КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬАбеляр Пьер (1079 – 1142),французский богослов, ученый и педагог. Отстаивал идею, что следует полагаться не только на авторитеты, но и наращивать свои знания своим разумом. Школа Абеляра сыграла важную роль в создании Парижского университета. Предложил оригинальный метод «да – нет», заключающийся в сопоставлении различных точек зрения в дискуссиях и комментариях. Аквинский Фома (1225 – 1274), представитель схоластики. Он стремился в своем учении к синтезу веры и разума в форме гармонизации христианского откровения и греческой философии (аристотелизма). Согласно учению Ф. Аквинского, мы в состоянии с помощью мышления постичь бытие. Однако невозможно с помощью нашего мышления проникнуть за границы бытия, чтобы постичь Бога, т. е. смысл бытия. Труды: «Сумма теологии», «Сумма истины католической веры против язычников» «Комментарии к Библии», «Спорные вопросы», «О правлении князей». Амонашвили Шалва Александрович (род. 1931), грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования. Основные исследования сосредоточены на поиске нового содержания, методов и форм обучения в начальной школе. Ш.А. Амонашвили считает, что вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, организационные формы, «пройдя сквозь душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными, гибкими, целенаправленными и потому – эффективными». Педагогическая система Амонашвили проникнута любовью к детям, гуманным отношением к ним. Труды: «Обучение. Оценка. Отметка», «Созидание человека», «Здравствуйте, дети!», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников», «Как живете, дети?», «В школу – с шести лет», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», «Размышления о гуманной педагогике». Аристотель (384 –322), древнегреческий философ, ученик Платона, ученый-энциклопедист, имеющий чрезвычайно широкий круг научных интересов: философия, логика, психология, естествознание, история, политика, этика, эстетика, педагогика. Он создал наиболее полную систему воспитания в античном мире. Известно его изречение «Платон мне друг, но истина дороже». По его мнению, воспитание должно быть гармоничным, включать умственную, нравственную и физическую стороны. Аристотель был одновременно сторонником семейного и государственного воспитания. Главная задача государства, по его мнению, – воспитание в народе добродетели. Он создал в Афинах учебное заведение – Ликей (позже его стали называть «лицей»), которым руководил в течение 12 лет. Основал при Ликее библиотеку и первый естественно-исторический музей, в котором были представлены животные со всей Греции. Это учебное заведение просуществовало 860 лет. Своим уважением и любовью к семейному воспитанию Аристотель обозначил одно из важнейших направлений в педагогике. Труды: «Органон», «Метафизика», «Логика», «Этика», «Политика», «Афинская полития», собрание логических и эпистемологических (познавательных) работ, различные изложения этики, политической теории, работы о поэзии и риторике др. БелинскийВиссарион Григорьевич (1811 – 1847), российский литературный критик, философ. Вслед за Радищевым развивал идеи революционного демократизма, в том числе в педагогике, получившие в середине XIX в. значительное распространение. Его называли «совестью русской интеллигенции» и одним из «властителей дум» нескольких поколений. Идеи В.Г.Белинского об общечеловеческом воспитании, формировании личности, воспитании в семье не потеряли своей актуальности и значимости в наше время. В.Г. Белинским положено начало теории и критики детской литературы как особого направления не только в литературоведении, но и в педагогике. Труды: «Письмо к Гоголю», «Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей». Беллерс Джон (1654 – 1725), английский мыслитель. Разработал проект изменения общества путем трудового воспитания всего народа, предложив с этой целью открывать колледжи для воспитания подростков и юношей в духе трудолюбия. Труды: «Предложения об утверждении трудового колледжа». БердяевНиколай Александрович (1874 – 1948), русский мыслитель. Воспитание рассматривал как самосозидание личностью своего внутреннего мира в ходе ее свободной творческой деятельности. Он отмечал, что задача жизни «не педагогическая, не усвоительная», а творческая, обращенная в будущее, устремленная к идеалу. Творческое становление личности является одновременно и ее духовным становлением, оно благотворно влияет на всего человека, формирование положительных душевных качеств и его физическое здоровье. Труды: «О назначении человека», «Самопознание». Бецкой Иван Иванович (1704 – 1795), российский общественный и государственный деятель. И.И.Бецкой относится к числу педагогов-просветителей, которым удавалось воплощать в жизнь свои идеи. Он стал одним из крупных организаторов ряда уникальных учебных заведений (Института благородных девиц в Петербурге и «мещанского отделения» при нем), доказал необходимость государственной системы школ. При всей прогрессивности педагогических взглядов был сторонником «просвещенного абсолютизма» и придерживался принципа сословности в образовании, что сказалось на его практической деятельности как организатора школьной системы. Труды: «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества», «Генеральный план императорского воспитательного дома» и др. Вентцель Константин Николаевич (1857 – 1947), русский педагог, представитель концепции «свободного воспитания». К.Н.Вентцель и С.Т.Шацкий сформулировали ряд принципов, одним из которых стал принцип самоценности детства. По мнению этих исследователей, при организации воспитательно-образовательного процесса нужно исходить из уважительного отношения к ребенку, его внутреннему миру. Основой учебно-воспитательного процесса должно быть создание условий для естественного развития природных сил и дарований ребенка, так как при отсутствии ограничений наиболее полно раскрывается и проявляется его индивидуальность. Труд «Декларация прав ребенка». Гельвеций Клод Адриан (1715 – 1771), французский философ, просветитель. Отрицал наличие природных различий между людьми в процессе формирования человека, сделал вывод о том, что человек формируется исключительно под влиянием среды и воспитания и по своей сути является продуктом общественных условий и отношений. Эти идеи К.А. Гельвеция, хотя и не во всем верные, сыграли важную роль в становлении теории личности. Его идеи, отрицающие деспотизм, реакционное духовенство, обосновывали новые цели воспитания, единство личных и общественных интересов, содержание светского образования и были с энтузиазмом восприняты сторонниками революции во Франции и многими педагогами-просветителями в других странах. Труды: «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». ГербартИоганн Фридрих (1776 – 1841), немецкий философ, педагог, психолог. И.Ф. Гербарт, по сути, впервые рассмотрел педагогику как теоретическую дисциплину, связал ее с психологией и философией, упорядочил и обогатил систему педагогических понятий. Особенно значителен вклад И.Ф. Гербарта в теорию и методику обучения: он обозначил многосторонность интересов как цель обучения, исследовал ее логические формы и ступени, а также обратился к рассмотрению различных учебных предметов на разных ступенях обучения. В педагогических взглядах И.Ф. Гербарта прослеживается попытка доказательства того, что учителю и воспитателю мало обладать природным дарованием, педагогическим тактом, ему необходимо знание психологии, этики, теории воспитания. Труды: «Общая педагогика», «Очерк лекций по педагогике», «Психология как наука», «Письма о применении психологии к педагогике», «Практическая философия». Гердер Иоганн Готфрид (1744 – 1803), немецкий теоретик неогуманизма. Центром его педагогической теории является понятие гуманности, а важнейшим средством ее воспитания он считал античную греческую культуру: «греческое искусство есть школа гуманности». Труды: «Идеи к философии истории человечества», «Письма для поощрения гуманности», «Начало языка. Исследования о происхождении языка». Герцен Александр Иванович (1812 – 1870), российский философ, писатель. Педагогические идеи А.И. Герцена, во многом совпадая со взглядами В.Г. Белинского, оказали значительное влияние на общественно-педагоги-ческое движение в России. Особенно привлекательными для значительной части интеллигенции, в том числе молодежи, оказались мысли о воспитании человека – «реальной личности» – благородного, верного интересам народа, стремящегося к преобразованию общества. Ценными являются заметки А.Н. Герце на о взаимоотношениях педагога и воспитанника, внешней и внутренней дисциплине детей, авторитете воспитателя. Дальнейшее развитие эти идеи получили в трудах Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова. Труды: «Кто виноват?» (о Руссо), «Былое и думы» (глава об Оуэне), «Опыт беседы с молодыми людьми», «Разговор с детьми». ГессенСергей Иосифович (1887 – 1950), русский педагог и ученый. Доказывал, что в основу педагогических знаний должна быть положена философия, т. е. педагогика – теоретическое обоснование образовательной деятельности, основанной на философии. Образование, по его словам, есть не столько развитие индивидуальности человека, сколько его насыщение культурными ценностями – науками, искусством, нравственностью и др. Труды: «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». Гумбольд Вильгельм (1767 – 1835), немецкий теоретик неогуманизма. Он считал, что задачу развития «свободного и самостоятельного человека» можно реализовать только в негосударственных учебных заведениях: «Если воспитание должно развить человека вообще независимо от определенных, окружающих его гражданских форм, то в таком случае оно не нуждается в помощи государства». Труды: «Идеи к опыту установления границ государства», «О сравнительном изучении языков», «О различии строя человеческих языков». Демокрит (460 – 370 до н.э.), древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. В философских взглядах обращался к законам природы и мышления. Основной источник познания, по Демокриту, – чувственное восприятие, но более совершенное знание достигается разумом. Развитие человека зависит от природы и воспитания. Они должны быть соотнесены: воспитание следует строить так, чтобы оно соответствовало природе ребенка (принцип природосообразности). Воспитание он рассматривал как обладание мудростью, т.е. тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Заниматься, по его словам, воспитанием надо «ночью и днем, на родине и на чужбине». Создал около 70 трудов, но в полном объеме не сохранилось ни одного. Дидро Дени (1713 – 1784), французский философ, убежденный сторонник просвещения и научного прогресса, являющийся теоретиком реалистического направления в педагогике, теории воспитания и обучения. В обучении отделял гуманитарные науки от точных и естественных, что означало не пренебрежение ими, а стремление решительнее указать на тенденцию реального образования, которое в то время приобретало все большее значение для общества. Труды: «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства», «Систематическое опровержение произведения Гельвеция “О человеке”». ДистервегФридрих Адольф Вильгельм (1790 – 1966), немецкий педагог, реформатор школьной системы. Многое сделал для совершенствования учительского образования и организации общественно-педагогического движения в Германии. Еще при жизни его называли «немецким Песталоцци» и «учителем немецких учителей». Он обогатил науку о воспитании новыми принципами, связав их с главным – природосообразностью, внес большой вклад в теорию и практику развивающего обучения. Ф.А.В. Дистервег – автор более 20 учебников по математике, географии, астрономии, немецкому языку и др. Всего им написано более 200 работ. Труд: «Руководство к образованию немецких учителей», «Руководство к математической географии», «Элементарная геометрия», «Руководство для немецких учителей». Дюркгейм Эмиль (1858 – 1917), французский представитель социальной педагогики. Он выдвинул концепцию «стадий цивилизации» и «коллективных представлений»: человечество, проходя исторические стадии своего развития, разрабатывает собственные идеалы воспитания – «коллективные представления». Процесс воспитания – это приобщение каждого члена общества к «коллективным представлениям» своего времени. Труды: «О разделении общественного труда», «Элементарные формы религиозной жизни». ДьюиДжон (1859 – 1952), американский философ, педагог, психолог, один из основоположников прагматической педагогики, которая сформировалась под влиянием философского прагматизма и некоторых взглядов Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта. Ценность идей и понятий прагматики определяют исключительно практическими результатами их применения, истинным считается то, что приносит успех, пользу конкретному человеку. Главная цель воспитания, по Дж. Дьюи, – содействовать самореализации личности, осуществлению ее желаний и спонтанных (самопроизвольных) интересов. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи сыграла положительную роль в преобразовании прежней системы воспитания и образования, приблизила школу к жизни, активизировала процесс обучения. К недостаткам прагматической педагогики следует отнести некоторое снижение теоретического уровня школьного образования и принятых критериев знаний учащихся. Труды: «Школа и ребенок», «Школа будущего», «Демократия и образование», «Социально-педагогическая теория». Кальвин Жан (1509 – 1564), французский мыслитель, главный идеолог Реформации стоял особенно далеко от гуманистических воззрений Возрождения. Он выступил с проповедью «светского аскетизма»: во главе угла при воспитании должны быть смирение и покорность Богу. Перевел на французский язык Библию, которая стала важнейшим пособием при обучении и воспитании. Труды: «Наставления к христианской жизни», «Наставления». Кампанелла Томмазо (1568 – 1639), итальянский философ, гуманист, социалист. В его труде «Город солнца» много надуманного и фантастического, но, тем не менее, его педагогические взгляды гораздо реалистичнее взглядов Т. Мора. Идеи Т. Кампанеллы – общедоступность и разносторонность образования, наглядность в обучении, трудовое и нравственное воспитание. Он стал одним из первых ученых, выступивших против старой системы воспитания и обучения, господства классицизма и обозначивших новые подходы к широкому образованию с акцентом на естественные науки. Труды: «Город Солнца», «Философия, доказанная ощущениями». Кант Иммануил (1724 – 1804), представитель немецкой классической философии. Он занимался проблемой развития высокого «нравственного чувства»: по его мнению, путь нравственного развития – это непрестанный самоотчет для правильного определения своей жизни. Воспитание он расценивал как одну из важнейших сфер человеческой деятельности: «Человек может стать человеком только через воспитание. Он то, что делает из него воспитание». Познание по И. Канту, проходит три ступени: чувственное созерцание, анализирующий рассудок, разум (высшая ступень познания). Для И. Канта чувственное созерцание и анализирующий рассудок взаимосвязаны. Труды: «Трансцендентальная логика», «О педагогике», «Ответ на вопрос: что такое просвещение». Каптерев Петр Федорович (1849 – 1922), русский ученый, педагог, общественный деятель. Взгляды П.Ф. Каптерева сложились под влиянием идей Я.А. Коменского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Он исследовал важные проблемы теории обучения и истории отечественной педагогики, детской и педагогической психологии, многое сделал для распространения психологических знаний среди учителей. Отстаивал идею демократизации школы, включающую обновленное содержание образования, расширение сети школ, активное обращение к дидактике развивающего обучения, повышение уровня подготовки учителя. Труды: «Педагогическая психология», «Дидактические очерки», «Педагогический процесс», «История русской педагогики». Квинтилиан Марк Фабий (42 – 118), древнеримский педагог, теоретик ораторского искусства, является автором первого известного специального педагогического труда, в котором высказаны идеи о дидактике и методике обучения, воспитании ребенка в детском коллективе, связи школы с жизнью, профессиональных качествах педагога и его взаимоотношениях с воспитанниками. Его педагогические взгляды получили широкую известность в XVI – XVII вв., к ним обращались педагоги-гуманисты. Труд «О воспитании оратора» (в 12 книгах). КоменскийЯн Амос (1592 – 1670), чешский философ-гуманист, педагог. Открыл и сформулировал законы обучения и воспитания: принципы природосообразности, наглядности, системности, последовательности. Труды Я.А.Коменского знаменуют переход педагогической мысли в новое, научное качество. Он заложил научные основы педагогики, отстаивал демократические принципы организации школ, создал классно-урочную систему, теорию дидактики. Открытия Я.А.Коменского пережили века, явились основой ряда новых направлений, находят широкое применение в современных системах образования. Труды: «Великая дидактика», «Открытая дверь к языкам», «Астрономия», «Физика», «Материнская школа», «Пансофическая школа», «Мир чувственных вещей в картинках», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Кондильяк Этьен Бонно (1715 – 1780), французский просветитель. Он считал, что содержание образования должно следовать «историческому порядку открытий человечества», так как школьнику необходимо мысленно пройти тот же путь, что прошло самостоятельно человечество. Знаменитая статуя Э.Б.Кондильяка, наделенная им ощущениями и признающая объективный мир, не способна познать его, так как познавательную деятельность он свел к чистой чувственности, объявив при этом духовные способности человека превращенными ощущениями. Труд «Трактат о системах, в которых вскрываются их недостатки и достоинства». Кондорсе Жан Антуан (1743 – 1794), французский философ, просветитель, математик, автор плана создания государственной системы образования во Франции, в котором провозглашался принцип всеобщего обязательного бесплатного образования. Проект не был реализован, но, тем не менее, план был интересен содержащимися в нем рационалистическими идеями, явился одним из первых планов в образовании, выдвинутых буржуазией, пришедшей к власти и давшей человечеству возможность оценить ее принципы, подходы к образованию. Труд «Доклад об общей организации народного образования». Конфуций (551 – 479 до н.э.), древнекитайский мудрец и педагог, покровитель науки и образования, основоположник конфуцианства – этико-политического и педагогического учения мирового масштаба. Конечная цель человека, по Конфуцию, чисто земная: укрепление нравственности и преодоление невзгод в создаваемом гармоничном обществе. Основная цель воспитания – «благородный муж», «совершенный человек». Главное в образовании – знание исторического наследия, а в поведении – верность старине, древним обычаям. Универсальные законы жизни – гуманность и этикет. Конфуций обобщил опыт Древнего Китая и высказал оригинальные идеи о воспитании, в основе которых лежали общефилософские и социальные воззрения. Спокойствие общества должно покоиться на воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Конфуций не оставил письменных трудов, но ученики и последователи записали его высказывания в книге «Лунь-Юй» («Суждения и беседы»), представляющей собой несистематизированные афоризмы. Вот некоторые из них: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно»; «Если не можешь совершенствоваться сам, то, как ты можешь совершенствовать других людей»; «Учиться без пресыщения»; «Учиться и время от времени повторять изученное». КрупскаяНадежда Константиновна (1869 –1939), советский педагог, государственный и общественный деятель,организатор народного образования. В своих работах обращалась к широкому кругу педагогических проблем: к проблемам коммунистического воспитания, трудового воспитания и обучения школьников, вопросам коллективизма, семейного воспитания, методике преподавания отдельных предметов, положению женщины-матери и работницы, теории и практике пионерского движения, к проблемам подготовки учительских кадров. Представляют интерес взгляды Н.К.Крупской на политехническое образование: по ее мнению, настоящую школу следует строить как школу политехническую, тесно связанную с трудовым воспитанием и обучением. Труды: «Народное образование и демократия», «Школа и пионердвижение», «Письма пионеркам», статьи о политехническом образовании. Ксенофонт (430 – 355 до н. э.), древнегреческий мыслитель. Автор первого античного педагогического романа «Воспитание Кира». Он полагал, что образование должно быть делом государства и воспитывать следует справедливых граждан. Лепелетье Мишель Луи (1760 – 1793), французский политический деятель, просветитель. Утверждал, что народу необходимо доступное образование, выступал за обеспечение «в домах национального воспитания» (интернатах) равенства в обращении, питании, одежде, обучении. Принято считать, что из всех проектов по реорганизации образования и воспитания периода буржуазной революции проект М.Л. Лепелетье был самым радикальным. Труд «План национального воспитания». Лесгафт Петр Францевич (1837 – 1909), русский педагог, врач, общественный деятель. Талантливо восполнил пробелы в отечественной педагогике, связанные с вопросами физического и семейного воспитания. Оправдал предсказание К.Д. Ушинского о том, что серьезная разработка научной теории физического воспитания может быть сделана ученым-врачом и педагогом. П.Ф. Лесгафт снискал уважение современников за свою подвижническую общественную деятельность в области просвещения. Его труды широко используются при подготовке спортсменов и специалистов в области физического воспитания. Труды: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение». Локк Джон (1632 – 1704), английский философ и просветитель. Педагогическая теория Дж. Локка была основана на его философии, в которой он разделял идеи материализма и идеализма, приверженности буржуазии, нового дворянства. Педагогические ценности должны быть ориентированы на семейное воспитание. Цель воспитания, по Дж. Локку, – сформировать «джентльмена» – добродетельного, деятельного, физически крепкого человека, умеющего владеть собой, обладающего ясной мыслью и жизненно необходимыми знаниями. Дж. Локк считается одним из создателей буржуазной педагогики. Его теория применима к воспитанию в среде состоятельных людей, ценна идеями, разрушающими прежнюю ограничительную систему воспитания и обучения и утверждающими новую, более свободную и рациональную. Педагогика Дж.Локка оказала значительное влияние на развитие педагогической теории и практики в Англии. Труд «Мысли о воспитании». Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765), русский ученый-энциклопедист, педагог, создатель Московского университета (1755). М.В. Ломоносов обращался к вопросам дидактики: в своих трудах он писал о содержании образования (особое внимание уделялось изучению русского языка), принципах и методах обучения, классно-урочной системе занятий, требованиях к ученикам, им были заложены основы педагогической этики. От М.В. Ломоносова берет начало российское просвещение нового времени. Доказывая преимущества людей образованных, он одним из первых обращается к идее народности воспитания, получившей дальнейшее развитие у В.Г. Белинского и К.Д.Ушинского. Труды: «Регламент московских гимназий», «Регламент академической гимназии», «Риторика», «Российская грамматика». Луначарский Анатолий Васильевич (1875 – 1933), советский ученый, государственный деятель. Многое сделал для становления новой школы. Школа стала единой, трудовой, политехнической, с развитыми демократическим началами (широкой гласностью, самоуправлением учащихся, привлечением родительской общественности), тесными связями с жизнью. Участвовал в создании новых школьных программ, поощрял педагогическое творчество. Новатор по своей натуре, А.В.Луначарский многое сделал для творческого подъема педагогики в 1920-е гг. Оставил после себя богатое наследие: это не только 62 тома его сочинений (проза, стихи, пьесы, критика, философия, эстетика, литературные портреты современников и др.), но и опыт культурного строительства, изменения в духовной жизни, системе образования. Труды: «О народном образовании», «Основы просветительской политики советской власти», «Ленин и народное образование». Лютер Мартин (1483 – 1546), «отец» Реформации в Германии. Он признавал необходимость и важность гуманистического образования в духе Возрождения. Инициатор создания протестантских школ. По его высказываниям, полноценного образования достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и пр. Остальное население должно приобретать элементарное образование. Труд «О желательности посылать детей в школу». МакаренкоАнтон Семенович (1888 – 1939), советский педагог и писатель, сумевший удачно воплотить свою теорию на практике и добиться впечатляющих результатов, имея дело с трудными воспитанниками. В 1920 г. А.С.Макаренко организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, в которой сильнейшим орудием воспитания являлся коллектив воспитанников. А.С.Макаренко сформулировал законы развития коллектива, важнейшими из которых он считал «систему перспективных линий» и «принцип параллельного педагогического действия». Воспитание в коллективе он соединял с правильно поставленным трудовым воспитанием. Труды: «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Флаги на башнях», «Методика организации воспитательного процесса». Мономах Владимир (1053 – 1125), великий князь, образованнейший государственный деятель Киевской Руси. Его «Поучение детям» является одним из первых отечественных литературных памятников. Считая одним из путей возвышения Руси развитие ее культуры и просвещения, Владимир Мономах писал в своем труде о воспитании, качествах достойного человека, хорошего христианина: храброго, преданного своей земле, уважающего образование и книгу. Труд «Поучение Владимира Мономаха детям». Монтень Мишель (1533 – 1592), французский гуманист, рассматривал человека как наивысшую ценность, верил в неисчерпаемые возможности человека, признавал необходимость опоры в воспитании на склонности и задатки детей. Он писал: «Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но и смысл и самую суть его»; «Мы берем на хранение чужие мысли и знания. Нужно, однако, сделать их собственными». Предложил концепцию человека нового времени – широко образованного и критически мыслящего. Основной труд: «Опыты». Монтескье Шарль Луи (1689 – 1755), французский мыслитель, педагог. Выдвинул следующую программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятие деспотии абсолютной монархии, замена сословной школы системой демократического, национального образования для всех граждан. Труд «Дух законов». МонтессориМария (1870 – 1952), итальянский педагог, врач, философ, создатель школы для слабоумных детей. Впоследствие ее опыт был перенесен на здоровых детей и реализован в образовательных учреждениях. Педагогика М.Монтессори исходит из принципа природосообразности и идеи свободного воспитания. Свое направление в образовании она строит на нескольких принципах: интерес ребенка, сотрудничество детей разного возраста и сотрудничество детей и педагогов. Педагогика должна быть обращена к чувственному восприятию детей, которое, по М. Монтессори, составляет основу умственной жизни. Это яркий пример талантливого применения принципа природосообразности в педагогике сотрудничества. Педагогика М. Монтессори – реформаторская педагогика. Труды: «Дом ребенка. Метод научной педагогики», «Руководство к моему методу», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе», «Антропологическая педагогика». Мор Томас (1478 – 1535), английский гуманист, ранний социалист, государственный деятель. В своем главном труде впервые публично подверг критике общество, основанное на частной собственности, и высказался за новое, социалистическое общественное устройство. Т.Мор является одним из основателей социалистического направления в педагогике, Его основные идеи: равенство в образовании мужчин и женщин, единое обучение и воспитание, соединение обучения с производительным трудом, гармоничное сочетание умственного и физического труда для всех граждан общества. Труд «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (сокращенно – «Утопия»). Оуэн Роберт (1771 – 1858), английский философ, педагог, социалист. Несмотря на то, что Р.Оуэн переоценивал роль воспитания, его эксперименты, производимые в Нью-Лэнарке (Шотландия), были интересны и поучительны. Он первым на практике ввел идеи социализма в воспитание. В Англии и других странах получили поддержку его взгляды на организацию воспитания, в том числе идея о соединении обучения с производительным трудом. Он первым в мире создал учреждения дошкольного воспитания, где педагоги широко применяли игры, заботились о физическом и эстетическом развитии детей. Труды: «Новый взгляд на общество, или Опыты о принципах образования человеческого характера», «Книга нового нравственного мира». Песталоцци Иоганн Генрих (1746 – 1827), швейцарский педагог. Обогатил содержание обучения и добивался, чтобы задачей воспитания в народной школе стало развитие духовных сил и способностей ребенка в соответствии с принципом природосообразности. Исследовал проблемы воспитывающего труда и развивающего обучения. Подготовил много учителей, приобщив их к теории элементарного образования, вооружив своими методиками. В результате уровень народных школ Швейцарии значительно повысился, их опыт изучали и перенимали в других странах. Плодотворная деятельность И.Г. Песталоцци в области семейного и трудового воспитания, изучении личности ребенка, создания приютов содействовала появлению новых направлений в педагогике. Труды: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Азбука наблюдения», «Наглядное учение о числе», «Лебединая песня». ПироговНиколай Иванович (1810 – 1881), русский ученый, педагог, хирург. Духовно-нравственная педагогика Н.И.Пирогова получила поддержку широких слоев населения, содействовала развитию общественно-педагогического движения. Деятельность Н.И.Пирогова по изменению цели и характера воспитания, гуманизации образования привела к отмене телесных наказаний учащихся, существенным изменениям в учебно-воспитательной работе. Его проект о системе среднего образования оказал большое влияние на школьную реформу 1864 г. Труды: «Вопросы жизни», «Быть и казаться», «О предметах суждений и прений педагогических советов», «Образование и воспитание», «Школа и жизнь». Писарев Дмитрий Иванович (1841 – 1868), русский писатель. Проповедовал идеи свободного воспитания и считал, что традиционная педагогика и школа поощряют насилие над личностью ребенка. В центре его антропологической концепции – борьба за освобождение человека от всех видов порабощения. К задачам школы он относил подготовку образованных людей, способных стать проводниками передовой общественной мысли в народные массы. Труды: статьи «О журнале для воспитания», «О Русском педагогическом вестнике», «Наша университетская наука», «Педагогические софизмы», «Школа и жизнь» и др. Пифагор (УI в. до н.э.), древнегреческий мыслитель. Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения: «не ходи по дороге» (не следуй поспешно за суждением толпы); «уважай закон» (уважение родителей, сдержанность и немногословие); «правильно осуществляемое обучение … должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика»; «всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если недобровольно, то негодно и безрезультатно». Платон (427 – 347), древнегреческий философ, основатель школы в Афинах – Академии, получившей название по своему местонахождению в роще, посвященной полубогу Академу. Академия просуществовала более 900 лет. Педагогические взгляды Платона исходят из его философии и учения о государстве. Платон был одним из первых, кто выдвинул и обосновал идею соотношения государства и воспитания. По мысли Платона, воспитание – главная задача государства, в руках которого оно должно находиться, служить его интересам и его главным сословиям. В предлагаемой Платоном системе воспитания сочетаются черты афинской и спартанской школ, обращается внимание на профессиональные качества воспитателя-учителя. Труды: До наших дней дошло несколько фрагментов досократиков, сохранилось около 30 малых и больших диалогов, а также ряд писем. Среди диалогов выделяют три основных группы: ранние «сократические» диалоги; диалоги, отражающие зрелую доктрину Платона «Государство»; поздние диалоги, к которым принадлежат «Законы». Посошков Иван Тихонович (1653 – 1726), русский мыслитель и педагог. Им обозначена программа образования, включающая славянский язык, письмо, грамматику, арифметику, латинский и греческий языки, ремесла. В его взглядах одновременно присутствуют старорусский консерватизм и горячая поддержка реформ Петра I. Он требовал воспитывать ребенка в «великой грозе», в духе религиозности и покорности, не возражал против физических наказаний. Труды: «Завещание отеческое к сыну своему», «Об обучении народа грамоте». Рабле Франсуа (1494 – 1553), французский писатель, ученый-гуманист. Для педагогических взглядов Ф. Рабле характерен возврат к античности. Он дополнял его призывами проявлять усердие в науке и особенно в естествознании, чего требовало новое время. Предлагаемые Ф. Рабле методы воспитания опережали время, позже его идеи природосообразности, изучения ребенка, системы домашнего воспитания переживут свое второе рождение в трудах Дж.Локка, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей-педагогов. Труд «Гаргантюа и Пантагрюэль» (в 5 книгах). Радищев Александр Николаевич (1749 – 1802), русский писатель, философ. Педагогические взгляды А.Н.Радищева сложились под влиянием его философских и политических убеждений. Он стал зачинателем русского революционного просветительства, одного из самых радикальных направлений в педагогике. По А.Н. Радищеву, главной целью нового воспитания является подготовка «сына отечества», гражданина, истинного патриота, защитника интересов народа. Образование должно быть доступным для всех, реальным, дающим знание действительной жизни, в отличие от классического, в котором много схоластики. А.Н. Радищев стоял у истоков русской революционно-демокра-тической педагогики, которую развивали в XIX в. В.Г. Белинский, А.Н. Герцен, Н.Г. Чернышевский, А.Н Добролюбов. Труды: «Путешествие из Петербурга в Москву», «Беседа о том, что есть сын отечества», «О человеке, его смерти и бессмертии». Роттердамский Эразм (1466/69 – 1536), голландский мыслитель. С воспитанием связывал преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада. Одним из первых заговорил о собственно народном образовании, выдвинул положение о том, что отношение человека к труду является критерием его нравственности. Труды: «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам», «О методе обучения». Ратке Вольфганг (1571 – 1635), основоположник педагогики Нового времени в Германии. В своей памятной записке «Франкфуртский мемориал» изложил идеи о том, что необходима реформа обучения языкам, реформа школьного дела в целом, реформа всей политической и религиозной жизни в Германии. Им выдвинуты следующие положения (принципы обучения): природосообразность, последовательность, повторяемость, опора на индукцию, обучение на родном языке, обучение без принуждения тому, что понятно. Труды: «Франкфуртский мемориал», «Всеобщее обучение по принципу Ратихия». Руссо Жан-Жак (1712 – 1778), французский философ, писатель, просветитель. В основе мировоззрения Ж.-Ж.Руссо лежали созданные им теории естественного права, естественной религии и естественного воспитания. Последняя сочеталась с идеей свободного воспитания, задача которого состояла в устранении вредного влияния на природу ребенка и способствовала полному развитию идеи свободного воспитания. Предлагаемое Ж.-Ж.Руссо новое естественное воспитание строилось на принципах природы и свободы. Он критиковал феодальную систему образования, которая являлась по существу догматической и античеловечной. Его педагогические взгляды сыграли исключительную роль в становлении новой педагогики (педантизм и недоверие к ребенку заменились глубокой любовью к нему и верой в его совершенную природу). В целом педагогическая концепция Ж.-Ж.Руссо оказалась утопичной. Труды: «Эмиль, или о Воспитании», «Общественный договор», «Исповедь». Сенека Луций (4 до н.э. – 65 н.э.), римский философ и педагог. Он считал, что образование должно формировать самостоятельную личность. Им высказаны меткие замечания относительно принципов и способов воспитания и обучения: «Мы лучше всего научаемся сами, обучая других»; «Результат достигается скорее примером, чем наставлением»; «Можно быть ученым и без заносчивости, без чванства»; «Хорошо все то, что в согласии с природой»; «Человек – вещь священная»; «Чему бы ты ни учил, будь краток»; «Чужие пороки у нас на глазах, а свои – за спиною»; «Искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его»; «Хорошо все то, что в согласии с природой»; «Кто не умеет молчать, не умеет и говорить»; «Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить». Труды: «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Лицилию». Сократ (469 – 399 до н.э.), древнегреческий философ. Сократ ничего не писал. Наше знание об его учении основано на том, что о нем написано другими, главным образом Платоном, в «Диалогах» которого Сократ играет основную роль. Первейшим объектом исследования для Сократа был человек и человеческие дела, мышление, социальные отношения. Утверждая, что знать мы можем только самого себя, ведущую цель воспитания выразил формулой «Познай самого себя». Исходный пункт философии Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Широко применял «сократический метод» (систему наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник убеждается в своей неправоте и подводится к верному выводу). Обращался ко многим этическим проблемам и понятиям: правда и ложь, прекрасное и безобразное, благочестие и нечестивость, храбрость и трусость, справедливость и несправедливость и т.д. Сократ не написал ни одного сочинения, его философские и педагогические взгляды изложены в трудах его учеников. Сорока-Росинский Виктор Николаевич (1882 – 1960), советский педагог. В 1920 г. создал «Школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М.Достоевского» (ШКИД), которая и сделала его широко известным. Свою педагогику В.Н.Сорока-Росинский называл «суворовской», что отвечало характеру и образу жизни воспитанников школы. Важной чертой педагогики В.Н.Сорока-Росинского являлась ориентация на личность педагога, в своей школе он собрал прекрасный педагогический коллектив. Труды: «Школа Достоевского», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской национальной школы». СпенсерГерберт (1820 – 1903), английский философ, социолог и педагог. В педагогике Г.Спенсера можно найти общие черты со взглядами Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Философия Г. Спенсера обращена к проблемам воспитания. Ее главную цель он выводит из идеи о человеческом назначении, суть которого – «жить полной жизнью». Его идеи о воспитании маленького англичанина, который сумеет приноровиться к любым обстоятельствам, отвечали ожиданиям английского общества, вступившего на путь интенсивного промышленного развития. Важно научить детей навыкам самосохранения, сделать их способными со временем зарабатывать себе на пропитание, подготовить человека для служения семье, исполнения общественных и политических обязанностей, занятий литературой, искусством. Труд «Воспитание умственное, нравственное, физическое». Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970), советский педагог, один из тех, кто стоял у истоков движения педагогов-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей. Сильная сторона педагогической системы В.А.Сухомлинского – нравственное воспитание, среди методов которого исключительная роль была отведена слову. Большое внимание В.А. Сухомлинский обращал на содружество семьи и школы, их взаимообогащение и взаимодополнение. По его мнению, совместно с семьей школа должна решать вопросы трудового воспитания, при котором труд объединяет в себе физическое, умственное, эмоциональное и эстетическое начала. Труды: «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви». Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), русский писатель, педагог, создатель теории «свободного воспитания». Л.Н. Толстой доказал, что воспитание является насилием над личностью ребенка, а потому оно недопустимо и следует ограничиваться только образованием. Педагогика Л.Н. Толстого – это педагогика творчества личности. Главным условием успеха образования, как считал Л.Н. Толстой, является создание принципиально новой школы. Ее образцом стала его Яснополянская школа, которая была явлением исключительным (просуществовала она 18 месяцев). Обращаясь к принципам свободы и народности, он стремился создать педагогику, соответствующую образу жизни русского народа. Труды: «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения», «Ясная Поляна». Торндайк Эдуард Ли (1874 – 1949), американский представитель экспериментальной педагогики, первый психолог образования, основатель социальной теории научения. Сформулировал законы научения (законы эффекта, готовности, упражнения, многократного реагирования или «проб и ошибок», отношения или установки, частичной активности, реакции по аналогии, ассоциативного переноса), которые в дальнейшем получили развитие в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Труд «Педагогическая психология». УшинскийКонстантин Дмитриевич (1824 – 1870), великий русский педагог, творец новой отечественной научной педагогики, основанной на идее народности, основоположник русской народной школы. Именно в широком обращении к народности К.Д. Ушинский видел путь к подъему отечественного образования. Он считал, что истинная педагогика немыслима без единства теории и практики, был сторонником и теоретиком развивающего обучения, трудового воспитания. Объединил вокруг себя большую группу педагогов, которые работали вместе с ним над созданием народной школы. На трудах К.Д. Ушинского выросло несколько поколений учителей, он снискал звание «учителя русских учителей». Труды: «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы», «Труд в его психологическом и воспитательном значении», «Детский мир», «Родное слово». Фребель Фридрих (1782 – 1852), немецкий педагог, представитель педагогического романтизма. Является основоположником современных учений дошкольного воспитания в детских садах. Воспитание, по мнению Ф. Фребеля, предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Он сформулировал ряд законов воспитания: самораскрытие божественного начала в душе человека, поступательное развитие человека и природосообразность. Центром его педагогической системы является теория игры. Труды: «Воспитание человека», «Материнские беседы и песни». Цицерон Марк Туллий (106 – 43 до н.э.), оратор, политический деятель, философ и педагог. Его идеал воспитания – совершенный оратор, художник слова и общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Известны его крылатые высказывания: «Пусть всякий упражняется в том искусстве, которое он знает»; «Каков человек, такова и речь его»; «Без добродетели никто не может быть счастлив». Труды: «Об ораторе», «Брут», «Гортензий», «Лелий, или О дружбе», «О природе добра и зла». ЧернышевскийНиколай Гаврилович (1828 – 1889), русский писатель, публицист, философ, один из самых ярких и последних революционеров-демократов, оказавших существенное влияние на развитие отечественной педагогики. Цель воспитания, по Н.Г.Чернышевскому, состоит в подготовке граждан, нетерпимо относящихся к угнетению, любящих свою родину и живущих общественными интересами. Он отстаивал и развивал идеи В.Г. Белинского о народности воспитания. Этот принцип, по его мнению, ведет не только к познанию жизни народа, но и активной борьбе за народные интересы. Труды: «Что делать?», «Пролог», «Антропологический принцип в философии». ШацкийСтанислав Теофилович (1878 – 1934), советский педагог, один из первых российских ученых, обратившихся к педагогике детского сообщества (коллектива). В работе с детьми предлагал идти от того, что рядом с ними (от семьи, дома, школы) к более широким и дальним «перспективам» (обществу). Организовал многообразную полезную деятельность учащихся, предусматривающую профориентацию, развитие организаторских способностей, уделял внимание эстетическому воспитанию, развитию художественного творчества. «Первая опытная станция», созданная С.Т. Шацким, была широко известна в стране и за рубежом. Он дал толчок к развитию идей педагогики детского сообщества, продолженных в дальнейшем А.С. Макаренко, многое сделал для подготовки учителей и становления советской школы в ее лучшем варианте. Труды: «Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии», «Дети – работники будущего», «Изучение жизни и участие в ней». Шлейермахер ФридрихДаниель (1768 – 1834), немецкий педагог, представитель неогуманизма. Он доказывал, что воспитание и образование социально обусловлены. По его мнению, воспитание – это важнейший способ снятия конфликта между старшим и младшим поколениями, установления между ними преемственной связи. Педагогику он рассматривал как искусство, вкладывая в это понятие согласование содержания воспитания и обучения с этикой и политикой государства, имеющего определенное устройство. Высказывал мысль об обновлении содержания образования за счет усиления в преподавании родного языка, математики и природоведения. Труды: «Речи о религии», «Диалектика», «Монологи». Штайнер Рудольф (1861 – 1925), немецкий философ, деятель культуры, являющийся творцом «вальдорфской педагогики». Школьная вальдорфская система воспитания, созданная Р.Штейнером, благотворно влияет на детей, формирует у них стремление к познанию и самостоятельному мышлению, пониманию своего единства с миром, учит жить в гармонии с природой (согласно ритмам жизни человека: пульса, дыхания, суточным, годовым ритмам), достоинством, чувством свободы. Вальдорфской школе нужен «новый учитель», особая подготовка которого требует нескольких лет, а после нее – пребывания в постоянных педагогических исканиях. Труды: «Очерк тайноведения», «Теософия», «Как достичь познания высших миров». Эпикур(341 – 270 до н. э.), древнегреческий философ-материалист. Основал в Афинах в 306 г. до н. э. философскую школу, получившую название «Сад Эпикура». Его учение можно разделить на три части: канонику (теорию познания), физику (учение о природе), этику. Источниками знаний считал чувственные восприятия и основанные на них представления. Восприятия и представления выступали в его учении критериями истинности знаний. Труды: «Письмо к Геродоту», «Письмо к Пифоклу», «Письмо к Менекею», «Главные мысли». Янкович де Мириево Федор Иванович (1741 – 1814),австрийский педагог, приглашенный Екатериной II в Россию для реорганизации системы образования. Реформа образования 1786 г. стала основой становления государственной системы образования. Выступал за идею индивидуального подхода в обучении, развитие мышления каждого ученика на основе особенностей его памяти и сообразительности. Труды: «План к установлению народных училищ», «Руководство учителям первого и второго класса народных училищ».
Приложение 2
|