КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПодражаниеЕсли мы идём по пути духовного роста и одновременно переживаем период узнавания других людей, мы можем столкнуться с опасностью подражания. Если мы хотим расти, то мы расположены по отношению к другим людям, особенно к тем, которых считаем наиболее продвинувшимися на пути духовного роста. Мы расположены к таким типам поведения и подходам, которые соответствуют более высоким образцам, более высоким уровням духовного развития. У тех, кто стремится повысить собственный духовный уровень, легко может сработать известный в психологии механизм подражания. В сущности, в первые годы жизни мы, человеческие существа, всему учимся посредством подражания. Следовательно, этот механизм соответствует нашей природе и потому неизбежен. Даже те люди, которые говорят, что они никогда никого и ничто не копировали, основывают свои умственные разработки на том, что они видели, слышали, с чем соприкасались или о чём, в любом случае, предварительно знали. Однако следует опасаться таких ситуаций - особенно в любви, - когда оказывается, что мы всё перенимаем у партнёра, не сообразуясь со своей собственной личностью, со своими личными духовными ценностями. Подражание такого типа приводит к тому, что мы отождествляем себя с чем-то вне нас, прерывая тем самым свой личностный рост. Как это ни парадоксально, если психологический механизм, предназначенный для повышения собственного уровня познания, используется без "фильтров", не подвергается анализу, не пропускается через наш жизненный опыт, не сообразуется с полученным нами воспитанием и нашими духовными ценностями, он становится тоталитарным, переходит в абсолют. В таком случае он называется иначе. Это уже не активное, но пассивное подражание, которое перерастает в экзальтацию, восторженное отношение к партнёру. Мой опыт подсказывает, что экзальтация всегда скрывает в себе высокую степень неуверенности, повышенную психическую и духовную хрупкость. Так мы рискуем усвоить, перенять свойства, черты, не соответствующие структуре нашей личности, присущие исключительно тому лицу, которое ими обладает. Если по окончании периода психологического познания партнёра мы впадаем в нервное истощение, в этом следует винить ошибочный способ осуществления наших с ним отношений. Истинная любовь никогда - повторяю: никогда! — не приводит одного из партнёров к неврозу, к нервному переутомлению. Общаться с людьми более развитыми, чем мы, достигшими более высокого духовного уровня, нужно таким образом, чтобы их присутствие, их подходы и поведение способствовали росту нашего сознания. Следовательно, нужно не копировать других людей, но получать от них стимул к преобразованию, перестройке собственного "я" на более высоком уровне: в соответствии с нашим ритмом и при помощи наших личных психологических приёмов. Завершение процесса нашего личностного роста наступит не в тот момент, когда окончится погоня за внешними для нас моделями — пусть даже прекрасными, полными мудрости, — но только когда он приведёт к максимальной реализации нашего собственного потенциала. Каждый из нас идёт к познанию своей дорогой. Всё это подтверждает наличие в отношениях истинной любви взаимного уважения, совместного роста, но не взаимного отождествления или подражания.
|