Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Процесс производства керамических изделий, его основные этапы. Способы декорирования керамических товаров.




Технологическая схема производства керамических товаров (основные операции):подготовка сырьевых материалов, получение керамической массы, формование изделий, сушки, обжиг и декорирование.

Подготовка сырьевых материаловвкл. сортировку, измельчение и обогащение тех глинистых веществ, отощающих материалов и плавней, образующих черепок, а также материалов для глазури и керамич-ких красок. Цель подготовки - достижение нужной тонины помола и чистоты.

Получение керамической массыпредусматривает удаление избыточной влаги из обогащенной керамической суспензии на специальных фильтр-прессах.

Формование изделийосуществляется двумя способами: в форме из пластич-кой керамической массы и литьем из клинкера.1ый способ применяют для получения изделий, имеющих форму тел вращения(тарелки, чашки, чайники и др.):в гипсовую или пластмассовую форму подается порция керамической массы, которая затем обжимается шаблоном. Литьем из клинкера получают изделия более сложной формы(суповые вазы, блюда, салатники, кувшины и др.).

Сушка – след. этап. Основная цель - придание полуфабрикату необходимой для дальнейшей обработки механической прочности.

Обжиг- операция процесса произв-ва, при которой формируется черепок с присущими ему св-вами. Для больш-ва фарфоровых изделий применяется двукратный обжиг:1ый - на утель,2ой - политой. При 1ом обжиге изделиям придаются механич-кая прочность и неразмокаемость при последующем глазуровании, при 2ом - окончательно формируются св-ва, происходит разлив глазури и ее сцепление с черепком.

Особенности при обжиге и др. видах керамики:основные св-ва фаянса формируются на стадии утельного обжига;политой обжиг осуществляется при более низкой температуре. Полуфарфор обжигают по однократной схеме с глазурованием по сырому черепку, хотя применяется и двукратный обжиг, как для фаянса.

Обжиг майолики может быть одно- или двукратный, но температура обжига еще ниже.

После обжига охлажденные изделия сортируют и подвергают различной обработке (шлифуют и полируют края, ножки, удаляют надглазурную засорку, заделывают некоторые дефекты, моют, сушат), а затем направляют на декорир-ние.

Декорир-е керамич-ких изделий бывает надглазурное и подглазурное. Наиболее распространено надглазурное декорир-е, при котором цветовые тона получаются яркие,насыщенные. Подглазурное декорир-е требует большего мастерства, знаний, учета специфики и особен­ностей применяемых красок,керамики. Подглазурные рисунки долговечны,т.к. защи­щены от химич-ких, механич-ких и др. воздействий слоем глазури. Осн. видами украшений фарфорово-фаянсовых изделий явл-ся следующие:

Усик, отводка, лента —простейшие украш-я в виде непрерывной круговой полоски различной ширины:до 1мм - усик,от 1 до 3 мм -отводка,от 4 до 10 мм - лента. Выполняются укра­ш-я красками или препаратами золота.

Трафарет - рисунок, полученный с помощью гибких металлич-ких или пластмассовых пластинок, имею­щих вырезы в соответствии с контуром наносимого рисунка.С помощью пульверизатора через наложенные пластинки-трафареты в прорези распыляют краску.Для трафарета характерны рез­ко очерченные контуры рисунка,отсутствие плавного пе­рехода от одного тона краски к другому.

Крытъе - однотонная или тоновая раскраска изделия аэрографом.Может быть сплошным или частичным - полукрытье (часть корпуса изделия шириной свыше 20 мм). Сплошное крытье может выполняться под трафарет или с прочисткой по заданному рисунку. Тоновое крытье может быть нисходящим и восходящим.

Штамп - мелкий однотонный рисунок,выполненным краской или золотом с помощью резинового валика или пластинки.

Печать - однотонный рисунок,выполняемый только красками, размеры его крупные, разнообразной тематики. Печать наносится на изделие с граверной доски ч-з папиросную бумагу,эластичную резиновую или пластмассовую мембрану.Края и линии рисунка расплывчатые, нечеткие.

Шелкография . Для этого рисунка характерны рельефность и точечность.

Деколь –рисунок,плученный по принципу переводных картинок.

Живопись - рисунок,выполненный вручную красками или золотом. Хаар-зуется наличием мазков (следом от кисти).

Травление - особый прием получения рисунка, основанный на химич-ком разрушении глазури плавиковой кислотой с последующей росписью золотом.

Фотокерамика (фотопечать) –получение фотографии на керамике.

Дополнительные украшения:

арабеска - узкий бортовой рисунок, выполненный вручную золотом,редко краской;

• дорисовка — раскрашивание вручную отдельны элементов основного рисунка препаратами золота и краской;

• разделка медальона - разрисовка вручную или обвод­ка краской, золотом границ овала или круга, внутри кото­рого часто находится основной рисунок;

разделка рельефа золотом - разрисовка вручную зо­лотом всех деталей рельефа корпуса или борта;

пестрение рельефа - частичная разрисовка золотом отдельных деталей с целью подчеркнуть их и обогатить ос­новной рисунок;

промазка рельефа - сплошное покрытие золотом рельефа или отдельных деталей изделия (ручки, носика);

цировка - гравированный рисунок по матовому золоту.

Разделки фарфоро-фаянсовых изделий по сложности делят на группы. Для фарфора их предусмотрено 10, для фаянса - 7.

Украш-я могут быть расположены на изделии букетом, бывают раскидными, бортовыми и сплошными.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты