным природным силам сверхъестест­венные свойства. Для достижения желаемых целей в этих сферах, наряду с вполне рациональными, но недостаточными действиями, люди стали совершать ритуальные, символические акты, призванные га­рантировать получение искомого результата. Посте­пенно сформировалась и вера в то, что подобные действия (обряды, ритуалы, таинства) помогают каким-то таинственным способом прийти к завет­ным целям. В конечном счете возникли прочные представления о неких надчеловеческих, сверхъес­тественных силах, связях, отношениях. Подобные построения, несмотря на всю их видимую логич­ность и убедительность, не нашли подтверждения в археологических данных. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К то­му же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался опре­делить свое место в окружающем мире, приспосо­биться к нему.

Одной из первых форм религии был тотемизм— поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и за­щитнику (само слово «тотем» на языке североамери­канских индейцев означает «род его»). Тотемизм своими корнями уходит еще в праобщество и перво­начально выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объ-единения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией (колдовством), под кот рой понимаются действия и обряды, совершаемые целью повлиять сверхъестественным путем на окру-жающий мир. От магии неотделим и фетишизм (от слова «фетиш» — магическая вещь) — вера в магиче­ские свойства различных предметов (амулетов, фигу­рок и т. п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рам­ках многих современных верований (даже мировых религий), хотя и осуждаются официальной цер­ковью.

Тотемизм сменился анимизмом(от лат. anima — душа), т. е. верой в духов и душу или всеобщую оду­хотворенность природы. Первобытный человек на­селил духами весь окружающий мир: душой облада­ют животные, растения, явления природы. Посте­пенно сложилось и представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира.

В анимизме многие ученые видят не только само­стоятельную форму религиозных представлений, но и основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются не­сколько особенно могущественных — богов. Посте­пенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качест­ва и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно Бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от «поли» — много и греч. theos — бог) религии. Позже, на более высокой стадии, появляются и моно­теистические религии (от «моно» — один и греч. theos — бог). В русском языке для них есть более привычные аналоги — многобожие и единобожие. Классическим примером политеизма являются древ-

негреческая и древнеримская религии, славянское язычество. К монотеизму относят христианство ис лам и другие современные религии, хотя в каждой из них сохраняются следы политеизма.

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохра­нившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, состав­ляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм и др.);

3) мировые религии. Их всего три: христианство, буддизм и ислам.

К признакам мировых религий относят:

а) огромное число последователей во всем мире;

б) космополитизм: они носят меж- и надэтниче-ский характер, выходя за пределы наций и госу­дарств;

в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных

групп);

г) их отличает необычайная пропагандистская ак­тивность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых рели­гий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд че­ловек, мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд, буддистов — 0,3 млрд.

Любая религия включает в себя несколько важ­нейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизи­рованная, специально разработанная для данной ре­лигии совокупность принципов, идей, понятии), ре­лигиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т. п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Наиболее кратко и афористично функции рели-гии определил 3. Фрейд, писавший: «Боги сохрани ют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступаю­щим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих лю­дей религия играет роль мировоззрения, готовой сис­темы взглядов, принципов, идеалов, объясняя уст­ройство мира и определяя место человека в нем. Ре­лигиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они ре­гулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду мно­гие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обе­щая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множест­во природных явлений религия предлагает свои ва­рианты ответа на мучительные вопросы. Часто рели­гия способствует объединению наций, образованию единых государств.

Но идеализировать роль религии не следует. Исто­рический опыт показывает, что виной многих конф­ликтов, войн являются религиозные различия и не­терпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения пре­ступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды де­ятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедли­вость, деспотические режимы освящались авторите­том церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия при­зывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной. ковь, упорядочивающую жизнь религиозной об-щины.

Наиболее кратко и афористично функции рели-гии определил 3. Фрейд, писавший: «Боги сохрани ют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступаю­щим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих лю­дей религия играет роль мировоззрения, готовой сис­темы взглядов, принципов, идеалов, объясняя уст­ройство мира и определяя место человека в нем. Ре­лигиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они ре­гулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду мно­гие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обе­щая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множест­во природных явлений религия предлагает свои ва­рианты ответа на мучительные вопросы. Часто рели­гия способствует объединению наций, образованию единых государств.

Но идеализировать роль религии не следует. Исто­рический опыт показывает, что виной многих конф­ликтов, войн являются религиозные различия и не­терпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения пре­ступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды де­ятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедли­вость, деспотические режимы освящались авторите­том церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия при­зывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной.

Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, вы­свобождается из-под влияния религии, с другой — во многих странах (особенно в бывших социалистиче­ских) роль и авторитет церкви растут. Очевидно, од­нако, что обещанное вытеснение религии научным мышлением произойдет весьма нескоро.

 

 

  1. Искусство

 

 

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой, де­ятельности, которая представляет собой отраже­ние окружающей действительности в художест­венных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида позна­вательной деятельности людей, как художественное познание.

Искусство зародилось еще в античную эпоху, од­нако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называ­ли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т. п. Обособление же собственно эстетической де­ятельности, т. е. искусства в его современном пони­мании, раньше всего произошло в области ремесла Это можно отчетливо проследить на примере гон-чарного ремесла. Изготовление посуды, в частности знаменитых греческих ваз, сопровождалось украше­нием их различного рода орнаментами. Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритми­ческом чередовании и организованном расположе­нии абстрактно-геометрических или изобразитель­ных элементов. Ранние греческие орнаменты — меандры — представляли собой изломанную по прямым углом линию, образовывавшую ряд одина ковых, связанных друг с другом мотивов.

Постепенно процесс создания эстетического был перенесен из сферы материальной в сферу духовную а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго наряду с пред­метным), вымышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эс­тетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечиваю­щим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.

Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а так­же жизнь людей в определенных исторических ус­ловиях. Искусство обусловлено миром природы и об­щественных отношений, которые окружают индиви­дов.

Формой бытия искусства является художествен­ное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве ма­териального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфи­ческим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооруже­ний, формирующих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает пред­меты, а создает их. Архитектура бывает обществен­ная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.

2. Живописьвид искусства, произведения ко­торого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником-живо­писцем, называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых об­щим кругом тем или предметов изображения, назы­вается жанром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в дейст­вительности;

б) натюрморт — изображение окружающих чело­века вещей;

в) пейзаж — изображение естественной или преоб­разованной человеком природы;

г) бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;

д) анималистический жанр — изображение жи­вотных;

е) исторический жанр — изображение историче­ских событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоскости, но ее произведения, как правило, выпол­няются на бумаге, меньше по формату и легче пере­мещаются в пространстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газетную графику. Жанры графики в основном по­вторяют жанры живописи. В известной мере специ­фическим графическим жанром является карикату­ра (сатирический рисунок, шарж).

3 Скульптура- вид изобразительного искусст­ва произведения которого имеют физически мате риальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на ба­рельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декора­тивную и монументальную. Станковая — это неболь­шая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная — скульптура средних, а монументальная — больших и огромных размеров.

4. Декоративно-прикладное искусство — вид изо­бразительного искусства, непосредственно связан­ный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, вы­полняемые из самых различных материалов (тради­ционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим факто­ром формирования среды обитания человека.

5. Литература — вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда чело­вечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято назы­вать фольклором.

6. Музыка — вид искусства, отражающий дей­ствительность в звуковых художественных обра­зах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют ин-струментальной.

7. Театр- вид искусства, специфическим сред­ством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера пе­ред публикой.

8. Циркискусство акробатики, эквилибрис­тики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, кон­ной езды, дрессировки животных.

9. Балетвид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

10. Киновид искусства, произведения которо­го создаются с помощью киносъемки реальных, спе­циально инсценированных или воссозданных сред­ствами мультипликации событий.

11. Фотоискусство — искусство создания хими­ко-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно вырази­тельного и с достоверностью запечатляющего в за­стывшем изображении существенный момент дей­ствительности.

12. Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют со­бой отдельные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в обществе множество разнообразных функций.

Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстети­ческое воздействие на людей, включает их в направ­ленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заклю­чается в восстановлении в сфере духа гармонии, ут­раченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и вос-становлению ее психического равновесия.

Художественно-концептуальная функция выра­жается в свойстве искусства анализировать состоя­ние окружающего мира.

Функция предвосхищения характеризует способ­ность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искус­ства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человече­ской личности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она игра­ет ведущую роль в общей системе функций искус­ства.

Эстетическая функция — это специфическая спо­собность искусства формировать эстетические вкусы и потребности человека, пробуждать в личности же­лание и умение творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, ду­ховный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею само­ценного значения личности и осуществляет ее, до­ставляя человеку бескорыстную радость эстетическо­го наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция показыва­ет познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественно­го познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусст­ва — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и от­ражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи

результатом вымысла, тем не менее являются отра­жением действительности и всегда несут на себе от­печаток реально существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в ис­кусстве те же функции, что и понятие в науке: с по­мощью него происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков по­знаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став сим­волами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания ха­рактерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художе­ственных образов. В литературе таким средством яв­ляется слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совер­шенно недопустимым, например в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу­чающих отдельные стороны жизни людей, искусст­во исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является осо­бой формой познания окружающей действитель­ности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, пра-во, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникаю­щем благодаря их взаимосвязям.

 

 

  1. Образование и самообразование

 

 

Среди социальных институтов современного обще­ства образование играет важнейшую роль, представ­ляя собой одну из основных отраслей человеческой деятельности.

Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенст­вованию. Если такие знания, умения и навыки при­обретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его са­мообразовании .

Целью образования является приобщение индиви­да к достижениям человеческой цивилизации, ре­трансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача уча­щемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творче­ской деятельности в избранной сфере занятий. От ка­чества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономиче­ского и политического развития, его нравственное со­стояние. Функции образования:

1) создание условий и предпосылок для социаль­ной мобильности человека или социальной группы;

2)сохранение и ретранслирование культурного достояния общества из поколения в поколение.

Современное образование является средством ре­шения важнейших проблем не только всего общест­ва, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их соци­ализации.

Различают следующие виды образования: началь­ное, среднее, среднее специальное и высшее.

Первые школы появились еще в эпоху древнего мира. Их создание объяснялось практическими по­требностями в образованных людях: без таких людей не мог эффективно функционировать государствен­ный аппарат.

В средние века большинство школ в Западной Ев­ропе были церковными (или монастырскими). Они, в свою очередь, подразделялись на низшие церковные школы и школы при епископских кафедрах. В пер­вых готовили в основном приходских священников. Обучение в таких школах было платным и велось на латинском языке. Учеников учили читать (в основ­ном молитвы), писать, изображать числа с помощью пальцев, петь церковные гимны и совершать церков­ные обряды.

Более крупные средневековые школы, возникав­шие при епископских кафедрах, давали иное образо­вание. В таких школах следовали римской традиции и изучали так называемые «семь свободных ис­кусств»: грамматику, риторику, диалектику, ариф­метику, геометрию, астрономию и музыку. Система свободных искусств была двухуровневой. На началь­ном уровне преподавались грамматика, риторика и диалектика, высший уровень составляли остальные свободные искусства. Обучение в такой школе могло затянуться на 12—13 лет.

Стремительное развитие средневековых городов привело к появлению светских городских частных и муниципальных школ (т. е. школ, которые нахо­дились в ведении городского совета). Растущим го­родам требовалось все больше образованных людей. Влияние церкви на содержание образования в таких школах было минимальным, а содержание обучения диктовалось прежде всего практическими потребнос­тями того или иного города. Латынь в этих шко­лах постепенно вытеснялась национальными язы­ками.

К периоду средневековья относится и появление первых высших учебных заведений — университе­тов. Создавались они либо на основе бывших кафед­ральных (епископальных) школ (именно так возник в XII в. Парижский университет, выросший из шко­лы, существовавшей при соборе Парижской Богома­тери), либо в городах, где жили прославленные учи­теля, окруженные способными учениками (именно таким образом из кружка последователей знаменито­го знатока римского права Ирнерия развился Болон-ский университет).

Занятия в университетах велись на латинском языке. Преподаватели в университетах организовы­вали свои объединения по предметам — факультеты. Во главе факультетов стояли деканы. Совместно сту­денты и преподаватели избирали руководителя уни­верситета — ректора. Средневековая высшая школа имела обычно три факультета: юридический, фило­софский (богословский) и медицинский. Срок обуче­ния на разных факультетах существенно отличался: подготовка юриста или медика занимала 5—6 лет, философа-богослова — 15 лет. На занятиях студенты слушали и записывали лекции профессоров. Помимо лекций организовывались и диспуты — споры по за­ранее поставленным вопросам.

В XIV—XV вв. появляются так называемые кол­легии (от этого названия впоследствии произойдет слово «колледж»). Сначала коллегиями называли об­щежития студентов, в которых со временем также стали проводиться лекции и диспуты. Коллегия, ко­торую основал Робер де Сорбон, духовник француз­ского короля, — Сорбонна — постепенно разрослась и дала свое название всему Парижскому универси­тету — самой крупной высшей школе средневековья. К концу XV в. в Европе существовало около 80 уни­верситетов. Многие из них — Болонский, Кембридж­ский, Оксфордский, Краковский и др. — существуют и сегодня.

В нашей стране первые высшие учебные заве­дения появились поздно. Еще сподвижники Пет­ра I предлагали создать в России светские «акаде­мии». В 1724 г. император издал указ об «учине-

нии» в Санкт-Петербурге Академии наук, при кото рои создавались университет и гимназия где долж-ны были «молодых людей публично обучать» Пред-полагалось, что лекции в этих учебных заведениях будут читать приглашенные в Россию видные евро пеиские ученые.

Однако полноценных занятий в Академическом университете организовать не удалось. Многие сту­денты оказались слабо подготовленными, и ко всему прочему они не знали латынь — основной язык нау­ки того времени, на котором велось преподавание в университете. Иностранные преподаватели вскоре вернулись на родину, и читать лекции стало некому. Мало помогло делу и учреждение казенных стипен­дий для студентов — первый университетский вы­пуск из 9 человек состоялся лишь в 1753 г. М. В. Ло­моносов разочарованно заметил по этому поводу, что «при Академии наук не токмо настоящего универси­тета не бывало, но еще ни образа, ни подобия универ­ситетского образования».

Попытки Ломоносова реформировать университет не встретили понимания в академии. И тогда ученый решил употребить все свои силы на создание нового университета по европейскому образцу. Его поддер­жал фаворит императрицы Елизаветы Петровны граф И. И. Шувалов.

12 января 1755 г. императрица подписала указ об учреждении в Москве университета, а 26 апреля по европейской традиции состоялась его инаугу­рация - торжественный акт открытия. В конце XVIII в. Московский университет был единственным высшим светским учебным учреждением в России, так как к тому времени деятельность Академическо­го университета фактически прекратилась. Студанты обучались на трех факультетах - философском, медицинском и юридичеком. С 1768 г. преподавание велось на русском языке. Будущих студентов говили в университетской гимназии с отделениями для дворян и разночинцев. Крепостных в университет не принимали. Выпускники получали офицерский чин Наиболее способных отправляли на стажировку в ев­ропейские университеты.

Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, где преподавались философия, матема­тика, физика, а также исторические, словесные и экономические науки. Затем они переходили на юри­дический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисциплины по избранной спе­циальности. (Кстати, первое светское специальное учебное заведение в Москве — Школа математиче­ских и навигацких наук — было основано Петром I еще в 1701 г. Школа помещалась в ныне уже не су­ществующей Сухаревой башне.)

Однако, несмотря на успехи, достигнутые в сфере образования в средние века и в новое время, следует отметить тот факт, что доступно оно было только от­дельным, весьма небольшим слоям общества, — большинство населения не имело возможности полу­чить не только высшее, но даже среднее образование. Положение начало меняться с конца XIX в. А XX в. стал временем перехода большинства стран мира к всеобщему среднему образованию. Были предприняты попытки полной ликвидации негра­мотности среди населения. В развитых странах полу­чение среднего образования стало обязательным. Се­годня можно констатировать тот факт, что образова­ние в XX в. превратилось в одну из важнейших сфер общественной жизни и деятельности. Расходы на не­го составляют в развитых странах до 8—9% ВНП.Однако в некоторых развивающихся странах поло­жение с ликвидацией неграмотности нельзя назвать благополучным — доля неграмотного населения в них, по различным данным, составляет от 75 до 85% всего населения. Такое положение фактически обре­кает эти страны на отставание в области экономики,

ибо эффективное развитие последней сегодня воз можно только на базе достижений НТП и при нали чии огромного количества высококвалифицирован ных кадров.

Основным институтом современного образования является школа. От других форм обучения она отли­чается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа, наря­ду с учебными заведениями иных типов, осуществля­ет подготовку квалифицированных кадров для раз­личных сфер человеческой деятельности. Школа — один из основных элементов системы образования.

Под системой образования понимается совокуп­ность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управ­ления, а также комплекс принципов, определя­ющих ее функционирование. Характер системы обра­зования в любом государстве определяется социаль­но-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особен­ностями страны.

Требования общества к образованию выражают­ся в системе принципов государственной образова­тельной политики. В настоящее время образователь­ная политика в РФ строится на следующих принци­пах:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребноетям обучаемых;

7) светский характер образования в государствен­ных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-обществен­ный характер управления и самостоятельность обра­зовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и со­держания образования. Среди основных направле­ний проводящейся реформы можно выделить:

а) демократизацию системы обучения и воспита­ния;

б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса об­разования;

в) компьютеризацию процесса образования;

г) интернационализацию процесса образования.

В ходе их реализации предполагается:

1) видоизменить организацию и технологию обу­чения, сделать ученика полноценным субъектом об­разовательного процесса. Сегодня по-настоящему эф­фективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повы­шение роли обучаемого в процессе освоения получа­емой им информации;

2) по-иному подойти к выработке критериев эф­фективности результатов образования — ими долж­ны стать не только полученные обучаемым зна­ния, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необ­ходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выживаемости в XXI в.

В настоящее время в России идет становление но­вой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменения­ми в педагогической теории и практике учебно-вос­питательного процесса. Происходит смена образова­тельной парадигмы: предлагаются новое содержание и новые подходы к образованию. Содержание образо­вания дополняется современными процессуальными умениями, направленными на развитие способностей оперирования информацией. Традиционные способы ретрансляции знаний — устная и письменная речь — уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей гло­бального масштаба. Особая роль отводится духовно­му воспитанию личности, становлению нравственно­го облика человека XXI в.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иллюстрация. | ВВОДНАЯ ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты